3 месяца,1870 км,7 этапов,14 рек,4 области+Республика в одно весло
Форум > Вода > 3 месяца,1870 км,7 этапов,14 рек,4 области+Республика в одно весло | Поиск в этой теме
Автор | Сообщение |
костровой
Заокские Просторы сообщений: 1093 |
Большое путешествие 2024
Много километров северно-средне-полосной красоты. В «моём клубе» одно правило — не пользоваться поездами дальнего следования.Только «скрепный» пригород! список рек : 1. Шача 2. Кострома 3. Обнора(подъём) 4. Вочь 5. Вохма 6. Ветлуга 7. Пижма 8. Луза 9. Лала(подъём) 10. Пушма 11. Юг 12. Великая(Вятская) 13. Сережа(Нижегородская ) 14. Теша INTRO По итогу 42-дневного путешествия прошлого сезона (2023 года), я понял,что хочу дальше развивать тему сольного сплава по речкам Средней Полосы с «перебросками» пригородными поездами(которые для меня бесплатны). Увлекательно в межсезонье «конструировать» такие проекты.Выбираешь речки,подгоняешь логистику общественного транспорта.Иногда «пазл не складывается».— План выглядит несовершенным.Ищешь решение,что-то меняешь.Стараешься максимально оптимизировать заброску,ожидание.И в итоге смотришь в сервисе НАКАРТЕ на замысловатую геометрическую фигуру своих будущих перемещений в пространстве и времени.Остаётся только пройти это всё в «реале».Видишь какое-то место на карте и возникает непреодолимое чувство увидеть всё своими глазами,почувствовать атмосферу. И вот—на анти-стапеле последнего этапа «с чувством глубокого удовлетворения» осознаёшь,что тебе удалось реализовать свой замысел.И задумываешься о следующем — ещё более интересном и амбициозном. И главная цель — еще больше приблизиться к формату путешествия(то есть жизни в дороге),который не имеет каких-то чётких временных рамок.Каждый отдельный этап-маршрут представляет собой обычный водный поход(ну разве что некоторые этапы длиннее по времени «среднестатистического» сплава). Но всё вместе — это уже не сумма слагаемых. — Это уже нечто другое — это путешествие — «кусок жизни» в дороге. У тебя есть «некоторый план, которого ты будешь придерживаться»,но нет понимания того,сколько это займёт времени.И нужно в своей жизни сделать так,чтобы у тебя эти условные 3-4 месяца были... План Я решил пройти оставшиеся речки в Костромской области. Звучит странно, если учесть,что я был всего-то на десяти. Второй по площади регион ЦФО(немногим менее всей Латвии) богат на сплавные маршруты.Но мой выбор ограничен фильтром параметров. Маршрут должен быть интересен,прост и бюджетен по заброске на общественном транспорте. Чтобы избежать ожидания на вокзалах и ночёвок (не на маршруте), мне снова нужна «ближняя» речка перед Костромской областью. Наработки уже были. Я решил продолжить Которосль ,которую ходил вместе с Лахостью в августе 2021. До Гаврилова Яма(где заканчивал в 2021) я могу добраться из дома в Тульской области одним днём. Анти-стапель и ночёвка у ЖД-станции Река.Утром поезд в Ярославль и потом в Кострому. Но «что-то пошло не так»(об этом в самом рассказе) и первый этап стартовал уже в Костромской области. 1-й этап / р.Шача → р.Кострома → р.Обнора(вверх) / от моста ПГТ райцентр Cусанино(райцентр Костромскоя области) до пос. Соколиный ( Любимский район Ярославской области) — ЖД 399 км. / 108,5 км Между трассой «Кострома—Буй» и рекой Кострома простирается лесная, очень мало заселенная местность.Трассу пересекают 3 левых притока Костромы, достойные внимания водника. Это Меза(самая ближняя к Костроме,используется «коммерсами»), Тёбза(самая дальняя)на которых я был в августе 2021, Андоба(которую я «забраковал» как слишком маленькую,завалистую и не живописную) и Шача(на которой я еще не был и которая, судя по интернету , является очень неплохим сплавным маршрутом)— вот она-то мне и нужна. Но есть нюанс. «Нормальные» туристы из Шачи вливаются в реку Кострому и заканчивают в Сандогоре,откуда ходит автобус(если нет машины) на Кострому. Но у меня с этим вариантом никак не складывалось. Я не успеваю на поезд «Буй→Шарья».