Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставили призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2021»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Поведение каяка на сплаве
Новая тема   Ответ
Автор Сообщение
 DICOM
Москва
сообщений: 802
#21 Дата 24.04.22 02:13 Ответ
Спасибо за Ваш ответ.
Это прогулочный каяк, без претензий на специализацию с размерами 0.64х4.8, к сплавным и слаломным лодкам не имеет отношения.
Неравномерная вода бывает при больших расходах на горных реках с каменистым дном. Я сплавлялся по спокойной лесной речке шириной около 20 метров, с глубиной около 2-х метров, с прямолинейными участками, с выходом на 100-метровую реку. Разницы в поведении лодки не было.
# цитата Ali:
без руля у этой лодки центр бокового сопротивления ближе к носу ЦТ
Что имеется ввиду? Напишите подробней. ЦТ лодки с загрузкой смещен к носу или корме, по Вашему мнению?
# цитата Ali:
Для упрощения жизни нужен руль или скег
Откуда такой вывод? Скег конструкцией не предусмотрен, установка не рентабельна, если вообще возможна.
Чем поможет установка руля? Без гребли, каяк будет разворачиваться с рулем еще быстрей.
Если подойти к проблеме теоретически, в каком случае лодку будет разворачивать кормой вперед? Когда имеется дифферент на корму. Если бы дифферент был у носовой части, то лодку установленную поперек течения, разворачивало бы носом вперед.
Для примера, нашел в сети фото каяка. Хорошо видно (можно измерить линейкой), что место гребца смещено к корме. Если этот каяк будет сплавляться без выравнивания ЦТ, как он себя поведет в потоке?
 
 grisha
Хабаровский край
сообщений: 760
#22 Дата 24.04.22 02:34 Ответ
Скажите а лодку разворачивает всегда или только когда не гребете? Попробуйте забалластить потяжелее. А против течения тоже разворачивает?
 Ser_Gris
Москва
сообщений: 692
#23 Дата 24.04.22 03:22 Ответ
# цитата DICOM:
Если подойти к проблеме теоретически, в каком случае лодку будет разворачивать кормой вперед? Когда имеется дифферент на корму. Если бы дифферент был у носовой части, то лодку установленную поперек течения, разворачивало бы носом вперед.
ИМХО наоборот...

Безумству храбрых - венки со скидкой!
 Павел 72
Курск
сообщений: 863
#24 Дата 24.04.22 08:49 Ответ
# цитата DICOM:
Скажите, пожалуйста, как должен себя вести правильный, жесткий (полиэтиленовой) каяк на спокойной речке в паводок, при скорости течения около 5км/ч, в штиль?

Хожу на Г 4.5, в паводок у нас скорость течения ~3-4 кмч. Крутит лодку в разы сильнее чем летом (скорость течения 1-2 кмч).

# цитата DICOM:
При гребле, чтобы удержать курс каяка максимально интенсивно гребу с одного борта. Каяк неохотно, медленно приближается по курсу к линии потока воды. Далее, быстро минует этот курс и закладывает крутую дугу в противоположную строну. Переложить весло на противоположный борт и выравнять каяк, практически невозможно. Курс по линии потока воды, самый неустойчивый. Чем ниже скорость каяка, тем меньше проявляется данный эффект.

Тоже не раз наблюдал подобный эффект. Особенно необычно всё это выглядит когда прямой участок реки, а течение идёт под углом. При этом, когда заходишь на такой участок из за разности скорости потока на носу и корме приходится грести с одной стороны (условно крутит в право и гребёшь только правым веслом), а когда выходишь с этого участка, то лодку начинает крутить влево, если не уловить этот момент и сделать хотя бы один "лишний" гребок с права, то её моментально разворачивает.
ИМХО это нормальное поведение любой длинной лодки с выраженными штевнями в паводок.

Маринка -3 (продал, спустя 10 лет), Легор, Шуя-2, Гарпун 4.5, Гарпун 4.9
 DICOM
Москва
сообщений: 802
#25 Дата 24.04.22 13:09 Ответ
# цитата grisha:
Скажите а лодку разворачивает всегда или только когда не гребете?
Всегда на течении. В озере не разворачивает.
# цитата grisha:
против течения тоже разворачивает?
Стабильное положение, можно подниматься, но скорость понятно очень низкая или стоять на месте.
# цитата Ser_Gris:
ИМХО наоборот...
Как так? Бревно, каким концом плывет в потоке вперед, тот что более тяжелый и больше погружен в воде или легким?
# цитата Павел 72:
Хожу на Г 4.5, в паводок у нас скорость течения ~3-4 кмч. Крутит лодку в разы сильнее чем летом (скорость течения 1-2 кмч).
Возможно аналогичная проблема. Почему Вы считаете, что это нормально, так и должно быть?
# цитата Павел 72:
Особенно необычно всё это выглядит когда прямой участок реки, а течение идёт под углом.
Как такое может быть, за счет каких процессов? Мы же не говорим о горных реках с чередой обливных камней, турбулентностей и т.д. Просто лесная речка на равнине в паводок, скорость потока около 5 км/ч. В межень, скорость падает на порядок.
 Ali
Москва СВАО
сообщений: 2883
#26 Дата 24.04.22 15:27 Ответ
# цитата DICOM:
# цитата Павел 72:
Особенно необычно всё это выглядит когда прямой участок реки, а течение идёт под углом.
Как такое может быть, за счет каких процессов?
Вязкость.
цитата Поперечные циркуляции:
Одной из особенностей движения воды в реках является непараллельноструйность течений. Она отчетливо проявляется на закруглениях и наблюдается на прямолинейных участках рек. Наряду с общим параллельным берегам движением потока в целом имеются внутренние течения в потоке, направленные под различными углами к оси движения потока и производящие перемещения водных масс в поперечном к потоку направлении.
 
