Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставили призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2024»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Финляндия (а также Швеция и Норвегия)
Новая тема   Ответ
Автор Сообщение
 Капитан-фотограф
Москва
сообщений: 20508
#1 Дата 14.11.2015 22:39 Ответ
Этим летом мы с семьёй больше 2 недель катались по Финляндии. Первый раз в этой стране и первый раз на машине за границей, поэтому поездка была ознакомительно-отдыхательной, мега-целей не ставили. Режим был - 2-3 ночи в одном месте, потом переезд на 100-200 км. Примерно половина ночей в платных кемпингах (в палатке или в домике), другая половина - в бесплатных национальных парках в палатке (пешком или на лодке). Маршрут Порвоо-Хельсинки-Реповеси-Пуумала-Коловеси-Йонсуу-Коли-Лиекса-Патвинсуо-Савонлинна-Пункахарью-Иматра . Всё это довольно близко к русской границе, далеко не забирались. Очень многие конечно в Финляндии были, и не раз, пишу для тех, кто почему-то ещё не был и зачем-то (как я) это событие откладывает.

Общие впечатления.
Благословенная страна. Прекрасная карельская природа, даже лучше чем в карелии - светлые сосновые боры, скалы, озёра, мох, черника и грибы. Красиво, но красота привычная, поэтому комфортно. Чисто - вдоль дорог, на стоянках, в посёлках. Люди спокойные и приветливые, многие говорят по-английски, и самое главное - ИХ МАЛО! :) Мы всё время в шутку повторяли: "финны всё сделали и ушли". Живут очень разреженно, небольшими усадьбами по лесам и озёрам, посёлки 2-3 этажные, на улицах пусто. В отличие от Германии, Австрии, Голландии, городки и посёлки не раздражают, наверно потому, что домики НЕ СЛИШКОМ прекрасные, не выглядят прям сказочными и пряничными, и вокруг не подстриженные кустики и клумбы, а обычный карельский лес. Дороги тоже хорошие, но покрытие не идеальное, иногда потряхивает. То же самое и в кемпингах. Как правильно сказал Миша Левашов, "финны делают не меньше, но и не больше нужного, ровно сколько надо". Есть у них некая доля здорового и спокойного раздолбайства, что позволяет русскому человеку чувствовать себя там психологически комфортно :)

Дороги
Дорог много, а машин на них мало, это главное. Между соседними городами почти всегда есть несколько вариантов проезда. Есть скоростные трассы, где разрешено 100 км/ч, там ехать скушно. Гораздо больше нравились локальные дороги - они вьются по лесам и холмам, рядом иногда домики без заборов, посевы овса и травы, часто мосты через озёра, иногда паромы (обычно бесплатные и круглосуточные). Часто дорога прорублена сквозь скалу - очень красиво. Очень много указателей, запутаться трудно, хотя два навигатора у нас конечно было. За городом ограничение 80 км/ч, в городах и посёлках - 50 км/ч, и мне это ОЧЕНЬ нравилось - есть время и по сторонам посмотреть и с дорогой разобраться. Финны тоже обычно скорость соблюдают, на пустой дороге сзади может спокойно ехать 10 минут крутой мотоциклист :) Вообще, вся езда там очень спокойная, я и в Москве теперь стал меньше торопиться и нервничать.

Можно ли съехать с дороги и встать лагерем? На обед место найти легко, для ночёвки сложнее (впрочем, примерно как и у нас).

