Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставили призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2024»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
существует ли правильный режим\ритм пеших переходов и отдыха
Новая тема   Ответ
Автор Сообщение
 Harding
Масквач
сообщений: 414
#1 Дата 01.01.2018 17:41 Ответ
Всех с Новым годом!
Задался я ,товарищи, вот каким вопросом.

С рюкзаком до 15-20 кг обычно я хожу примерно в таком темпе - часа 3-4 почти без перекуров до обеда или большого привала до приготовления пищи. Вес рюкзака до 20 кг при наличии хорошей дороги не требует остановок для отдыха. Потом или останавливаюсь на ночевку или делаю обед и иду дальше тоже примерно столько же до места ночевки.
Отнюдь не думаю, что переть по 3-4 часа без перекуров это правильно, просто так делаю чаще всего, привычка и возможно очень неверная.

А существует ли правильный режим ходьбы и отдыха в пеших маршрутах?
Может быть есть какие-то научно обоснованные разработки и рекомендации?
сужу ,к примеру, по отжиманиям от пола. отжаться 100 раз подряд сможет далеко не каждый, а вот если делать скажем по 25 раз с небольшим отдыхом, то это очень просто

Я не рассматриваю походы с рюкзаком в 30 с лишним кг, где остановки нарисовываются сами собой, по причине упадка сил. Пеши\несложный горный\лесной маршрут по хорошей тропе , рюкзак до 20 кг

PS недавно имел возможность пройтись с "опытным" городским туристом, с богатым лесным опытом, как он про себя выразился, требовавшим остановки вышеизложенного туриста через каждый км пути минут на 15. Идти в таком ритме было исключительно сложно и утомительно.

Отредактировано: Harding 01.01.2018 17:53
 Toman
Москва
сообщений: 62
#2 Дата 02.01.2018 05:42 Ответ
Пардон, я как бы не понял, в чём вопрос вообще. Вам комфортно ходить с рюкзаком 15-20 кг по 3-4 часа без остановок - ну так и хорошо, в чём тут проблема? Имхо, пока рюкзак субъективно не воспринимается как тяжёлый (а тут граница у каждого своя, и зависит не только от килограммов, но и от укладки рюкзака, а тем самым и характера содержимого), и темп ходьбы спокойный, не форсированный, так и можно ходить так, как удобно.

Всякие рекомендации обычно подразумевают, что рюкзак для человека тяжёлый или как минимум где-то на грани тяжёлого. Когда идёт группа, то практически наверняка хотя бы кому-то одному реально тяжёло - и адекватный руководитель делает остановки для отдыха из такого предположения, не дожидаясь, пока тот, кому тяжелее всего, свалится без сил, или начнёт сбивать себе ноги, или подвернёт ногу, потеряв контроль. Рекомендации исходят, в том числе, из того, что тот, кому тяжело, во всём мире имеет нехорошую с точки зрения руководителя тенденцию молчать о своих трудностях, и нужно как-то обходить эту проблему. Идя в одиночку, вы, по идее, сами почувствуете, когда нужно отдохнуть.

Традиционный режим ходьбы с рюкзаком, насколько я знаю - 40-50 минут хода, 10 минут отдыха. Собственно в турпоходе я бывал только 2 раза, и там у нас были до безобразия короткие переходы, а по крайней мере у меня - до безобразия тяжёлый рюкзак - около 32 кг на 12 дней похода (собственно, по факту проще было бы тупо выйдя из автобуса и подойдя к горам, поставить неподвижный базовый лагерь и однодневными радиалками налегке обойти в 10 раз больше местности), но ходили мы тоже примерно так. А так, у меня больше опыта хождения с рюкзаком не в турпоходах, а в целях добраться от общественного транспорта до неподвижного базового лагеря или, соответственно, обратно на общественный транспорт. Ну или от/до личного транспорта, если на нём непосредственно до места доехать невозможно. Опять же, примерно такого режима движения обычно и придерживаюсь. Может быть, лучше бы (мне лично, я имею в виду) и почаще отдыхать (и крайне желательно используя складную пенку, чтобы прилечь), жертвуя средней скоростью, чтобы избежать сбивания ног, потому что для меня это наиболее явная проблема в любых сколько-нибудь существенных пеших переходах.

