XIV конкурс туристской фотографии
"ФотоТур-2023" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставляют призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2023»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Библиотека :: Отчёты и рассказы :: Водные походы :: Кольский п-ов

р. Умба - Белое море, июль-август 2011

16.08.2011 23:00 Wayfarer

автор: Андрей Беспалов, г. Москва

В этом году решили мы принять предложение питерских друзей сходить на Умбу с Белым морем. Поскольку Мурманские поезда через Питер не идут, то встречу назначили непосредственно на реке.
    Итак, выгрузились мы из поезда в Апатитах в 9:30 утра, поймали такси и за 1500р нас доставили к мосту через реку, где уже стапелилось несколько групп. Когда распаковал рюкзак с байдаркой, обнаружилась нехватка одной секции фальшборта, такое со мной первый раз(надеюсь и последний). Пришлось заменить его берёзовым дрыном. Несмотря на эту заминку, на воду мы встали в 12:00, поскольку питерцев, которые приехали накануне вечером, на стартовой поляне мы не обнаружили, ночевать там было бы очень не приятно, решили, что они стоят немного ниже. Так, обшаривая глазами берега, дошли до первого порога – Падуна, попутно обнаружив, что воды в реку не налили, её уровень был примерно на 20 см ниже летнего. Но и там ребят не оказалось, так что ничего не оставалось как ждать и пытаться до них дозвониться, потому как появилась связь(на стапеле её не было).
    В сезон на Умбе народу хватает, так, одна из стапелившихся групп послала каякера занимать на Падуне стоянку. Пока Валюха стерегла байдарку я осмотрел порог, наших всё не было. Тогда мы решили переправиться на правый берег, поискать останки Пашиного Вьюна, который безвременно погиб здесь два года назад. Была маленькая надежда найти недостающую секцию фальшборта. Но, к сожалению, ни одного фрагмента костей обнаружить не удалось, зато шкура, изрядно пострадавшая не только от порога, но и от желающих пополнить ремнабор, лежала посреди тропинки. Поскольку с капитаном погибшего судна я накануне переговорил, то оттяпал неплохой кусок шкуры без зазрения совести))) Тем временем подошли питерцы, оказалось, что они стояли выше моста и с нами разминулись всего на несколько минут. Теперь вся компания была в сборе, а именно, Саша и Маша на Вьюне, Олег и Наташа на Маринке, Стас и Наташа на Свире и адмирал Паша на экспедиционном каяке.
    После осмотра порога капитаны байдарок решили, что любой порог прекрасно обносится с первого раза. Завершив обнос, все распределились по порогу для страховки/фотосъёмки адмирала, который решил порог идти. Надо сказать, что пока мы смотрели порог, его штурмовали п/э и надувные байдарки и не кильнулись в первой ступени только надувнушки, так что увеличивать количество килей не хотелось.
    На заходе к первому сливу(если идти справа от острова) сильно стаскивало к острову, и даже зная это Пашка еле от него увернулся, свалился в край бочки полулагом, но всё же удержался и выгреб, а дальше – валы, валы, валы. Остров в последней ступени порога он решил идти правой протокой, с левого берега она выглядела канализацией, и, казалось что для п/э каяка сложности не представляет. Но оказалось не всё так просто. С того момента, как каяк скрылся за островом, до того момента, как появился, после него прошло минут пять-семь. Оказалось, что канализация для экспедиционного каяка узковата, а мощи хватает, чтобы прижать каяк к бульнику и притопить его. Причалил адмирал после порога со словами: «Неопреновая юбка рулит!» За пять минут попыток слезть с камня в притопленном состоянии, она не протекла!
    В общем, послушав страшный рассказ, насмотревшись на желтые днища п/э байдарок и вспомнив ещё раз про погибший Вьюн, мы с Валюхой решили не искушать судьбу в самом начале маршрута и обнестись. …но, только первый сливJ Остальное не пройти было бы совсем обидно – много шикарных валов и слалом между двумя бочками слева от острова в последней ступени.
    Поскольку на Падун была потрачена куча времени, то на стоянку встали вскоре, на верхнем Капустном озере, на левом берегу.
