Оптимальное носимое электропитание гаджетов.
Автор | Сообщение |
VORON
Санкт-Петербург сообщений: 1705 |
# цитата LeonidS:С этим не очень понятно. Если плыть на лодке, то там есть площадь для раскладывания СБ и сбора энергии в течение дня. Но проблема в том, что реки часто протекают в глубокой тени от леса. Если ехать на велосипеде, то площади особо нет (ну, на заплечном рюкзаке разве что можно что-то разместить размером с лист А4). Плюс в течение половины года солнце вообще показывают раз в неделю на полчаса, и вот сейчас например оно поднимается на 12° над горизонтом. Навряд ли с такими вводными удастся что-то быстро хапнуть)) # цитата Taleks:Там в любом случае между аккумуляторами и внешним питанием находится BMS. Которая хочет себе 15 В. Меньше 13 - аккум будет склонен разряжаться через солнечную панель КМК. Пакрафты Жаворонок-L, Филин-М и Филин-L от Сергея Каржаева |
LeonidS
Зеленоград сообщений: 1864 |
# цитата Taleks: Да, это один из множества возможных вариантов. Только не совсем "напрямую", а воткнуть в цепь диод Шоттки для предотвращения обратной утечки в темноте. Ну и, разумеется, это если аккумулятор был собран с BMS (т.е. с защитой))) А если вдруг без нее - так надо срочно ее поставить! Другое дело, что для аккума 4S литий-феррум использовать напрямую 18В несколько нерационально (вот для литий-ион/полимер - другое дело). Не-не, заряжаться оно будет, разумеется, но довольно много потенциальной энергии "просвистит мимо" без толку (( В этом плане более рационально использовать 15В СБ - меньше ненужных потерь, да и сами панельки немного компактнее, чем используются для 18В. Что-нибудь типа такого: aliexpress.ru/item/100500448... Главное, не читать всю ту ерунду и глупости, которые там китайцы понаписали!))) А смотреть в суть - т.е. на фотографию)) А на фотографии мы имеем 6 штук панелек на кристаллах Sunpower, причем каждая панелька 5В 5Вт (для sunpower все это очень легко определяется). Если внимательно присмотреться, то на каждой этой панельке имеется 10 обрезков кристалла, а не 12, как у большинства остальных. Как эти панельки там у кетайцев соединены - на самом деле, не особо важно. Я предполагаю, что "правильно" (т.е. 2P3S- соответственно, рабочее напряжение этой СБ около 15В) - но ручаться не могу без "вскрытия", поскольку кетайцы иногда бывают прямо "затейники"))) А неважно это потому, что в любом случае полезно было бы немного "приложить ручки": полностью "распотрошить" эту СБ и все нахер выкинуть, оставив только сами панельки. И вот их уже соединить по схеме 2P3S самостоятельно. Если проделать это достаточно аккуратно, то получится симпатичненькая СБ мощностью около 30Вт и напряжением около 15В - при этом довольно легкая и компактная. Как раз то, что нужно для зарядки этого аккумулятора. |
DICOM
Москва сообщений: 2883 |
Проблема в том, что Вы постоянно в движении. Если бы стояли лагерем, то СБ хорошее решение. Можно было рассчитать ее мощность так, чтобы зарядка шла и в облачную погоду.
