XIV конкурс туристской фотографии
"ФотоТур-2023" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставляют призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2023»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Библиотека :: Отчёты и рассказы :: Водные походы :: Саяны

р. Билин, Кызыл-Хем, Ка-Хем, 26 июля - 12 августа 2005

28.09.2005 11:00 Анюта

автор: Анна Сатовская, г. Москва
     Отчет по маршруту р. Белин - р. Кызыл-хем - р. Каа-хем , 26.07-12.08 2005 года, вода большая

"Ложитесь вниз и не сверкайте веслами, - сказал он, - а то уши отстрелю"
Кузин о Боре

26.07. День 1 сплава.
    Анюта:
Еще днем наши палатки стояли на берегу Байкала, а сейчас глубокая ночь (00.00), мы сидим на рюкзаках у костра и терпеливо ждем, когда же наши сигнальщики передадут по рации, что за нами приехал автобус, который должен отвезти нас к вертолету. Прошел час, потом другой. Мы успели составить три плана экстренной эвакуации в Иркутск, когда наконец он приехал. Водитель сообщил, что немного опоздал, потому что первый посланный за нами автобус попал в аварию (слава богу без последствий). На радостях мы ему все простили и тронулись в путь. Всего каких- то пять с половиной часов непрерывной тряски по местным дорогам - и мы на месте. Стартовая точка заброски - поляна для вертолета на берегу Ангары. И вот наконец, когда мы уже отчаялись добраться до реки, появился ОН - защитного цвета свежевыкрашенный красавец. Команда стоит навытяжку, форма отглажена складочка к складочке, в общем - военные, что тут говорить.
    Не задавая лишних вопросов (Ольга: и вообще не говоря ни слова :)), они высадили нас в верховьях Белина и отбыли в сторону начальства. А наш путь лежал в прямо противоположную сторону - к Кызылу.
    Сейчас 12 дня. Нечего и говорить о том, что после такой дороги спать хочется неимоверно, но надо ставить лагерь, готовить еду, собирать мешки с провизией, да и стапелиться, в конце концов.
    Ольга: Горы. Наконец- то мы в горах. Река шустро бежит по камушкам. Солнце жарит под 32 градуса. Так и хочется окунуться в водичку. Но не тут то было. Во-первых, стоит снять с себя какую-нибудь деталь одежды (например, накомарник), как тут же тучи ошалелой голодной мошки и комаров накидываются на ваше беззащитное тело. Даже если вы удачно и без больших потерь крови справились с первой задачей, вторая засада поджидает вас неподалеку. С разбегу кинувшись (убегая от мошки) в воду, вы вдруг обнаруживаете, что водичка - то ледяная! Ноги ломит, не то что зубы! А пить хочетcя не меньше чем купаться. Так и бегаем - то в воду, то на берег, где происходит собственно сам процесс стапеля. Рыбаки опробывают снасти, охотник пристреливает ружье. Анюта: Во втором часу ночи, все наконец-то расползлись по палаткам и мгновенно отрубились.

День 2, 27.07 (2 км)
     К трем часам дня мы наконец вышли на воду.
Состав экипажей:
Проходимец - кат четверкаОлег (Адмирал), Таня, Паша-старший, Шурик (Доктор), Серега (Пассажир)
Ленивец - кат четверкаБорис (Зяма), Аня (автор сего опуса), Паша-младший (матрос Палыч), Женя (Женек)
Белуга - кат четверкаБорис, Ольга (Завхоз), Вася (Василий Иванович), Ваня (Иван Васильевич)
     Учусь править катамараном. Раза три перевязывала упоры, но как оказалось зря. Через полчаса сплава река ушла под завал. Решили тут и заночевать. Заодно и завал обнести.

День 3, 28.07 (5 км)
    С утра идет дождь. Мокрое все - палатки, рюкзаки, коврики, одежда… Вышли в 13.15, и почти сразу встали на обед. А дождь все еще идет. Все коллективно молимся о том, чтобы к вечеру выглянуло солнце. Когда в 6 часов солнце - таки выглянуло, Адмирал решил не искушать судьбу и встать на стоянку. Ходового времени - два часа, так как мы останавливались поудить рыбу (Ольга: вечером коптили килограммовых хариусов) и попилить перегораживающие реку деревья. Прошли два переката.

