XIV конкурс туристской фотографии
"ФотоТур-2023" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставляют призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2023»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Библиотека :: Отчёты и рассказы :: Водные походы :: Поволжье

р. Буртас – Выша – Цна, 2006 или «Путешествие двух чайников по трём рекам» (часть 2)

19.03.2015 16:34 Закулисыч

8 августа. Утром встали раньше обычного. Оперативно собрались. Я оставил свою идею выточить копию ножа и расстался с бесполезным куском дерева. Выплыли, когда ещё не было 10.
Вскоре русло расширилось, стало возможно забрасывать блесны. Кстати, забрасывания камышом тоже были, поскольку вокруг был высокий тростник и камыши. Весело кидаться друг в друга мягкими камышами метров с 15-20. Вскоре совсем близко от нас прокатился трактор, но мы только слышали его двигатель из-за непроницаемой стены зарослей.
Лёха огорчился, когда обнаружил, что сломал спиннинг. Он его при хранении сломал, вот что обидно. Пока он пытался привести его в годное состояние, я читал книгу, развалившись в лодке. Но в результате Лёха поймал первую щучку, причём на мелководье. Другой рыбы не последовало.
Дальше пришлось обносить лодки через трубу. Долго плыли мимо села Знаменское. Причём мы собирались закупаться, и необходимо было выйти, но непролазные берега не позволяли. Думали, что всё, проплыли, останемся без продуктов. Но вот показался причал в виде мостков, расположенных над водой и было грех не воспользоваться случаем. Привязались, Лёха выдвинулся за ресурсами. Почитав книгу, мне сделалось скучно, решил попытать счастья. Каким образом? Легко: просто позакидывал блесну. Исхитрился, после очередного заброса блесна оказалась на ветках. Пришлось по-всякому стараться её снять: сначала просто дёргал, — бесполезно; потом пытался залезть на дерево. Потратив полчаса, снял её с помощью весла. И сразу же показался Лёха.
Он сказал, что надо забрать продукты в доме, у него рук не хватило. «Возвращайся, говорит, побыстрее, а то там девки молодые». Я пошёл в заданном направлении. Огород был прямо в поле: вокруг кабачки, картошка, подсолнухи и ещё всякое; прошёл мимо курятника, петух покосился на меня и напыжился. Подхожу, стоит бабка, на лавочке сидят две девки, вроде, приятной внешности, и грызут семечки. В доме рыдал ребёнок.
— Это вы, да? — вопрошает бабка.
— Да, это мы, — автоматически вырывается из меня.
— А если не вы, точно ли вы? — настороженно проверяет бабка.
— Да мы это, мы сплавляемся, — настаиваю я.
Вроде бы, поняла. Наверное, Лёха сказал, как я выгляжу, и до неё дошло. Из дома вышла тётка и вынесла продукты. Обменявшись банальными фразами, двинулся в обратную сторону. Теперь у нас была масса провианта. На берегу выпили по бутылочке «Penza» 0,5 л; через полчаса побаливала голова.
Село миновали, вдруг на нашем горизонте показались гуси. Когда до них оставалось метров 50, они начали улепётывать. Мы их настигали. Эти, мягко говоря, неумные создания долго не могли догадаться, что им можно легко выйти на берег. Смешно же за ними плавать! Ну, тупые, крыльями машут, а улететь не могут. Всё-таки хватило у них мозгов, и десантировались они на берег. Главный гусь начал пыжиться и шипеть, мне оставалось лишь громко рассмеяться. Потешившись, догонял Лёху. Вскоре миновали электроподстанцию. Река вновь постепенно превратилась в ручей. Мы окончательно выбились из сил; волочить лодки с вещами уже тоже не могли. Места здесь были наихреновейшие. Но другого варианта не осталось, надо вставать. Дров было мало. Когда легли в палатку, я обнаружил, что нет фонаря. Я решил, что оставил его на прошлой стоянке и заручился себе, что с утра побегу за ним. Тем временем, ветер нарастал и вскоре превратился в настоящий шквал. Хлынул ливень. За всё время это была самая плохая погода. Было ощущение, что тент вот-вот сорвёт и нас зальёт. Сквозь сон мне грезилось, что я бегал за фонарём, так же снилось, что лодка терпит крушение. В общем, воображение воспалилось.

