XIV конкурс туристской фотографии
"ФотоТур-2023" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставляют призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2023»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Парус на байдарке. Приговор :)
Новая тема   Ответ
Автор Сообщение
 Капитан-фотограф
Москва
сообщений: 19583
#41 Дата 11.06.2021 11:45 Ответ
цитата VORON:
Обидно, что даже при довольно сильном ветре, когда уже страшновато, скорость будет ну 8 км/ч например.

У Андрея Дубовского скорость была выше. Но и чудо-парус его был больше 3 квадратов. И он позволял ему именно что идти в нужную сторону, а не просто кататься. Не думаю, что он вообще прошёл бы вокруг БМ на вёслах.

Это моё частное мнение.
 ДмитрийН
Москва
сообщений: 2426
#42 Дата 11.06.2021 11:51 Ответ
цитата usb-mode:
Ну конечно, я же всю дорогу именно об этом и пишу! Ещё и летать хочу на этом зонтике как Мэри Поппинс.

А вообще же есть легкое парусное судно и вполне себе мореходное - виндсерфинг )) И летать немножко можно.
 usb-mode
Москва
сообщений: 3932
#43 Дата 11.06.2021 12:26 Ответ
цитата ДмитрийН:
А вообще же есть легкое парусное судно и вполне себе мореходное - виндсерфинг )) И летать немножко можно.
С удовольствием бы попробовал, но пока не представилось возможности. У меня брат специально ездил во Вьетнам чтобы учиться кайтсёрфингу - был в полном восторге. Но я пока так не готов так заморачиваться.
 Ведмедев
Москва
сообщений: 94
#44 Дата 11.06.2021 15:03 Ответ
цитата usb-mode:
А мне вот не очень понятно какой такой "толк" имеется ввиду. То что я не увеличу скорость прохождения маршрута? Да пофиг вообще, мне совсем другое нужно
Совершенно с вами согласен. Все эти водные походы, что с парусом, что без, имеют одну цель- отвлечь городского жителя от унылости будней, подзарядить, так сказать, батарейки и, если парус этому способствует, даже ценой дополнительных нескольких килограммов веса, так это же хорошо. Я ̶П̶а̶с̶т̶е̶р̶н̶а̶к̶а̶ ̶н̶е̶ ̶ч̶и̶т̶а̶л̶,̶ ̶н̶о̶ ̶о̶с̶у̶ж̶д̶а̶ю̶ не пробовал паруса зонтично-купольного типа, но, как представляется, куда интереснее управляться с парусами классическими, гротом и стакселем. Скучно точно не будет, особенно когда ветер от 4 м/сек, это интересно и само по себе и здорово добавляет адреналина, особенно на больших озёрах. Конечно, для этого желателен каркасник, любой, но желательно- пошире корпусом (Салют?). Правда, после хода под парусом при хорошем ветре, обычная гребля может показаться довольно скучным занятием, когда ветер стихает или становится встречным. Моей жене вот тоже больше нравится "тянуть верёвочки" шкотов стакселя, чем махать веслом + возможно, в глубине души осознание того, что муж ейный- "капитан" пусть маленького и говённого, но всё-таки- парусника, а не галерный раб , тоже влияет на впечатления от мероприятия. Разумеется, у каждого свой вкус, кто любит арбуз и так далее и никто никого ни в чём не убедит, но попробовать-стОит.
 Ali
Москва СВАО
сообщений: 3450
#45 Дата 11.06.2021 15:45 Ответ
цитата ДмитрийН:
Видимо тут считают, что достаточно зонтика и 5 -6 узлов у вас в кармане ) и что бы еще книжки слушать от скуки.
Не, 1/2 узла! Пупындра с "зонтиком" в тихий ветер - скучно, и жарко очень, и слепни.
Или трехчасовое ожидание команды "к повороту приготовиться".
 usb-mode
Москва
сообщений: 3932
#46 Дата 11.06.2021 16:36 Ответ
цитата Ведмедев:
Я ̶П̶а̶с̶т̶е̶р̶н̶а̶к̶а̶ ̶н̶е̶ ̶ч̶и̶т̶а̶л̶,̶ ̶н̶о̶ ̶о̶с̶у̶ж̶д̶а̶ю̶ не пробовал паруса зонтично-купольного типа, но, как представляется, куда интереснее управляться с парусами классическими, гротом и стакселем.
Уверен, что так оно и есть. Но ваш комплект по любому больше двух килограмм весит и к такому я просто пока не готов. Хотя не исключаю возможности что подсяду)
А вот кстати, подскажите пожалуйста, где в наших краях кроме Оки вы ходите под парусом?

