XIV конкурс туристской фотографии
"ФотоТур-2023" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставляют призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2023»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Библиотека :: Отчёты и рассказы :: Водные походы :: Саяны

р. Балыктыг-Хем, Ка-Хем, август 2002

28.03.2005 11:00 Анюта

автор: Анна Сатовская, г. Москва
    Итак, прошли, а точнее пролетели первые 3 дня пути. Пейзажи меняются просто с поразительной скоростью. Сейчас вокруг горы, снежные шапки ледников и неиспорченая человеком красота Саян. А началось все еще в Москве…
    Как всегда мы приехали в аэропорт за 3 часа до посадки и, естесственно, приехали первыми. Поэтому каждая вновь прибывшая группа оценивалась нами с точки зрения наши - не наши. Главный критерий - наличие рюкзаков размером с человека. У нас самих - 4 места по 15 кг, а ведь это без учета раскладки. До Абакана 4 часа лета, а пить и закусывать народ начал еще до взлета, в результате весь полет они либо пили, либо спали.
    Однако, самолет мы не сломали и, благополучно приземлившись в пункте назначения, поехали на местный рынок за продуктами (наши-то уже закончились в самолете! ) Каждый выбирал себе по вкусу, и весь автобус оказался забит сухим пайком, а также некоторыми приятными сюрпризами. Например, ящиком сгущенки. Также в числе приятных сюрпризов оказались: мешок воздушной кукурузы (уничтожен в следущие 2 дня), мешок сушек (продержался несколько дольше), 3 арбуза (съедены на месте), ящик вина (для сугрева искупавшихся) и т.д. в том же духе.
    Ну а потом семичасовой перегон из Абакана в Кызыл. Тут же испытывали GPS на точность. Однако настоящее испытание началось, когда мы пересели на трехосный КАМАЗ и поехали дальше в горы. Нас везли трое колоритных местных жителей: Паша, Дима и Папа. Они очень неплохо выпивали у себя в кабине и к середине первого дня пути вываливались оттуда, засыпая в полете.
    Ночь застала нас на полпути, а утром третьего дня нас разбудил Урал, который ехал по "дороге" (читай "по руслу реки") с двумя десятками местных в кузове. Дорога достойна отдельного внимания: какнавы, глубиной в 1,5 метра; практически непроходимые болота; каменистые русла рек; мощные перевалы, после подъема на которые машина просто кипит, - все это мы имели возможность оценивать 3 дня подряд (это на случай, если с первого не заметим, а со второго - не прочувствуем). Нас просто выбрасывало с сидений, а рюкзаки подпрыгивали на метр на каждой канаве. Если бы была возможность, я бы пристегнулась ремнем от американских горок; куда там парку Горького. В результате часть вещей претерпела некоторые изменения по форме, а часть и по сути (так сломалась пластмассовая миска для еды - но-о счастье! - у запасливых Кузиных оказалась запасная).
    Наконец, мы добрались до Кунгуртуга. Этот гордый райцентр показан даже на большой карте России и имеет свой аэродром (полосу утрамбованой земли длиной около 100 метров). Приземляться там может только Ан-2, знающие люди говорят, что он совершает еженедельные рейсы от Кызыла, но наша группа туда не влезает по габаритам. Уже на подъездах нас стали нагонять четверо всадников на лошадях… У всех паника, мы наслышаны о местных нравах, Паша прибавил газу, но нас все равно догнали и перегородили дорогу - пришлось остановиться. Тайна золотого ключика оказалось простой и естесственной: они просили подвезти их до поселка.
    Одновременно с нами к поселку приближался самолет - это ведь целое событие для местных жителей. Все пошли встречать самолет - даже магазин закрылся - поэтому наш проезд по поселку прошел безболезненно, все встречали самолет.