Мне нужно попасть на эту ЖД-ветку. Это можно сделать, если из реки Кострома подняться по её правому притоку — Обноре в Ярославскую область. Я искал в сети, поднимался ли кто по Обноре из Костромы до железки(и желательно в апреле).«Дураков нет». Обнора—речка весьма бодрая. Да ещё и апрель.И много снега было.Всё-таки решил рискнуть... Шача до Устья 75 км, Кострома между Шачей и Обнорой 11,5 км и 22 км нешуточного подъёма по Обноре до «железки».—(Всего 108,5 км) 2-й этап / маршрут «Три В»/ р.Вочь → р.Вохма → р.Ветлуга / от села Павино(Костромская область ) до посёлка Ветлужский(Нижегородская область ) / 618 км После 1-го этапа нужно было переехать на восток области в Шарью. Из Шарьи первоначально я планировал ехать дальше в Кировскую область. Меня интересовал самый дикий «кировский» участок верхней Ветлуги. Не вдаваясь в детали, моя логистика строилась на межобластном пригородном сообщении поезда «Шарья→Свеча»(сейчас вы такого поезда не увидите). В последние дни перед отъездом я случайно узнал,что этого сообщения больше не существует. «Костромской» поезд в «чужую» Кировскую область больше не идёт — а заканчивает в самом восточном крупном населенном пункте области — райцентре Поназырево .«Но если будут просьбы трудящихся—то всё вернем как было». Ну что ж... — Просьб трудящихся, видимо не было, поскольку к настоящему моменту не вернули. А кто бы сомневался.Крупный поселок Гостовский вообще оказался отрезан с обеих сторон от пригородного ЖД-сообщения.Ну прекрасно же?.. После такой «оптимизации» пришлось отказался от кировских верховьев Ветлуги. Вочь ,Вохму и Ветлугу, конечно ходят. Но варианта соединить всё вместе я в сети не нашёл. Хотя, если посмотреть на карту, — выглядит очень логично. На Вочь легко заброситься на автобусе из Шарьи а в Шарью легко приехать на поезде.С Ветлуги можно выбрасываться в той же Шарье(поселок Ветлужский), в городе Ветлуга, откуда ходит автобус до ЖД(Урень) или ниже непосредственно на ЖД — в посёлке Ветлужский(уже Нижегородской области). Километраж составит : до г.Ветлуга — 458км, а до ЖД—618км .— Есть куда плыть и не бояться,что маршрут быстро закончится! Жаль,что это будет не «вся Ветлуга»... В этом плане у меня вызывала сомнения длинная гребля по достаточно широкой населенной Ветлуге. Хотя саму реку я считаю «маст хэв», я «потеряю» на неё много времени, за которое уйдёт вода в речках следующих этапов. (Был альтернативный вариант, который позволял быстро попасть на «железку» «НН—Киров». Для этого надо было из Шарьи ехать проходящим автобусом в Поназырево и в 3-й раз сплавляться по Нее Поназыревской. Этот 2-й этап приведет меня на ЖД-ветку «Нижний Новгород →Киров», где хорошее пригородное сообщение. И это самый лучший вариант заброски на кировские речки. Кировская область уже давно манила меня своим большим «сплавным потенциалом». К северо-востоку от («уже освоенной мною») Костромской области простираются огромные лесные пространства, очень мало тронутые цивилизацией. Много речек,много леса,мало дорог и людей.«Всё как мы любим». Первой заброской по «железке» «Нижний Новгород →Киров» в ранней версии плана была нижегородская Лапшанга, на которую меня вдохновил вот этот ролик. Этот правый приток Ветлуги идеально вписывался в мой план.