Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставили призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2024»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Остойчивость
Новая тема   Ответ
Автор Сообщение
 ZindOlog
Москва
сообщений: 21557
#1 Дата 28.10.2024 09:59 Ответ
Тема, откуда цитата - замусорена, поэтому вытаскиваю в отдельную...

# цитата Wayfarer:
Попробую изложить свое видение вопроса остойчивости:
Она бывает
пассивная(обусловлена формой и шириной судна) и
активная(обусловлена действиями экипажа - работа с кренами). Они взаимоисключающи - узкая лодка легко кренится, но при бездействии легко переворачивается. Широкая, наоборот, перевернуть тяжело, но противодействовать перевороту не получится.
Таким образом, остойчивость лодки складывается из двух "величин". Каждый выбирает то соотношение этих величин, которое хочет.

На моей планете немного не так. Вернее совсем не так, сказать, как оно выше - ничего не сказать и смешать все в кучу, попробую расставить по полочкам.

Остойчивость бывает первичная и вторичная и никакой другой.
Первичная - ответ лодки на маленькие возмущения креном, вторичная - ответ на большие возмущения.
Примерные имхо-примеры принципиального разнообразия:
СиБёрд600Спорт - примерно все по нулям, особенно вторичная
Варвар - средняя первичная, никакая вторичная
Олонка где-то между Варваром и родейником имхо
Родейник, слаломник - примерно как Варвар.
Вега - средняя первичная, хорошая вторичная
Илекса - выше среднего первичная, ниже средней вторичная
Шуя-1 где-то имхо тут
R18, Г45 - все выше среднего
Маэстро/Спектр, Викинги где-то имхо тут
Ермак, Щукарь, Мерман, Фортуна, Аккорд, - все максимально

Остойчивости активной НЕ БЫВАЕТ, остойчивость, это свойство лодки и к человеку никак никаким боком, как и курсоустойчивоть, которая тоже не зависит от человека.
Для активного поддержания лодки в рабочем состоянии "киль вниз" существуют умения/инстинкты, которые надо применять по нисходящей в предыдущем списке, На СиБёрде и чихнуть безнаказанно нельзя, на Ермаке все это не нужно практически никогда

То есть необходимый уровень актива ЗАВИСИТ от пассива, но только если актив есть "в голове" и в руках. Уровень актива определяет лодку, на которой можно ходить комфортно, и наебарот - уровень пассива определяет необходимость добавки актива.

А в остальном все правильно...

Чупресука, Фортуна 1+, Z-300, Зенит-Трэвел
Отредактировано: ZindOlog 28.10.2024 10:21
 Ouzer
Москва
сообщений: 2393
#2 Дата 28.10.2024 10:20 Ответ
# цитата ZindOlog:
Первичная - ответ лодки на маленькие возмущения креном, вторичная - ответ на большие возмущения.
А можно привести наглядный пример разграничения, что есть "маленькие возмущения" и где именно начинаются большие?
 ZindOlog
Москва
сообщений: 21557
#3 Дата 28.10.2024 10:32 Ответ
# цитата Ouzer:
наглядный пример
На Маэстро на паводке(!) и течении можно затащить амстафа (ютуб, рутуб-расширенная версия) или овцу (не шутка и про овцу, просто не снято!) из воды в лодку и вам за это ничего не будет. Максималка и в первичке и во вторичке. Овцу затащить в лодку на воде - пример огромной вторички.
Малость вторички очень наглядно можно почувствовать на Олонке. В обычном режиме (первичка) она вполне лодка как лодка, хоть весь день лопать, но стоит на ней потянуться в сторону за ягодой, так сразу и бульк. Илекса типа того же. То есть имеем среднюю (вполне рабочую) первичку, но никаких особых вольностей.
На гоночном К1/2 сразу надо сидеть "на инстинктах" и опорах, первичка и вторичка - ноль, повернуться и высморкаться в воду или отвлечься взглядом в навигатор - наказуемо.

Я правильно понял вопрос и ответил?