9 августа. Утром шквал продолжал бушевать. За ночь даже вырвало несколько колышков из земли. К моему великому счастью, нашёлся фонарь. Я испытал чувство, как будто приобрёл его заново, настолько он казался мне безвозвратно потерянным. Оказалось, что палатка уже стояла в воде и, если бы не клеёнчатое дно, мы бы промокли. Всё вокруг также было в воде. Угольки от вчерашнего костра плавали в луже, пришлось организовывать для него новое место. Поели. Начали сушить вещи. Лёха отошёл, я возился в палатке. Выхожу — глядь, а костёр нещадно жжёт Лёхин коврик, его сдуло ветром прямо в огонь; я бросился на выручку, но стало поздно. Коврик скукожило, тушить его было проблематично. Мало того, я получил несколько раскалённых капель, необдуманно размахивая по сторонам горящим ковриком. Показался Лёха, он воспринял потерю без лишних сожалений. Естественно, спалить коврик мог только «Алисыч», кто же ещё такие подлянки у нас вытворяет... Не найдя первого носка, Лёха спокойно сжёг второй — это ветром сдуло вещи в огонь, успел понять я.

Алисыч — вымышленное существо, появившееся после прослушивания диска группы «Алиса». Обитает на реках с ранней весны до поздней осени. Обожает проплывающих туристов и устраивает им неожиданные сюрпризы, хорошие или плохие, в зависимости от настроения. Любит менять одно на другое, например, за хорошую рыбалку может не дать дров и т.д. На глаза попадается редко, может временно вселяться в живые существа. Подслушивая и вынюхивая, разрабатывает свои коварные планы. На короткой ноге с Заправилычем. Часто вместе вершат они свои тёмные делишки. При минусовой температуре Алисыч не активен, вмерзает в лёд. По аналогии с Алисычем появились еще несколько «персонажей», в том числе и Заправилыч, (который ещё главнее Алисыча), он заведует погодой, поэтому и обитает где-то в районе облаков, на землю не спускается.

Выдвинулись дальше. На наше счастье, русло вскоре расширилось. Я вновь смог вспомнить о двух вёслах. Наконец-то! Течение периодически ускорялось, плыть стало в радость! Опять появились глупые уточки. Самое смешное, что удивляет, они сорвались из кустов, когда мы их миновали и уже удалялись. А взлетели, просвистев над нашими головами и обделываясь на лету. Нам оставалось только расхохотаться. Ветер постепенно стихал, и выглядывало солнце. Миновали заброшенную деревню с разрушенным мостом. Забрасывали блёсны. Иногда подплывали к берегу и подпитывались ежевикой, кусты которой свисали над водой. Быстрин становилось всё больше, вода наконец-то стала прозрачной. Но начали появляться завалы — привет от бобров. В одном из таких мест Лёха перетаскивал лодку через бревно, а я наблюдал. Лёха стоял на бревне и пытался перетащить лодку, как вдруг, о-па! — и его ноги оказались выше головы, бац! - и он под водой; через пару секунд выплыл. Секундная пауза — и разразился полноценный, давно желавший вырваться из груди хохот, от которого Алисыча в кустах аж скрючило. Обоюдный смех — это всегда здорово. Значит, было действительно смешно. Лёха выплыл на берег. В его «непромокаемые» штаны набралось воды, они стали бутылочными.
