Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставили призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2024»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
3 месяца,1870 км,7 этапов,14 рек,4 области+Республика в одно весло
Новая тема   Ответ
Автор Сообщение
 костровой
Заокские Просторы
сообщений: 1093
#1 Дата 31.10.2024 20:17 Ответ
 Большое путешествие 2024

Много километров северно-средне-полосной красоты.

В «моём клубе» одно правило — не пользоваться поездами дальнего следования.Только «скрепный» пригород!

 список рек :
1. Шача
2. Кострома
3. Обнора(подъём)
4. Вочь
5. Вохма
6. Ветлуга
7. Пижма
8. Луза
9. Лала(подъём)
10. Пушма
11. Юг
12. Великая(Вятская)
13. Сережа(Нижегородская )
14. Теша

 INTRO
По итогу 42-дневного путешествия прошлого сезона (2023 года), я понял,что хочу дальше развивать тему сольного сплава по речкам Средней Полосы с «перебросками» пригородными поездами(которые для меня бесплатны). Увлекательно в межсезонье «конструировать» такие проекты.Выбираешь речки,подгоняешь логистику общественного транспорта.Иногда «пазл не складывается».— План выглядит несовершенным.Ищешь решение,что-то меняешь.Стараешься максимально оптимизировать заброску,ожидание.И в итоге смотришь в сервисе НАКАРТЕ на замысловатую геометрическую фигуру своих будущих перемещений в пространстве и времени.Остаётся только пройти это всё в «реале».Видишь  какое-то место на карте и возникает  непреодолимое чувство увидеть всё своими глазами,почувствовать атмосферу.
И вот—на анти-стапеле последнего этапа «с чувством глубокого удовлетворения» осознаёшь,что тебе удалось реализовать свой замысел.И задумываешься о  следующем —  ещё более интересном и амбициозном.
И главная цель — еще больше приблизиться к формату путешествия(то есть жизни в дороге),который не имеет каких-то чётких временных рамок.Каждый отдельный этап-маршрут  представляет собой обычный водный поход(ну разве что некоторые этапы длиннее по времени «среднестатистического» сплава).
Но всё вместе — это уже не сумма слагаемых. — Это уже нечто другое — это путешествие — «кусок жизни» в дороге. У тебя есть «некоторый план, которого ты будешь придерживаться»,но нет понимания того,сколько это займёт времени.И нужно в своей жизни сделать так,чтобы у тебя  эти условные 3-4 месяца были...
План
Я решил пройти оставшиеся речки в Костромской области. Звучит  странно, если учесть,что я  был всего-то на десяти. Второй по площади регион ЦФО(немногим менее всей Латвии) богат на сплавные маршруты.Но мой выбор ограничен фильтром параметров. Маршрут должен быть интересен,прост и бюджетен по заброске на общественном транспорте.
Чтобы избежать ожидания на вокзалах и ночёвок (не на маршруте), мне снова нужна  «ближняя» речка перед Костромской областью. Наработки уже были. Я решил продолжить Которосль ,которую ходил вместе с Лахостью в августе 2021.
До Гаврилова Яма(где заканчивал в 2021) я могу добраться из дома в Тульской области одним днём. Анти-стапель и ночёвка у ЖД-станции Река.Утром поезд в Ярославль и потом в Кострому.
Но «что-то пошло не так»(об этом в самом рассказе) и первый этап стартовал уже в Костромской области.