    Капустные озёра оказались очень мелкими, Саша с Машей даже на мель выскочили и проводились, зато после них вода стала заметно теплей. Порог между двумя Капустными озёрами выглядел достаточно мощно, а Стас три года не ходил на воду, поэтому я сел к Наташе капитаном для прохождения. Порог Разбойник осматривали долго и внимательно, и не зря, тех, кто шел его в первых рядах, на заходе, сильно слепило Солнце, питерский Вьюн даже на камни выскочил. Зато самый слабый экипаж Стаса и Наташи прошёл порог лучше всех, мы с Валюхой шли замыкающими, и Солнце уже сильной проблемы не представляло. Встали на обещанной лоцией отличной стоянке на левом берегу под порогом.
    В третий день нам предстояло дойти до Канозерского. Впереди был Семивёрстный и мы немного переживали за Стаса с Наташей, идти-то придётся сходу. Но успешное прохождение Разбойника вселяло уверенность, что всё будет нормально. В общем, так и было. Семивёрстный порог представлял из себя цепочку мелководных шиверок, опасных лишь для шкуры байдарки. Наиболее интересна лишь вторая ступень порога, где есть приличное падение, валы и бочки, идётся по струе без проблем. В районе порога Карельский, на левом берегу строилась шикарная база отдыха, как раз на том месте, где на карте обозначены бараки. Рабочие сказали, что это будет дача президента(может, пошутили?), причём дорог там нет, а всё забрасывается на вертолёте. Кстати, через полчаса вертолёт таки пролетел. Канозерский в нашу воду был наипротивнейшим порогом. Воды мало, но первая ступень довольно мощная, и кругом понатыканы скалы. Пройти чисто крайне проблематично. Капитаны байдарок решили обнестись, кроме того на левом берегу на протяжении половины порога расположены несколько стоянок, на одной из которых мы хотели встать. Мы с Пашей решили идти. Первым пошёл адмирал, немного не попал по намеченной траектории и собрал несколько камней, зачалился в улово у левого берега после первой ступени. К тому времени подошли несколько групп, и не долго думая заняли все ближайшие стоянки, но Паша успел парочку застолбить. Мы с Валей прошли точно как задумали, схватив только один «необходной» обливняк и зачалились там же. Из двух забитых стоянок выбрали ту, что подальше, остальные перечалились на правый берег и обнеслись до стоянки, только Маринка обнеслась в наше улово, откуда мы сплавились до стоянки, расположенной как раз посреди порога.
    Вторая половина порога представляет из себя шиверу, которая разбивается островом на две большие протоки, слева мелко, справа слив и далее всё более мелководная шиверка разбивающаяся на многочисленные протоки островами. Мы пошли справа от первого острова через слив, который выглядел очень стрёмно, когда мы в него прыгали, из-за прозрачной воды казалось что камни очень близко, но к счастью прошли чисто. Ну а дальше по камням прошкрябались все, очень мелко. С погодой нам повезло, на Канозере штиль. На острове Каменный, где располагаются петроглифы, стояла экспедиция исследователей, построены ограждения, настил для осмотра, туалет. В общем, мы порадовались, что всё не брошено на самотёк. Нам провели экскурсию, и мы пошли дальше, до следующего острова, где решили сделать перекус. Стоянка планировалась у выхода в Родвингу, и когда в конце перекуса мы увидели группу на катамаранах, шедших под мотором, прозвучало: «давайте поскорей собираться, а то они займут стоянку». Мы с Валей, не долго думая, втопили, а зря. Катамарастов-то мы обогнали, и заняли единственную свободную стоянку справа от устья Родвинги, но в рации сели батарейки и поделиться радостью с остальными участниками похода не получилось. Кстати, забавно было наблюдать за обогнанной группой, которая притормозила напротив свежезанятой стоянки, и ни с чем пошла дальше. Около часа мы «держали» стоянку, пока я менял батарейки и искал нужный канал, да ещё и связь была ужасной. По обрывкам Сашиных фраз я понял, что они решили не идти до конца озера и встали где-то на подходах. Тут к нам причаливает большая группа и сообщает, что наши встали на левом берегу за мысом. Разочарование. Пришлось уступить стоянку и вернуться к нашим, они встали за 20 минут до конца озера. Жаль, что связь подвела.