День 4, 29.07 (10 км)
    Вышли в 11.50. Идем на рекорд! Мы с Палычем делаем диагональ, Зяма с Женьком рыбачат. Рыбы на реке не то чтобы много, но рыб по 7 каждый кат добыл. Вытянули одного ленка. Комаров - дофига. Даже на реке не отстают, кровососы! После переката начались болота, так что мы еле нашли себе песчаный пляжик под стоянку. Сидим, едим жареную рыбу и бьем комаров. Сливаемся с природой. :)

День 5, 30.07 (10 км)
    Ночью опять шел дождь, утром - переменная облачность, но палатки мы успели подсушить. Вышли в 11.30. Вчерашнее вечернее бдение юношеской команды у меня в палатке не прошло бесследно, так что состояние у нас сонное. По берегам - горелый лес и болота. Изредка встречаются зимовки, рядом с которыми обычно лежат плоскодонки, а то и просто плоты. На обед встали в 13.30 на единственном галечном пляже на 5 км в округе. На обед был сырный суп и жареная рыба. Пока Зяма с Женьком рыбачат, я исполняю обязанности капитана. Надо сказать, что у нас с Палычем уже неплохо получается управлять катамараном, по крайней мере мы еще никуда не врезались. :)
    Ольга: После обеда начался плес, катамараны сцепились вместе. Тишина полная, хариусы прыгают из воды чуть не на пол- метра, ловя мушек. Чтобы избавиться от шумных детей, их выделили в отдельный экипаж и отпустили в автономное плавание. Опыт получился удачным, юношеский экипаж под руководством Ани успешно прошел плесы и перекатик. Анюта: Наконец в 6 вечера, мы встали на высоком левом берегу между двумя озерами. Наконец- то комаров стало меньше. Это такое счастье! Вечером опять пошел дождь, похоже, это местное… Кажется, мы спустились достаточно для того, чтобы появился нормальный лес - кедры, мохнатые лиственницы и ели. В месте соединения реки с озером температура воды поднялась сразу до 16 градусов (раньше было 11)! Мы устроили всеобщую помывку и радостное купание.
     Саяны, как же я люблю этот край - эту прозрачную воду, этот запах хвои…
     Жарим и коптим пойманных за день ленков, сигов и хариусов. Маленьких хариусов отпускали. Как потом оказалоcь, это был самый рыбный день похода. Вчера с нами несколько километров плыла выдра, а сегодня прямо из-под катамарана вспорхнула утка с утятами. Еще пару раз видели каких -то огромных птиц бурой окраски, похожих на орланов. Встретили мы и первых людей - группу рыбаков на тримаранах. Их тоже забросили на вертолете. Как- то много народу стало на реке…

День 6, 31.07 (20 км)
    Вышли в 11.20. Паша-старший приготовил нам на завтрак замечательную овсянку по своему особому рецепту. Мы настроились на длительную греблю, но уже вскоре после обеда течение резко убыстрилось и мы вошли в каньон. Из препятствий - прижимы и стоячие валы около метра высотой.
    Ольга: После третьей ступени Белуга начала тонуть. Слегка задев за обливник, шкура вдруг поползла по всей длине. Из образовавшейся дыры баллон выполз наружу. Белуга просела на один бок и потеряла управление. Тут остальные катамараны заметили, что что-то не так.
    Попытка причалиться в пороге на остров потерпела неудачу. На острове остался выпрыгнувший с ката на чалку Вася. Я перепрыгнула на оставшийся в живых баллон.
    В этот момент Ленивец первым достиг тонущего товарища и начал спасработы, которые осложнялись мощным течением, порогом и неполным экипажем Белуги. После третьей попытки совместными усилиями Белугу удалось причалить и вытащить на берег.
    Катамаран спасен. Надо спасать остатки экипажа. Адмирал уверенно заявил "Вася придет сам!" Однако уплыли мы уже километра на полтора, а Вася был на острове посреди порога. Пока "погорельцы" шили шкуру, Паша-старший вооружился рацией и пошел вверх по реке искать Васю. Как и предсказывал Кузин, они вернулись вместе через 40 минут. Через 4 часа, спешно завершив ремонтные работы (так как уже смеркалось), и успешно преодолев оставшуюся часть каньона, мы встали на правом берегу. Очень мало места для палаток, а их у нас семь, поэтому стоим вплотную (Палыч: к кухне :)).