Отредактировано: usb-mode 11.06.2021 16:36
 Ведмедев
Москва
сообщений: 94
#47 Дата 11.06.2021 17:21 Ответ
цитата usb-mode:
Но ваш комплект по любому больше двух килограмм весит
Думаю, паруса+мачта+ шверцбалка+шверцы, всё вместе около пяти, могу завесить. Есть комплект от нашего "фамильного" польского Нептуна, обитателя дачного чердака со второй половины 60-х и на котором ходит уже несколько поколений. Говорили, что на Нептуне этом когда-то много ходили под парусом, но на моей памяти -только на вёслах, а про парус вспоминал, когда во вемя поисков чего-то нужного на тот момент на чердаке, мешочек с парусами некстати подворачивался под руку или откуда-то сверху на голову падало колено мачты. Так вот, для Нептуна этого, который что в лоб (без паруса и прочего) весит >45 кг, что по лбу (вместе с парусом) около 50, всё едино. Так что во-время не попал в ловушку снижения веса снаряжения. Давно бродила вялая идея попробовать поставить парус, пока наконец года три назад, получив очередной раз мачтой по башке, наконец-то сподобился вывезти весь комплект на Плещеево озеро, воткнул мачту, кое-как поставил парус и-о, чудо- ОНО ПЛЫВЕТ САМО !! Заинтересовавшись темой, купил книгу В. Перегудова "Парусные байдарки, катамараны, тримараны и надувные лодки", которую всячески рекомендую. Потом появилась RZ-ка со своим комплектом, за это время по нескольку раз сходили по Оке, Плещееву Озеру, Селигеру. То есть, я тоже в парусной теме можно сказать, начинающий.
 ДмитрийН
Москва
сообщений: 2426
#48 Дата 11.06.2021 17:32 Ответ
цитата Ali:
Не, 1/2 узла! Пупындра с "зонтиком" в тихий ветер - скучно, и жарко очень, и слепни.
Или трехчасовое ожидание команды "к повороту приготовиться".
Набор "Тортила" + книжка "Буратино" в подарок)
 ylos50
г. Тула
сообщений: 678
#49 Дата 14.06.2021 14:17 Ответ
Я делал быстро устанавливаемый и быстро убираемый парус на байдарку Таймень из весла- мачты.
Для этого заклепку на окончании лопасти весла менял на болтик с гайкой. При ослаблении гайки образовывалась щель между пером лопасти и приплюснутым окончанием ручки.
Щель грести не мешает.
Парус равнобедренный ( не обязательно) треугольник из таффеты. Первый парус был из полиэтилена.
В вершине паруса веревочная петля. В нижнем основании привязывается гик из подручной палки длиной 1.5... 2м.

Когда нужно воспользоваться парусом, петля, что в вершине треугольника набрасывается на верхнюю лопасть весла в щель.
Весло устанавливается перед передним гребцом-матросом вертикально, внизу с упором в кильсон и упором вперед на передний шпангоут, что перед матросом
Весло шнуром может быть подвязано к этому шрангоуту
Ну и матрос "мачту" одной рукой придерживает, а второй рукой помогает капитану управлять гиком.
У гика на концах привязаны веревки, за которые капитан может гик установить или поперёк лодки, при попутном ветре, или слегка под углом, если ветер боковичек. Управлял байдаркой рулем с педалями.
При порывах ветра, один конец гика отпускаешь веревкой по ветру и парус поворачивается по ветру.
Когда ветер усиливается, или меняется на встречный, матрос освобождает весло - мачту от привязки к переднему шпангоуту, приподнимает его и кладет горизонтально вдоль лодки. Парус с лопасти снимается и наматывается на гик, обвязывается шнурами, что привязаны на концах гика и привязывается вдоль фальшборта байдарки.
Как только ветер ослабевает или начинает дуть попутно,
парус от борта отвязывается, петля накидывается на щель лопасти, весло опять ставится вертикально , и вперед!!!

