XIV конкурс туристской фотографии
"ФотоТур-2023" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставляют призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2023»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Библиотека :: Отчёты и рассказы :: Водные походы :: Кольский п-ов

р. Умба, 13-25 июля 2008

11.06.2009 13:01 plim_plim

автор: Юлия, г. Красногорск

Вот я и вернулась! Дождливая Москва и неокончившийся ещё отпуск вынуждают меня написать-таки отчёт о нашем путешествии на Кольский п/о.
    Итак....

ДЕНЬ 1.
    Поезд довёз нас до г. Аппатиты к утру. Оттуда, закупив некоторые продукты, мы на такси отправились к Умбозеру, но прямо к самому озеру подъехать не удалось – нас высадили у одного из маленьких озёр, через систему которых можно было добраться до Умбозера. Первое озеро было перекрыто какой-то дамбой или типа того. С неё хорошо видны эти небольшие безымянные, судя по нашей карте, озера. ( Саша сказал, что у меня в предыущих четырёх предложениях слишком часто встречается слово ОЗЕРО, в оправдание скажу – просто там правда одни озёра были, не знаю как ещё про них писать!!! )
    Пока я изучала окрестности, Сашка собирал байдарку и встретил местного жителя, который очень помог нам, дав гуголовскую карту ближних озёр – нам она очень помогла потом. Сбор байдарки и загрузка вещей заняли около 4 часов. И вот наконец мы начали своё путешествие )))))
Мы удачно прошли лабиринт озёр, между которыми нам встречались мелководные шиверки, часто Сашке приходилось проводить байдарку. Но в итоге под вечер добрались-таки до Умбозера – самого красивого места на нашем маршруте!!! ))))
    Правда со стоянками там не очень. Тонкая полоса песочного пляжа, тонкая полоска кустарника с редкими деревьями, а за ними болото ((( дров почти нет, благо нам всё равно было, у нас же горелка )) Про комаров я думаю говорить смысла нет и так понятно ))) вода чистая и очень холоднющая в озере - оно вроде совсем и не прогревается, но красота безумная!!!

ДЕНЬ 2.
    За целый день не встретили ни одного человека! Зато около нас маячил какой-то ненормальный заяц, бегал по побережью. Мы устроили днёвку, спешить было некуда.

ДЕНЬ 3.
    Сегодня цель была встретится с нашими товарищами по счастью оказаться в таком интересном месте))) Они должныбыли ждать нас уже у начала р. Умбы. Собирались мы неумело и долго, плыли неспеша на юг в поисках Умбы. Немного спустившись вниз по реке нашли своих! Свои собирали катамаран, пили водку, ужинали, собирали вещи и как раз вовремя, к началу ночи, были готовы начинать маршрут! Пройдя совсем немного, мы увидели впереди первый порог, в лоциях его название - Островной (хотя я его назвала Островский, отдать дань писателю :)
    Так вот, по какой-то из лоций ( а обычно маршрут по Умбе начинают ниже и этот порог не проходят) мы поняли, что он в принципе только сильная шивера, и Сашка разрешил мне и себе юбки не надевать..гы-гы.. это была ошибка! Лично я испугалась, наверно больше из-за неожидано возникших препятствий и количества воды, обрушевшейся на меня, когда мы проходили валы. В конце порога пришлось останавливаться, успокаивать нервы и выливать из байды воду... (с тех пор я одеваю юбку даже на плёсах)
    Только я немного отошла от переживаний, а мы уже достигли моста (шоссе Аппатиты - пос. Октябрьский, судя по лоции). Обычно маршрут по Умбе начинается с этого места. Под мостом нас ждал небольшой слив и череда крупных валов за ним.
    Оказалось, что глаза у страха велики, на деле же ничего сложного там нет, скорости вполне хватило. А дальше...Дальше дело было ночью, мы блуждали по плёсам, заблудились в каких-то болотах, хотя по сути там блуждать негде. Шёл дождь, шли медленно, было грустно и холодно. Иногда встречались маленькие шиверки. Единственное интересное событие для меня была встреча с проплывающим мимо разноцветным хомяком ( я не брежу! )), оказалось, что это не глюк, а просто плывущий по своим делам лемминг.
    Через 8 км. ( не помню сколько у нас заняло это времени из-за наших блужданий) мы подошли к Падуну!!! К тому моменту я соображала плохо, потому что меня трясло от холода и усталости – непривычно было идти всю ночь — так что Сашке пришлось все заботы обо мне и о лагере взять на себя. Лил дождь. Сашка поставил палатку, впихнул меня туда, я быстро сняла с себя всё мокрое, закуталась в спальник и уснула... Это был один из самых тяжёлых для меня дней в нашем путешествии.