День 7, 1.08 (35 км)
    Анюта:
Несмотря на то, что мы не особо тормозили, вышли только в час. Бельдыкский каскад закончился буквально через несколько минут. Дальше река быстро течет, изобилует небольшими шиверами и прижимами. Проходим с ходу. В 14.30 дошли до "Ворот". Обещанного слива не было - похоже, его залило. Буквально через 15 минут после "Ворот" - порог "Прижимистый". Находится на левом повороте реки, сильно шумит. Пошли смотреть. Сильный прижим, валы до 2-х м и хороший отбойник. На входе - две мощные косые бочки. Страховали с уловов, проходили по очереди. В 16.00 наконец устроили перекус. Доедали жареную вчера рыбу. Заначив арахису, настроились плыть до упора - надеемся дойти до Уш - Бельдыра, где находится местная достопримечательность - радоновый источник. Паша с Таней мечтают провести в местном санатории несколько дней, нежась в радоновых ваннах. Путь наш был долог и многотруден. Иногда каты уходили в разные протоки и встречались только при очередном слиянии. Зяма с Женьком усиленно работали "по обеду" - ловили рыбу на уху. Дважды устраивали спасработы по блеснам, но оба раза неудачно.
    Ольга: Из этой реки уже железо можно добывать! В 17.30 на нашем пути встретился порог Зигзаг (Локоть). В середине порога злобные рыбаки вместо гребли опять рыбачили. Слабые остатки экипажей вынуждены были спасать себя и рыбаков сами, выгребая на пределе сил. До стрелки больше никаких препятствий не предвиделось, экипажи полностью распоясались: пели песни, танцевали и брали друг друга на абордаж. Встали перед треугольным утесом на оборудованной стоянке на левом берегу реки за 3 км до стрелки. Решили сделать тут дневку - сходить на радоновый источник и помыться.

День 8, 2.08 (Дневка)
    Анюта:
Паша и Таня с утра пораньше выдвинулись в сторону радонового источника на разведку, а Палыч злобно остался в лагере. Развед-групппа захватила с собой рацию и каждые полчаса Паша передавал оставшимся в лагере свежие данные. Когда дистанция между рациями превысила 6 км, связь стала невозможной и вторая группа двинулась вслед за первой. Однако мы успели дойти только до взлетно-посадочной полосы, когда впереди показались разведчики. Они рассказали вот что: источник является местной здравницей и поэтому в нем постоянно купаются местные больные. Причем больны они самыми разными болезнями: от грибка до простуды и все ждут очереди окунуться. В свете чего стоять пол дня в очереди с тувинцами, а потом совершать с ними совместные омовения абсолютно не хочется. Полюбовавашись на горы, мы дружной толпой отправились назад. Сделали сырный супчик (спасибо Палычу) и жареху из собранных по дороге грибов (спасибо завхозу). Все занимались чем придется: кто пошел ловить рыбу, кто занялся кухней, кто просто завалился спать, а юношеская команда маялась бездельем. Тут-то и созрел коварный план - устроить КВН. Извратились, конечно, как могли. Ольга, Таня и Васильиваныч назвали свою команду "Шалом" и рекламировали по нашему заданию грязные носки, Борис с Зямой изображали броневик, а Шурик - Ленина, Олег стал бойцом спецназа, Женек читал стихи… Ребята тоже старались - придумали сказку про иммунитет и сделали много призов и подарков. КВН закончился исполнением Фантома и игрой на гитаре. К сожалению в порыве творческого энтузиазма в одной из сцен порвали шкуру единственного оставшегося целым катамарана.
    Палыч: Ещё был исполнен номер под названием "Брачный крик марала".
    Анюта: Угу, то-то мне потом полночи ужастики снились.