Наконец-то впала долгожданная речка — Орьев. Проплыв около часа, мы обнаружили подозрительную черноту на горизонте. Вскоре стал слышен отдалённый гром. Приняли решение десантироваться на берег, хоть он и был высоким и неудобным. Времени оставалось впритык. Повытаскивали рюкзаки. Натянули на сучья плащпалатку, и вот началось... Я решил вытащить и лодку и правильно сделал. Не успел я накрыть ею наши рюкзаки, как меня обшвыряло крупным градом. Благо, что Лёхина лодка оказалась под рукой, мы пулей за неё! Держим вдвоём, боимся, что вырвет ветром из рук. Мы скукожились под лодкой и просто беспомощно ждали. Град стал похож на пулемётный огонь. Брызги разлетались, как от обстрела. Мы успели прочувствовать на себе удары градин, особенно Лёха, чья спина была пригрета через дно лодки (жаль, что дно не надувное). Град длился минуты три, этого было достаточно для того, чтобы градины размером с ноготь ещё долго оставались на земле. Потом это перешло в сильный ливень. И ещё минут 30 мы дубели от холода. Мы были в трусах, и мокнуть было нечему, вещи остались сухими. Дождь переждали под плащпалаткой, которая периодически переполнялась и сливала воду.
Ливень стал утихать, вскоре вышло солнце. Мы, естественно, обрадовались. Сразу же расстелились и стали греться и сушиться. Позагорали. Вода в реке поднялась и стала до безобразия мутная. Поперекидывались бутылкой с чаем для разнообразия — весело. Поплыли дальше. Деревня Матчерка оказалась весьма длинной. Однажды пришлось сделать обнос. Затем проплывали автомобильную свалку: прямо из воды торчали две кабины грузовиков. Ещё успели заметить перемещающуюся стаю бобров, которые дружно, один за другим, ринулись в воду. В пределах видимости их всплытия мы не обнаружили. Далее по течению - сход к воде из деревни и закол поперёк реки. Сделали обнос. Уже вечерело, искали место для ночлега. Остановились на высоком берегу справа. Занести вещи оказалось трудновато. Лёха раскрыл рюкзак, оттуда повеяло бомжатником, пообещал постирать. Мы решили отпраздновать этот интересный, запомнившийся день. Выпили бутыль вина, которое оказалась даже вкуснее кагора. Взошла полная луна. Пару раз внизу бултыхнулись «плюшки». Может быть, даже сомы.

10 августа. Проснулись. Накрапывал противный дождь. Задумались, не придётся ли нам здесь оставаться дневать. Ничего не оставалось делать как ждать. Лёха продолжил спать, а я дочитывал книгу. Ветер дул так же, но дождь угомонился. Часа в три дня мы двинулись в путь. Я быстренько просадил блесну на дереве — обидно, не успел даже почувствовать ни одной поклёвки. Плыли медленно, забрасывали блёсны. Вёсельных усилий практически не прикладывали. Лёха наконец-то размочил счёт и поймал трёх голавлей. Высадились позагорать и перекусить. На привале нашли три подберёзовика. Наверху дул холодный ветер, и мы поплыли дальше. Щука не клевала совсем. Впереди виднелась деревня. Неизвестно, какой она протяжённости, поэтому приняли решение остановиться перед ней. Место покошенное и казалось благоустроенным. Чем-то напоминало футбольное поле. С дровами были проблемы. Сделали грибной суп и легли спать. Итог: 4:0 в Лёхину пользу.

11 августа.Утреннее небо кристально ясное. Но дует сильный холодный ветер. Лёха постирал весь свой бомжатник, как и обещал. Затем загорали. В такую погоду — в самый кайф. Солнышко припекает, а ветер остужает и не даёт вспотеть. Всё-таки я решился помыться. Оказалось, что совсем даже не холодно. Впервые за эти 12 дней помылся с мылом и мочалкой. На коже после этого весь день чувствуется, как будто с тебя испаряется влага и тебя щекочет. Я испытал следующий метод: сначала намыливаешься полностью, выкладываешь из рук всё лишнее, отходишь метра на три от воды... А дальше... разбег, толчок и мыло смыто. Бац! И ты чистый. Здорово! Успел сплавать на песчаный левый берег. А вот обратно пришлось проплыть против течения, встряхнул мышцы. Постепенно нагнало тучи и стало уже прохладно.