Кемпинги
Их много. Некоторые можно найти тут. Бесплатную брошюру с этой картой и кратким описанием каждого из этих кемпингов (в том числе и на русском) дают в любом центре информации, а также в самих кемпингах. Кемпинг представляет из себя удобную поляну в лесу, обычно около озера, где можно поставить машину и рядом палатку. Обычно там же есть и деревянные домики. Палатка на троих нам обычно обходилась в 15-25 евро за ночь, домик размером чуть больше купе в поезде - 30 евро, а если 15-20 кв. метров, то уже в районе 60. Белья в домиках нет (везите своё), зато есть розетка, чайник, электроплитка, холодильник, какая-то посуда. Можно снять и дороже, и не такие убогие, но мы не пробовали. Кроме ровного места под палатку в кемпинге есть туалет городского типа, раковины, душ (обычно хороший). Также есть общая кухня и места для костров с дровами. Это всё входит в цену. Сауна обычно за доп. деньги. Мы были в следующих кемпингах:
- Растила, в черте Хельсинки, рядом с метро - большой и кипучий европейско-демократичный кемпинг, машины из разных стран рядом на одном газоне, очень приличные места общего пользования, недешёвый, под тридцатку за ночь на троих, но прикольный. Кемпинг понравился больше города :)
- Коскенселька, рядом с Пуумалой - уютный сосновый кемпинг на берегу большого озера, хорошие домики из цилиндрованных брёвен, поляна для палаток. Городок тоже понравился, хоть и совсем провинциальный, в лесу море черники и маслят, две размеченные тур. тропы, одна на 6 км, другая на 26, карты этих троп в городском инфо-центре.
- Лома-Коли - на берегу огромного, прекрасного и холодного озера Пиелинен - совершенно потрясающий песчанный пляж дугой метров 500, палатки почти на нём, в соснах, огромная территория, приятное русскому человеку раздолбайство хозяев (за 2 дня видели их всего полчаса, успели всучить деньги :)), рядом нац. парк Коли с десятками километров пешеходных троп по горкам с обалденными видами. И народу очень мало (возможно дело в том, что с 15 августа у них начинается учебный год, а сезон отдыха заканчивается - ехать лучше всего именно в это время). С трудом заставили себя оттуда уехать.
- Рууна-Нейтикоски около Лиексы. Выглядит как база русских каякеров - кругом русские номера машин, русские палатки, русская речь, сохнут водные шмотки, на кухне на трёх плитах жарятся грибы. Как кемпинг мне не очень понравился - большой, холодный и неуютный. Но приятно было встретить там отдалённо знакомого Гришу Ергина и совсем знакомого Мишу Левашова с дочкой. Совсем незнакомых там было много и разных, у них там гнездо :) Я, честно говоря, не очень понимаю этой забавы - неделю бултыхаться на одном месте, но все люди разные. Мы погуляли пешком по окрестностям, вдоль порожистой Лиексы и к дальним озёрам - везде хорошие тропы, по болотам деревянные мостки, каждые 2 км оборудованное место для лагеря с очагом, дровами под навесом, топором, столом, иногда с деревянным навесом. И таких троп там - десятки (если не сотни) километров - рай для легкоходов, можно идти в кроссовках и с лёгким рюкзаком по прекрасному карельскому пейзажу, и не заблудишься и переночуешь.

Еда
Вообще, вполне можно привезти всё с собой, готовить на газу в палатке или на электроплитке в домике или на общей кухне. Мы взяли с собой 2 коробки продуктов. Но 1 привезли обратно, потому что в магазине - хорошо. Раза в полтора наверно дороже чем у нас, но хлеб вкусный и разный, йогуров-кефиров - глаза разбегаются, сыр как в старые добрые досанкционные времена, всяких сосисок-колбасок для жарки на гриле - не перепробуешь, много видов вкусной овсянки и прочих хлопьев, овощи-фрукты тоже есть. Есть и кафе-рестораны, но мы довольно быстро запали на заправки "ABC", где кроме бензина обычно есть и ресторан, там вкусный и обильный шведский стол стоит в районе 10 евро. По московским меркам может и недёшево, а по европейским - очень гуманно.

