XIV конкурс туристской фотографии
"ФотоТур-2023" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставляют призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2023»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Библиотека :: Отчёты и рассказы :: Водные походы :: Кольский п-ов

р. Лотта. Пешеводный поход по притокам.

13.09.2013 11:38 Wayfarer

автор: Андрей Беспалов, г. Москва

В этом году мы решили попробовать сходить в пеше-водный поход, забраться в мало хоженые места. Влад(aka Shtak) предложил вариант маршрута и был рад присоединиться. Сашка(aka Карась) сразу сказал, что тоже хочет пойти. Ещё два члена команды Андрей и Володя уже имели многолетний опыт подобных походов, так что команда собралась на 50% из опытных пешеводников.

Если со снаряжением у нас было всё в порядке, то с байдаркой встал вопрос. Одновременно лёгкой, маневренной и прочной байдарки у меня в флотилии не было, а сроки поджимали, и покупать новую байдарку не хотелось, да и обкатать её надо было бы. Так что решил идти на том, что есть, а поскольку таскать Вьюна весом 25 кг мне не улыбалось, выбор пал на Десну – монокильсон и большие баллоны делали её достаточно живучей, малая длина, даже при наличии штевней, говорила за приемлемую маневренность, а вот весила она всё-таки 20 кг… многовато. Но голь на выдумки хитра, у меня давно были мысли её немного облегчить, и вот сейчас пришло время. Фальшборт из прямоугольного профиля был заменён на трубку 18 мм, а фартук с очками на цельный, сшитый из силиконки. Переделка немного снижала жёсткость конструкции(на мой взгляд сильно избыточную) и ухудшала защиту от заливания водой в мощных порогах, которых не предвиделось. Зато вес снизился до 15кг. Андрей с Володей шли на Егозе(производства А. Гуца), а Сашка на В-3,8. К сожалению, Влад по состоянию здоровья не смог присоединиться.

Забросчика мы нашли через форум Скитальца. И 4 августа около вокзала в Мурманске нас ожидали два внедорожника, куда мы оперативно погрузились и поехали на Лотту. Место для стапеля нашли, где и предполагали, чуть выше впадения Сойгйоки, напротив острова, на высоком берегу. Набрали грибов на ужин, поели голубики.

5 августа. Поиграв в тетрис с загрузкой Десны (места в ней всё-таки маловато), тронулись в путь. Воды в Сойгйоки, как и везде, очень мало, тащим байдарки по камням порогов, на плёсах отдыхаем за вёслами. Однако, продвигаемся достаточно быстро, относительно запланированного графика (правильно мне Влад говорил, что я слишком перестраховываюсь, но лучше перебдеть…), и на обед встаём на озере Вуэлсойгъяур. За оставшуюся часть дня доходим до озера Паюсойгъяур и встаём на красивом высоком берегу, поросшим ягелем. Пройдено 20 км.

6 августа. Поскольку за первый день мы прошли норму двух, решаем сделать днёвку и сходить на близлежащую сопку. Володя остался в лагере, а мы вчетвером на Десне и В-3,8 пошли на соседнее озеро, чтобы оттуда начать восхождение. Тропинки, естественно, нет, идём по азимуту через лес и болото, разок пересекли вездеходку. Андрей идет впереди, мы с Сашкой еле поспеваем, а Вале удаётся держать темп. Чувствуем мы себя с Сашкой «хилыми потомками», ведь Андрею за пятьдесят. Сопка Чоббоайв, хоть и невысокая, 477,7 м, но порадовала шикарными видами. Андрей ещё погулял вокруг, а мы около часа сидели на вершине и наслаждались пейзажами. На обратном пути наелись крупной черники. На сопках вообще ягода крупнее и слаще была, чем внизу. Радиалка получилась на 13 км.