Налим-225, Ермак-450, Инзер-400М с транцем, экспедиционная байдарка Романтик-540 с транцем+ электро HDX-32L,
Фрегат-280ЕК + бензо Ymaha-2,
почти все суда распродаю!
Отредактировано: ylos50 14.06.2021 14:23
 Ведмедев
Москва
сообщений: 94
#50 Дата 10.07.2021 21:00 Ответ
Прошли под парусом по Волге от Ново-Окатово до устья Медведицы, по которой поднялись вверх на несколько киломеров. Обратно шли на веслах, против встречного ветра и небольшой волны, всего получилось, с учётом захода в р. Печухня для ночёвки, 55 км. В субботу на реке народу было довольно много, большинство удобных стоянок занято, в воскресенье стало значительно проще. Днём досаждало солнце и слепни четырёх типоразмеров, самые крупные размером с доброго шершня, впрочем, они-то как раз не кусались, в отличие от своих более мелких собратьев.
Со стакселем и шверцами получалось идти достаточно круто к ветру с приемлемым для байдарки дрейфом. Короткое видео c нижней Медведицы :
disk.yandex.ru/i/YbLMvwrLGhI...
       
 usb-mode
Москва
сообщений: 3932
#51 Дата 11.07.2021 07:32 Ответ
Ведмедев, супер! Всё это действительно выглядит как мечта.
 Капитан-фотограф
Москва
сообщений: 19583
#52 Дата 11.07.2021 07:45 Ответ
цитата Ведмедев:
Со стакселем и шверцами получалось идти достаточно круто к ветру с приемлемым для байдарки дрейфом. Короткое видео c нижней Медведицы

Красота!

Это моё частное мнение.
 Ведмедев
Москва
сообщений: 94
#53 Дата 12.07.2021 11:42 Ответ
Спасибо, в кадре всё неплохо, но условно не показана возня со всеми этими верёвками и прочим парусным хозяйством. Без матроса с одной стороны, хорошо, всё управление в одних руках, не надо орать "пригни голову" при внезапной перекладке гика, с другой- плохо. Так, например, когда выскочил фиксатор пятки гика на мачте, пришлось ложиться вдоль байдарки на пузо и поправлять на плаву, отгоняя слепней дрожью тела, как корова. Когда наконец-то сделал, обнаружил весло плывущим само по себе метрах в 15 от байдарки, хотя вроде и крепил его. Снял переднюю сидушку и погреб к веслу, получилось довольно лихо, благо, сидушка RZ-ки удачно вогнутой формы. Штатный гафельный парус с двумя сквозными латами-хорошее решение для байдарки, он достаточно жесткий и предсказуемо ведёт себя во время усиления ветра, но площадь его кажется теперь маловатой, хочу сделать такой же, но немного побольше, что-то ближе к типу гуари с вертикально стоящим гафелем.
 truba
Дон
сообщений: 1165
#54 Дата 06.08.2021 12:35 Ответ
Мысли по теоретической базе. Если брать байдарку без серьезных переработок, а именно аутригеров , т.е. не делать из байдарки тримаран, то площадь паруса, скорость ветра и крутизна курсов будут ограничены усилием на боковой переворот лодки.

Сдается мне это не бог весь какое огромное усилие. И это вот условие сразу накладывает существенные ограничения на боковую проекцию паруса. Т.е. использование паруса в галфвинд уже под вопросом, а в более острых курсах паразитная парусность надувной лодки уже будет конкурировать с площадью проекции этого мини-паруса. А на попутных курсах шверц нужен ли?

