XIV конкурс туристской фотографии
"ФотоТур-2023" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставляют призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2023»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Библиотека :: Отчёты и рассказы :: Водные походы :: Карелия

р. Нялма, оз. Ведлозеро, р. Видлица, 8-10 мая 2009

14.05.2009 22:55 Hrych

автор: Владимир Рычков, г. Москва

Лоция маршрута

р. Нялма - оз. Ведлозеро - р. Видлица, 8-10 мая 2009 г. Вода высокая.
За основу взята лоция Олега Волкова, внесены фактические изменения и дополнения.
Хронометраж - чистое ходовое время без учета "технических" остановок.
Плавсредства - две НБ "Викинг-4,7". Темп передвижения - средний (местами - высокий).

0-00 Метровый слив под автодорожным мостом, мелкая шивера с поворотами.
Далее разлив Нялмы, течения практически нет (ощущается подпор Ведлозера), берега подтоплены.

0-30 Начало Ведлозера. Идти направо, оставляя слева первый и справа ещё два острова. Исток Видлицы находится в дальнем конце озера и не виден до последнего момента. Слышен шум шиверы за ПП (правым поворотом).

2-30 Остатки старой дамбы на выходе из Ведлозера. Пролеты между опорами у берегов частично перегорожены бревнами, центральные свободны. За дамбой начинается мелкая шиверка длиной около 50 метров.
Далее на протяжении 10 минут идут "камышовые" перекаты. На перекатах мелко, хаотично разбросанные камни.

2-40 Кончились перекаты, начался плес.

3-10 Начинается мелкая и широкая шиверка перекатного вида.

3-20 Мощная крутопадающая шивера с валами и небольшим прижимом к ПБ (правому берегу).

3-35 Мелкая и широкая шивера.
Шивера переходит в порог с заметным падением русла. Река делится островком с полузатопленными деревцами на две протоки. Левая прямая, мелководная, от ЛБ к острову через всю протоку над самой водой натянут трос (мы с воды его не видели, разглядел только дома на фото при большом увеличении). В правую протоку идет основная часть реки. Русло сжимается, на ПП образуется бочка, далее идет ЛП и небольшой прижим к ПБ. На струе под ПБ образуется гребенка стоячих валов. Просмотр возможен с ПБ. Выход на него не удобен, здесь справа расположена заводь с мелкосидящими камнями. Мы здесь и везде дальше шли сходу без просмотра. На ЛБ за порогом есть удобное место для стоянки.
Сразу за ЛП реки расположены два переката.

3-40 Начинается озерное расширение. В начале расширения хорошие места для стоянок по обоим берегам реки. Русло реки прямое, широкое. Плесище. В нашем случае был сильный встречный ветер. Складывается впечатление, что река течет в обратном направлении, даже прибрежная трава имеет "привычный вывих" против течения.

5-00 Остров прямо по курсу, слева остается озеро Кинеярви. Река делает резкий поворот направо. На ПБ в заводи оборудованная стоянка.
Чуть ниже по течению на ПБ заброшенные дома хутора Кижей. Ближний к берегу дом - мрачный двухэтажный барак.

5-40 Быстрина с камышовыми зарослями. Первый участок реки после плеса, где появляется течение.

5-50 Река немного сужается, две шиверы. На ПБ расположены дома деревни Рококоски.
Далее снова идет прямой широкий плес.

6-05 Подряд идут две широкие шиверы.

6-10 Три (мы идентифицировали две) широкие шиверы, разделенные небольшими прогонными участками.

6-20 Две широкие шиверы.

6-30 Шивера. На входе обливной камень с застрявшим бревном (потребовался резкий маневр влево).
Сразу за шиверой начинается порог. На выходе основная часть реки идет под ЛБ (левее островка). По основной струе образуются высокие стоячие валы. Правее островка река широко разливается и образует широкую мелкую крутопадающую шиверу. Сразу за порогом на ЛБ хорошая поляна для стоянки.

6-45 Слева похоже на впадение притока за крутым ЛП. На стрелке стоянка. Возможно, это впадает приток из озера Синемукса.

6-50 Два порога с высокими валами в сужении. Первый длиной около 250 метров с поворотами. Второй длиной около 150 метров, две протоки, полноводная левая. Есть места для стоянок.

7-00 Мощный короткий (100 м) порог с высокими валами. Перед ним на ПБ оборудованная стоянка.

7-05 Справа заводь.

7-10 Слева заводи. За ними опять впадает приток (возможно, Синемукса здесь).

7-25 На высоком правом берегу впереди виден дом. Это деревня Большие Горы.

7-30 Реку пересекает ЛЭП, потом автодорожный мост (левый и центральный пролеты захламлены, прошли справа). Через 100 метров на берегу реки водомерный пост, тросы через реку.

7-55 Шиверка.

8-00 Порог длиной около 300 метров с большими валами. Далее выходная шивера.
Стоянка на ПБ после выходной шиверы.