День 9, 3.08 (25 км)
    Наутро мы оценили наши потери. Дыра в шкуре Ленивца оказалась длиной около 10 см. Где-то к 12 ремонтные работы завершились и мы вышли на воду, с нетерпением предвкушая начало Большой Рыбной Реки. Впереди нас ждала стрелка с Шишхид-Голом и около 10 разнообразных порогов и порожков, изобилующих валами, бочками и бульниками. После стрелки вода стала мутной, в ней плавает песчаная взвесь. Похоже, в верховьях Шишхид-Гола идут дожди. Над нашей рыбалкой нависла неожиданная угроза. Но у нас погода отличная - светит солнце, мы прыгали с катов в воду - освежиться. Скалы обступили реку со всех сторон, один за другим пошли пороги. Мы активно искали место для дневки и бани, часто для проверки очередного пляжика приходилось выгребать на противоположную сторону реки прямо в пороге. Олег ловил все бочки на реке, Белуга после происшествия в каньоне старательно их обходила. Мы на Ленивце то устраивали покатушки, то уходили в улово и тренировали выход на струю, на одной бочке нас сильно цапануло, кат развернуло на 180 градусов, Зяма чуть не выпал, но к счастью, все обошлось - спасли хорошие упоры. Особо порадовал порог в сужении реки, со скальным островом в центре. Направо уходит котел, а за ним - валы до 1,5 метров. Нашли место для дневки - трехъярусную стоянку прямо в бесконечном каскаде порогов на правом берегу. Особые приметы - залив, ограниченый пятиметровой скалой с вертикальными стенками и небольшой пляжик прямо перед ней.

День 10, 04.08 (дневка)
    Ольга:
Как ни странно, к 11 все выползли к завтраку. Наш лагерь имеет три этажа. На самом пляже топили баню и сушили катамараны. На втором развели костер для канов и поставили несколько палаток. На третий ярус взгромоздились оставшиеся, для чего пришлось влить лес и зачищать место для палаток.
    Наконец- то баня! Две недели не мылись! Мужчины сложили каменку и стали валить сушины для растопки. Оставшиеся пошли в лес за вениками. Березы в лесу очень мало, и ветки у них - в основном на высоте 10 метров. Зато полно кедров. По всему лесу разбросаны шкурки от кедровых орехов. Наверное, белки постарались.
    Народ совсем разложился: пили виски и спали прямо на катамаранах.
    Рыбаки усиленно облавливали окрестности, но ни за вчера, ни за сегодня рыбы так и не поймали. Зато потеряли очередные несколько блесен. Похоже, рыбалка наша обломилась.
    Вечером парились в бане, ныряли в заливчик, пили припасенное вино.

День 11, 05.08 (14 км)
    Анюта:
Ночевка на третьем ярусе в лесу имеет ряд преимуществ. Во- первых, утром на палатки не светит солнце и жара не будит нас раньше времени, а во-вторых, сюда не доносятся звуки некоторых особо активных по утрам членов нашей команды. Зато доносится запах костра. А если к нему еще примешивается зычный голос дежурного Паши-старшего, вопящего: "Подъем! Завтрак готов!" - значит, пора вставать. Потормозив положенное время, вышли ближе к пол-первому. И сразу же окунулись в бочку. Речка веселая - то бочки, то валы, то бульники, то какой-нибудь чемодан лежит в середине русла, только успеваешь макать в бочки впередсмотрящих и успокаивать Зяму, чтоб не отвлекался от рыбалки. :) С часу до четырех делали обед, загорали и расслаблялись. Ольга: Потрясает природа здешних мест. Очень красивая и в то же время суровая. Река шустро бежит ( со скоростью 12-14 км в час), изгибаясь, прокладывает себе путь в скалах. По берегам встречаются то осыпи, то вертикальные стенки. Постоянно с диким грохотом вливаются в реку ручейки и водопады с окрестных гор. Реку местами перегораживают небольшие скалки, на которых растут мелкие деревца. Рыбаки постоянно закидывают удочки на предмет рыбки, но с рыбкой тут туго. Поймали несколько небольших хариусов. На наших рыбаков больно смотреть. Они спали с лица и все больше молчат, грустно опустив спиннинги в воду.
    Пока мы обедали, мимо нас прошла группа из Новосибирска. Как только мы вышли на воду, подул ветер и полил дождь стеной. Ветер был такой, что весло вырывало из рук. К счастью, вся эта радость быстро кончилась. И мы, решив не искушать судьбу, встали на ближайшем пляжике сушиться, греться и ужинать.