    Стапель. В разобраном состоянии катамаран представляет из себя рюкзак и длинный чехол от горных лыж. В чехле - части рамы, а в рюкзаке - шкура, баллоны, упоры, сетка и огромная куча разнообразных веревок. Плюс лягушка. Все вяжется на основе скалолазной техники, все узлы - прямые, концы закреплены. Пока мы стапелялись, Паша поймал несколко хариусов - на зависть нашим рыбакам, занятым вязанием узлов. Мы завершили стапель за 5 часов и в этот же день отплыли (от Кунгуртуга подальше). Река пока еще мелкая, каты пару раз шкрябались, а то и застревали на мели.
    30 июля. Дневка. Привыкаем к местному климату. Мы заново сделали стапель, а потом новичкам устроили посвящение в катамаранщики. В полном обмундировании, с завязаными глазами мы преодолевали полосу препятствий, лазили через каты и спасали утопленника. Потом, стоя на постаменте из катов, произносили клятву (там, например, фигурировали такие обязательства, как: не тонуть ни при каких обстоятельствах, хранить весло как зеницу ока, слушаться капитана и вовремя дежурить) и пели гимн (Призрак Оперы). Те, кому не исполнилось 20 зим, устроили форт Боярд остальным, которые плавали через реку, перебирали кузнечиков, копались в мокром песке и пытались лазить на деревья (не очень удачно - дерево все время гнулось к земле). В результате игра получила название Балыктык-Хем River, и победили все.
Состав экипажей:
Проходимец, кат-четверка: Олег (Адмирал), Света (Завхоз), Саша (Санче), Саша (Карлыч, доктор), Сережа (едет пассажиром)
Ленивец, кат-четверка: Боря (Зяма), Лариса (Лорик), Женя (Женек), Оля
Драник, кат-четверка: Леша, Женя, Борис, Аня
    День 1, 31 июля. По данным GPS мы прошли 12 км по реке и 5 км по прямой. Порогов не было, зато мы наловили кучу рыбы, в основном ленки и хариусы, попадалась даже форель. По всей реке - завалы, оставшиеся с весеннего половодья, правда каты достаточно маневренные и особых проблем не возникало. На стоянке Адмирал устроил тренировку по спасению кильнувшихся (бросание морковки и вытаскивание пострадавшего на катамаран).
    День 2. Мы вышли около 12 дня (с учетом того, что встали в 11), и до обеда успели пройти 7 км по реке, а вот по прямой - 3. Река очень сильно петляет и при проходе очередного поворота слышен шум реки за следущим изгибом. На стоянке мы видели останки съеденой кабарги, а на реке нас сопровождал местные птицы. У них четко разделены сферы влияния: где-то по 5 км у цапель и по 2 - у уток. Изредка по берегам встречаются охотничьи стоянки: небольшое костровище и рогатка. Мы видели двух щенков овчарок, а однажды заметили на берегу плот, возможно для переправы.
    Лес очень густой, лиственица растет сплошной стеной, чтобы поставить палатку или просто пройти 100 метров надо продираться через тайгу. Она начинается прямо от воды, никакой прибрежной полосы, только отвесные берега высотой до 2х метров и зеленый шатер, смыкающийся над нашими головами. Вода настолько прозрачна, что дно видно до последнего камешка, кажется, что оно близко, вот-вот достанешь, а попробуй нырнуть - не дотянешься до дна. За день прошли 22 км. Мы заночевали в месте впадения Сарыг-Эйра, это - достаточно мощный правый приток Балыктыг-Хема. Только мы поставили лагерь, к нам подрулили шестеро на Кулике из Новокузнецка. Как потом оказалось, они ждали еще 2 ката с канами и едой, а у этих была только рыба, чай да еще шахматы. Они показали нам своих мышей и пойманых тайменей, а мы им - gps. Утром мы нашли живую мышь под лешкиной палаткой и сравнили - точная копия.