    С Родвинги и Низьмы запомнился только падун. Его можно разделить на три части, заходная шиверка, с уловом у левого берега, потом скалистый остров с намытыми на него брёвнами, в левой протоке слив, правая – мелкая канализация, и длинная, мощная выходная шивера. Подошли мы к нему в обед, посмотрели, как его прыгал Таймень2, по центру без особых проблем, перекусили, выставили страховку с фотосъёмкой. Первым прошёл адмирал и зачалился где-то на шивере за поворотом, дальше прошла Маринка. Настала очередь идти Стасу и Наташе на Свире. На заходе они сильно забрали вправо, и пытаясь выйти на центр съехали со слива полулагом, за чем последовал незамедлительный киль, под звонкий крик «ааа!!!», оборвавшийся с полным переворотом лодки. Наташа вынырнула первой и оказалась в улове за островом. Морковка была брошена идеально, но Наташа, почувствовав себя в безопасности любезно предоставила её Стасу, но он, как настоящий капитан не бросил ни байдарки ни весла, и ушёл с ними в шиверу, где постучавшись по камням смог выбраться на берег без травм. Наташе же повезло меньше, вылезая из байдарки, она ударилась коленом об камень. Как потом выяснилось, растяжение связок коленного сустава. Её мы переправили на наш берег и оказали первую помощь. Ходить она не могла, поэтому мы с Валей прошли первую ступень, зачалились сразу за ней, посадили Наташу ко мне первым номером, и мы с ней дошли до конца шиверы, где узнали, что Стас тоже «не вышел сухим из воды», у него уплыла герма с фотиком, телефоном, деньгами и документами… Продолжительные поиски результатов не дали, а уже вечерело. Лоция обещала хорошую стоянку через десять минут, у слияния Низьмы с Родвингой, так что было принято решение идти. Стоянка была действительно хорошая, а учитывая ещё и травму, то не сделать днёвку было нельзя. А Стас продолжал искать герму весь вечер, речка вознаградила его старания и отдала её, слегка подмокшей.
    Наконец-то, днёвка! Баня, грибы, черника, красная рыба с икрой, в общем, отдых.
    А Наташино колено всё не унималось, и она решила сняться с маршрута. У деревни Погост, на противоположном берегу стоит база отдыха, там мы спросили машину, через сорок минут карета была подана и мы с Наташей поехали в Кандалакшу за 2500р. Билет удалось взять только на вечерний поезд, так что мы скоротали время в кафешке на площади вокзала. С каким удовольствием мы ели винегрет!J Посадив Наташу в поезд, я пошёл искать машину. Первый же таксист (не частник) сказал, что до Умбы 1600!!!, и мы поехали. Кстати, рекомендую, такси в Кандалакше «122» (89215122379). А пока я ездил, группа дошла до моста в посёлке Умба, и ждала меня там, так что кусок реки от Погоста до Умбы опишет Валя.
    Проводив Андрея с Наташей, все поспешили возвратиться на воду. Дальше начиналось озеро Медвежье Плесо.
Саша с Машей спросили, имею ли я опыт капитанства на Вьюне? Опыт у меня кое-какой уже имелся, и только я стала закрывать юбкой место матроса, чтобы занять осиротевшее капитанское, как ребята предложили посадить ко мне матросом Машу. Конечно, так мы пойдём быстрее.
Поверхность озера была устлана ковром из кувшинок, ветра не было, поэтому шлось легко и приятно.
    На выходе из озера расположен мост автодороги Умба-Кандалакша, от которого некоторые группы перебрасываются на Колвицу.
    Подойдя к нему, мы высадились на берег, чтобы связаться с Андреем и решить, что делать дальше. Решено было идти до Паялки и ждать его там, по карте, вдоль реки идёт дорога, а у порога есть стоянка.
    Добравшись до места, мы выяснили, что стоянки никакой нет (вставать там просто негде), дорогу найти не удалось, а ждать Андрея оставалось ещё несколько часов.
    Делать нечего – нужно идти. Снова позвонили Андрею, договорились о встрече в деревне Умба.
    Основную ступень Паялки(3к.с.) решили обнести, проходил её только Паша, остальные стартовали от начала выходной шиверы.
    Я немного волновалась, хоть мы и оставили самую серьёзную часть порога позади. Машка же была абсолютно спокойна, подбадривала меня, это прибавляло уверенности в том, что мы справимся. Итак, прошёл адмирал, а за ним мы.