Чупресука, Фортуна 1+, Z-300, Зенит-Трэвел
Отредактировано: ZindOlog 28.10.2024 12:06
 Seneko
СПб и ЛО
сообщений: 189
#4 Дата 28.10.2024 10:36 Ответ
# цитата Ouzer:
наглядный пример разграничения
В классической теории граница проходит по тому крену, при котором палуба входит в воду. И более точный термин: начальная.
Строго математически - бесконечно малая величина.
 Seneko
СПб и ЛО
сообщений: 189
#5 Дата 28.10.2024 10:42 Ответ
Начальная остойчивость традиционно характеризуется метацентнической высотой.
Ее математический смысл - производная кривой восстанавливающего момента в точке с креном 0.
Но до входа палубы в воду кривая от касательной почти не отклоняется.
 ZindOlog
Москва
сообщений: 21557
#6 Дата 28.10.2024 10:42 Ответ
# цитата Seneko:
В классической теории граница проходит по тому крену, при котором палуба входит в воду
Возможно, но для нас это не совсем подходит, у САПов например палуба сразу уходит под воду практически, но есть нюансы с длинами и толщиной. Варвар совсем не надо кренить до утопления борта, он переходит в переворот гораздо раньше, как и Шуя, как и Стайер...

# цитата Seneko:
Начальная остойчивость традиционно характеризуется метацентнической высотой.
Ее математический смысл - производная кривой восстанавливающего момента в точке с креном 0.
Что такое производная кривой и типа что означает когда она равна нулю, и почему на велотреке нет прямых, я понимаю, но не пугайте общественность )))

Чупресука, Фортуна 1+, Z-300, Зенит-Трэвел
Отредактировано: ZindOlog 28.10.2024 10:47
 Seneko
СПб и ЛО
сообщений: 189
#7 Дата 28.10.2024 10:46 Ответ
Только вся эта классика и математика относятся к равнообьемному накренению.
И активное перемещение центра тяжести там не рассматривается, и опор там нет.
Это разрабатывалось для кораблей.
Но там есть такая вещь, как контроль остойчивости.
Эту часть теории в условиях лодки вполне можно назвать активной частью остойчивости.
Эйлер не возражал бы.
 Seneko
СПб и ЛО
сообщений: 189
#8 Дата 28.10.2024 10:48 Ответ
# цитата ZindOlog:
не пугайте общественность )
Я, как раз, и предлагаю общественности хорошенько во всем разобраться без эмоций.
 Seneko
СПб и ЛО
сообщений: 189
#9 Дата 28.10.2024 10:53 Ответ
# цитата ZindOlog:
у САПов например палуба сразу уходит под воду практически
Так САП, обычно, и не опрокидывается.
С него падают.
Но нарисовать его диаграмму остойчивости вполне возможно, только удержаться на нем при больших кренах трудно. И пользы от неё будет мало.
 ZindOlog
Москва
сообщений: 21557
#10 Дата 28.10.2024 10:53 Ответ
# цитата Seneko:
Но там есть такая вещь, как контроль остойчивости.
Тут наверное я разделю это понятие.
Сам процесс - это прикладывание умения.
А интенсивность и равномерность (математическая гладкость) прикладывания зависит от пассива, формы.
Илекса в норме - "нормальная", при малых кренах плавно начинает "возражать", но с какого-то момента "срывается в штопор". Контролировать ее даже приятно.
Ермак долго "возражает", а потом резко сдается.
СиБёрд "согласен" на переворот сразу.

# цитата Seneko:
Так САП, обычно, и не опрокидывается.С него падают.
Это уже за рамками разумного, из Варвара народ тоже вываливается порой еще ДО, я же рассматриваю процесс "пока все дома".


# цитата Seneko:
нарисовать .. диаграмму остойчивости (САПа) вполне возможно, только удержаться на нем при больших кренах трудно. И пользы от неё будет мало.
Аминь!

Я понимаю математическую суть, что вы озвучиваете, но мы тут по большей части гребем, а не интегралы на воде берем. Давайте попроще, а то щаз придет "математическо-физический" Кэп, и скажет свое волшебное "потому" и все совсем запутается )))

Чупресука, Фортуна 1+, Z-300, Зенит-Трэвел
Отредактировано: ZindOlog 28.10.2024 11:00
 koyote
ЛО
сообщений: 1386
#11 Дата 28.10.2024 10:57 Ответ
# цитата ZindOlog:
Остойчивости активной НЕ БЫВАЕТ, остойчивость, это свойство лодки и к человеку никак никаким боком, как и курсоустойчивоть, которая тоже не зависит от человека.

А почему велосипед не падает, когда движется... (вопрос риторический)
 vuk
Пушкино
сообщений: 5457
#12 Дата 28.10.2024 11:03 Ответ
# цитата koyote:
вопрос риторический
Но, кстати, не для всех ответ очевиден.