День 12, 06.08 (23 км)
    Тормозили как могли, вышли в час. По дороге заехали к группе из Новосиба. Они нам рассказали про речку Цыпа рыбная и вообще про сплавы по Забайкалью. Мы попытались уточнить, как в этой большой реке надо ловить рыбу и есть ли она вообще тут. Нас заверили, что рыба тут есть, продемонстрировав в качестве доказательства несколько все тех же небольших хариусов. Но нас такая рыбалка не радует. Однако наши рыбаки дружно заменили большие блесны на маленькие "двушки". Отплыв немного от стоянки Новосибирской группы, стали искать место для ночлега. Но что- то никак не складывалось. То места мало, то берег неровный, то песок, то нет улова для рыбалки. Рыбаки совсем сникли , но продолжали безнадежно макать спиннинги в воду, оживляя рыбалку время от времени спасработами. На очередное натяжение лески у Бориса, был задан вялый вопрос "Ну что, зацеп? Спасработы?" -"Да нет, что-то есть" - был получен задумчивый ответ. Тут спиннинг начал гнуться дугой и катамаран закрутило. Впередсмотрящие доложили о быстром приближении порога и необходимости взяться наконец за весла и сесть в упоры. Но не тут то было! Вдруг из воды на том конце лески начала выпрыгивать из воды большая рыба. Таймень! Наконец- то! Но мы на воде, приближается порог, леска очень тонкая, а крючки вообще смешные. Борьба завязалась не на шутку! Передние отчаянно гребли, удерживая катамаран, я подавала подсачник, Борис делал неимоверные усилия, не позволяя тайменю уйти. И вот наконец борьба увенчалась успехом! Рыба в катамаране, пророг пройден.
    Анюта: Ольга нервничала больше всех. Она прыгала вокруг и кричала "Ура! Таймень! Пельмени! Чалимся!" Мы срочно причалились перевести дух и пофотографироваться. "Поход удался!" - резюмировал Борис.
    На первом же возможном месте разбили лагерь. Технология изготовления мантов из тайменя уже отработана - Борис сделал замечательное тесто, остальные по мере сил помогали ему в изготовлении фарша. В качестве скалки пригодилась бутылка Мадеры, припасенная Шуриком, нашим незаменимым рыбозаводом (практически всю рыбу в походе чистил именно он). Получилось по шесть мантов на брата. Так что после ужина в полночь ели манты. Все не съели - осталось на завтрак. Спать сегодня легли умиротворенные.

День 13, 07.08 (10 км)
    Встали утром с намерением устроить дневку на первом же хорошем месте. Пока собирались - пошел мелкий противный дождик, периодически переходящий в грозу с громом и молнией. Через час встали на правом берегу на галечной отмели. Дождик ненадолго прекратился, так что мы как раз успели поставить лагерь и сделать обед. Ваня, Серега и я лазили на скалы, оказывается, там водятся кролики и растет черная кислица.
    Тут дождик решил, что хватит с нас хорошей погоды и полил с новой силой, не прекращаясь даже ночью. Некоторые палатки не выдержали такого испытания и немного подмокли.