Предполагалось,что закончив Ветлугу в одноимённом городе, я перееду автобусом на ЖД-станцию Урень. Потом на поезде в Сухобезводное. Дальше на 55 Км на стапель Лапшанги. Вливаюсь в Ветлугу и закачиваю на ЖД в Ветлужском. Идеально!—Но «есть нюансы». Речка паводковая, заваленная ёлками. Идти надо не позже четвёртой декады апреля(у Бельского 21-23 числа),что слишком рано для меня. Потом увидел вот этот(в тех же числах прошлого года ) ролик и вопрос Лапшанги с повестки снялся. Знакомился с водными маршрутами Кировской области я , главным образом,на персональном сайте туриста-водника из Кирова Николая Баранова. Сайт информативен. Есть лоции, есть дневники.Есть треки с точками для некоторых речек. Отбирал реки по тем же условиям — интересные и с лёгкой бюджетной заброской/выброской. «Логистическим стержнем» должно было стать пригородное сообщение ЖД-ветки «Киров—Луза». Эту «железку» в своих верховьях пересекают сплавные интересные реки(с юга на север) : Великая,Кузюг,Луза,Пушма 3-й этап / Пижма / от д.Шёрстки до г.Советск / 212 км После Ветлуги по ЖД я должен заброситься на 3-й этап—реку Пижму(это ещё Нижегородская область). Есть ещё вариант заброситься на Юму(приток Пижмы). Но во-первых, Юма не такая лесная, как Пижма от д.Шёрстки .А во-вторых, ехать на неё дальше —а значит времени светлого останется меньше.(Если по-разглядывать карту, то увидим,что на ЖД-ветку «Киров→Нижний Новгород» можно попасть с ветки «Буй→Киров» по притокам Ветлуги — Нее(Поназыревской) и Какше. А также по притоку Пижмы— речке Сюзюм. На Нее я уже был два раза. Какшу и Сюзюм прошли «любители завалов» из нижегородского клуба ТурФМ.Очень завалисто. Нужна большая вода и лёгкое компактное снаряжение. И текут эти речки в луговых поймах(то есть лесной берег нечасто подходит к воде). Сюзюм мне был интересен как вариант попадания на Пижму. Но отмена поезда до Свечи в любом случае сняла все вопросы.) 4-й этап / Луза / от «Лузского моста»(Опарино) до г.Луза / 504 км После Пижмы в Советске удобно автобусом уехать в Киров. Откуда следующим 4-м этапом будет река Луза. В верховье ,где она 2- й раз пересекает ЖД «Киров—Луза» в 5-ти километрах от станции Опарино, это совсем маленькая речушка. А 3-й раз Луза пересекает эту ветку у города Луза(не так далеко от своего устья). Проходя из Кировской области в республику Коми и обратно в Кировскую область, такой маршрут набирает 504 километра. Поменьше,чем маршрут «три В» до Ветлужского. Но тоже мало не кажется. Много ли найдётся таких же интересных маршрутов в Европейской части с таким километражем и логистикой? Этот этап представлялся самым интересным и интригующим. По верхней Лузе от Опарино я не нашёл свежей информации в сети. Изучал дневник и лоцию далёкого июля 2015-го с сайта Николая Баранова. Дело там заканчивается в Объячево. Сначала я планировал так же. Луза ниже этого райцентра становится широкой. Но там сложности с выброской в Киров. ЖД там нет. Добираться надо надо на автотранспорте. Это далеко — 233 км. Сейчас автобуса с автостанции в Киров нет. Но даже если он и был бы номинально в расписании, — я уже по своему опыту знаю,что рассчитывать на него в таких местах нельзя. Его может просто не быть (без объяснения причин), как у меня бывало уже не раз. Значит нужно как-то добираться до трассы на проходящие автобусы из Сыктывкара. Как-то сложновато...И в любом случае по деньгам это будет серьёзно. Принцип бюджетности «пойдёт коту под хвост». Николай с женой в 2015-м уехали на такси за 4000₽ (!) Вообщем, я «чесал свой Цент Принятия Решений»,чтобы мой «логистический пазл» сложился. И родился такой план... У Николая Баранова есть поход, где он в 2021-м поднимается по левому притоку Лузы речке Лэпью(Лопь-Ю) от трассы "Киров - Сыктывкар" и спускается обратно в Лузу до Объячево. А что, если не плыть по Лузе до Объячево — а войти в Лэпью и подняться до трассы. Этот участок на фотках выглядит живописно.