Мы двинулись в путь. Интересного было мало. Река плавно петляла, расширилась, вокруг простирались поля. Местами ветер преобладал над течением, и лодки неспешно относило назад. Приходилось грести, а встречные волны, ударяясь о борта, разбивались в брызги и неприятно обдавали.
Перед деревней нам опять повстречались гуси. Снова началось преследование. На сей раз гнался за ними минут 15, проплыв километра полтора. У них было много возможностей выбраться на берег, но они тупо прямолинейно плыли вперёд. Постепенно я их настигал. А они периодически начинали гоготать и взмахивать крыльями. Маленькие гусята расположились в центре, окружённые взрослыми. Пожалуй, им труднее всего. Они ещё мелкие, дохловатые, а грести им надо не меньше взрослых. На прямолинейном участке я совсем к ним приблизился. Они занервничали сильнее. Когда осталось метров 15, они сдали вправо (наконец-то разумное действие). Прижались к берегу, думают, я отстану. Я поравнялся с ними. Гуси в раздумье: влево или вправо? Я на них. Один из них подался назад, и вся стая последовала за ним. Они поплыли обратно. Удовлетворив своё любопытство, оставил их. Жалко, фотика под рукой не оказалось.
На левом берегу пацаны, пятеро или шестеро, закидывали блёсны. Действия рыбаков были однообразны: кидали в центр, тащили к себе с постоянной скоростью. Когда мы проплывали, они притихли и проводили нас взглядами. Вскоре Лёха извлёк большого голавля. Сделали несколько фоток.
На левом берегу периодически слышались окрики. Мы увидели пастуха. Он извергал свой односложный мат на овец. Те его безоговорочно слушались. Посмотрев в нашу сторону, он ничего не стал спрашивать. Вскоре мне наконец-то удалось размочить счёт, я извлёк щучку небольших размеров, а Лёхе достался очередной голавль весом около килограмма. Лёха просто сиял. И, конечно же, очередное фото.
Высадились на берег, нарвали крапивы, заготовили рыбу. Место оказалось живописным. Ещё одно фото. Неожиданно на мелководье я поймал ещё одну щучку.
Меньше всего ожидал её в этот миг. У противоположного берега была тихая заводь, и я пытался добить туда блесной. Один раз переборщил, и пришлось спасать блесну, зацепившуюся за кусты. С лодки благополучно отцепил. А тем временем Лёха поймал двух окуньков. Решил последовать его примеру — тщетно. Поплыли дальше. Всё-таки впоследствии мне суждено было расстаться с блесной после мощного зацепа. Пришло время искать ночлег. Высадились на правом крутом берегу. Опять поле, опять с дровами напряг. Благо, удалось найти сухие деревья. Горят они замечательно, но слишком быстро. В общем-то, место приятное. Уже в полутьме начали ужинать. Вдруг внизу мощно бултыхнулось, причём неоднократно. В азарте я схватил спиннинг и бросился вниз. Закинул раз 10 — безрезультатно. Вернулся обратно. Опять бултыхнулось. Повторил цикл — безуспешно. Наверное, бобёр решил отогнать нас от своего домика. Допив остывшее какао, стал готовиться ко сну. К нам приближался густой туман. Заснули быстро.
Наконец-то отведал свежей щучки. Итог: 8:2 в пользу Лёхи.

