XIV конкурс туристской фотографии
"ФотоТур-2023" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставляют призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2023»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Библиотека :: Отчёты и рассказы :: Водные походы :: Украина

р. Смотрич, май 2008

29.10.2009 21:13 Zahar

автор: Инокентий Захаров, г. Москва

Долго я не решался написать отчет про этот поход, даже не знаю почему. Сначала думал что писать о маршруте в 500 м как-то глупо и не о чем, но воспоминания о нем не давали мне покоя и я все таки решился написать отчет.

Давно это было, на майские праздники 2008 года. Светлана Колосова (lanasun) после похода в Карелию по р. Охта, где была у меня матросом и где мы в принципе и познакомились, пригласила меня пройтись по украинской реке Смотрич. Конечно же я поинтересовался что за речка, какие пороги, на что получил ответ, что это полный “матрас” и едем мы туда просто отдохнуть и хорошо провести время. Прислала мне на почту несколько фотографий из ее прошлогоднего похода по этой реке (в прошлом году они как раз дошли до места откуда мы стартовали), мне все понравилось, тем более у меня не было планов, и я сказал ДА.

Итак нас собралось 5 экипажей (12 человек), 3 Таймени – две двушки и одна трешка, Свирь и еще какая-то лодка не помню. Встречались мы утром на Киевском вокзале. Конечно тогда из команды я еще никого не знал кроме Светы, но познакомился со всеми быстро, люди оказались очень общительные. Приключения надо сказать начались уже сразу: у Антона (он шел на Таймене-2) отказался идти матрос и он оставался один. Он, недолго думая, накануне позвонил своей подруге Марине и спросил:
    - Привет, что на майские планируешь?
    - У меня экзамены, – был ответ.
    - Не хочешь с нами на Украину поехать сплавиться по речке?
    - Не вопрос, как сдам экзамен, сразу на вокзал и первым же поездом приеду, – сказала Марина.
    Все, вопрос с матросом был решен. Дальше мы попрыгали в поезд, шмоток у нас было столько, как будто мы едем не на 5 дней , а на 3 недели. В поезде приключений особых не было, единственное проводница-хохлушка вела себя не должным образом, постоянно пыталась до нас докопаться.

…..и вот мы в Хмельницком. Андрюха, наш адмирал, пошел договариваться с маршруткой, а мы как водится, взяли пива, остались караулить вещи и ждать Марину. Она приезжала через 2 часа после нас.
    Дождались. Маринка приехала, маршрутка заказана и мы уже в пути. Ехать надо было часа три, прошли они быстро за пивом и разговорами. Нас подвезли прямо к берегу, мы расплатились и стали собирать байды. Когда я увидел речку, честно говоря, я испугался - такого течения я еще не видел (тогда я еще не был на Алтае). Несла река минимум километров 10 в час, воды было очень много, слева отвесная скала, справа в воде кусты. При киле вылезти было бы очень проблематично, хотя ширина ее была максимум метров 15. Погода была неахти, +15 и пасмурно. Я поделился своими ощущениями со Светой, на что она сказала, что да, воды много и течение сильное и она такого тоже не ожидала. Да кстати, с нами в Таймене-2 был ее 5-тилетний сын, который совершенно не умеет плавать……
    Итак, байдарки собраны, вещи упакованы, а так как мы ехали на “Матрас” то у нас было и спиртное, и шашлык, и набор рюмочек в деревяной упаковки, и т.д. Пройти нам надо было от этой деревни до Каменца-Подольского, это около 60 км.
    Старт….. Мы со Светкой идем первые, несет так что у меня огромное желание грести против течения. Первый поворот и….. подвесной металлический мост, а так как воды много, то висит он низко. Время на обдумывание, проходить под ним или обносить, порядка 30 сек.
    - Свет, не пройдем под ним, – говорю я.
    - Пройдем, – говорит Света.
    - Да нет же, – говорю я.
    - Пройдем, держись ближе к берегу там повыше.
    В общем, у моста мы встали лагом, нас стало класть и какими-то неимоверными усилиями я приподнял этот мост немного и мы прошли, следущая байда с шашлыком кильнулась. Шашлык уплыл. Люди были мокрые, начался дождь, а прошли мы всего метров 200. Пока отчерпывались, и пытались нащупать на дне остатки шашлыка, все поняли что матрасом тут и не пахнет…..
    Итак, снова отчаливаем, только мы со Светкой уже последние так как ребенок был, да и закопались мы чего то с ней. Только отчалили, слышим орут:
    - Чалься!!!!
    Чалиться было негде, но гребли мы с ней уже в обратку вдвоем, чтоб хоть как-то сбить скорость, заплываем за поворот и видим еще один мост, перед ним остров, на острове сидит первый экипаж, схватившись за дерево и не может вытащить байду, кто-то направляет байду в кусты у берега, ну а под мостом кладет и ломает об опору байдарку нашего адмирала…… Мы со Светой направляем байду тоже в кусты только левого берега, я в чем было выпрыгиваю из нее и стараюсь удержать. Удерживаю….., но не удерживается один экипаж (отец с сыном) и пытается пройти под мостом только под другим пролетом….. вход под мост, расстояние от лица до железок ну максимум сантиметров 10, сын начинает паниковать и…. киль.
    Темнело. Собравшись на левом берегу, начали думать как вытаскивать поломаную байду, ведь там все документы и шмотки, да и вообще что делать дальше - плыть или нет. Своими усилиями байду вытащить мы так и не смогли, и это 8 мужиков!!! Помогли 2 хохла, за что им большое спасибо. В общем вытаскивали мы ее окло 1.5 часов (фото прилагается).
    Адмирал сказал что он однозначно сходит, ибо плыть не на чем, Антон и Маринка тоже сказали что будут сходить, я с ними согласился, хоть и Света была против. Остальные два экипажа пошли дальше, мы забрали у них все ненужные вещи и на следующий день они уплыли. А нам надо было как-то выбираться. Помогла бабушка из деревни, которая сначала на нас накричала, что мы стоим на поле, где у нее коровы пасутся, и что мы вытоптали всю ее траву, но поняв нашу ситуацию, сказала своему сыну чтоб он нас отвез в Каменец-Подольский, у него как раз была Газель. В Каменце мы сняли гостиницу, обустроились и пошли рассматривать достопримечательности города и окрестностей, но это уже совсем другая история……
    Потом был поезд, гусятник и планы на следующий год, но к сожалению этой компанией мы так больше и не собрались…..

P.S. Почему то этот поход стал моим самым любимым не из ПВД. Даже не знаю почему, наверно как правильно говорят, на 90% все зависит от людей. С некоторыми из этой компании я общаюсь и по сей день. И за поход им БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!

Выводы
    Река Смотрич очень живописна и красива, но думать что это матрас – ошибка, хотя бы из-за того что она очень глубокая, так как течет в каньоне. Маршрут сам по себе интересный и не однообразный, так как речка петлючая и требует умения правильно держать курс. Сколько я ни искал отчетов по этой речке, а нашел только один отчет, наверно поэтому и решил написать свой. Честно говоря, очень тянет пройти ее все-таки до конца, и надеюсь что когда кто-то прочитает отчет и скажет: «Я тоже туда хочу», то я ему отвечу: «А поехали». А может его прочитает кто-то из тех, с кем я был там, и предложит пройти маршрут еще раз?? Кто знает, может быть и такое, в жизни все бывает….все.