1-й этап / р.Шача → р.Кострома → р.Обнора(вверх) /  от моста ПГТ райцентр Cусанино(райцентр Костромскоя области) до пос. Соколиный ( Любимский район Ярославской области) — ЖД 399 км. / 108,5 км

Между трассой «Кострома—Буй» и рекой Кострома простирается лесная, очень мало заселенная местность.Трассу пересекают 3 левых притока Костромы, достойные внимания водника. Это Меза(самая ближняя к Костроме,используется «коммерсами»), Тёбза(самая дальняя)на которых я был в августе 2021, Андоба(которую я «забраковал» как слишком маленькую,завалистую и не живописную)
и Шача(на которой я еще не был и которая, судя по интернету , является очень неплохим сплавным маршрутом)— вот она-то мне и нужна. Но есть нюанс. «Нормальные» туристы из Шачи вливаются в реку Кострому и заканчивают в Сандогоре,откуда ходит автобус(если нет машины) на Кострому. Но у меня с этим вариантом никак не складывалось. Я не успеваю на  поезд «Буй→Шарья».Мне нужно попасть на эту ЖД-ветку. Это можно сделать, если из реки Кострома подняться по её правому притоку — Обноре в Ярославскую область. Я искал в сети, поднимался ли кто по Обноре из Костромы до железки(и желательно в апреле).«Дураков нет». Обнора—речка весьма бодрая. Да ещё и апрель.И много снега было.Всё-таки решил рискнуть... Шача до Устья 75 км, Кострома между Шачей и Обнорой 11,5 км и 22 км нешуточного подъёма по Обноре до «железки».—(Всего 108,5 км)

2-й этап / маршрут «Три В»/ р.Вочь → р.Вохма → р.Ветлуга / от села Павино(Костромская область ) до посёлка Ветлужский(Нижегородская  область ) / 618 км

После  1-го этапа нужно было переехать на восток области в Шарью. Из Шарьи первоначально я планировал ехать дальше в Кировскую область. Меня интересовал  самый дикий «кировский» участок верхней Ветлуги.
Не  вдаваясь в детали, моя логистика строилась на межобластном пригородном сообщении поезда «Шарья→Свеча»(сейчас вы такого поезда не увидите). В последние дни перед отъездом я случайно узнал,что этого сообщения больше не существует. «Костромской» поезд в «чужую» Кировскую область больше не идёт — а заканчивает в самом восточном крупном населенном пункте области — райцентре Поназырево .«Но если будут просьбы трудящихся—то всё вернем как было».
Ну что ж... —  Просьб трудящихся, видимо не было, поскольку к настоящему моменту не вернули. А кто бы сомневался.Крупный поселок Гостовский вообще оказался отрезан с обеих сторон  от пригородного ЖД-сообщения.Ну прекрасно же?..
После такой «оптимизации» пришлось  отказался от кировских верховьев Ветлуги.
Вочь ,Вохму и Ветлугу, конечно ходят. Но варианта соединить всё вместе я в сети не нашёл. Хотя, если посмотреть на карту, — выглядит очень логично. На Вочь легко заброситься на автобусе из Шарьи а в Шарью легко приехать  на поезде.С Ветлуги можно выбрасываться в той же Шарье(поселок Ветлужский), в городе Ветлуга, откуда ходит автобус до ЖД(Урень) или ниже непосредственно на ЖД — в посёлке Ветлужский(уже Нижегородской области).
Километраж составит : до г.Ветлуга —  458км, а до ЖД—618км .— Есть куда плыть и не бояться,что маршрут быстро закончится!
Жаль,что это будет не «вся Ветлуга»...
В этом плане у меня вызывала сомнения длинная гребля по достаточно широкой населенной Ветлуге. Хотя саму реку я считаю «маст хэв», я «потеряю» на неё много времени, за которое уйдёт вода в речках следующих этапов. (Был альтернативный вариант, который позволял быстро попасть на «железку» «НН—Киров». Для этого надо было из Шарьи ехать проходящим  автобусом в Поназырево и в 3-й раз сплавляться по Нее Поназыревской.
Этот 2-й этап приведет меня на ЖД-ветку «Нижний Новгород →Киров», где хорошее пригородное сообщение.
И это самый лучший вариант заброски на кировские речки. Кировская область уже давно манила меня своим большим «сплавным потенциалом». К северо-востоку от («уже освоенной мною») Костромской области  простираются огромные лесные пространства, очень мало тронутые цивилизацией. Много речек,много леса,мало дорог и людей.«Всё как мы любим».
Первой заброской по «железке» «Нижний Новгород →Киров» в ранней версии плана была нижегородская Лапшанга, на которую меня вдохновил вот этот ролик. Этот правый приток Ветлуги идеально вписывался в мой план.Предполагалось,что закончив Ветлугу в  одноимённом городе, я перееду автобусом на ЖД-станцию Урень. Потом на поезде в Сухобезводное. Дальше на 55 Км на стапель Лапшанги. Вливаюсь в Ветлугу и закачиваю на ЖД в Ветлужском. Идеально!—Но «есть нюансы». Речка паводковая, заваленная ёлками. Идти надо не позже четвёртой декады апреля(у Бельского 21-23 числа),что слишком рано для меня. Потом увидел вот этот(в тех же числах прошлого года ) ролик и вопрос Лапшанги с повестки снялся.
Знакомился с водными маршрутами Кировской области я , главным образом,на персональном сайте туриста-водника из Кирова Николая Баранова. Сайт  информативен. Есть лоции, есть дневники.Есть треки с точками для некоторых речек.
Отбирал реки по тем же условиям — интересные и с лёгкой бюджетной заброской/выброской. «Логистическим стержнем» должно было стать пригородное сообщение ЖД-ветки «Киров—Луза». Эту «железку»  в своих верховьях пересекают сплавные интересные  реки(с юга на север) : Великая,Кузюг,Луза,Пушма