День 14, 8.08 (дневка)
    Дождь все еще моросит, иногда переходит в сильный ливень. Мы с ребятами очень переживаем - ведь мы хотим устроить Форт- Баярд, а для этого нужна хорошая погода. Мы буквально молились на каждый просвет в облаках и часам к двум наконец- то выглянуло солнышко.
    Кузин согласился нам помогать, и после добычи необходимого реквизита игра стартовала ближе к пол-пятому. Первым испытанием стал лабиринт из катов, который преодолевал с завязанными глазами Васильиваныч. Папа ворочал камни, Таня лазила в бутылку с жуками, Шурик, Женек, Олег и Зяма устраивали спасработы, Ольга с Зямой изображали борцов сумо, Шурик также работал скалолазом, Борис с Женьком со связанными руками и ногами покоряли дерево, Палыч, изображая старца Фура, загадывал загадки. Пока все развлекались, злобный Паша-старший ушел покорять горные вершины и притащил оттуда черную кислицу для настойки. Варили уху из остатков тайменя, ленка и хариусов. Потом Боря сделал потрясающий сладкий пирог и испек его в коптильне. Все съели по две порции. Вечером опять была гроза.

День 15, 9.08 (35 км)
    Вышли в 12 и решили сегодня обязательно дойти до стрелки. Но буквально через час Проходимец вдруг неожиданно развернулся и пошел вдоль берега против течения. Оказывается, мы чуть не прошли стрелку! Как же ее затопило!!! Песчаного пляжика нет и а помине. Похоже, уровень воды выше прошлого раза метра на 4! Поднявшись на скалу, мы грустью не обнаружили части ценного реквизита, как то автоматически спускаемого унитаза, старой книжки с записями и пушки. Оставив в музее записку и артефакт в виде перевернутой колбы, пошли дальше - искать место для обеда. Идя по реке, с трудом узнаем знакомые места. Та отмель, где мы играли в водное поло, покоится под толщей воды. Видны следы пожаров 2002 года. По берегам горелый лес и склоны гор почти без растительности.
    Если на Кызыл - Хеме рыба еще худо- бедно ловилась, то тут удочки вообще зачехлили - рыба кончилась совсем.
    Ищем реку Унжей, чтобы на ней встать. Скорость реки - 12-14 км в час. Но к 8 вечера, не найдя искомого, заночевали на правом берегу реки. Вокруг полно костяники.

День 16, 10.08 (20 км)
    Сегодня Адмирал обещает нам встречу со староверами и начало цивилизации. Ровно через 15 минут сплава мы засекли деревню на правом берегу реки. Судя по всему, до реки Унжей на дошли вчера совсем чуть-чуть, а это - деревня с аналогичным названием. Местечко небольшое. Живет всего одна семья, но хозяйство хорошо поставлено. Видны новые постройки. Очень интересна система орошения на желобах и самогонный аппарат на основе лыжной палки. Староверы продали нам молоко, яйца, сметану, хлеб, масло, огурцы, варенье и соленые грибы. Наверное, мы вынесли у них пол-погреба. Продукты староверы хранят в ручье - вода-то всего 10 градусов! С трудом сдерживая народ от поедания приобретенного продовольствия, двинулись дальше.
    Ольга: Еще через пол часа сплава, учитывая усиленное слюноотделение, мы остановились на обед. Невдалеке виднелась еще одна староверческая деревня, которая стала непреодолимым препятствием для дальнейшего продвижения группы.
    Только мы намылились супчик варить, как с противоположного берега реки к нам приплыла через порог лодка с босоногим старцем и мальцом лет одиннадцати, который греб стоя в лодке. С другой стороны реки подошла матушка с труднозапоминающимся именем с братцем лет восьми. Предложили нам опять огурцов в обмен на блесны. Старец (как оказалось, главный в местном старообрядческом монастыре) беседовал с нами по душам, а матушка великолепно пела староверческие песни (стихи, как называл их старец). Некоторые аж прослезились и чуть не остались тут в монастыре на проживание.
    Так мы зависли до пяти вечера. Разжились некоторыми артефактами лубочно-туесочного типа. Палыч прихватил с местного огорода брюкву, которую в конце концов утопил в перекате.
    Анюта: Тут к нам подчалила группа из Новокузнецка. Поболтали за жизнь, разъели пару огурцов под водочку и отправили их вниз по течению. У следующего поселения (оно называлось Акчары) они уже нас поджидали и докладывали данные рекогносцировки местности. Остановились мы у очередного поселения староверов, около 20 человек. Живут себе, не тужат, землю обрабатывают, да туристов в баньке парят. Дома новые стоят, детишки бегают. Хорошее место, спокойное и "обстоятельное" какое-то. Заночевали тут же, в 20 метрах от новокузнецких. Мы говорили с местным главой общины - зовут Павлом, а жену его - Анной. Нас угостили на славу - тортик, сметанка, хлебушек… Похоже, к концу похода мы приобретем шарообразную форму.
    Палыч: Сегодня свершилось что-то неимоверное и почти непохожее на правду - когда в очередной раз катамараны сцепились, наша сиротская оранжевая миска упала в воду. Тут же начались спасработы по несчастной посудине. Белуга под радостные крики всей команды выловила-таки это пластмассовое чудо. Вывод: Абсолютно всё может пройти через бочку без вреда команде. :)