цитата Harding:
PS недавно имел возможность пройтись с "опытным" городским туристом, с богатым лесным опытом, как он про себя выразился, требовавшим остановки вышеизложенного туриста через каждый км пути минут на 15. Идти в таком ритме было исключительно сложно и утомительно.
А вы не пытались с ним пообщаться на тему того, чем именно обусловлена была необходимость таких частых остановок (практически половина времени, так?) Обычно, если речь идёт о таком частом отдыхе, причина чрезвычайно конкретна, чётко локализована, и нет проблемы её назвать, если только человек не хочет её по какой-то причине скрыть. Т.е. это явно не какая-то общая усталость, а что-то совершенно конкретное где-то отдавливает, жмёт, болтается, сползает, натирает и т.п. Практически наверняка у человека случилась какая-то неожиданная проблема с одеждой/обувью или снарягой, или укладкой рюкзака и т.п., которую радикально решить на марше было или вообще невозможно, или представлялось слишком долго и муторно, и человек решил попытаться "перетерпеть".

Или, ещё возможный вариант, у человека банально заболел живот - съел чего-то не то (а может, и какая-то ещё проблема со здоровьем проявилась). У меня целых 3 раза были случаи, когда из-за боли в животе мне приходилось останавливать пеший марш (один из случаев был с существенным рюкзаком, два других почти налегке - с городским рюкзаком или почти пустым туристическим), и я некоторое время двигался даже куда хуже того, что вы описали: я по 10-15 минут тупо валялся на земле (тропе, обочине дороги), вставал, делал "перебежку" не более 1-2, в лучшем случае 3-4 минут медленным шагом, после чего останавливался и опять валился на землю. И так - до тех пор, пока не достигал реки, откуда выпивал несколько литров воды (если на местности была река, хотя бы условно пригодная для питья), либо пока не добрался до дома (это в том из тех 3 случаев, который произошёл во время прогулки в Москве).
 Harding
Масквач
сообщений: 414
#3 Дата 02.01.2018 18:56 Ответ
Toman, к сожалению, ваш ответ не по теме.
я полагаю, что существуют некие стандарты, выработанные в нормальном туризме. www.world-interests.ru/turiz...
ниже цитата
"Средним переходом на туристском пешеходном маршруте можно считать 25—30 км в день (4—5 км/час) на равнине и 15—20 км в горной местности (на крутом подъеме 1—2 км/час). В трудных горных условиях, например, при крутых спусках и подъемах на перевалах, километраж дневного перехода сокращается еще больше (см. раздел «Санитария и гигиена»).
Организаторы предусматривают, что нагруженный человек при крутизне склона в 10—15° тратит 1 час на подъем высотой 500 м, скорость же спуска при таком уклоне приближается к скорости движения по ровной дороге. При крутизне склона в 20—25° на-груженный человек поднимается и спускается на 400 и 600 м соответственно. С абсолютной высоты в 2 500 м скорость движения еще более снижается.
Эти нормы следует учитывать при разбивке дневных переходов по маршруту. Поэтому очень полезно предварительно сделать примерный набросок рельефа пути.
Нормой продолжительности дневного марша по времени следует принять 7—8 час. ходьбы, включая кратковременный отдых. Ходовой день обычно разбивается следующим образом. Выходят с бивуака в 7—8 час.(перед выходом обязательно должен быть устроен горячий завтрак). Через 10—15 мин. после выхода нужно сделать короткую остановку для поправки снаряжения, а при наличии вьючных животных для поправки вьюков. Первая часть марша продолжается до 11—12 час.
На 3—4 часа устраивается большой привал с варкой горячей пищи. С 14—15 час, идут еще 4 часа, до 18—19 час. вечера, затем останавливаются на бивуак.
В начале дневного перехода идти несколько замедленным темпом, чтобы организм постепенно втянулся в нагрузку. В течение перехода делать короткие остановки для отдыха, из расчета 10 мин. на каждый час движения. Место для большого привала выбирать та¬кое, где имеются хорошие условия для отдыха группы и подножный корм для вьючных животных. Большой привал устраивать около воды, чтобы на отдыхе можно было выкупаться или, в крайнем случае, вымыть ноги. Располагаться на отдых следует в укрытом от ветра месте. При переходе через перевал отдых надо делать ниже перевального гребня, чтобы укрыть разгоряченных людей и вьючных животных от обычного на перевалах резкого ветра (подробнее см. «Бивуаки»).
Чтобы обеспечить наилучшие условия отдыха, места больших дневных привалов и лагерных остановок на ночь учитывать заранее, при разработке маршрута.
Через каждые 3—4 дня путешествия нужно устраивать дневки. Места для них предусматривать также за¬ранее, во время разработки маршрута. Они должны быть наиболее интересными для данного маршрута и района путешествия.
Во время перехода равняться по слабейшим участникам группы, ни в коем случае не допуская растягивания группы в пути и отставания отдельных ее членов."
 Harding
Масквач
сообщений: 414
#4 Дата 02.01.2018 18:59 Ответ
 пешеходник
Москва-Кемерово
сообщений: 44
#5 Дата 17.02.2018 11:45 Ответ
Ну так вопрос то в чём? Ответ на него сами дали. Существуют некие стандарты выработанные а спортивном, подчеркиваю в спортивном туризме. Но в кадом конкретном случае, для каждого маршрута, местности,людей всё может двигаться в ту или иную сторону в зависимости, очень важно,от поставленной цели, особенно если это не спортивный поход.