12 августа. Утро. Выйдя из палатки, диву дались. Такого тумана мы ещё не встречали. Он распространился во всех направлениях. Видимость меньше 10 метров. Хоть и чувствовалось, что утро солнечное, туман скрывал всё и повсеместно. Когда развеялось, сделали фото. Окончательно туман исчез в 10 утра. Причём мы находились не в низине, а на высоком берегу. Наконец-то ко мне пришла удача. Буквально за час сначала поймал голавля грамм на 800-900. Затем, забросив блесну посередь реки, как обычно, наматываю, не сильно рассчитывая на успех. Вдруг что-то плюхнуло. Не из разряда мелких, подумалось мне. Подсекаю, наматываю. Вдруг из глубины показались очертания. Сначала щука показалась не очень большой. Затем она медленно, но мощно потянула в сторону, завалившись на бок. Пульс мой резко усилился, позвал Лёху и сосредоточился на щуке. Никогда ещё не представлялась возможность вытащить такую «плюшку». Лёха уже окунул в воду подсак и, завидев неладное, щука стала огрызаться. Расплескала пару раз воду, причём так мощно, что в лодки попало и рюкзак намочило. Затащили в подсак, хвост свешивался наружу. Зацепилась она всего лишь за один крючок, так что, можно сказать, повезло. Да и возиться с отцеплением не пришлось. Естественно, захотелось сфоткаться. Ухватив её одной рукой под жабры с верхней стороны, второй рукой удерживая за хвост, пытался изобразить улыбку, но на фото можно увидеть напряжённое беспокойство. Очень боялся расстаться с ней и надёжно в неё вцепился. Было в ней килограмма два с половиной, не больше трёх, точно. Очень хороший трофей.
Естественно, пришлось высадиться на берег. Сначала разделали голавля. Приступили к щуке. Лёха посоветовал, может быть, в шутку, что было бы неплохо её оглушить. Я воспринял это на полном серьёзе и притащил весло. Лёха надёжно прижал щуку к земле. Я боялся попасть по пальцам и первый раз ударил недостаточно сильно. Не бойся, — говорит Лёха, — давай сильнее. Размахнувшись, я с силой обрушился на щучью голову. Удар пришёлся точно, метод сработал. Очень непривычно снимать чешую с такого гиганта. Одно удовольствие (без всякого живодёрского умысла).
Ловили дальше, но клёва уже не было. Когда надоело бросать, я применил свой способ: постепенно отпускаешь блесну на максимальное расстояние, а сам гребёшь. Одновременно и плывёшь, и блесна не тонет. Но я не оставил запаса шнура и, когда последовал зацеп, не успел среагировать. Шнур мгновенно размотался, натянулся и не выдержал. Остался спиннинг с катушкой — остальное в воде. У Лёхи тоже безрезультатно, решили плыть до Земетчино. На берегу встречались отдыхающие, приехавшие на машинах. Мы называем их гопниками, гопотой. Мало того, что «музыку» врубают на полную катушку, так ещё напьются и издают невнятные крики. Но, конечно, не все такие.
Приближались людные места. Проплыли пляж. Какой-то дедок, сидевший на берегу с удочкой, видимо, решил, что мы браконьеры («пираты») и грозил, матерясь, что не переносит таких. Не желая вступать в конфликт, мы не стали оправдываться. Наша совесть чиста. Затем миновали группу пацанов, которые безуспешно хлестали блёснами по воде с берега. В итоге, мы остановились напротив впадения небольшой речки. Посёлок находился на другом берегу, а здесь будет безопаснее. Поев трофейной щучки и составив список для похода в магазин, легли спать. Итог: 8:4 в пользу Лёхи.