3-й этап / Пижма / от д.Шёрстки до г.Советск / 212 км
После Ветлуги по ЖД я должен заброситься на 3-й этап—реку Пижму(это ещё Нижегородская область). Есть ещё вариант заброситься на Юму(приток Пижмы). Но во-первых, Юма не такая лесная, как Пижма от д.Шёрстки .А во-вторых, ехать на неё дальше —а значит времени светлого останется меньше.(Если по-разглядывать  карту, то увидим,что на ЖД-ветку «Киров→Нижний Новгород» можно попасть с ветки «Буй→Киров» по притокам Ветлуги — Нее(Поназыревской) и Какше. А также по притоку Пижмы— речке Сюзюм. На Нее я уже был два раза. Какшу и Сюзюм прошли «любители завалов» из нижегородского клуба ТурФМ.Очень  завалисто. Нужна большая вода и лёгкое компактное снаряжение. И текут эти речки в луговых поймах(то есть лесной берег нечасто  подходит к воде). Сюзюм мне был интересен как вариант попадания на Пижму. Но отмена поезда до Свечи в любом случае сняла все вопросы.)

4-й этап / Луза / от «Лузского моста»(Опарино) до г.Луза / 504 км
После Пижмы в Советске удобно автобусом уехать в Киров. Откуда следующим 4-м этапом будет река Луза. В верховье ,где она 2- й раз пересекает ЖД «Киров—Луза» в 5-ти километрах от станции Опарино, это совсем маленькая речушка. А 3-й раз Луза пересекает эту ветку  у города Луза(не так далеко от своего устья). Проходя из Кировской области в республику Коми и обратно в Кировскую область, такой маршрут набирает 504 километра. Поменьше,чем маршрут «три В» до Ветлужского. Но тоже мало не кажется.
Много ли найдётся таких же интересных  маршрутов в Европейской части с таким километражем и логистикой?
Этот этап  представлялся самым интересным и интригующим.
По верхней Лузе от Опарино я не нашёл свежей информации в сети.
Изучал дневник и лоцию далёкого июля 2015-го с сайта Николая Баранова. Дело там заканчивается в Объячево. Сначала я планировал так же. Луза ниже этого райцентра становится широкой. Но там сложности с выброской в Киров. ЖД там нет. Добираться надо надо на автотранспорте. Это далеко — 233 км. Сейчас автобуса с автостанции в Киров нет. Но даже если он и был бы номинально в расписании, — я уже по своему опыту знаю,что рассчитывать на него в таких местах нельзя. Его может просто не быть (без объяснения причин), как у меня бывало уже не раз. Значит нужно как-то добираться до трассы на проходящие автобусы из Сыктывкара. Как-то сложновато...И в любом случае по деньгам это будет серьёзно. Принцип бюджетности «пойдёт коту под хвост». Николай с женой  в 2015-м уехали на такси за 4000₽ (!)
Вообщем, я «чесал свой Цент Принятия Решений»,чтобы мой «логистический пазл» сложился. И родился такой план... У Николая Баранова есть  поход, где он в 2021-м поднимается по левому притоку Лузы речке Лэпью(Лопь-Ю) от трассы "Киров - Сыктывкар" и спускается обратно в Лузу до Объячево.