Прямо семь в обход четыре.
 Harding
Масквач
сообщений: 414
#6 Дата 28.02.2018 12:15 Ответ
цитата пешеходник:
Существуют некие стандарты выработанные а спортивном, подчеркиваю в спортивном туризме
Каковы эти стандарты?
 Lik
Тольятти
сообщений: 521
#7 Дата 28.02.2018 13:08 Ответ
Все зависит от переносимого веса. Понятно, что 15-20 кг для взрослого мужчины это ниочем и идти без привалов можно до обеда. Но такой груз как правило в многодневных пеших походах и не встретишь. Обычно рюкзак тяжелее. Если можно идти 1 час без привалов и потом давать минут 10 отдыха, значит вес рюкзака подобран верно. Если нет - то надо снижать вес либо километраж, т.к. привалы придется делать чаще. Обычно это характерно для пеше-водных походов, когда помимо основного снаряжения тащишь еще сплавное плюс байдарку.
И еще, даже если можно идти много часов без привалов, перекусывать надо регулярно, до наступления голода, и так же регулярно пить. Если можете все это делать находу, то честь вам и хвала, возрадуйтесь дневному километражу.
З.Ы. И еще, уважаемые руководители. Если ведете группу и она похрустывает под рюкзаками и ждет-не дождется привалов, тогда особенно не пускайте на самотек периодичность привалов. Люди могут ползти на пределах сил, но при этом стесняться попросить привала, а руководитель (зачастую лось), объявляющий привал с хаотической периодичностью "только когда левая пятка захочет", может просто задуматься и протащить группу много километров вплоть до "выпадения в осадок". А это негативно отражается на психологическом климате и на получении удовольствия от похода. Хорошо когда люди знают что каждые столько то минут/километров привал, и каждый шаг к нему приближает.