    День 3. Олег описал нам задачу дня как прохождение порога "Лестница", поэтому каждую шиверу мы проверяли на предмет "будет ли она порогом при большой воде", а параллельно искали место для дневки. Нашли одно неплохое - с голубикой. Я уже начала придумывать, как я буду заливать ее сгущенкой, но пришлось ехать дальше, потому что Леха не нашел места для бани. Пришлось обойтись голубичной настойкой на спирту.
    И тут начался порог. В целом он представляет из себя кучу обливников, расположенных в шахматном порядке. Часть ступеней разделены сливами по 40 - 50 см, максимальная высота валов - метр. Очень сложно найти проход между камнями, наш кат дважды садился на баллоны. Ленивец был прибежищем самого азартного рыбака в команде - Жени; он кидал не только во все плесы и перекаты, но и в пороге. Им пришлось грести за блесной даже там. Порог достаточно длинный и где-то к середине расстояние между катами снизилось до критической отметки. В результате мы врезались в Проходимца и опять сели на обливник.
    Начитавшись лоции, мы искали по берегам "множество прекрасных стоянок", но как мы не старались, не нашли ни одной. Уже после порога мы нашли одно место, но палаткам здесь тесно, а лагерь пересекает звериная тропа. За день мы прошли 19 км.
    День 4. Дневка. Утро началось прекрасно - Серега, выйдя с утра умытья, кинул небольшую блесенку, на которю немедленно клюнула большая рыба. Серега кликнул старших товарищей, которые помогли вытищить 5-ти килограммового тайменя, при этом Боря погнул подсачник. Длина чуда оказалась 75 см. Народ сильно озаботился и в ближайшие два часа все рыбаки обкидали окружающие улова. Правда, безрезультатно. Не помогли ни мыши, ни кораблик "Ловчий".
    Дневка посвящена бане. Первую половину дня все мужское население лагеря ее протапливало. К двум часам дня нашлось 6 горников (Олег, Света, Серега, Карлыч, Женек, Аня), которые предприняли восхождение на ближайшую вершину. Мы шли, продираясь сквозь заросли крыжовника и преодолевая коварные осыпи. К сожалению, до самого верха мы не добрались из-за вертикальных склонов и дождя, но чувствовали удовлетворение нашим порывом. По дороге наелись лука и крыжовника. Путь назад нам указывала звериная тропа, как потом оказалось, проходившая через наш лагерь, и дым от бани. Мы застали подготовку к ней в самом разгаре. Лорик собирала березу и елку на веники, а Шурик резал ветки для пола.
    Сама конструкция бани очень проста: куча раскаленных камней, накрытая сверху палаткой. Пол устлан березой, кедром и лиственницей, а у стенок лежат бревна. Запах просто потрясающий, напоминает новогоднюю елку. Ну а пока большая часть группы парилась, самые ответственные и стеснительные (Боря и Оля) готовили ужин - манты из тайменя. На тесто пошли: вода из речки, мука и соль, на начинку - рубленый свежевыловленный таймень, скалкой послужила бутылка с вином. Наконец-то у нас будет о чем порассказать "неэкстремалам" после похода: "А вы ели манты из тайменя? Ну что же вы… А вот когда мы были в тайге…"
    День 5. Похоже, впервые за весь поход я проснулась первой. Однако, проснулась - не значит встала, ибо к тому моменту, как я выбралась из палатки, у костра вовсю хозяйничала Света, готовя нам завтрак. Но у меня есть, что сказать в свое оправдание - целый час я вытаскивала из ладоней крыжовниковые иголки. Всего набралось 9 штук. После завершения всех жизненно необходимых операций, как то: сборки бани, утреннего купания, попыток сварить кофе, чай и какао в одном кане и поедания аптеки, группа решила трогаться в путь. На часах стояла цифра 13. К тому моменту, как катамараны спустили на воду, время подошло к обеду, а нам еще преодолевать Кольца Мильзея и Мильзейский каскад. Река сильно обмелела, в некоторых местах нельзя пройти, не шёркнув по камням. В результате у Женька потеряно 2 блесны, у папы - зацеп, у меня - зацеп, насчет адмирала - не знаю.