А что, если не плыть по Лузе до Объячево — а войти в  Лэпью и подняться до трассы. Этот участок на фотках выглядит живописно.А потом переехать от Гыркашора до Летки и сплавиться по одноимённой речке до Слободского. Этот переброс до Летки 74 км. Не так мало,но уже не 233,как от Объячево.
Глядя в карту и  обдумывая всё это,я всё больше склонялся к тому,что «а не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира ?» не плыть ли мне дальше до города Луза и ЖД ?— «греби себе и греби до поезда и не думай ни о каких автобусах,( в которые ещё и не влезают твои вещи)» . Как выглядит Луза ниже Объячево ? — из сети я не смог получить представления на этот счёт. Я «копал Ютуб» глубже и нашёл «Всю Лузу» (от «Лузского моста до г.Луза). Вся эпопея заняла месяц(!)—Почему бы не повторить?.. Может,уложусь быстрее. После этого маршрута меня ждут ещё другие речки—и останется ли там вода?

В ранних версиях плана был еще Кузюг, который надо было идти первым после Пижмы. Интересная речка(Её ходили Сергей Ермаков с Нинушкой на майские в  далёком 2007).Позволяет попасть на интересный участок МоломыАлександр Леушин ходил в 2019-м  и отрекомендовал  мне эту речку.Но есть проблема. Кузюг—паводковая река.Сплавляться нужно не позднее начала мая.Иначе застрянешь в завалах.А я никак не успевал.Не укладывается этот Кузюг в мой логистический план.
Еще в «виш-лист» кировских речек входил маршрут «Кобра→Молома→Вятка», Но он уступал «избранным» по интересу, а план и так уже получился весьма амбициозным.

5-й этап / Пушма→Юг/ от станции Пушма до пгт Демьяново/ 116 км

Никаких автобусов! — из города Луза пригородный поезд должен привезти меня и вещи на станцию Пушма и одноимённую реку. Пушма «проникла» в план в последние дни. Мне её посоветовал уже помянутый выше турист из Кирова Александр Леушин(у которого на Ютуб-канале я смотрел кировские речки). Я спросил у него про реки, рассказал ему про свой план. Пушмы в нём не было, так как логистически она мне не подходила(как я ошибочно полагал). Еще не нравилась дорога  вдоль реки. Поэтому речку особо не рассматривал и не видел,что,влившись в реку Юг ,можно приплыть на тупиковую ЖД-станцию, откуда снова можно попасть на ветку  «Киров—Луза». Николай сказал,что речка понравилась. «Вода прозрачная как в аквариуме, рыб видно». Я присмотрелся к реке — на топокарте впечатляют горки ,между которыми течёт Пушма. Но,конечно,смущает мощная дорога вдоль правого берега.

6-й этап / Великая / от станции Великая до моста трассы Р-176 / 135км

Всё идеально. Стапель недалеко от станции. Анти-стапель на трассе, откуда можно уехать автобусом в Киров или ниже уже на Вятке — на ЖД-станции. Сама река на карте и на картинках выглядит отлично!