Отредактировано: Lik 28.02.2018 13:16
 Harding
Масквач
сообщений: 414
#8 Дата 09.03.2018 14:13 Ответ
цитата Lik:
З.Ы. И еще, уважаемые руководители. Если ведете группу и она похрустывает под рюкзаками и ждет-не дождется привалов, тогда особенно не пускайте на самотек периодичность привалов. Люди могут ползти на пределах сил, но при этом стесняться попросить привала, а руководитель (зачастую лось), объявляющий привал с хаотической периодичностью "только когда левая пятка захочет", может просто задуматься и протащить группу много километров вплоть до "выпадения в осадок". А это негативно отражается на психологическом климате и на получении удовольствия от похода. Хорошо когда люди знают что каждые столько то минут/километров привал, и каждый шаг к нему приближает.
Спасибо.
раз ходил с таким руководителем. только он был не лось , а козел. нес самый легкий рюк, а на меня как самого сильного взвалил самый тяжелый груз. По дороге стало плохо одной тщедушной девочке, вес с нее дали мне. и на мое скромное замечание , мол, мне и так тяжко, ничего не ответил. потом поднял чужие рюкзаки ради интересу, елки-палки, у них же ничего не весят, почему у меня такой вес! мало того, что из-за раздолбайтсва этого горе руковода с 25 летнем горным стажем блудили лишнего, так еще и выходили поздно и перлись по самой жаре.
Мда, вспомнил, эмоции.
 Lik
Тольятти
сообщений: 521
#9 Дата 09.03.2018 21:24 Ответ
Чтобы такого не было с беспределом по весу, то перед походом составляется онлайн таблица в с общественной снарягой и едой. После подсчета общего веса продуктов и общественной раскладки, все распределяется по людям в зависимости от коэффициента. 1,00 стандартный коэффициент, меньше которого здоровый мужчина нести не должен. Старикам, женщинам и детям можно поставить 0,8 или еще ниже. "Лосям" можно увеличить примерно до 1,2 или 1,3. Но это все видится и обсуждается всей группой. Эту таблицу должен составлять руководитель, завхоз или ответственный за снаряжение. Кто сколько личных вещей сверху этого нагрузит - дело каждого.
З.Ы. Продукты распределяются по людям также чтобы тратились все равномерно. А не так чтобы первые 3 дня ели только то что несет, например, Миша. Хотя для какой-нибудь Маши, наоборот, можно сделать исключение.

Отредактировано: Lik 09.03.2018 21:24
 Harding
Масквач
сообщений: 414
#10 Дата 15.03.2018 09:13 Ответ
цитата Lik:
Чтобы такого не было с беспределом по весу, то перед походом составляется онлайн таблица в с общественной снарягой и едой. После подсчета общего веса продуктов и общественной раскладки, все распределяется по людям в зависимости от коэффициента. 1,00 стандартный коэффициент, меньше которого здоровый мужчина нести не должен. Старикам, женщинам и детям можно поставить 0,8 или еще ниже. "Лосям" можно увеличить примерно до 1,2 или 1,3. Но это все видится и обсуждается всей группой. Эту таблицу должен составлять руководитель, завхоз или ответственный за снаряжение. Кто сколько личных вещей сверху этого нагрузит - дело каждого.
З.Ы. Продукты распределяются по людям также чтобы тратились все равномерно. А не так чтобы первые 3 дня ели только то что несет, например, Миша. Хотя для какой-нибудь Маши, наоборот, можно сделать исключение.
Ой, да что Вы! там такого не было даже близко. за 5 часов до отхода поезда не был собран ни один рюкзак вообще. Еда просто валялась по комнате. Я тогда был несколько моложе и скромнее, как-то настоять не умел на своем, мол, новичок в чужой группе. Ели в походе естественно не из моего рюкзака, мне почему-то только добавляли с чужих рюкзаков, откуда и так хорошо кушали... Да, и этот наш горе-руководитель ходил в горы 25 лет на тот момент .Сейчас за него уже его рюкзак носят, он видишь ли приболел, у него что-то только вроде палочки и фотоаппарата. Ну доверчивых людей много, на один поход их удается обмануть, на следующий находят других.

И подобного бардака очень много в походах, во многих группах. Раздолбаев-руководителей масса! Многие группы просто одноразовая тусовка случайных людей. О каком-либо здравом режиме движения говорить им не приходится.

За год до этого ходил на Алтай,я вроде как был организатор, так у всей нашей группы рюкзаки были за неделю-две были уже собраны полностью, за исключением скоропортящихся продуктов. Маршрут я вообще изучал полтора года перед этим и знал про него все. И это всего-навсего на простейший поход 2 категории.