13 августа. Сегодня необходимо было закупиться на продолжительный срок. Вышел я примерно в 9 утра. Лёха переправил меня на другой берег. На всякий случай захватил свою свето-шумовую «Осу», для безопасности. Ближайшие дома виднелись метрах в пятистах. Меня удивило обилие ворон (или грачей — точно не помню), которые расположились на окраине. Сидели на частоколе, на избах, витали в воздухе. Издавали истошные звуки. Уж не Алисыч ли подослал наблюдателей? Завидев моё приближение, они улетели подальше. Передо мной вдаль уходила дорога, слева начинались жилые избы, справа тоже избы, а за ними вдалеке — так непривычные глазу трёхэтажные бетонные и кирпичные дома. Увидев мужиков, что-то обсуждающих за починкой машины, я поинтересовался, как пройти до рынка или магазина. «Тебе прямо, затем направо, куда и все, не ошибёшься», — ответили они. Прямо шёл около километра. Народу прибавлялось, появились машины с номерами на «58» (Пензенская область). Дошёл до рынка, покрапал дождь. Начал закупаться. В одном из мест было сразу много необходимых продуктов. Я перечислял, продавец доставал, затем немного удивился. Задумался, видимо, зачем мне столько. Разговорились. Я сказал, что учусь в МЭИ на инженера. Сам он немногим старше меня. Учится в Пензе, а так торгует. Иногда появляется в Москве. Он попросил номер моего телефона, я даже назвал. Хотя он так и не позвонил до замены телефона на новый — теперь уже и не позвонит. Купил не всё, так как чувствовал, что не унесу. Пока дошёл до реки, пришлось попотеть. На берегу меня завидел Лёха и поплыл забирать. Видимо, он не очень обрадовался, когда узнал, что мне не удалось купить всё. Он принял решение сделать второй заход, я не стал возражать. Пока Лёха ходил, позвонил домой, сказал — всё здорово, возможно, дальше связи и не будет. Почитал книгу. Прошло часа полтора, а Лёхи всё нет. Решил несколько раз забросить удочку и сразу поймал достойного окуня. Ещё через полчаса показался Лёха с остальными продуктами, но картошку купить ему всё же не удалось.
Надо плыть. Времени уже часа два дня. Выпили по бутылочке пивка и в путь. Преодолели перекат, который шумел впереди всё это время. У меня не клевало, я не стал настаивать и принялся читать книгу, лишь изредка закидывая. Мы обогнули Земетчино, наверняка к рынку были более близкие пути. Один парень, мой ровесник, мыл свою «девятку». Разговорились. Ответил ему на стандартные вопросы, поплыл дальше. Показались гопнички с машинами. Миновали автомобильный мост, проплыли небольшую деревушку по правому берегу. Мужик катал детей на надувной лодке, в общем, отдыхал.
Затем правый берег стал резко вздыматься ввысь. Не совру, если скажу, что крутизна составляла градусов 50-60 (так, что деревья не растут), а высота — метров 30-35. Появились каменистые перекаты. Стало вечереть, а приличных мест так и не попадалось. Наконец Лёха решил высадиться справа. В это время я находился на середине реки. Был немного утомлён этим днём и смотрел куда-то в сторону. Вдруг периферийным зрением я заметил какое-то медленное движение на воде метрах в двух от лодки. Устремил взгляд, смотрю. Какое-то бревно медленно колеблется в воде вверх-вниз. Но вдруг бревно оказалось с глазами... Ни хрена себе!!! Это щучья морда. Она находилась поперёк лодки, её морда была размером с пару кулаков, не меньше. Неожиданно она тоже сообразила, что к чему, и немедленно последовало действие. В итоге неизвестно, кто кого напугал больше. Она так стремительно бултыхнулась, будто человек в воду упал. Брызги во все стороны, до меня тоже долетело. Пульс подскочил, я ещё несколько раз проматывал эту ситуацию в голове, уставившись в воду. Лёха этого всего не видел, но звуки уж точно слыхал. Я стал пересказывать, что видел. Такая рыбина килограмм пять точно весила, без преувеличения. Эх, жаль, пистолета под рукой не оказалось. Позже я пытался изловить её, но, естественно, такие щуки и ей подобные за свой век обучены мудростям и не столь глупы, как их меньшие братья. Теперь с нами в лодке ехало ведро для засола, теперь мы стали долю рыбы откладывать для этого дела. Поужинали, легли спать.