    Руководствуясь лоцией, мы сначала пытались найти тот самый прямой участок длиной 1,5 км, предшествующий порогу, потом - бегемотов, но тоже тщетно. В конце концов из всех ориентиров осталась, как это ни странно, лишь гора треугольной формы. Четко пройдя первые ступени каскада, мы расслабились, вылезли из упоров и стали искать место для стоянки. Тут-то наш кат и налетел рамой на обливник, дав мне возможность лично почувствовать прохладу саянских рек. Надо ли говорить, что мне прочитали лекцию?..
    День 6. Проходили Мильзейский каскад. Опять куча бульников по всей ширине реки, чистый слалом. По моей личной шкале сложности это - четкая тройка, а в лоции он назван самым сложным препятствием на реке… Мдааа, у малой воды - свои недостатки. Остались 2 неплохих места - сужение где-то на 19 ступени и 22 ступень с огромным бегемотом прямо посреди реки. Есть хорошие стоянки перед 22 ступенью по левому берегу и после нее - по правому, со знаковым столбом в центре. Каждый уважающий себя турист должен оставить о себе след в виде надписи на оном. На обеде мы вновь встретили новокузнецких куликовцев, охотников и рыболовов.
    День 7. У нас еще одна дневка. Очень удобное место для стоянки, но погода, к сожалению, испортилась, и запланированного похода в горы не получилось, зато, с одобрения всего коллектива, мама, папа и Лорик взялись за приготовление расстегая с хариусом по старинному уральскому рецепту. Когда рыба кончилась, а тесто еще оставалось, нам сделали сладкие пирожки с курагой и изюмом. В первый раз вижу в походе такую халяву! Где-то в обед нас обогнали свердловчане, среди которых оказался брат папиной одноклассницы! Удивительно, как тесен мир… Чтобы встретились давние знакомые, надо было отправиться в Тыву. Остаток дня народ просто спал в мертвую, а ночью… не совсем спал.
    День 8. Олег объявил день поиска староверов. Мы закончили слалом по Мильзею и прошли правый приток с таким же названием. Его нельзя пропустить: хорошо видны (и слышны) многочисленные рукава дельты. Дальше река течет относительно спокойно, но быстро. Мы прошли 21 км по прямой особо не напрягаясь, притом что вышли в час дня. Попадаются острова, некотрые - заросшие травой, некоторые - сплошная галька. Как следствие - множество мелей и мелких шивер. До староверов мы так и не добрались, зато стали попадаться явные признаки человеческого прибывания: покосы и свежие стога сена. Куликовцы остановились в месте впадения Каргы - большого левого притока, а мы пошли дальше. Погода и так была не ахти, а тут еще пошел дождь. Нам надо искать место для лагеря, а голову поднять нельзя без того, чтобы за шиворот не вылилась чашка свежей дождевой водички. Сквозь пелену дождя адмиральский кат заметил марала, да и вообще живности много. Только очень надоедают толстые бежевые бабочки, любительницы откладывать яйца.
    День 9. Опять гребля. Вдоль реки все чаще встречаются следы человеческого жилья: то новые домики, то древний трактор, то лодка, однажды видели вполне развитое хозяйство с трактором Т-40 и свежесрубленым сеновалом. Река разделяется на множество распадков, повсюду шиверы и мели. Горы стали более пологими и лесистыми, все ближе стрелка с Кызыл-Хемом. Через 20 км гребли мы все-таки догребли до селения староверов. На карте оно называется "Катазы", но местные давно сменили название на "Пермяково". Все жители этой деревни - члены одной большой семьи, сейчас в деревне живут 37 человек, из них 10 детей. Староверы совсем не отрезаны от цивилизации, у них есть Урал, пара мотоциклов, телефон-рация и еще кое-какие достижения цивилизации. Мы разжились сметаной, молоком, простоквашей, яйцами и солеными огурцами. В обмен мы поделились с ними конфетами, деньгами, блеснами и фастум-гелем.