Отредактировано: Harding 15.03.2018 09:18
 aahz
Москва
сообщений: 425
#11 Дата 15.03.2018 10:13 Ответ
В турклубе Перово принято учить так:
"Первый привал (технический) делается минут через 10-15 после начала движения. Он служит нескольким целям: поправить снаряжение, переодеться, решить возможные проблемы с обувью пока не стало поздно.
Далее привалы устраиваются каждые 30-50 мин, в зависимости от графика движения и условий запланированного дневного перехода, а также физического и морального состояния группы (самого слабого её члена).
Продолжительность привалов в среднем 5-10 мин, хотя может и варьироваться в зависимости от условий. Например, зимой лучше не делать долгие привалы, т. к. мышцы остывают, и потом тяжелей снова войти в ритм движения. Потому лучше делать привалы меньше, но чаще.
Важно: время привала начинает отсчитываться после прихода на место стоянки замыкающего. За временем привала следит хронометрист."

Т.е. при походе по достаточно ровной и легкопроходимой местности привалы можно делать в режиме "50 минут идём, 10 отдыхаем". Но это больше касается продолжительных походов.
В ПВД этим иногда пренебрегаем, хотя это во многом зависит от группы и поставленных целей.

Отредактировано: aahz 15.03.2018 10:13
 Harding
Масквач
сообщений: 414
#12 Дата 15.03.2018 16:11 Ответ
цитата aahz:
В турклубе Перово принято учить так
Спасибо!
 Harding
Масквач
сообщений: 414
#13 Дата 23.04.2018 13:30 Ответ
цитата aahz:
Далее привалы устраиваются каждые 30-50 мин, в зависимости от графика движения и условий запланированного дневного перехода, а также физического и морального состояния группы (самого слабого её члена)
а как быть с обедом? Большой привал днем, это конечно хорошо, но здорово расслабляет, захочется ли после него идти в том же темпе , что и до обеда, об это Вам не говорили в турклубе? Каков, правильный подход? Несколько 50 минутных переходов до обеда, с отдыхом, а что потом? Как правильно распределить количество переходов до и после обеда?

Отредактировано: Harding 23.04.2018 13:32
 aahz
Москва
сообщений: 425
#14 Дата 23.04.2018 14:06 Ответ
Количество переходов до и после обеда зависит о того, когда группа вышла - некоторые выходят часов в 9, а кто-то и в 12. :) Так что тут руководителю надо представлять график движения и устраивать обеды в соответствии с ним.
Кроме того, разные люди предпочитают обедать в разное время - тут тоже надо найти какой-то компромисс.
Для примера, если группа вышла в 9, а обед по графику и договорённости решили делать в 13, то можно успеть сделать 4 перехода.
Сколько сделать переходов после обеда - опять же зависит от запланированного графика движения, местности, усталости группы и т.п.
Тут сложно дать какой-то универсальный ответ.
Может быть и такая ситуация: вроде бы обед делать рано, но руководитель знает, что в дальнейшем не скоро появится удобное и безопасное место для длительного привала (нет воды, дров, рельеф не удобный/опасный и т.п.), тогда встать на обед следует именно сейчас. Но такие моменты хорошо продумывать ещё дома.
Про расслабление после обеда могу сказать только одно: не объедайтесь на обеде, сделайте его полегче. Лучше чуть позже сделать ещё какой-то лёгкий перекус.

PS. ещё обед удобно совмещать с какими-то длительным действиями, когда перемещение невозможно, в пешем туризме, это например, устройство переправы через бурную реку - пока одни тянут переправу, другие готовят обед.

PPS. в общем, всё это должен продумать и предусмотреть руководитель группы или штурман (а лучше вместе)
 Harding
Масквач
сообщений: 414
#15 Дата 24.04.2018 10:37 Ответ
большое спасибо.
 Harding
Масквач
сообщений: 414
#16 Дата 21.05.2019 09:49 Ответ
У кого-нибудь есть ещё идеи по теме?
Новая тема   Ответ
Перейти на другой форум:
Сайт сделан на SiNG cms © 2010-2024