Отредактировано: Ali 24.04.22 15:28
 Ali
Москва СВАО
сообщений: 2883
#27 Дата 24.04.22 15:42 Ответ
# цитата DICOM:
Напишите подробней. ЦТ лодки с загрузкой смещен к носу или корме, по Вашему мнению?
не могу знать. Но диффирент на нос или корму говорит о смещении ЦТ относительно Конструктивного Центра Величины. Расположение КЦВ, определяется формой
# цитата DICOM:
Чем поможет установка руля? Без гребли, каяк будет разворачиваться с рулем еще быстрей.
.
Прежде всего на ходу, т.к сместится назад за ЦТ место приложения гидродинамических сил. По правилу моментов такое положение будет способствовать компенсации случайных возмущений. Практика показывает, что руль или скег значительно стабилизирует многие лодки. Без хода - не знаю, не готов, но обычно крутит меньше.
 Андрей_Наматрасе
Подольск
сообщений: 605
#28 Дата 24.04.22 16:10 Ответ
# цитата DICOM:
Если каяк разворачивает кормой вперед, а перенос 2/3 багажа по весу в нос каяка не исправляют положение, можно ли сказать, что такой каяк не предназначен для сплавов и устранить этот эффект невозможно?

Простите за вопрос такой, но после всего выше прочитанного не могу его не задать.
После того, как каяк Ваш развернуло вперёд кормой, он что - продолжает идти дальше ровно, без разворотов? Какое расстояние он проходит кормой вперёд, без дальнейшего верчения?
 DICOM
Москва
сообщений: 802
#29 Дата 24.04.22 16:36 Ответ
# цитата Ali:
Вязкость.
Хорошо. Сложные особенности движения воды, изменить их мы не сможем, только приспособиться и по возможности свести их воздействия на лодку к минимуму.
Почему лодка самостоятельно разворачивается кормой вперед и приобретает большую устойчивость без руля и скега? Значит что-то нарушено, не оптимальное расположение ЦТ и обводы. Какие еще могут быть причины?
# цитата Ali:
Прежде всего на ходу, т.к сместится назад за ЦТ место приложения гидродинамических сил.
Если установкой внешнего руля увеличим длину корпуса и тем самым рычаг приложения сил к лодке, значит ее будет разворачивать еще быстрей.
Возможно руль придаст некоторую стабильность лодки при положительной скорости относительно потока, но при прекращении гребли (посмотреть карту/навигатор, попить воды и т.д.), будет неминуемый разворот. На мой взгляд, это суррогатный метод.
Есть несколько причин против установки руля из моего опыта. Одна из них в том, что место занимаемое направляющими и педалями на них, ценно для размещения небольшой гермы объемом около 30 литров за ступнями ног. Размещение груза в этом месте имеет минимально возможный момент инерции. Если этот груз положить в корму, то ее дифферент увеличится и ситуация, как предполагаю, только усугубится. Если в нос, резко возрастет момент инерции, управление каяком потребует больше сил.
Багажа на 4 дня сплава было немного, около 20-22кг. Перенес его в нос, кроме спального мешка и пенки, результата не дал. Так получилось, что три дня подряд шел мелкий дождь, не располагающий к экспериментам, как например где то найти и положить балласт в виде камней в нос и посмотреть, что изменится.
# цитата Ali:
Практика показывает, что руль или скег значительно стабилизирует многие лодки.
Верно, но на стоячей воде, при волнении и ветре. Не видел ни одного сплавного каяка с рулем. Если он стабилизирует лодку в потоке воды, почему его не устанавливают? Вы знаете такие модели?
 ticket2ride.ru
сообщений: 22
#30 Дата 24.04.22 17:19 Ответ
DICOM, такое поведение каяка указывает на проблемы в технике гребли. Скорее всего, вы раскачиваете каяк при каждом гребке, креня его в одну сторону больше, чем в другую. Рекомендовал бы проверить, что сидушка установлена правильно и не съехала в сторону, затем надо убедиться, что вы сидите ровно. Если не помогло, то делаем такое упражнение: ставим на деку или на юбку стакан с водой и гребем прямо по гладкой воде. Задача не расплескать воду. Повторяем до получения эффекта. Если есть возможность - позанимайтесь с тренером по каякингу, а еще лучше по гребному слалому.
 DICOM
Москва
сообщений: 802
#31 Дата 26.04.22 14:33 Ответ
Спасибо всем за участие в данной теме.
Жалею, что не взял на сплав штатив. Можно было снять на телефон короткий фрагмент, что происходило с каяком на речке. Не предполагал, что возникнет проблема. Не видя этого, каждый предлагает свою версию объяснения причин поведения каяка из своего опыта.
 AndyS
#32 Дата 04.08.22 23:44 Ответ
У меня сейчас 3 морских каяка разных производителей.
Все каяки со скегами. Если убираешь скег, то разворачивает все.
Без скега очень некомфортно. Вчера на одном из каяков скег вывалился и потерялся,
Был сильный попутный ветер и волна 0,5 м примерно. После потери скега я вообще еле дошел. Заворачивало боком к волне. Никакими гребками не удавалось его развернуть.
Только торможением удавалось выровнять. По моему опыту каяк без скега - не каяк.
Новая тема   Ответ
Перейти на другой форум:
Сайт сделан на SiNG cms © 2010-2022