    Уже под вечер, когда начало смеркаться, мы догнали Кулик. Рыбаки нам с милой улыбкой сообщили, что через 800 метров начинаются Щеки (порог 4 к.с.), и что мы, наверное, очень уверены в себе раз собираемся проходить их в темноте. "Но зато через 500 метров есть небольшая полянка с музеем, где вполне можно переночевать", - прокричали они вслед нашим окаменевшим фигурам, за что мы были им безмерно благодарны. Вот тут то начался такой слалом, какого мы не встречали с Мильзея. Опять много обливников и сливов до 0,6 м. Никаких особых примет у этой стоянки нет, кроме резкого поворота реки сразу после чалки, но ее сложно с чем-то спутать. Все утро мы посвятили исследованию музея туристов-водников. Похоже, что каждая уважающая себя группа оставила здесь что-нибудь на память - от деревянного эталона тувинской красоты с тремя грудями, до старого стоптанного тапочка. Наиболее продвинутые, похоже, везли с собой таблички с надписями типа: "Тут был Вася! Кат, 6 чел, 1989г. " Самая древняя надпись датирована 1975 годом от Рождества Христова. Мы тоже оставили кое-что от себя - рваную футболку с надписями: "LONDON, Тыва - таежный зуд, нас - 13, Зяма, Я вас любил… и т.д."
    День 10. Итак, мы вошли в относительно нормальное русло, то есть отчалили в 12. Сразу же после поворота началось сужение реки, пошел довольно длинный и извилистый каньон, в котором и находятся, собственно, Щеки. При низкой воде это порог 4 категории. Основную опасность представляют невидимые обливники и бульники сразу за мощными сливами. Приходится много маневрировать и сразу уходить вбок от слива. Максимальная высота валов - 1м, сливов - 1,5. Валы в основном стоячие, бочки - косые, часто попадаются у сужений каньона. Красоту этих мест нельзя описать словами. Скалы уходят вертикально вверх, иногда даже под острым углом к воде, на них растут редкие кедры и березы. Судя по следам от воды, уровень реки поднимается на 2-3 метра выше, чем сейчас.
    Сразу после Щек, Балыктык-Хем сливается с Кызыл-Хемом, образуя Малый Енисей, или Ка-Хем. Наконец-то мы вышли на стрелку. Сразу пришлось выгребать против течения Кызыл-Хема, чтобы попасть на небольшой пляжик под плато. Наверх идет тропа, котороя заканчивается у музея. Дневку, и тем более ночевку там устраивать нецелесообразно, так как очень далеко тащить вещи, да и места для палаток не так уж много. Такого большого тур-музея я еще никогда раньше не видела. На высокой скале прямо над стрелкой стоит пушка, рядом лежат ядра, имеется туалет, выплескивающий на неосторожного туриста дождевую воду и много еще чего интересного. Между прочим, там оставили свои следы не только водники, но и альпинисты, и горники. На столе нашелся пакет с письмами. Почта работает исправно, друзья-соратники предупреждают нас о встречах с недружелюбными тувинцами. Как написано в одном дневнике, недалеко от Кунгуртуга катамаранщиков обстреляли из дробовика и стащили треть продуктов. В другом мы откопали следущую фразу: "Все было хорошо, за исключением того, что 8 августа пошел снег." Я даже не думала, что существуют нормальные американцы, но оказалось, что четверо жителей Нового Света преодолевали реки Тувы на каяках. Однако!
    Дальше начались поиски места для дневки, катамараны сцепились в шестимаран и, медленно кружась, поплыли вниз по течению. Кое-кто даже успел искупаться. Где-то через 2 часа свободного сплава по плесу, по правому берегу обнаружился неплохой пляжик, на котором мы и устроили дневку. Рядом обнаружилась чья-то зимовка, а дальше по берегу - база отдыха местного колхоза.