Нац. парки
Имхо это - лучшее что есть в финляндии и за чем туда стоит ехать. Их много, для начала можно посмотреть карту здесь.По сути это некие зоны, где проложены туристические маршруты, пешие или водные, свободно-переплетающиеся. Также есть много оборудованных стоянок, жечь костёр и ставить палатки можно только там. На стоянке - очаг (с приспособлениями для канов и гриля), навес с хорошими дровами и топором, туалет типа хорошего деревенского, ровные места для палаток, иногда настилы для них. Мест для палаток обычно не много, долго стоять не принято - 1-2 ночи и двигай дальше. Вполне могут подойти другие люди и встать рядом с вами (не как в карелии). Тропы и стоянки есть на картах, которую можно взять (обычно бесплатно) в конторе парка. На тропах указатели, иногда метки на деревьях - их довольно много, но глаз не режут. Никаких разрешений и регистраций не требуется. И всё абсолютно бесплатно! Всё это (тропы, стоянки, карты) есть НЕ ТОЛЬКО в нац. парках. Но там они есть точно, поэтому для начала удобно на них ориентироваться. Мы были в следующих местах:

- Реповеси. Пешеходный. Довольно крутые лесные тропы, с камнями и корнями. Грибы-черника. Небольшие озёра. Скалы над озером, тренировки скалолазов. Подвесной мостик, ручной паром. Довольно много людей.

- Коловеси. Байдарочный. Система длинных узких озёр со множеством островов. Скалистые берега. Стоять можно только на оборудованных стоянках, они через каждый километр, но часто заняты, но можно вставать и на занятые. Даже прикольно пообщаться на английском со случайными соседями. Впрочем мы больше общались на русском - с литовцами и питерцами :) Отличный парк! Неделю можно кататься. И он открыт в Сайму - огромную (по сути бесконечную) систему озёр. Вообще, если вы глянете на карту центральной Финляндии, вы офигеете, сколько там воды. И там тоже полно оборудованных и отмеченных на карте стоянок. И некоторые её места тоже оформлены в нац. парки (например рядом Линнансаари, там простор больше, скорее для парусников). Система автоматических (!) очень прикольных шлюзов связывает парк Коловеси через городок Хейнавеси с
Нововалаамским монастырём - это поход уже вполне на 2 недели. При этом ваша машина будет спокойно стоять на легальной бесплатной парковке, продукты у вас будут все свои, так что такой поход будет не дороже карельского. Кстати байдарки можно и там напрокат взять - пластиковые сияки - но мы не узнавали почём.

- Коли. Горный. Ну то есть горы там чуть выше 300 метров, но вершины иногда голые, каменные, и виды сверху обалденные. Внизу огромное озеро Пиелинен и несколько озёр поменьше. Народу довольно много (по финским меркам), и только тут слупили за карту 2 евро, но парк всё равно замечательный. И полезный для тренировки ног и сердечной мышцы. Сотни километров троп вверх-вниз по горкам и вокруг озёр. И супер-кемпинг Лома-Коли рядом.

- Рууна. Это вокруг каякерского гнезда на Лиексе. Много леса, болот, порожистая речка.

- Патвинсуо. Очень небольшой и пустынный парк на границе с россией. Болота. По ним деревянные мостки. Тут мы были только проездом, не ночевали. Но тут была самая удивительная стоянка, на берегу небольшого (километр в диаметре) озера, песчанный пляж, сосны, черника, несколько оборудованных очагов, дрова, столы, скамейки под навесами, ПЕЧКИ С КОНФОРКАМИ там же. Там может удобно стоять несколько десятков человек. И не было НИКОГО!

Ещё раз о сроках. Мы были примерно с 10 августа. Первые дни люди в парках и кемпингах ещё встречались, а вот с 15 августа финские дети идут в школу и (как у нас 1 сентября) отдыхательный сезон внезапно и полностью заканчивается. Именно в это время сюда и надо ехать.

