Одноместная байдарка «Сирена»
Автор | Сообщение |
Gendoss
сообщений: 5 |
Всем привет.
Мне 30 лет. Имею относительно небольшой опыт водного туризма - вот уже одиннадцать лет один раз в год (редко два раза) ходим компанией в походы по рекам центрально-черноземного региона России (ходили Битюг, Икорец, Усманку, Ворона, Воргол, Ведугу, Красивую Мечу, Девицу, ну и так далее). Всего походов наберется чуть менее двух десятков. Все походы от 3 до 7 суток. Раньше ходил на таймени-2, доставшейся от тестя. Но из-за того, что она была в плохом состоянии, продал ее и купил викинг 4,7. В принципе, Викинг меня устраивает - он хорош на завальных и быстрых реках - вертлявый и устойчивый. А на ровной воде он идет из рук вон плохо. Однажды даже написал небольшой обзор на эту тему: http://forum.matrasnik.com/index.php?topic=738.msg9280#msg9280 Скажу сразу, что оба дядьки на фотографиях весят по 100-110 килограммов плюс шмотье на недельный поход. Надоело все время плестись в хвосте и постоянно тратить силы на "вспахивание" реки. Но и на новый каркасник денег в нынешних условиях нет. И вот несколько дней назад ко мне в руки попала байдарка с деревянным каркасом. На первый взгляд байдарка представляет собой какой-то бюджетный вариант одноместной Таймени. Шкура не из резины, а из клеенки-серебрянки. Инструкции не прилагалось. Поэтому на первую сборку ушло около часа. Помогли интуитивно непонятные метки на деталях и опыт сборки тайменей. В общем, через некоторое время смог собрать каркас отдельно от шкуры. Ревизия показала, что каркас комплектен. Был. Но об этом далее. Дальше надо собрать байдарку со шкурой. Для этого сначала собрал обе половины каркаса и вставил их по очереди в оболочку. Затем, по аналогии с тайменями, закрыл замки кильсона. После этого начал соединять стрингера. А констркуция замков стрингеров такова, что чтобы завести концы замка друг в друга их нужно немного изогнуть. Начал изгибать и тут ХРЯСЬ - первая пара стрингеров лопнула. В общем-то не велика потеря. У меня есть небольшая столярная мастерская и сделать новый деревянный стрингер - дело пятнадцати минут. Нужно было все-таки до конца разобраться как же защелкивать стрингера. Поэтому предпринял еще одну попытку, загнув концы стрингеров в другую сторону. Но результат тот же - ХРЯСЬ. В третий раз взялся за стрингер и опять концы деревяхи остались в руках. Короче, результат на фотографии. На этом эксперименты закончились. После такой неудачи, наконец, пошел читать интернет. Оказалось, что это не какой-то безродный ноунейм, а одноместная байдарка «Сирена», которая серийно не производилась, а чертежи были опубликованы в журнале Катера и Яхты №39 за 1972 г.: http://www.vodnyimir.ru/samodelnaya-turisticheskaya-baidarka-kak-sdelat-baidarku.html Почитав форумы, мне кажется, нашел решение проблемы со сборкой байдарки - шкура, которая сверху застегивается молнией (как на фотографии). Эта же молния - грузовой люк. Таким образом шкура натягивается на уже собранный каркас и груз легко помещается в байду сверху. Молния, чтобы прочнее и не протекала закрывается клапаном на липучке по всей длине. Ремонт каркаса и изготовление новой ПВХ шкуры с замком потребуют времени и денег, которых и так всегда не хватает. Ходить в походы буду, как и раньше - в среднем один раз в год. Поэтому хочу заранее посоветоваться с опытными туристами: 1. Почему каркас Сирены сделан из сосны, а не из более прочной и гибкой фанеры? Даже в описании по приведенной ссылке написано: "Чтобы сделать байдарку потребуются следующие материалы: сухая мелкослойная древесина (на стрингера и привальные брусья — сосна..." Хотя фанера в описании тоже упоминается, но для шпангоутов. Имеет ли смысл делать стрингера из водостойкой фанеры? 2. Имеет ли смысл вообще тратить на нее время? Что я хочу от нее получить: Мой рост 185 см. Вес - 100 кг. Минимальный набор, который едет со мной: палатка elf-3, пара герм с личными вещами, парой комплектов одежды (в основном зимней - часто ходим ранней весной, с ночными заморозками) и спальником, пара пенок, общественная нагрузка (питание или снаряга - каждый раз меняется, но всегда почему-то тяжелая). При всем этом я хочу обгонять всякие там викинги и щуки и даже успешно преодолевать небольшие препятствия. |
Gendoss
сообщений: 5 |
Похоже, слишком много хочу от старушки?
|
Капитан-фотограф
Москва сообщений: 20534 |
Подождите, щас каркасофилы подтянутся...