    День 11. Все-таки зимовка заслуживает отдельного внимания. Это небольшой домик из струганых бревен, обмазаный глиной. Окна затянуты пленкой, а внутри - что-то вроде полатей и бечка-буржуйка с запасом дров. По стенам и на потолке висят заготовки: горох, грибы, ягоды, в отдельном мешке - посуда, соль. Спичек мы не нашли, либо хозяин зимовки носит их с собой, либо хорошо спрятал от посторонних (например от нас). Зато мы нашли рыболовную сеть, которой поплавками служили свернутые куски березовой коры. Крыша тоже покрыта корой, с некоторых близстоящих деревьев она обрезана на высоту Сережиного, а то и моего роста. Еще мы нашли высоко на дереве клочки чьей-то шерсти, вероятно медвежьей.
    Пока мы исследовали лес, Женек с Шуриком задумали сыграть в водное поло, правда им не хватало одной важной детали - мячика. Вот где проявляются изобретательские таланты! Они вставили один в другой четыре воздушных шарика и обмотали всю конструкцию скотчем. В итоге получилось нечто круглое, достаточно прочное, непотопляемое, да еще и упругое. По всем признакам - мяч!! Ворота сделали из тех же шариков, набрали команду. Первый тайм Женя выиглал, второй - тоже. Но вот состав команд менялся, так что мы с Зямой раз выиграли, раз проиграли, Серега с Олегом - тоже, а Света - как всегда на коне. А на вечер была запланирована баня с пирожками…
    День 12. Вчера вечером было видно зарево от пожара, а сегодня всё затянуло дымом, даже солнце едва видно. Мы плывем по реке и видим дым, сгоревшую тайгу на склонах гор, иногда огонь подходит к самой реке и тогда видны языки пламени, охватывающие дерево за деревом. Когда огонь подбирается к очередной елке, пламя в один миг взвивается выше леса, а солнце приобретает какой-то багровый оттенок.
    Итак, пороги! Сегодня мы прошли 35 км по прямой от нашего старого лагеря. Речка сильно изменилась: берега стали высокими и скалистыми, а острова стали утесами, поднимающимися из воды на 7-10 метров вертикально вверх. Мы прошли Панфиловский и Васильевский пороги. Слалома не было. Панфиловский - зигзагообразный участок реки, изобилующий валами до 1 метра. В общем-то довольно безопасный, только если не грести в берег. Васильевский - то же самое, только размером поменьше. На ночевку остановились где-то через 1 км после якобы заброшеного села Чодар. На берегу паслись коровы, однажды видели табун беспризорных лошадей, по берегам стоят моторные лодки, так что никаким запустением тут и не пахнет.
    День 13. Стоило нам отчалить, как на берегу показались свежие домики какой-то странной формы, а местные пацаны, казалось, ждали нас на берегу, и кричали "Крючки есть? Молока, мяса дадим." Эти мелкие вымогатели основательно подчистили рыболовные сумки, а потом позвали чью-то маму. Нам досталась сметанка и хлебушек, а вот мяса не было. Жаль. Зяма постоянно высматривал по берегам людей и спрашивал, нет ли у них мяса, не удивительно, что оставшиеся 2 ката достаточно быстро от него оторвались, к тому же на реку опустился туман и почти ничего не было видно. Мы стали все чаще смотреть назад и, наконец, наше ожидание увенчалось успехом: из тумана показался кат… потом еще один… потом послышался шум мотора. Когда вся эта компания нас догнала, оказалось, что кроме Зямы по реке идет группа иностранцев из Италии и Франции. Проводники - кызыльцы дерут с них по 60 долларов в день. Следущие шиверы и порожки мы проходили 5-ю катами. Где-то после Ужепа мы расцепились и пошли своей дорогой. Эржей - более развитый и аккуратный поселок, чем Ужеп. Жители используют оригинальную конструкцию насоса - он висит на веревочке в середине старой шины.