Возможно может помочь пластиковая бутылка, прикрепленная к лопасти весла и вынесенная в подветренную сторону в качестве аутригера. Тогда, возможно, есть смысл заморочиться большей площадью паруса и шверцем и попытаться взять галфвинд и круче.

Т.е. база для расчетов площади это определение усилия переворота без аутригера и с веслом в качестве аутригера (можно рассчитать по архимедовой силе и рычагу весла).
Правильно я мыслю, уважаемые капитаны?

Отредактировано: truba 06.08.2021 12:35
 Капитан-фотограф
Москва
сообщений: 19583
#55 Дата 06.08.2021 12:48 Ответ
цитата truba:
Мысли по теоретической базе... площадь паруса, скорость ветра и крутизна курсов будут ограничены усилием на боковой переворот лодки. Сдается мне это не бог весь какое огромное усилие.

Во-первых, это усилие может быть и не таким маленьким. Но для этого лодка должна быть довольно большая (сильно больше чем для обычного туристического похода тем же экипажем) и забалластована. То есть не просто загружена шмотками, пусть даже тяжёлыми вниз, а вот прям специально на дне должны лежать мешки с песком и камнями.

А во-вторых. Представьте себе наклонную (вбок) мачту. А на ней - парус, перпендикулярный ей (типа зонтика) . Звучит странно, да? Но у такой конструкции есть большое преимущество - у неё вообще нет кренящего момента. Ну или есть, но лишь такой, какой мы позволяем ей иметь (регулируя все наклоны). Значит, ограничений на площадь может вообще не быть.

Кажется сильно "теоретическим"? Тогда гуглите "Паруса над Викингом, Дубовский".

Это моё частное мнение.
 truba
Дон
сообщений: 1165
#56 Дата 09.08.2021 09:39 Ответ
Соображения по поводу паруса на Викинге 4.7 на троих. Попробовал на выходных V-образный гавайский с площадью 1.5м2. Результаты с одной стороны положительные, с другой достаточно отрезвляющие. Лодка плавает, курсы до не крутого бейдевинда и это даже без шверта, но слишком много но. Одно из них малая площадь, обусловленная тем, что парус вспомогательный, должен быстро ставиться и быстро же убираться и легко транспортироваться. длина мачт 2м - т.е. логистика уже только "колесами в воду". При такой парусности имеем картину: ветер до 4мс лодка плывет при ветре в заднюю полусферу но уж очень медленно, почти дрейфует. при скорости ветра 5-8мс идеальные условия. Достаточно неплохо ходит, но все равно скорость медленнее, чем на веслах. При скорости ветра 10м/с выход на воду из за волн весьма проблематичен.

Пока мысли такие что найти вид быстроустанавливаемого компактного парусного вооружения площадью до 4м2, с возможностью зарифиться. Может быть латинское на А-образной мачте.
 usb-mode
Москва
сообщений: 3932
#57 Дата 09.08.2021 11:26 Ответ
цитата truba:
Если что, то с интересом буду следить за этим опытом, т.к. собственные временя/деньги/места у меня ограничено, а походить под парусом в режиме максимально легкого надувного судна хотелось бы.
Извиняюсь, забыл про ваш интерес к моему эксперименту. Немного писал о нём в теме про Лену, но вы её наверное не читаете.
В общем, попробовал я китайский купольный парус в походе по озёрам Княжегубского водохранилища. Попробовал ровно два раза: баловства ради на днёвке и часок на Верхних Кичанах. Можно было бы и третий раз на Нотозере, но мы тогда поменялись байдарками так как второму экипажу (Г4.7) было тяжеловато. Вывод такой: при попутном ветре плыть под парусом можно и кому-то, вероятно, это даже будет приятно. Нужно ли оно нам, мы пока не решили. На вёслах, как минимум, не менее эффективно и интересно. А в большинстве случаев - более)