7-й этап /  Сережа → Теша(вверх ) / от ЖД-моста(станция Сережа ) до ЖД-моста села Натальино(станция Родяково) / 166 км

Теперь нужно как-то вернуться домой на пригородных поездах. И лучший вариант —  это из Кирова ехать через Нижний Новгород. И вот тут последним пазлом в картину идеально по логистике «встала» Сережа Нижегородская. Популярная речка.Входит в «100 избранных Воронова». Уже была в моём «виш-листе». Течёт на запад в сторону дома.
Если подняться по Теше до ЖД Родяково, то начиная утром,можно одним днём без ночёвок по дороге добраться до дома в Тульскую область. Выглядит фантастично,но по логистике получается. Вот эта «идеальность» для возвращения меня и подвела...
Я знал,что  от ЖД-станции Серёжа летом начинать не стоит.Но план так идеально выглядел,что я решил рискнуть и немного(?) пострадать.
И забегая вперед, скажу что этот риск был максимально не оправданным и самой большой ошибкой за всю немалую «походную историю».
to be continued
 Ouzer
Москва
сообщений: 2393
#2 Дата 31.10.2024 20:25 Ответ
Класс!
 фыва цукен
лобня, москва
сообщений: 1483
#3 Дата 31.10.2024 20:41 Ответ
а как по вашему - стоит ли плавать по пижме выше (скажем, от янгарки), а в шёрстках заканчивать?
 костровой
Заокские Просторы
сообщений: 1093
#4 Дата 31.10.2024 20:45 Ответ
Конечно стоит!—Где-то после устья Юмы очарование Пижмы заканчивается.Вопрос только в готовности к преодолению завалов.(У меня их не было)
 grican88
Рыбинск
сообщений: 1168
#5 Дата 01.11.2024 08:52 Ответ
Интересный формат, только отпуска большие нужны.

Лодки: Шуя-1 (Scubi-xl) + Шуя-2+Одиссей 370+Волнобой 300
Были: Маринка-1, Викинг 3.6
 фыва цукен
лобня, москва
сообщений: 1483
#6 Дата 01.11.2024 09:46 Ответ
# цитата костровой:
Конечно стоит!—Где-то после устья Юмы очарование Пижмы заканчивается.Вопрос только в готовности к преодолению завалов.(У меня их не было)
ясно, спасибо.

завалы, конечно, да. но тут только опытным путём, видимо...
 raf74
Уфа
сообщений: 118
#7 Дата 01.11.2024 10:40 Ответ
Здорово!
 Эмма
Иваново
сообщений: 7900
#8 Дата 01.11.2024 10:54 Ответ
Сколько рек, о которых впервые слышу! Ужасно интересно. Даже то, что уже написано, ещё потом буду перечитывать с картой.
 Belskii
Город на Волге
сообщений: 13
#9 Дата 01.11.2024 11:04 Ответ
Путешествие, конечно, глобальное! Спасибо за полезную информацию по заброске- выброске. Рад, что мой ролик про Лапшангу оказался полезным. По Пижме от Янгарки ходят на майские праздники нижегородские туристы.
 фыва цукен
лобня, москва
сообщений: 1483
#10 Дата 01.11.2024 11:25 Ответ
# цитата Belskii:
По Пижме от Янгарки ходят на майские праздники нижегородские туристы.
ага, спасибо. а летом там как?
 Belskii
Город на Волге
сообщений: 13
#11 Дата 01.11.2024 15:10 Ответ
Летом мало, но кое-кто ходит, говорят, много "работы по дереву".
 фыва цукен
лобня, москва
сообщений: 1483
#12 Дата 01.11.2024 15:16 Ответ
понятно, спасибо.
 костровой
Заокские Просторы
сообщений: 1093
#13 Дата 01.11.2024 20:47 Ответ
raf74, в том числе и  вашими путешествиями вдохновлялся..