Это моё частное мнение. |
crazy_wader
сообщений: 43 |
цитата Gendoss:1. фанера не прочнее сосны. а при большой толщине еще и не особо гибкая. но я полагаю в советском еще проекте использовался материал, который проще было достать. 2. про сирену можете почитать на сайте "катера и яхты", а также на сайте "морской каяк", было несколько тем и про этот проект и про создание похожих каркасных каяков. стоит ли заморачиваться каждый сам решает. имхо это весьма неплохой каяк. учитывая что он уже есть и не надо делать его с нуля, до возможности покататься на нем вам осталось уже рукой подать а там и все вопросы отпадут. имхо при относительной прямизне рук сможете сами сделать себе новую шкуру. цена вопроса будет долларов 30. технологии не космические. про изготовление шкуры можете посмотреть тут http://qayaq.info/masterskaya/rukovodstvo-po-postrojke-razbornogo-kayaka-menyu-izgotovleniya-oboloch ki.html кроме молнии можно еще использовать шнуровку. пс. пришла в голову идея, что раз родная шкура без молний и шнуровок, автор все же предполагал изгибать стрингера. они могли стать более хрупкими оттого, что высохли. если стрингера не покрыты лаком сейчас, их можно вымочить или распарить. с повышением влажности гнуться будут лучше. Отредактировано: crazy_wader 31.05.2016 17:01 |
Hrych
Москва Ю-З сообщений: 3124 |
цитата Капитан-фотограф:Саш, злой ты КНК - очень интересные (и, как правило, очень "индивидуально заточенные") лодки. Посмотри на Андрюхины Слютики_Валютики_Кадиллаки...... sm16: Но это годится не каждому. По меньшей мере, для управления такой лодкой надо очень хорошо "дружить с кренами", что лично мне (например) мешает расслабляться, а йа это люблю Что касается конструкции данной конкретной лодки, то деревянные стрингера по-любому не есть - гуд. Даже если это матрасная речка, на ней вполне могут быть прижимы/навалы к "дровам в русле". В "прикладном случае" может произойти фатальная (для плавсредства) поломка. Лучше бы заменить продольный набор на алюминий (ну, типа, Д16Т), по весу - никаких потерь, по прочности конструкции - заметный запас. ИМХО, конечно. Счастлив в пути |
Капитан-фотограф
Москва сообщений: 20534 |
цитата Hrych: Да я ж не против - кому что больше нравится. Вот и эта лодка - прекрасный артефакт. И мне например, обладай я ей, было бы жалко менять деревяшки на дюральки... Топикстартеру: Лодка прикольная, обязательно её восстановите и попробуйте. Это уже, можно сказать, ваш долг :) Но ожидать, что она станет серьёзной заменой пусть не быстрому, не вместительному, не держащему курс, но ТАКОМУ НАДЁЖНОМУ Викингу - я бы конечно не стал. |
Wayfarer
Москва сообщений: 5893 |
Сделайте стрингера из чего-нибудь, неважно, главное попробуйте её на воде, и тогда определитесь, стоит её восстанавливать(шить шкуру из ПВХ, менять часть каркаса на д16т), или нет.
На сколько см стрингера не сходились в шкуре? Если не больше 5-6 см, то это нормально, если больше, то советую новые стрингера делать чуть короче. Но нахлест должег быть - это придает жесткость конструкции. |
Ptyza
Москва сообщений: 941 |
цитата Gendoss:Потому что сосна - одна из лучших древесин по соотношению вес/прочность. Из доступных в советское время уж точно. Конечно - если высшего сорта и при абсолютной прямослойности. цитата Gendoss:фанера - листовой материал, в формате рейки будет слишком гибкой, вряд ли прочнее, и сильно тяжелее. Как краснодеревщик, я бы посоветовал переклеить каждый стрингер из 4-6 тонких реек, той же сосны, или например бамбука, но стоит ли заморачиваться? Как водник - согласен с Володей, дюраль всяко практичнее. |
Ptyza
Москва сообщений: 941 |
цитата Капитан-фотограф:Вот о том же подумал, раритет всё-таки. Восстановить в первозданном виде и оставить для потомков.)) А ходить на чём-нибудь более надёжном. |
Wayfarer
Москва сообщений: 5893 |
цитата Ptyza:Серег, звучит, как приговор. Вопрос надежности как раз и решится шитьем новой шкуры и заменой части каркаса на д16т. |
Валерий В
Москва сообщений: 3308 |
Вопрос надёжности это посадка в В4.7 в центральное очко
|
Капитан-фотограф
Москва сообщений: 20534 |
цитата Wayfarer: У меня знакомые есть, у них на двоих штук 10 ретро-машин (а может и больше - ни я ни даже они не знают точно :). И они не одни такие любители - по крайней мере живут как-то сдачей этих машин в аренду другим желающим. Причём ценность вещи падает в разы, если там стоят неоригинальные детали. И на порядок, если эти детали даже не маскируются под оригинальные. Заменить в этой лодке дерево на дюраль, шкуру на ПВХ - это по сути построить полностью новую лодку, для этого есть пути и проще. цитата Валерий В: Кстати многовато автор наругал Викинга. Во многом это связано с неправильными ожиданиями (незачем, например, требовать, чтобы лодка ровно шла под одним передним веслом 2 минуты). А во-вторых - два тяжёлых гребца. Мне тоже, когда я 100 кг в переднее очко помещаю, грести радости мало. А вот когда 60-70 - иду с каркасниками не напрягаясь. Для адекватной замены вот именно экспедиционной двойки для спокойных рек автору наверно можно посоветовать Шую 2+ или даже Шую-3. Будет и быстрее и вместительнее. Только дороже. Это моё частное мнение. |
Gendoss
сообщений: 5 |
Всем большое спасибо за мнения. Очень помогли определиться. Проговорили мысли, которые витали в воздухе, но никак не обретали окончательную форму.