Отдельно хочу посоветовать заехать в музей леса в Пункахарью. Долго боролись с жабой платить по 10 евро с носа за вход, но оно того стоило - очень хороший и душевный музей. Не буду пересказывать, сходите лучше сами. А вот демо-водопад в Иматре - наоборот, совершенно не стоит того, чтобы к нему стремиться, хоть и бесплатен. И дорога от Светогорска совсем несимпатичная, если есть бензин в баке, то выезжать лучше через Лапперанту.

Бензин там да, 1.6 евро за литр :( С собой можно ввозить в канистре только 10 литров, хотя возят и больше.

На обратном пути закупили продуктов в Призме (это сеть типа Ашана). Сыр, колбаса, овсянка, варенье. Почти не дороже чем у нас, но заметно вкуснее (сыр особенно). Вот кончилось уже, хоть снова ехай :( Таможня и пограничники не приставали ни туда ни обратно, забитую тур. барахлом машину не шмонали. Но мы пересекали границу в будни, думаю это важно. Если попасть в поток, то там говорят можно долго простоять. Визы кстати тоже совсем легко дали, полугодичные мульти.

В общем, мне понравилось. По нынешнему евро конечно не дёшево, но во-первых, при желании можно уменьшить затраты почти до карельских, а во-вторых, как-то там правда спокойно, действительно отдыхаешь. И это таки одна из самых дешёвых европейских стран, особенно на своей машине.

Тут сотня фоток: https://fotki.yandex.ru/users/apotap/album/499183

Это моё частное мнение.
Отредактировано: Капитан-фотограф 12.08.2019 16:23
 nkv
ФРГ
сообщений: 3391
#2 Дата 15.11.2015 01:41 Ответ
Спасибо за описание и ссылки, я вот тоже стал поглядывать на Финляндию. Даже маршрутик с порожками приглядел на первый раз, надо вот только детали уточнить.

И те, кто выживут, сами потом будут смеяться. (c)
 Капитан-фотограф
Москва
сообщений: 20508
#3 Дата 15.11.2015 09:16 Ответ
Чтобы с порожками, это надо научиться некольцевые маршруты на одной машине уметь делать. Я пока не знаю, как там правильно к машине возвращаться...

Это моё частное мнение.
 cuks66
г.Щербинка, Новая Москва
сообщений: 1783
#4 Дата 15.11.2015 11:41 Ответ
цитата Капитан-фотограф:
правильно к машине возвращаться...
как и у нас - общественным транспортом (автобусы почти везде курсируют), может, такси не столь разорительно - надо узнать или на двух машинах ехать

Отредактировано: cuks66 15.11.2015 11:44
 nkv
ФРГ
сообщений: 3391
#5 Дата 15.11.2015 20:22 Ответ
цитата:
тобы с порожками, это надо научиться некольцевые маршруты на одной машине уметь делать.

Нет, у меня так вопрос не стоит. У меня нет машины, а если бы и была то все равно я на ней бы не поехал, далеко. Обычно общественный транспорт или аренда авто. В наше время все можно легко узнать. Был случай, что я на автобусе ехал из одного кемпинга в другой, ниже по течению, там стапель и вперед-обратно по реке. Автобусик был местный и большую часть пути я был один пассажир в тот день и водитель, вот добрая душа, отказался брать с меня плату за проезд. Я его два раза переспросил ... Дело было в Баврии, в мае этого года.

И те, кто выживут, сами потом будут смеяться. (c)
 Дед Василий
сообщений: 602
#6 Дата 15.11.2015 22:04 Ответ
Да, зачотно. Но цены на бензин ваще не радуют
 Капитан-фотограф
Москва
сообщений: 20508
#7 Дата 15.11.2015 23:35 Ответ
цитата cuks66:
автобусы почти везде курсируют
Остановок видели очень много, а вот самих автобусов - почему-то ни разу
Да и не во все места они ходят, точно. Вот например, хочу я прогуляться из Рууны до Патвинсуо по "Тропе медведя" (karhunpolku). Дорога и в первое и особенно во второе место - очень локальная, по-моему там нет автобусов. Или вот кажется есть отличный маршрут по Оланке (по реке или тропе вдоль неё). Но это всё глушь полная, думаю не ходит туда общественный транспорт... Но найти маршрут и инфу конечно можно, если не лениться...