А потом переехать от Гыркашора до Летки и сплавиться по одноимённой речке до Слободского. Этот переброс до Летки 74 км. Не так мало,но уже не 233,как от Объячево. Глядя в карту и обдумывая всё это,я всё больше склонялся к тому,что В ранних версиях плана был еще Кузюг, который надо было идти первым после Пижмы. Интересная речка(Её ходили Сергей Ермаков с Нинушкой на майские в далёком 2007).Позволяет попасть на интересный участок Моломы. Александр Леушин ходил в 2019-м и отрекомендовал мне эту речку.Но есть проблема. Кузюг—паводковая река.Сплавляться нужно не позднее начала мая.Иначе застрянешь в завалах.А я никак не успевал.Не укладывается этот Кузюг в мой логистический план. Еще в «виш-лист» кировских речек входил маршрут «Кобра→Молома→Вятка», Но он уступал «избранным» по интересу, а план и так уже получился весьма амбициозным. 5-й этап / Пушма→Юг/ от станции Пушма до пгт Демьяново/ 116 км Никаких автобусов! — из города Луза пригородный поезд должен привезти меня и вещи на станцию Пушма и одноимённую реку. Пушма «проникла» в план в последние дни. Мне её посоветовал уже помянутый выше турист из Кирова Александр Леушин(у которого на Ютуб-канале я смотрел кировские речки). Я спросил у него про реки, рассказал ему про свой план. Пушмы в нём не было, так как логистически она мне не подходила(как я ошибочно полагал). Еще не нравилась дорога вдоль реки. Поэтому речку особо не рассматривал и не видел,что,влившись в реку Юг ,можно приплыть на тупиковую ЖД-станцию, откуда снова можно попасть на ветку «Киров—Луза». Николай сказал,что речка понравилась. «Вода прозрачная как в аквариуме, рыб видно». Я присмотрелся к реке — на топокарте впечатляют горки ,между которыми течёт Пушма. Но,конечно,смущает мощная дорога вдоль правого берега. 6-й этап / Великая / от станции Великая до моста трассы Р-176 / 135км Всё идеально. Стапель недалеко от станции. Анти-стапель на трассе, откуда можно уехать автобусом в Киров или ниже уже на Вятке — на ЖД-станции. Сама река на карте и на картинках выглядит отлично! 7-й этап / Сережа → Теша(вверх ) / от ЖД-моста(станция Сережа ) до ЖД-моста села Натальино(станция Родяково) / 166 км Теперь нужно как-то вернуться домой на пригородных поездах. И лучший вариант — это из Кирова ехать через Нижний Новгород. И вот тут последним пазлом в картину идеально по логистике «встала» Сережа Нижегородская. Популярная речка.Входит в «100 избранных Воронова». Уже была в моём «виш-листе». Течёт на запад в сторону дома. Если подняться по Теше до ЖД Родяково, то начиная утром,можно одним днём без ночёвок по дороге добраться до дома в Тульскую область. Выглядит фантастично,но по логистике получается. Вот эта «идеальность» для возвращения меня и подвела... Я знал,что от ЖД-станции Серёжа летом начинать не стоит.Но план так идеально выглядел,что я решил рискнуть и немного(?) пострадать. И забегая вперед, скажу что этот риск был максимально не оправданным и самой большой ошибкой за всю немалую «походную историю». to be continued |
Ouzer
Москва сообщений: 2392 |
Класс!
|
фыва цукен
лобня, москва сообщений: 1483 |
а как по вашему - стоит ли плавать по пижме выше (скажем, от янгарки), а в шёрстках заканчивать?
|
костровой
Заокские Просторы сообщений: 1093 |
Конечно стоит!—Где-то после устья Юмы очарование Пижмы заканчивается.Вопрос только в готовности к преодолению завалов.(У меня их не было)
|
grican88
Рыбинск сообщений: 1168 |
Интересный формат, только отпуска большие нужны.