Старая самодельная деревянная байдарка никакой исторической или коллекционной ценности не представляет. Хранить ее для потомков смысла нет. Частично переделывать ее на дюраль так же нецелесообразно. Думаю, сделать полностью из дюрали - задача вполне решаемая. И действительно нужно пробовать её на воде, и тогда решать, стоит ли копировать в металле. Для этого переделаю стрингера на фанерные 10мм, которые лучше гнутся. Надеюсь, все же удастся собрать эту байдарку хотя бы для разового заплыва. Наверное, послужить прототипом - это максимум пользы, которую она может принести, и то только при условии успешных испытаний. И да, Викинг плохо идет из-за перегруза, с которым ничего поделать нельзя. Все-таки это лодка для меня, а не я для лодки. Тем не менее, у Викинга 4.7 много достоинств и мне он нравится. Но иметь в запасе каркасник для спокойных рек - это отличный бонус. Если с Сиреной ничего не получится, буду дальше ходить на Викинге. |
crazy_wader
сообщений: 43 |
по поводу дюралевого продольного набора есть вот такая история постройки http://forum.sea-kayak.ru/viewtopic.php?f=11&t=446&start=340#p38402
автор на там форуме активно свои проекты описывал, думаю с ним можно связаться и обо всех нюансах узнать. но имхо замена стрингеров на дюралевые это фактически создание нового каркаса. опять же имхо деревянный каркас для некатегорийных рек сойдет. на реках с течением 1-2 км/ч приложиться бортом чтобы что-то поломалось это надо умудриться. скорее если на озере каком волну поймать, можно ждать что где-то соединение дрыснет. но это и на промышленной лодке может быть. а еще есть такая технология изготовления каноэ (и не только) skin on frame - на деревянный каркас натягивается парусина, холст или что бог послал и покрывается краской или лаком. и буржуи используют их даже для двухместных лодок, где нагрузка на каркас намного больше, чем в одиночке. |
Ptyza
Москва сообщений: 941 |
цитата Wayfarer:Не хотел, что бы так звучало, это во мне наверное бывший музейный работник заговорил. )) |
Капитан-фотограф
Москва сообщений: 20534 |
цитата Gendoss: Современники обычно про всё так говорят. Ничего и не остаётся... Это моё частное мнение. |
Белый
Воронеж сообщений: 216 |
Gendoss, я ж тебе сразу сказал: отдай в музей Не послушал...
|
Lekka
Москва сообщений: 9149 |
Отличный экземпляр для музея истории байдарок. Восстановить в первоначальном виде, беречь и демонстрировать желающим!
Заграница нам поможет! |
Segrej
Печатники сообщений: 894 |
1. Почему каркас такой, а не другой?- это к автору-производителю.
2. Стоит-ли восстанавливать?- вам решать. Лодка, судя по фото, хороша по таким важным параметрам, как водоизмещение, обитаемость, ходкость и ремонтопригодность (в настоящее время ничего подобного серийно не выпускается). При этом - нетяжелая и разборная. Предпочтительное назначение - экспедиционная. Очень интересно, как она всё-таки собирается? "Ежели пристает к кораблю гребное судно, то вахтенный Лейтенант должен распорядиться об осмотре онаго, не имеется ли в нем крепких напитков..." |
Wayfarer
Москва сообщений: 5893 |
Главное, что этот каяк у топикстартера есть. Сделать копию из современных материалов на порядок легче, чем по инструкциям из инета или вообще из головы(сам этим занимался в первый раз, да и в последующие разы тоже). А образец можно и в музей
|
Новая тема Ответ | |
Перейти на другой форум: |