14 августа. Ясное небо предвещало хорошую погоду. Я ещё раз попытался поймать щуку, которая напугала вчера вечером. Но, не особенно рассчитывая на успех, поплыл дальше. На правом берегу встретился рыбак, он был удивлён нашим появлением. Ещё метров через сто на том же берегу располагались мужики, трое или четверо. Наверное, рыбак из их числа. Естественно, осыпали нас вопросами: «Как? Откуда? Сколько?» И всё в таком духе... Я поинтересовался, где можно купить картошки. Ответили, что скоро будет деревня.
Дальше последовало два приметных переката («шумЫ», по-местному). Первый советовали проходить слева, второй — справа. Причину мы поняли, когда увидели частую арматуру с расплющенными острыми краями прямо в сливе. Ближе к другому берегу железки торчали из воды наружу. Хорошо, что осадка наших лодок небольшая и вода слегка прикрывает железяки... Повезло, проскоблили днищем, только немного поцарапали.
Правый берег постепенно стал сравнительно низким. Началась продолжительная отмель, песчаная, с мелкими камнями. Вода прозрачнейшая. Лишь изредка русло углублялось ненамного, здесь на фоне светлого песка пару раз видели стаи крупных лещей. К сожалению, блесна их не интересует...

* * *
На этом прерываются Андрюхины записи, то ли чернила в ручке закончились, то ли что ещё... По памяти и имеющимся фотографиям я попытался завершить рассказ...
У нас оставалась ещё почти целая неделя для сплава... Река спокойная, песчаная, есть сосновые леса по берегам, в общем, сплавляться приятно. Однажды утром после ночёвки у поваленных сосен встретили двух охотников-рыбаков, рассказавших о бесконтрольной вырубке соснового леса на продажу какими-то выходцами с Кавказа. Увидев на берегу большое количество сушившейся в марле рыбы, они позавидовали нам белой завистью, один из них даже переключился с поиска живности на ловлю плотвы, которая «стоит тут рядом в омуте».
Вечером встали на крутом песчаном берегу с соснами, и Андрюха утром решил поупражняться, делая сальто, благо песок был вязкий и мягкий. Есть фото. Я же сплавал на другой берег посмотреть ласточкины гнёзда.
Лес сменялся полями, на берегу попадались отдельно стоящие деревца.
Примечательное место — кордон Будкин: это в беспорядке наваленные в русле бетонные плиты и переход через реку, выполненный в виде нескольких деревянных лесенок, опертых на поваленные в реку деревья. В этом месте на берегу большая просека. После кордона песчаная отмель. На обносе понтонного моста встретили мужика на мотоцикле с коляской, направляющегося в д. Бабакино. К сожалению, вылетела из головы история этого села, рассказанная мужиком, запомнилось только, что «раньше всё дно было чёрным от малька», не то, что сейчас. На берегу есть памятная табличка в честь какого-то там... Бабакина. Впадение р. Кермиси обозначено мелководным песчаным наносом, вдающимся в Вышу. Решили устроить «баню», т.е. просто помыться с мылом и мочалкой. Фото. Дальше река относительно широкая, со слабым течением и глубиной по пояс. Вечером готовились встать на стоянку, Андрюха забрасывал блесну, как вдруг прямо около лодки на поверхности её схватил крупный жерех, который через несколько секунд уже барахтался на дне лодки, а ещё через минуту довольный Андрюха позировал с ним на берегу. Почистив рыбину, мы срочно отправились искать место для стоянки, так как уже смеркалось. Тут я почувствовал доносившийся с берега приятный знакомый запах. Мы причалили, я нарвал чабреца, а наверху оказалось замечательное место для ночёвки в невысоких сосенках. День закончился удачно под чай из чабреца.