Это моё частное мнение.
Отредактировано: Капитан-фотограф 16.11.2015 00:06
 Капитан-фотограф
Москва
сообщений: 20508
#8 Дата 15.11.2015 23:41 Ответ
цитата nkv:
Обычно общественный транспорт или аренда авто.
Я всегда тоже за целиком общественный трансфер. Но в этот раз как-то заценил удобство и вместительность автомобиля. Там и лодка и рюкзаки и два разных варианта ночлега (кемпинг и поход) и одежда на любую погоду и жратвы скоко хошь. Чувствуешь себя совершенно независимым от местной инфраструктуры, погоды, обстоятельств... Куча барахла на четырёх колёсах с мотором - это таки удобно :)

Это моё частное мнение.
 Капитан-фотограф
Москва
сообщений: 20508
#9 Дата 15.11.2015 23:44 Ответ
цитата Дед Василий:
Но цены на бензин ваще не радуют

Поезд (особенно на троих) - гораздо дороже. И жить придётся в отелях, есть в ресторанах, что вообще полнейшее разорение. Ну и главное - свобода совсем другая!
Кроме того, если не отъезжать далеко от границы (а там тоже хорошо), а иногда и нырять обратно в отчизну (а вай нот с мультивизой?), то можно и по нашим ценам жить...

Это моё частное мнение.
Отредактировано: Капитан-фотограф 15.11.2015 23:49
 nkv
ФРГ
сообщений: 3391
#10 Дата 16.11.2015 00:47 Ответ
цитата:
Куча барахла на четырёх колёсах с мотором - это таки удобно :)
Ну кто-бы спорил Но если идешь в чисто водный поход, то все удобство только в конечной заброске. Кстати, по теме ветки, вот нашел сайт с подробными итерактивными картами Финляндии, их можно распечатать.

И те, кто выживут, сами потом будут смеяться. (c)
 cuks66
г.Щербинка, Новая Москва
сообщений: 1783
#11 Дата 16.11.2015 01:38 Ответ
цитата Капитан-фотограф:
Остановок видели очень много, а вот самих автобусов - почему-то ни разу
Вопрос требует изучения, точнее надо найти расписание. Из Патвинсуо на попутках нужно выбираться в Лиексу (или на 522 дорогу), а уж по 73-ей - дальше 75-ой что-нибудь должно ездить до Кухмо. Я бы выгрузился на развилке с 524 дорогой и далее пешочком, уж кто-нибудь, да проедет и подберет. Автостопом у меня получалось удачно в финке.
Нам автобусы попадались. Когда знаешь расписание, пришел на остановку, и вот он откуда ни возмись, и поехали

Отредактировано: cuks66 16.11.2015 01:56
 Zahar
Ивантеевка
сообщений: 2434
#12 Дата 16.11.2015 08:02 Ответ
а правда что в Финляндию не пускают на шипах? хотели на НГ туда съездить, но вот эта проблема останавливает...