Порой мне кажется, что создавать думающую и чувствующую материю было большой ошибкой. Она вечно жалуется.
 Seneko
СПб и ЛО
сообщений: 189
#13 Дата 28.10.2024 11:15 Ответ
Ну, можно и так, но слишком образно.
Нам тут интересно то, что даже на корабле мы можем влиять на остойчивость.
Но в условиях лодки важнее нам другое.
Для простоты будем считать, что саму диаграмму мы менять не можем.
Вот там в диаграмме у нас останутся и начальная и вторичная остойчивость.
Опоры и "виляния" плечем веса будем просто рассматривать как дополнительный восстанавливающий
(или кренящий) момент.
Но, поскольку они, как бы, берутся из-за пределов классической теории - то вот они и дают активную составляющую.
 Seneko
СПб и ЛО
сообщений: 189
#14 Дата 28.10.2024 11:20 Ответ
Но это просто, чтобы не путаться в определениях.
Это вводная часть.
Но, боюсь, совсем без диаграммы нам не обойтись.
Тут перерыв.
 koyote
ЛО
сообщений: 1386
#15 Дата 28.10.2024 11:21 Ответ
Кто-то у нас тут в теме Шуи рассказывал, как чуть ли ни год тренировался в бассейне, но так и не научился держаться на снаряде без поплавков...
 koyote
ЛО
сообщений: 1386
#16 Дата 28.10.2024 11:31 Ответ
# цитата Wayfarer:
Она бывает пассивная(обусловлена формой и шириной судна) и активная(обусловлена действиями экипажа - работа с кренами). Они взаимоисключающи - узкая лодка легко кренится, но при бездействии легко переворачивается. Широкая, наоборот, перевернуть тяжело, но противодействовать перевороту не получится.
Таким образом, остойчивость лодки складывается из двух "величин". Каждый выбирает то соотношение этих величин, которое хочет.

# цитата ZindOlog:
На моей планете немного не так. Вернее совсем не так, сказать, как оно выше - ничего не сказать

В итоге, всё то же самое, только другими словами:

# цитата ZindOlog:
То есть необходимый уровень актива ЗАВИСИТ от пассива, но только если актив есть "в голове" и в руках. Уровень актива определяет лодку, на которой можно ходить комфортно, и наебарот - уровень пассива определяет необходимость добавки актива.

 Seneko
СПб и ЛО
сообщений: 189
#17 Дата 28.10.2024 11:36 Ответ
Зайдём немного с другой стороны.
В классической теории нам противостоят кренящие моменты стихий: волны и ветра.
Может, конечно и груз сместиться, но это частный случай.
В лодке же груз-гребец будет основным источником кренящего момента.
И вот он сам себя кренит и справляет как пожелает, с учётом того, что у него за лодка, какая там диаграмма.
Ленивому гребцу, или рыбаку удобно иметь резко вверх и далеко вдаль уходящую диаграмму и не париться вообще.
Кому-то надо ( пока не будем вдаваться, зачем) работать кренами. И тут надо бы чтобы диаграмма не так круто шла вверх, иначе тяжело накренять. Но вдаль пускай идет. Чтобы не килялась при большом накренении.
Но вот именно начальная остойчивость нам уже менее интересна. Отметим этот момент.
А вторым важным моментом отметим, что на спокойной воде гребец сам основной источник своих кренящих и допонительных восстанавливающих моментов.
Кузнец своего счастья.
В идеале - форма лодки вообще не важна.
Но, конечно, никто не идеален.

Отредактировано: Seneko 28.10.2024 11:45
 Seneko
СПб и ЛО
сообщений: 189
#18 Дата 28.10.2024 11:41 Ответ
Перейдём на другую сторону - к стихии.
Поскольку мы не используем парус, надводный борт у нас мал да и каякер не сильно широкий тему ветра отложим на потом и начнём с волны.
 Валерий В
Москва
сообщений: 3300
#19 Дата 28.10.2024 11:49 Ответ
# цитата Seneko:
В лодке же груз-гребец будет основным источником кренящего момента.
Более того это ещё и двигатель + головной компьютер лодки. От которого многое зависит: скорость, линия движения, загрузка лодки, действия в обычной или экстремальной ситуации....
 Dersu
Тверь
сообщений: 1067
#20 Дата 28.10.2024 11:52 Ответ
Спасибо за разъяснения. Так и предполагал, когда читал сообщения Seneko в другой теме, что речь только о лодке. Мне понятнее, привычнее связь гребец-лодка. По всем поводам. Без бедренных упоров моя Лагуна пипец килючая. С бедренными пупындра.

Отредактировано: Dersu 28.10.2024 11:57
Новая тема   Ответ
Перейти на другой форум:
Сайт сделан на SiNG cms © 2010-2024