День 17, 11.08 (30 км)
    Анюта:
Утром нас проводили честь по чести - с молочком да с пирогами. Еле оторвавшись от этого восхитительного пиршества, и призвав команду к порядку, мы отошли от берега. Сразу же за Акчарами мы неожиданно впилились в порог Васильевский, там нас немного покачало: Проходимец чуть не лег, Белугу на последних валах развернуло на 180. Сам порог - короткий, в начале идет сбойка струй, в центре - хаос из валов. Часа через полтора показался Ужеп, дальше до самого Байбальского идет мощный подпор - вода стоит как на озере. Местные дети продали нам ведро кислицы и мы двинулись дальше. Осматривать Байбальский лучше с левого берега: вдоль всего порога идет широкая дорога, местные активно собирают вдоль нее грибы. Перед порогом встретили ребят из Тюмени на тритоновской двушке, порог проходили вместе, страховка с воды. Проходимец и тюменские ребята шли первыми и удачно прошли порог, а Ленивец слишком сильно ушел направо во второй половине порога и кильнулся в большой бочке через диагональ. Все остались живы и здоровы. После успешного завершения спасработ стали подсчитывать потери: кан с мясом, все ягоды, два подмокших рюкзака, одно весло и сломанная рама катамарана (пять горизонтальных дюралевых труб разломило как щепку). На Белуге шли усиленным чисто мужским экипажем, прошли идеально. Раму Ленивца быстро заменили на деревянную, пообедали и пошли дальше. Через 5 км нашли местечко на острове, встали уже в ночь, сушимся.
    Палыч: Не так уж просто было высушиться вечером, когда постоянно лил дождь - одно сушишь, другое успеваешь намочить. Лично я бросил эту затею и спал в полусухом спальнике , укутавшись всем сухим чем было,но и это мне не помогло, и на следующее утро я захворал.

День 18, 12.08 (25 км)
    Анюта:
С утра моросит противный дождик, но нас это не очень волнует - мы должны сегодня дойти до Бурена. Все пороги идем быстро, на цивилизацию не отвлекаемся. Шуйский и Улильхемские - неплохие порожки с валами до 1,5 метров, в общем не представляют особой сложности. Через час после выхода на воду - Московский каскад. Река расходится на несколько рукавов, центральный изобилует стоячими валами, левые - прижимами и бочками. В конце каскада - две мощных косых бочки через всю реку. Их можно обойти, но для этого приходится выписывать сильные зигзаги. Дальше до самого конца - никаких препятствий. Раньше в Бурене была переправа, но сейчас там можно видеть лишь останки плота и трос, натянутый поперек реки. Завтра за нами приедет машина и отвезет нас сначала в Кызыл - к шаманам, а потом в Абакан - на самолет.
    Палыч: Вечером был разбор полетов,а у меня температура 40,3. Обидно… Дали "Coldrex", лёг спать в уже сухой спальник. Оклемался только 20-го. Вывод: Дети, НЕ СПИТЕ В МОКРЫХ СПАЛЬНИКАХ и закрывайте герму ПЛОТНО.