7 августа. Дошли до восточной оконечности озера Пурнлуоббал, хотели подняться около километра по ручью, выходящему к дороге, чтобы начать волок. Но из-за низкой воды, ручей, просматривающийся из космоса, совсем пересох. К счастью, рядом нашлась полу-заросшая дорога, подходящая к озеру, и, вероятно, соединяющаяся с нужной нам дорогой. Сделали крюк, зато не пришлось с рюкзаками продираться через лес. Идём по 1 – 1,5 км с перерывами на отдых. Дорога хоть и набитая, но на подъёмах тяжело. На карте этой дороги нет, зато из космоса она выглядит проспектом, ближе к Коалланйоки она раздваивалась, направо сразу к реке, а налево ещё километр вдоль реки и к мостику. Из-за низкой воды решили идти к мостику, там рядом впадает приток, и воды должно быть больше. Но, к сожалению, я не распечатал снимки из космоса и мы свернули налево немного раньше чем надо, хорошо хоть, что протопать успели всего километр. В девятом часу, наконец-то, дошли до слияния Коалланйоки с притоком, кстати, равнозначным, и встали на стрелке. Пройдено 3 км по воде и 12 пешком.

8 августа. Поскольку дальше дорога ещё несколько километров шла вдоль реки, решили разделиться – Валя с Андреем пошли с рюкзаками по дороге, а остальные поволокли полуразгруженные байдарки по многочисленным шиверам. Пешеходники топали значительно быстрее енотов-потаскунов по камням ))) и ожидали их с супчиком несколькими километрами ниже, где река немного успокоилась и большую часть пути можно было идти на байдарке, а не рядом с ней. По берегам росло много голубики так, что можно было есть, не выходя из байдарки. После очередного порожка наловили хариуса, поклёвки были чуть ли не на каждом забросе. Вечером был рыбный день))). Пройдено 10 км.

9 августа. С утра продолжили сплав по Коалланйоки. К обеду дошли до озёр и решили встать на днёвку на озере Вуэннияур. Проходя мимо базы, расположенной на выходе из Вуэна, поздоровались с Фёдором, про которого рассказывал Влад, вежливо отказались от чая, сказали, куда и откуда идём. На базе было несколько рыбаков, посмотрев на кучу пойманных ими окуней, тоже покидали блёсенки, пока пересекали озеро, штук семь вытащили. А рыбаки ездили туда-сюда на моторках – «дорожили» кумжу. Такое соседство немного расстраивало. На стоянку встали в восточной части озера. Андрей пошёл ещё порыбачить на байдарке. Повстречавшаяся ему моторка возмутилась: «Чего это вы тут делаете, раз сказали что на Ловно идёте?» Стало ясно, что днёвки завтра не будет. Пройдено 17 км.

10 августа. Протока в озеро Пайяур из космоса просматривалась очень плохо, и при нашей воде, мы морально готовились тащить байдарки километр по берегу. На деле оказалось, что протока представляет собой узкую глубокую канаву со слабым течением и кустами по берегам, иногда вовсе смыкающимися. В некоторых местах байдарка еле проходила по ширине, или едва могла вписаться в резкий поворот. И только последние метров триста уклон резко возрос, и вода побежала между камней. Пришлось волочить байдарки по берегу, кто в две ходки, а кто всё вместе. После озера Пайяур началась цепочка маленьких озёр с крутопадающими протоками, так что по большей части байдарки тащили по лесу. Во втором озере клевали кумжа и хариус, но мелкие, а вот в третьем, соединённым коротенькой протокой со вторым, поклёвок не было вообще. Встать решили на мысу между этими озёрами, с шикарным видом на скальную стенку. Отличное место для долгожданной днёвки. Пройдено 12 км.