Когда баловался на днёвке, то определил, что можно двигаться примерно под углом 45 градусов к ветру. Но это максимум с моим рулём. Посмотрите вот здесь на карте. От старта и до разворота обратно видны повороты почти под 90 градусов.
Скорость движения в походе можно посмотреть вот здесь. Начиная примерно с 2.10 и примерно час мы двигались под парусом. Максимум был 8.7 по навигатору. Если бы у нас было два таких паруса, то можно было бы разогнаться ещё быстрее. Правда для этого обязательно нужно придумать какой-то крепёж для вёсел. Неожиданно падающее с байдарки весло одной лопастью в воду это весьма опасно. Спасибо остойчивой Лене) Экипаж на Гарпуне тогда остался далеко позади. Правда им было непросто, так как сложно было удерживать лодку на курсе.
Проведя час под парусом я изрядно замёрз, после чего мы снова перешли на вёсла просто чтобы согреться.
Повторюсь, что пока не знаю стоит ли мне продолжать эксперименты с парусом. Если всё-таки решусь, то буду приобретать второй парус и делать крепления для вёсел. Но... Тащить в многодневный поход два купола чтобы пару раз их использовать как-то не очень хочется. И да, действительно, без гребли как-то скучновато было (и холодно). Выезжать с парусом куда-то на 1-2 дня тоже как-то не горим желанием. Уж лучше погрести. Или действительно мутить полноценное парусное судно.
А, вот ещё. Парус без руля - деньги на ветер ИМХО)
   
Отредактировано: usb-mode 09.08.2021 11:31
 truba
Дон
сообщений: 1165
#58 Дата 09.08.2021 11:51 Ответ
usb-mode, По графику пульса определяется интервал движения под парусом довольно забавно.

Это байдарка Лена, загрузка 2 человека + багаж и парус площадью 1м2 расположенный в 56 см от воды центром. Скорость ветра неизвестна. При этом средняя получается 5.5 км/ч

У меня так вроде и парус больше и расположен выше, но лодка викинг 4.7 загрузка (с водой внутри) килограмм под 190. Плюс открытое море и следовательно всегда короткие крутые волны.
Трекер включить не смог из за того, что банально забыл взять, а связи поставить на смарт не было. По ощущениям среднюю мы выдавали 3, ну с натяжкой 4кмч. Такой неспешной прогулки. На веслах скорость обычно выше. Для себя решил что паруса меньше полтора квадрата буду рассматривать только если они уж совсем компактные - вынул из кармана и взял попутный ветер. Сейчас хочу попробовать поставить А- мачту в центр и протянуть к носу стаксель. Это должно дать 3м2 паруса под боковой ветер, если я правильно понимаю теорию. Но хорошо бы почитать где нибудь про работу стакселя.
 usb-mode
Москва
сообщений: 3932
#59 Дата 09.08.2021 12:04 Ответ
цитата truba:
Скорость ветра неизвестна. При этом средняя получается 5.5 км/ч
Архив погоды по тому региону говорит, что ветер был северо-западный со скоростью 4 м/с. Конечно у нас ветер был сильнее чем 4 м/с, но не какой-то сверхсильный (при таком мы бы вообще не поплыли). Не знаю как определять скорость ветра на глаз(

цитата truba:
По графику пульса определяется интервал движения под парусом довольно забавно.
Ага) Там ещё можно попытаться определить когда у меня весло в воду падало, и где я пытался одной рукой фотографировать и удерживать вёсла другой.

цитата truba:
Для себя решил что паруса меньше полтора квадрата буду рассматривать только если они уж совсем компактные - вынул из кармана и взял попутный ветер.
Этот купольный примерно такой и есть. Но складывать его обратно в чехол нужно потренироваться. И, говорят, у него может сломаться дуга.

Отредактировано: usb-mode 09.08.2021 12:04
 usb-mode
Москва
сообщений: 3932
#60 Дата 09.08.2021 14:16 Ответ
цитата usb-mode:
Конечно у нас ветер был сильнее чем 4 м/с
Прогноз погоды говорит, что у нас сегодня в 12:00 ветер был 2 м/с. Тогда, возможно, 4 м/с в тот день похоже на правду.
Новая тема   Ответ
Перейти на другой форум:
Сайт сделан на SiNG cms © 2010-2024