8-10 Слева большие заводи с островом прямо по курсу. Река делает крутой ПП.

8-15 Снова слева заводи с островом. Река опять делает ПП.

8-30 Порог с большими валами. Начинается на прямом участке, затем ЛП, потом ПП. Длина порога около 300 метров.
В отличие от предыдущих порогов, где наиболее высокие валы были расположены в средней и нижней части, этот порог "умывает" уже на входе.

8-40 Справа апендикс, чуть ниже близко к ПБ подходит шоссе.

8-50 Шоссе подходит вплотную к реке. Виден автодорожный знак "зигзаг" (обратной стороной к нам). Далее дорога идет вдоль реки.

8-55 По ПБ видна дорога без леса. Здесь на ЛП реки -- шивера.
Островок посреди реки, далее на протяжении 10 минут быстроток с небольшими шиверистыми участками.

9-10 Деревянный мост, под ним пологий слив в сужении, и начинается порог с валами. После небольшого прогонного кусочка выходная шиверка. Общая протяженность около 200 метров.
Далее идет 30 минут быстротока.
Далее идет быстроток с шиверистыми участками протяженностью около 500 метров.

9-45 Берега лысеют, появляются дома длинной деревни Верхняя Видлица.
В деревне начинаются пороги. Река шириной более 50 метров сваливается по каменистым грядам. Все камни залиты водой, иногда посреди реки попадаются отдельные обливняки, небольшие островки с деревцами и зависшими на них бревнами. Основная струя легко определяется. Следует лишь избежать навала на отдельные расположеные в русле реки препятствия. По всему руслу можно без затраты мысли пройти по любой траектории движения.

9-50 Порог с валами (тоже в той же деревне).

9-55 Мост деревянный, под ним начинается порог.

10-00 После окончания деревни за левым поворотом начинается шивера протяженностью около 500 метров. Она тянется до следующей деревни с новыми домами (типа дач). Через всю реку натянуты сети, проходятся сверху без проблем. Берега повышаются, красивые песчаные откосы по обоим берегам.

10-35 Появились первые дома поселка Видлица.
Далее идет деревянный мост, потом автодорожный мост.

11-00 Антистапель на ПБ перед а/м мостом.

Можно продолжить сплав далее через деревню Устье Видлицы и выйти в Ладогу. Мы этого не стали делать, т.к. течение совсем закончилось (подпор озера), с Ладоги дул пронизывающий встречный ветер, а по берегам - сплошная населенка. В самом устье реки расположен порт, где базируется местный "килькин флот".
Вместо этого, разобрав байды и забрав со стоянки машину, переехали на берег Ладоги, где и остановились в прибрежных дюнах.

Счастливого пути.
Ссылка на фотоальбом: /fotousers/vidlitsa-2009/

Автор Комментарий
 Андреев Константин
#1 Дата 03.07.09
Фотографии ведлозерских мест вы можете посмотреть на нашем сельском сайте, также там можно найти много интересного по озеру Ведлозеро да и всем озерам и рекам Карелии. Добро пожаловать!
 Hrych
#2 Дата 06.07.09
RE: Андреев Константин
Нда, сайтик у Вас коммерцыей попахивает.
Да и лоция странная, обозвать все шиверки "порогами"? Что значит 9-й порог перед Большой Горой? Там порогов всего 5 (да и то - с натяжкой). Зачем завлекать таким образом любителей "остренького"? Как была Видлица второй кы сы, такой она и останется. Но местА у Вас действительно красивые. Второй раз не пойду, но тем, кто ещё не был - рекомендую.
 garry
#3 Дата 06.07.09
Да ну брось, Володь, где ты там "коммерцыю" углядел?
 Hrych
#4 Дата 06.07.09
Не, ладно, неправильно сформулировал, читать: "рекламой".
Ну да, не возбраняется. Главное - красиво же.
 zhekaden
#5 Дата 16.06.13
Есть также 4 стоянки на озере Кинеярви. Идем в озеро, проходим остров у входа, поросший соснами. Сразу за ним, левее, система из двух островов (первый - метров 200 в длину, второй, большой, около километра), следующих один за другим и разделенных протокой шириной метров 15. Эта протока - ориентир. Прямо около этой протоки, на мысу большого острова, располагается первая стоянка. Но она довольно маленькая. Далее, если идти от этой протоки вдоль большого острова, оставляя его по левую руку, то метров через 500 располагается отличная стоянка (на которой я стоял). Остров порос сосняком и ельником, с дровами проблем нет.
Если же от протоки идти к левому берегу, оставляя остров по правую руку, то на нем, метрах в 200-300 друг от друга, располагаются две прекраснейшие оборудованные стоянки. Единственный минус - рядом с ними проходит дорога, так что стоянки могут быть заняты отдыхающими. Ориентир стоянок на левому берегу - тропы, спускающиеся к озеру.
Самая дальняя стоянка располагается максимум в полутора километрах от Видлицы.