Дальше река превращается в длинный плёс с плавными поворотами и почти без течения, местами к ней близко подходит грунтовка, реку «подпирает» плотина, так называемая Эстонская ГЭС, ещё на старых советских картах обозначенная как недействующая. Перед плотиной по левому берегу хорошая тропа обноса, видна наезженная дорога, рыбацкое место, кругом мусор, столь обычный в местах массового посещения. Вода низвергается с высоты примерно полутора метров однородным потоком, вспенивая воду внизу (фото 2009-го года). После плотины последний интересный участок Выши с течением и рыбалкой. Проходили мы это место днём. В помощь быстрому течению был попутный ветер, создающий на воде сильную рябь. Видимо, по этой причине рыба не видела опасности и клевала рядом с лодкой. Нас с большой скоростью утаскивало вперёд и мы не успевали обкидывать омутки, Андрюха даже вылезал кое-где из лодки на отмелях и ловил с места. Щук нам здесь досталось. Следом идут подходы к воде с пляжиками, потом и «населёнка» обнаруживает себя перед впадением в Цну. Приходится грести, течения практически нет.
А вот и Цна! Река широкая, недалеко впереди понтонный мост между сёлами, для лодок оставлен узкий и низкий проход справа у берега с нависающим у воды тросом. Надо махать вёслами, делать тут нечего. Встречаются сёла, иногда видны рыбаки, курсирующие на моторках с берега на берег, ощущается цивилизация. Но и на этом участке Цны до Сасово нашлись интересные места. Цна далее несколько сужается, есть плотинка, «уставленная» рыбаками, обнос по правому берегу. Запомнилось огромное количество снастей одного из рыбаков, разложенных по коробочкам и чемоданчикам, «на все случаи жизни». Рыбаки интересовались, удивлялись, откуда мы везём столько рыбы. Они не понимали, что мы уже три недели на воде. Отвечали им: «Сверху».
Один из последних дней сплава, жарко. Лениво забрасываю блесну, ни на что особо не рассчитывая, прямо на середину реки. О-па, что-то клюнуло... Сразу понял, что это не похоже ни на щуку, ни на голавля или жереха. Рыба идёт плавно, без рывков, иногда как будто останавливаясь, как если бы вытаскивал плоскую тарелку, иногда поворачивающуюся боком. Всё выяснилось, когда рыба оказалась на поверхности у лодки. Это был лещ. Редкая удача. Вспомнились рассказы о том, что кто-то, где-то и когда-то ловил леща на блесну. Да, блесна оказалась очень уловистой, подарил её мне товарищ на день рождения лет 10 назад. На ней и цена проставлена: «5 р». Конечно, блесна полностью себя «оправдала» одной только этой рыбиной, а сколько на неё было поймано до этого и после…У-ух! Выкинув «тарелку» на песок, выдохнул с облегчением: «Поймал!». Заорал Андрюхе, чтобы похвастаться уловом. Достойное завершение рыбалки. Взвешивали «на глаз» с помощью котелка, наполненного водой. Точность весьма приблизительная. Оказалось в этом леще около трёх килограмм. Потом дневали в 5 км от Сасово, сушили рыбу, стирались, готовились к отъезду. Закончились Андрюхины каникулы, а с ними и наш поход. И ещё не раз возвращались мы на замечательную речку Вышу.

P.S. Пожалуй, единственный совет, который следует дать желающим сплавиться по р. Выша, таков: начинать ниже села Куземкино. С этого места она становится вполне проходимой в летнее время.

И технические данные. По р. Буртас пройдено (на лодках и пешком по берегу) приблизительно 40 км от моста у села Козловка до села Куземкино (Пензенская область). По р. Выша – 136 км (от стыка Пензенской, Рязанской областей и респ. Мордовия до р. Цна). По р. Цна – 48 км до раздвоения русла у ж/д моста (Рязанская область). По правую сторону реки находится остановка электрички до Сасово и далее, до Рязани. Добраться до Выши из Москвы можно поездом с Казанского вокзала до ст. Башмаково, далее на такси до реки за селом Куземкино.