    При малой воде Байкальский представляет собой кучу обливников. Валы до 1 м, категория 3+. По правому берегу больше валов, по левому - слалом. После прохождения порога мы опять сцепились и шли так до Московского каскада. Он более интересен, чем Байкальский: течения в основном турбулентные, большие бочки, очень много воронок и поганок. Постепенно скалы стали приобретать красновато-коричневый оттенок, сосны почти исчезли и вообше лес отступил от берега. Тут, на одном из островков мы и встали на стоянку. Очень сложно найти безлюдное место, потому что вдоль обоих берегов реки идут дороги, то и дело видны паромные переправы. В Эржее Зяма подзатарился курами, из которых получилось неплохое чохагбилли.
    День 14. Мы третий день плывем в дыму, за ночь на палатка покрывается слоем пепла. Берегов почти не видно, все скрывается в дымке. Обедали на месте чьего-то антистапеля. Очень удобная площадка, только к сожалению покрытая ровным слоем бутылок из-под абаканского пива. Найти место для стоянки почти невозможно: любая пригодная поляна либо оккупирована муравьями, либо покрыта слоем битого стекла. Адмирал выбрал первый вариант и мы заночевали в 4-х км от Сарыг-Сепа, на левом берегу. По дороге Зяма с Олегом учили молодежь в лице нас с Серегой вязать узлы: прямой, восьмерка, булинь, проводник и особый - для скалолаза, летящего вниз со скалы.
    День 15 ознаменовался самым коротким на моей памяти переходом - 3 минуты. Каты пересекли реку и, не доходя до поселка, мы устроили антистапель. Указаные в лоциях правые притоки, по которым, якобы, можно было подняться в Сарыг-Сеп, пересохли напрочь, тем более, что там есть проблемы с подъездами и ночевкой. Похоже наш вариант был наиболее оптимален. Было несколько вариантов выброски: можно было ждать Пашу с его Камазом или искать машину в поселке. После нескольких звонков выяснилось, что Паша в запое, а разведка донесла, что машины достаточной грузоподъемности в Сарыг-Сепе нет. Пришлось делиться на группы и ехать в развых машинах.
    День 16. Где-то около 10 утра приехали 2 Волги и Баргузин, мы с трудом в них погрузились и отправились в Кызыл, а оттуда - в Абакан. Естественно, и тут не обошлось без приключений. В Кызыле мы заехали завезти прицеп к водителю домой, а там - мелкая рыжая дворняга со щенками. Правда, про щенков мы узнали уже после того, как она цапнула Шурика за ногу за то, что он слишком близко подошел к яслям. Нашего доктора тут же начали лечить всеми известными способами: помазали йодом, налили спирта и, в качестве последнего средства, дали с собой клок шерсти той самой собаки для ритуального сожжения и посыпания "раны" пеплом. Гордеев минут 40 не мог успокоиться, все порвался вернуться, отделить голову бедной собаки от тела, закопать, растоптать и ритуально ее сжечь, чтоб не повадно было. А заодно, в качестве профилактики, вколоть пару укольчиков от бешенства, и не подумайте, что себе.
    Машины собрались у "Центра Азии". 15 число - день республики и у этого монумента собираются лучшие шаманы Тывы - очищают, гадают на камнях и вызывают счастье. Естественно, за определенную плату. А за городом устраиваются большие игрища - скачки на лошадях, бои и стрельба из лука. Видели мы и стрелку Би-хем - Ка-хем, где Малый Енисей становится Большим. Уже в 10 вечера мы добрались до аэропорта, сдали груз и отправились в гостиницу - досыпать. И даже звук турбин и воздушные ямы не помешали большинсву из нас вкушать заслуженный отдых. Нам снился Енисей…