15 вольт не стандартное напряжение из-за использования 26650 LiFePO4, подобрать под их сборку MPPT контроллер будет сложнее. Какая в среднем требуется емкость батареи (Втхч)? Может подойдет металло-воздушная батарея со сменными анодами? |
LeonidS
Зеленоград сообщений: 1864 |
# цитата DICOM: Да ничего там особо сложного нет (разве что настроить этот контроллер - нужны некоторые инструменты - в идеале мультиметр и что-нибудь типа "лабораторного блока питания", но можно обойтись и просто ваттметриком). Другое дело, что зарядка "напрямую" (ну, через диод, естественно) подкупает свое простотой и надежностью, эдакая "эстетика минимализма")) Да и суммарный КПД выйдет очень даже неплохой (хотя, при сильно разряженном аккумуляторе, мощность СБ будет снижаться, разумеется). |
DICOM
Москва сообщений: 2883 |
# цитата LeonidS:Просто, но не надежно, на мой взгляд. Пользуюсь давно проверенным решением: СБ + MPPT + Li-Ion сборки. Нет перезаряда, разряда через СБ, высокое КПД. Что еще нужно? Проблема только в том, каким образом держать СБ в развернутом виде во время движения? Площадь СБ потребуется значительная, т.к. позиционирование на солнце не предусматривается, должна работать фактически в облачную погоду. Жесткий каяк можно обклеить фрагментами СБ, а как быть с велосипедом и рюкзаком? Надежное решение, отказаться от СБ и использовать топливный элемент на спирте, но будет проблема в его приобретении и стоимости. Отредактировано: DICOM 12.11.2024 18:39 |
VORON
Санкт-Петербург сообщений: 1705 |
# цитата LeonidS:Проблема в том, что эта СБ сама по себе стоит как запас аккумуляторов на 500 Вт-ч( Однако при этом даёт выигрыш по объему в 1,5 раза и по массе в 4 раза. Интересный выбор получается, не соскучишься! Пакрафты Жаворонок-L, Филин-М и Филин-L от Сергея Каржаева |
LeonidS
Зеленоград сообщений: 1864 |
# цитата VORON: Хм... Лениво считать (тем более, не знаю, какие там аккумы) - но грубая прикидка дает для 500 ВтЧ литий-феррума примерно где-то 3.5 кг (ежели не сильно заврался)) Солнечная батарея, если ее "препарировать", получится примерно 500-600 грамм. Т.е. тут разница не в 4 раза, а скорее уж в 6-7 раз )) |
tyrist
Архангельск сообщений: 928 |
Я уже отмечался, что надо считать свои потребности в Ватт*днях. Если вес потребных батареек с собой превышает вес СБ до двух раз, выгодней брать батарейки. Просто скучных, и не всегда эффективных телодвижений будет меньше.
Вот примеры банок, от 200 до 420 Ватт. small-china.ru/hard58ah/ small-china.ru/nmc-75/ small-china.ru/hard120ah/ Сам не использовал, таскаю пока необходимое количество акб 18650, т.к. потребности довольно небольшие. |
марафон
Ростов-на-Дону сообщений: 800 |
Или например такие использовать, Lumintop на них мощные фонари делает.
|
Mihmich
Москва сообщений: 303 |
Ну для вела можно использовать динамовтулку. Работает даже в темноте, 5-6 Вт снимать можно. 6 часов езды = 2 часа болтовни в эфире. Если, конечно, силы останутся.
|
Ouzer
Москва сообщений: 2386 |
# цитата tyrist:Хорошие банки. Только с подобным добром вас еще на подходах к аэропорту остановят. Если верно то, что теперь даже со сдачей в багаж обычного павер-банка на 30мАч могут быть проблемы и не примут его, придется выбрасывать в ближайшую урну. |
LeonidS
Зеленоград сообщений: 1864 |
# цитата Ouzer: Ну, со сдачей в багаж любого павербанка или аккумулятора будут проблемы! )) Ну, точнее, так должно быть согласно правилам перевозок. Все это разрешается к провозу только в ручной клади! |
Ouzer
Москва сообщений: 2386 |
# цитата LeonidS:Хорошо, даже с провозом в ручной клади павербанка на 30мАч нынче могут возникнуть нерешаемые проблемы при посадке. Не говоря уже о попытке пронести в ручную кладь указанные по ссылкам павербанки размером с автомобильный аккумулятор. |
tyrist
Архангельск сообщений: 928 |
# цитата Ouzer:На 30мАч это такой малыш, грамм 5 неверное весит? У вас его даже не заметят. ) # цитата Ouzer:Это не повербанки. Зачем брать их в самолёт, если нельзя? А так да, АКБ с такой емкость довольно опасные, при повреждении может быть биг барабум. |
DICOM
Москва сообщений: 2883 |
# цитата Ouzer:Если соответствуют фактические ТХ заявленные продавцом в описании. Может кто-то уже покупал такие? # цитата tyrist:В 18-ом году провозил в ручной клади дважды две сборки по 9 банок 18650. Попросили достать, "обнюхали" газоанализатором и пропустили. На обратном рейсе, даже не доставал, так прошел. Многое зависит, чья смена дежурит. |
VORON