Сколько рек, о которых впервые слышу! Ужасно интересно
Разработка плана с помощью сервисов  НАКАРТЕ, Брутер,Google Earth,poezdato,Ютуб,поиск информации по маршрутам на турфорумах и персональных сайтах,поиск информации по расписанию автобусов на локальных пабликах ВК — это отдельное увлекательное творческое занятие в межсезонье.— Поэтому я так подробно написал о планировании.

Belskii, в том числе на вашем Ютуб-канале искал идеи для маршрутов. Даёте хорошее представление о том, как выглядят реки.Всем водникам рекомендую изучить канал.
 корсаков
корсаков
сообщений: 459
#14 Дата 01.11.2024 23:24 Ответ
Что за интерес по рекам центральной полосы сплавляться,не понимаю.ни гор не сопок ни тайги

Щука-2
 Капитан-фотограф
Москва
сообщений: 20508
#15 Дата 01.11.2024 23:39 Ответ
Никогда не тянуло в горы. Вообще не понимаю их красоты. Ещё и стрёмно

Это моё частное мнение.
Отредактировано: Капитан-фотограф 01.11.2024 23:43
 LeonidS
Зеленоград
сообщений: 1865
#16 Дата 02.11.2024 00:15 Ответ
# цитата Капитан-фотограф:
Никогда не тянуло в горы. Вообще не понимаю их красоты. Ещё и стрёмно

Ага, аналогично)) Впрочем, как и на Север (а также и на Юг) меня тоже как-то не тянет... Не-не, на Кольском бывал - и да, вечная мерзлота понравилась! Приподнимешь слой мха - а там тебе готовый холодильник для рыбы, даже когда снаружи пекло))

Оно, конечно, "прикольно" - но, как по мне, совершенно не стоит тех усилий (времени/денег), необходимых для отдыха там. Не говоря уж про климат/погоду и жрачей...

ЗЫ: А вот концепция топикстартера "все на местном транспорте, без самолетов и поездов дальнего следования" - мне становится все ближе и ближе уже несколько лет. Фактически, я на нее уже и перешел - пока еще без прокладывания сложных/длинных маршрутов. Впрочем, у меня случился пока только первый сезон (после смерти папы), когда я вообще о каких-то "длинных" маршрутах только смог бы робко мечтать (((
 Forest Man
Калининград, С.П.Б.
сообщений: 2187
#17 Дата 02.11.2024 01:51 Ответ
# цитата корсаков:
Что за интерес по рекам центральной полосы сплавляться,не понимаю.ни гор не сопок ни тайги
Ну, в средней полосе свои прелести есть. Тихие, не такие грандиозные как на северах. Кому чего ближе.
 Forest Man
Калининград, С.П.Б.
сообщений: 2187
#18 Дата 02.11.2024 01:53 Ответ
# цитата Капитан-фотограф:
Никогда не тянуло в горы. Вообще не понимаю их красоты. Ещё и стрёмно
А бывали?
 Forest Man
Калининград, С.П.Б.
сообщений: 2187
#19 Дата 02.11.2024 02:05 Ответ
# цитата LeonidS:
Не говоря уж про климат/погоду и жрачей...
С этим не поспоришь... Ещё бы в средней полосе не было бы клещей, особенно по весне. И праздных оттыхающих, на машинах и моторах, которые частенько пьянствуют, гудят на весь лес и устраивают срач на стоянках, да поменьше населёнки, то совсем былобы хорошо.

Отредактировано: Forest Man 02.11.2024 02:06
 корсаков
корсаков
сообщений: 459
#20 Дата 02.11.2024 02:32 Ответ
Странно как то не понимать красоту гор)))или это сарказм был?скучновато то спокойным рекам грести т.к одно и тоже почти.каждому свое

Щука-2
Новая тема   Ответ
Перейти на другой форум:
Сайт сделан на SiNG cms © 2010-2024