11 августа. Мы с Валей ещё с вечера решили, что хотим отдохнуть и на сопки не полезем, а неутомимый Андрей, сагитировал Сашку и они вместе пошли на г. Нюрмтундра. Мы с Валей решили разведать волок, а Володя остался в лагере топить печку для бани. Восходители вернулись под вечер с бутылкой крупной голубики и рассказами о потрясающих видах и стадах оленей, пасущихся на сопках. Вечером была баня, а на ночь глядя Андрей поймал двух здоровенных щук – стало ясно, почему в этом озере не клевал хариус…

12 августа. В этот день нам предстояло переволочиться из бассейна озера Вуэннияур в бассейн озера Ловно. На карте вдоль вытянутой цепочки озёр шла дорога, её то мы с Валей и искали на днёвке. Дорога хоть и делала небольшой крюк к западу, но позволяла приблизиться на 600 метров к достаточно крупному озеру. Была надежда, что протока, выходящая из него будет мало-мальски проходима. Итак, мы дошли на байдарках до северной оконечности нашего озера, собрали рюкзаки и снова стали пешеходниками. Дорога была в более диком состоянии, чем предыдущая, зато без особых перепадов высот. Пройдя около 3 км по дороге, свернули направо, к озеру – около 600 метров через лес вниз, иногда довольно круто. На озере плавала пара лебедей. Перекусив, Андрей отправился на фотоохоту, а мы начали стапель. Протока, как и надеялись, была вполне проходимой, разумеется, не всегда на вёслах. Пройдя ещё через два озерца, вышли в последнее перед Ловно озеро и начали искать стоянку. По обоим берегам есть натоптанные тропы, а  в заливе северной оконечности озера огромный песчаный пляж, но, к сожалению, с автоподъездом, так что решили выбрать место подичее. Пойдено 3 км пешком и 4 по воде.

13 августа. Вышли в Ловно. По берегам кое-где видны полуразвалившиеся домики. У  истока Лоунйоки к нам подошла моторка с «заведующим» базой на озере Ловно. От него мы узнали, что воды сейчас на 60 – 70 см ниже обычного, он также предупредил нас о большом количестве порогов и завалов на реке, пожелал удачи. А сзади надвигалась туча, так что мы решили поторапливаться. Вскоре ливануло, да с градом. После дождя в небе появилась двойная радуга, а в яме под очередным порогом у меня попалась хорошая кумжа, а ещё одна сошла, перекусив леску. На следующем пороге спугнули огромную хищную птицу, размах крыльев, наверное, метра полтора. Одно дело, когда видишь такую высоко в небе, и реальный размер представить тяжело, и совсем другое, когда эта птица начинает взлетать в 50 метрах от тебя. Вскоре встали на стоянку на высоком берегу в редком сосняке. Пройдено 17 км.

14 августа. С утра решили с Андреем сходить на вчерашний омут, вытащить таки кумжу с блесной. Вытащили другую, поменьше, а вот кумжа с блесной в пасти второй раз попадаться на крючок не захотела. Было очень забавно наблюдать проводку своей блесны, а следом идущий и поблёскивающий лепесток другой блесны. Надеюсь, рыбина сможет от неё избавиться. К обеду мы вернулись, поели оладьев с свежесоленой красной икрой и двинулись дальше. В среднем и нижнем течении Лоунйоки входит в болота, по нашей воде берега крутые, видно, что не хватает метра воды. Вылезти на берег не всегда было возможно, не говоря уже о приличной стоянке. Появилось много завалов, по большей части проходимых, иногда с помощью пилы. На стоянку встали после горы Хугвара. Пройдено 17 км.

15 августа. На следующий день характер реки не изменился. Опять крутые берега с берёзой и елью. Но в этом был и плюс – пороги, как и русло, были узкие и концентрированные, часто воды хватало на то, чтобы хотя бы один член экипажа не вылезал из байдарки. К обеду мы были уже на Лотте, где нашли симпатичное место, неподалёку от дачного микропосёлка, откуда нас должны были забрать на следующий день. Антистапель прошел удачно – сильный ветер высушил байдарки. И вечером мы занялись сбором брусники, которой был усеян весь берег. Пройдено 8 км.

16 августа. В 12:00, как и было условлено, за нами приехали те же два внедорожника. Огромное спасибо нашим водителям за экскурсию по городу и крюк на памятник «Алёшу».

Ну, а дальше вы знаете – вокзал, поезд,…