    Паша похвалил – прошли чисто, без замечаний – обещал пересмотреть своё отношение к женским экипажам ;)
    А метров через 200 новый порог – Горка(2к.с.). Его проходили с Сашей, затем он-штатным экипажем, после этого Маша снова пересела ко мне.
    Через несколько минут нас ожидало очередное препятствие – «быстроток в скальном сужении» (1к.с.), судя по лоции. Мы с Машей не стали его просматривать, пошли сразу за адмиралом. Тут-то я и испытала все прелести капитанства на бурной воде!:) Вьюн резво запрыгал по валам, его нос был так непривычно далёк от меня, что я на мгновение даже растерялась, но тут же спохватилась и изо всех сил старалась держать нужный курс. Прошли, выдохнули… здорово!!
    Совсем немного оставалось до деревни Умба, куда мы и добрались благополучно часам к 8-9 вечера. Зачалились чуть выше моста, посмотрели порог Морской (1к.с.), немного пофотографировали, перекусили. К тому времени к нам подъехал Андрюха, и можно было продолжать путь.

На ночь глядя, благо они ещё белые, мы вышли в море и встали в нескольких километрах от посёлка. Да, морской порог оказался весьма приятной и мощной шиверой.
    Вот и море! Первый морской ходовой день! По плану надо было дойти до границы заповедника, чтобы потом пройти его без остановок. Море порадовало попутным ветром. Перекус совместили с осмотром древнего каменного лабиринта на мысе перед Пильской губой. Вале море далось не легко, практически сразу её начало укачивать, и, не дойдя пару километров до стоянки, мы высадились на берег. Остаток пути она прошла уже пешком. Встать удалось, как и хотели, у самого начала заповедника, а вечером наблюдали стаю Белух, ходили на близлежащую горку любоваться заповедной Порьей губой.
    Ещё с вечера Валюху снабдили ценными советами и средствами от укачивания, так что двадцатикилометровый марш-бросок через заповедник стал более-менее реален. Валя держалась молодцом, так что заповедник был пройден всего лишь с одной остановкой на небольшом островке, где нас тут же обругали чайки. На стоянку встали в живописной бухте уже за границей заповедника.
    Вдоль северного берега Кандалакшского залива островов очень мало, и береговая линия достаточно ровная, так что шли мы в последующие дни просто вдоль берега, хоть и живописного, но всё равно, разнообразия мало. Следующая стоянка была за мысом Пентельский, недалеко от речушки, в которой истосковавшиеся по пресной воде туристы с удовольствием помылись.
    В следующий переход нам посчастливилось наблюдать несколько тюленей, или им подобных животных, которые выныривали то там, то тут, видно мы их тоже заинтересовали, но близко они не подходили, как всегда выручал длиннофокусный объектив. На стоянку встали у подножия горы Тесовисна, всего 353 метра, но всё равно, с неё открывался обалденный вид, а подъём был не так лёгок, как казалось. Все поднявшиеся на вершину единодушно признали пеше-горников маньяками, и что мы так не хотим ))) Одно слово – водники ;)
    Нам с Валей надо было уезжать на день раньше, чем остальным, поэтому мы сразу после завтрака встали на воду, рассчитывая пройти оставшиеся 12 км до Лувеньги максимум за три часа. Но через пол часа после выхода поднялся встречный ветер, который всё усиливался, так что до устья реки Лувеньга мы дошли через три с половиной часа. Пальцы у Вали не сразу захотели разжиматься. В общем, гонка была похлеще Скитульца. Как только высадились на берег, стало ещё и холодно, так что быстренько разобрали и промыли байдарку в пресной водичке, собрали рюкзаки и двинулись в центр посёлка. Как потом оказалось, ветер был 14 м/с с порывами до 20. У Паши была метеостанция. Они вышли на час позже нас и им под конец достался ветер 20 м/с с порывами, не помню сколько, а ведь они сворачивали в Колвицкую губу, и ветер им был уже сбоку.
    В посёлке машину я решил не искать, а позвонить в знакомое такси. Через 15 минут мы погрузились в десятку и за 300 р. нас отвезли на вокзал, ну а дальше - кафешка, поезд, Москва.