Лучше не успеть чем опоздать...
 VKS
Omsk
сообщений: 607
#13 Дата 16.11.2015 09:11 Ответ
цитата Zahar:
а правда что в Финляндию не пускают на шипах? хотели на НГ туда съездить, но вот эта проблема останавливает...
В Европе с шипами мало куда можно вообще. Поэтому , если ездите в европу, ставьте липучки.
 VKS
Omsk
сообщений: 607
#14 Дата 16.11.2015 09:12 Ответ
Капитан-фотограф, очень хорошее описание, спасибо. Сохраню.
 Sergunya
Москва
сообщений: 918
#15 Дата 16.11.2015 09:33 Ответ
Саша, самый простой и надежный способ трансфера старт-финиш это велосипед, легко перевозимый на автомобиле на спецкреплении. Заранее заезжаешь на финиш и пристегиваешь его там. Потом едешь на нем обратно на старт за оставленной там машиной.
Водные маршруты Финляндии можно посмотреть тут: https://www.canoeguide.net/finland
Еще советую обратить внимание на северную Швецию - там дешевле, чем в Финляндии, и (трудно поверить) в разы меньше народа.
 Капитан-фотограф
Москва
сообщений: 20508
#16 Дата 16.11.2015 10:05 Ответ
цитата nkv:
нашел сайт с подробными итерактивными картами Финляндии
Распечатки с этого сайта нам дали в Коловеси литовцы. Их просто бог нам послал. Мы рассчитывали раздобыть брошюрку с картой на стапеле, поленились печатать её из интернета. А там - упс - "финны опять всё сделали и ушли" - на стапеле есть очаг, сарай с дровами, туалет, огромная карта на щите, но никого из персонала, чтобы дать нам карту бумажную (как потом выяснилось, её надо было брать по дороге, в Энокоски - именно там расположена контора парка). И вот мы в полном одиночестве и без карты кисло стоим у кромки воды, и вдруг плывёт... Таймень :) Сзади флажок странной расцветки, но в Литву мы тоже много раз ездили, так что узнали. Дали нам десяток листов подробных карт и кучу устных рекомендаций (на вполне хорошем русском). Ура дружбе народов!

Правда карта с этого сайта всё же не идеальная. Не все стоянки на ней обозначены. Брошюры нац. парков лучше. В инфо-центрах тоже часто можно найти хорошие местные карты.

Это моё частное мнение.
Отредактировано: Капитан-фотограф 16.11.2015 10:06
 Капитан-фотограф
Москва
сообщений: 20508
#17 Дата 16.11.2015 10:11 Ответ
цитата Sergunya:
Саша, самый простой и надежный способ трансфера старт-финиш это велосипед
Хороший вариант!

Это моё частное мнение.
 Zindolog
Москва
сообщений: 21559
#18 Дата 16.11.2015 10:12 Ответ
цитата Zahar:
а правда что в Финляндию не пускают на шипах?
Это не сложно выяснить в более компетентных источниках, чем летний путешественник Саша-Вынь-Да-Положь. Типа Финское посольство. Не правда-ли?

Или у меня. Я покупал машину, которую мне зимой везли из Эмиратоф через Финку (кажется).
Так наеборот, ЗАСТАВИЛИ купить шипы в порту. Если я что-то круто не перепутал. Но шиповка финская и везли не через Питер.

Чупресука, Фортуна 1+, Z-300, Зенит-Трэвел
Отредактировано: ZindOlog 16.11.2015 10:14
 cuks66
г.Щербинка, Новая Москва
сообщений: 1783
#19 Дата 16.11.2015 13:29 Ответ
цитата Sergunya:
самый простой и надежный способ трансфера старт-финиш это велосипед...Заранее заезжаешь на финиш и пристегиваешь его там.

Только не забудьте забрать с собой переднее колесо и сиденье
     
Отредактировано: cuks66 16.11.2015 13:31
 nkv
ФРГ
сообщений: 3391
#20 Дата 16.11.2015 14:13 Ответ
цитата:
самый простой и надежный способ трансфера старт-финиш это велосипед, легко перевозимый на автомобиле на спецкреплении. Заранее заезжаешь на финиш и пристегиваешь его там. Потом едешь на нем обратно на старт за оставленной там машиной.

Иногда наверное таки да, но вот если местность волнисто гористая и длинна маршрута 30-40 км, то . Нет, ну если вы регулярно участвуете в "Iron man", то почему бы лишний раз не размяться

И те, кто выживут, сами потом будут смеяться. (c)
Новая тема   Ответ
Перейти на другой форум:
Сайт сделан на SiNG cms © 2010-2024