Лодки: Шуя-1 (Scubi-xl) + Шуя-2+Одиссей 370+Волнобой 300 Были: Маринка-1, Викинг 3.6 |
фыва цукен
лобня, москва сообщений: 1483 |
# цитата костровой:ясно, спасибо. завалы, конечно, да. но тут только опытным путём, видимо... |
raf74
Уфа сообщений: 118 |
Здорово!
|
Эмма
Иваново сообщений: 7900 |
Сколько рек, о которых впервые слышу! Ужасно интересно. Даже то, что уже написано, ещё потом буду перечитывать с картой.
|
Belskii
Город на Волге сообщений: 13 |
Путешествие, конечно, глобальное! Спасибо за полезную информацию по заброске- выброске. Рад, что мой ролик про Лапшангу оказался полезным. По Пижме от Янгарки ходят на майские праздники нижегородские туристы.
|
фыва цукен
лобня, москва сообщений: 1483 |
# цитата Belskii:ага, спасибо. а летом там как? |
Belskii
Город на Волге сообщений: 13 |
Летом мало, но кое-кто ходит, говорят, много "работы по дереву".
|
фыва цукен
лобня, москва сообщений: 1483 |
понятно, спасибо.
|
костровой
Заокские Просторы сообщений: 1093 |
raf74, в том числе и вашими путешествиями вдохновлялся..
Сколько рек, о которых впервые слышу! Ужасно интересно Разработка плана с помощью сервисов НАКАРТЕ, Брутер,Google Earth,poezdato,Ютуб,поиск информации по маршрутам на турфорумах и персональных сайтах,поиск информации по расписанию автобусов на локальных пабликах ВК — это отдельное увлекательное творческое занятие в межсезонье.— Поэтому я так подробно написал о планировании. Belskii, в том числе на вашем Ютуб-канале искал идеи для маршрутов. Даёте хорошее представление о том, как выглядят реки.Всем водникам рекомендую изучить канал. |
корсаков
корсаков сообщений: 459 |
Что за интерес по рекам центральной полосы сплавляться,не понимаю.ни гор не сопок ни тайги
Щука-2 |
Капитан-фотограф
Москва сообщений: 20504 |
Никогда не тянуло в горы. Вообще не понимаю их красоты. Ещё и стрёмно
|
LeonidS
Зеленоград сообщений: 1865 |
# цитата Капитан-фотограф: Ага, аналогично)) Впрочем, как и на Север (а также и на Юг) меня тоже как-то не тянет... Не-не, на Кольском бывал - и да, вечная мерзлота понравилась! Приподнимешь слой мха - а там тебе готовый холодильник для рыбы, даже когда снаружи пекло)) Оно, конечно, "прикольно" - но, как по мне, совершенно не стоит тех усилий (времени/денег), необходимых для отдыха там. Не говоря уж про климат/погоду и жрачей... ЗЫ: А вот концепция топикстартера "все на местном транспорте, без самолетов и поездов дальнего следования" - мне становится все ближе и ближе уже несколько лет. Фактически, я на нее уже и перешел - пока еще без прокладывания сложных/длинных маршрутов. Впрочем, у меня случился пока только первый сезон (после смерти папы), когда я вообще о каких-то "длинных" маршрутах только смог бы робко мечтать ((( |
Forest Man
Калининград, С.П.Б. сообщений: 2187 |
# цитата корсаков:Ну, в средней полосе свои прелести есть. Тихие, не такие грандиозные как на северах. Кому чего ближе. |
Forest Man
Калининград, С.П.Б. сообщений: 2187 |
# цитата Капитан-фотограф:А бывали? |
Forest Man
Калининград, С.П.Б. сообщений: 2187 |
# цитата LeonidS:С этим не поспоришь... Ещё бы в средней полосе не было бы клещей, особенно по весне. И праздных оттыхающих, на машинах и моторах, которые частенько пьянствуют, гудят на весь лес и устраивают срач на стоянках, да поменьше населёнки, то совсем былобы хорошо. Отредактировано: Forest Man 02.11.2024 02:06 |
корсаков
корсаков сообщений: 459 |
Странно как то не понимать красоту гор)))или это сарказм был?скучновато то спокойным рекам грести т.к одно и тоже почти.каждому свое
Щука-2 |
Новая тема Ответ | |
Перейти на другой форум: |