Санкт-Петербург сообщений: 1705 |
# цитата Mihmich:Она особо не работает на небольших скоростях, проблема такая есть... И даже в идеальных условиях при хорошем таком времени кручения педалей в 6 часов мы получим теоретический максимум 30 Вт-ч в сутки, а реально это делить на два можно смело. # цитата LeonidS:Ну вон в ТТХ этой СБ в магазине написаны - кг с лишним. Аккумуляторы я считал за 4 кг. Ну вообще да - перевозка на самолёте это серьёзный довод в пользу СБ! Не устаю благодарить вас за то, что делитесь тут своим опытом и изобретаете всё новые и новые приборы! В свою очередь, могу похвастаться своим опытом по КВ-антеннам: blog.voron.me/qrp_aerials |
VORON
Санкт-Петербург сообщений: 1705 |
# цитата tyrist:Я себе сделал держатель для 4х26650 LiFePO4 со встроенной BMS, которая его даёт заряжать от любого источника 15В (на фото у меня используется валявшийся дома триггер PD 15В, прошу не бить ногами за калибр разъёма и сечение провода). В результате, заряжается оно на 45 Вт (ну а реально, сколько источник выдаст, столько оно и сожрёт), номинальная ёмкость в районе 50 Вт-ч при стоимости элементов ~1100 р. (за 4 штуки). При необходимости запитать что-то стандартное к блоку подключается автомобильный прикуриватель-розетка, и в него уже втыкается что вам надо, например, преобразователь USB желаемой мощности. Удобно, что можно с собой этих банок 26650 взять сколько угодно, они стоят как грязь (если только не на самолёте летишь). (4S LiFePO4 используются не из каких-то высоких соображений, а потому что с ними мой трансивер достигает номинальной мощности, тогда как 3S Li-Ion слабоваты для него, а 4S уже перебор. Ну, заодно получили "честные" 12В на выходе.) |
Taleks
Самара сообщений: 175 |
# цитата LeonidS:По этому "напрямую" и взял в кавычки. ) И LiFePO4 вполне себе нормально переносит заряд до 4+ В. на ячейку. От 18-и В. панели его можно заряжать, практически "напрямую" )) Или bms отрубит заряд. |
DICOM
Москва сообщений: 2883 |
# цитата VORON:Согласен, доступно по цене. Вы проверяли реальную емкость данных аккумуляторов, сколько у Вас получилось? |
LeonidS
Зеленоград сообщений: 1864 |
# цитата VORON: Навряд ли это BMS ограничивает ток заряда - я таких еще не встречал!))) Да это и не функция bms - она занимается защитой (ну и балансировкой, возможно). Просто в данном конкретном случае вам повезло с источником питания: он не вырубается (и не сгорает) при перегрузке, а просто ограничивает выходной ток - и таким образом его получается использовать для зарядки без дополнительного контроллера заряда. Но для блоков питания это скорее исключение, а не правило - т.е. тут вам просто повезло с ним. Это я к тому, что метод не универсальный - с другим БП дело вполне может закончиться либо тем, что у него сработает его собственная защита и он отрубится, либо вообще "завоняет горелым")) # цитата Taleks: Да это очевидно. Я немного про другое - про эффективность использования СБ. Вспоминаем, что любая СБ - источник тока (он же почти "идеальный источник тока"). Это значит, что ток через СБ очень слабо меняется во всем интервале от ее "рабочего напряжения" практически до нуля (т.е. короткого замыкания). Ток-то практически константен, но вот снимаемая мощность напрямую зависит от напряжения... А напряжение при "прямом" подключении СБ определяется напряжением на аккумуляторе! Иными словами, если возьмем две СБ, собранных из одинаковых ячеек (в нашем примере это попиленные на 6 частей кусочки кристаллов sunpower), в одной из которых использованы панельки с 12-ю ячейками (напряжение одной панельки 6В), а в другой панельки с 10-ю ячейками (напряжение панельки 5В) и подключим напрямую к этому аккумулятору, то получим абсолютно одинаковую снимаемую с СБ мощность! Несмотря на то, что одна СБ явно больше (и по весу и по габаритам) другой... Вот такие вот "парадоксы" )) ЗЫ: Это все только про "прямое" подключение. Естественно, если воспользоваться импульсным MPTT контроллером заряда, то с 18-вольтовой СБ получится снять побольше - поскольку объективно, у нее и мощность побольше. Т.е. для нашего примера с 6-ю панельками на санпавере, у 15-вольтовой номинальная мощность будет около 30Вт, а у 18-вольтовой - около 36Вт. |
Новая тема Ответ | |
Перейти на другой форум: |