ДЕНЬ 4.
    Стоянка на Падуне мне понравилась - место всем хватило, вода рядом, утреннее солнце просушило одежду и вчерашней сырости не чувствовалось, шум порога баюкал, "и настроение твоё улучшилось..." ;) Ребята (Лёша, Катя, Дима, Серёжа и ещё один Лёша) собирали вещи, намереваясь пройти Падун и отправиться дальше, а нам было лень собираться и обносить вещи в этот день, так что мы решили переночевать там же, а на следущий день догнать ребят.

ДЕНЬ 5.
    Тяжёлый день. Обнос – оказалось дело трудное и травмоопасное. Потратили на это полдня и кучу нервов. Вторую и третью ступень Падуна Сашка прошёл на нашей байдарке на месте матроса, на месте капитана оказался к cчастью появившийся на нашем пути ( потому что я бы наверно не решилась ещё идти последние ступени ) турист с Украины – тоже Саша. В их группе было три человека, двое на катамаране, а он вообще на резиновой лодке!!!
    Всё прошло благополучно, хотя в конце,уже на третьей ступени порога их развернуло и в одну из последних бочек они вошли лагом и могли перевернуться – я ужасно перепугалась! – но всё обошлось, уф!!!
    НО! Это было только начало, как раз вечер только начинался! Впереди нас ждали Три Капустных Озера и соответственно препятствия между ними. Первым был Верхний Капустный порог, который мы случайно обогнули по мелкой "канализации" справа, когда основная струя шла в левую протоку. Просто мы немного заблудились))) Внизу порога встретили наш катамаран и продолжили путь. Между Средним и Нижним озером путь преграждал деревянный мост, байдарка прошла под ним, а кат пришлось перетаскивать.
    Конец путешествия был ознаменован стоянкой у порога Разбойник, начался дождик, мы устали, быстренько поставили лагерь, что-то перекусили и свалились спать.

ДЕНЬ 6.
    Весь день стояли у Разбойника. Ходили по берегу, осматривали, боялись ... Больше всего пугал огромный пенный котёл вначале порога прямо посередине, который решили обойти слева. Стартовали только около 9 вечера, первую ступень прошли без проблем прямо за катамараном, а потом начался участок, который просмотреть нам не удалось с берега, и тут нас ждала огромная неожиданно выросшая у нас на глазах и на пути бочечка!!! Но выбора не было – с божьей помошью и матерной бранью ( с моей стороны ) пробились!!!! Ух! Страшно было!
    Километров через 5-6 нас ждал ещё один сложный участок – Семивёрстный порог. ( на мой взгляд один из самых сложных для нас участков, в частности из-за невозможности его просмотра ) Из названия понятно, что он протяжённостью около 7 км., и в нём 6 или 7 ступеней - две из которых оказались довольно сложные для нас. Мы шли сразу за катамараном, стараясь правда держать некоторую дистанцию, чтобы в него не врезаться, так как скорость у нас была выше. И на одной из ступеней порога ( вроде даже как раз на второй, которая сложнее других, хотя я могу и ошибаться ) мы нарушили дистанцию и оказались очень близко к кату, Сашка стал поворачивать влево и мы врезались в камень! Нас немедленно развернуло, и не успела я опомниться, как мы уже проходили порог задом! Хорошо, что удалось развернуться без проблем. После Семивёрстного порога начался участок с красивым названием - Жемчужный плёс. Чудесное озеро с высоким левым берегом, сосновым лесом и облагороженными стоянками. Встали на ночёвку.

ДЕНЬ 7.
    За эти дни я научилась собирать вещи наверно раза в два быстрее, чем в первые дни, запоминать где что лежит, и укладывать вещи в порядке надобности. Опять выдвинулись к вечеру. Судя по лоциям нас ждали два порога 1 к/с, за ними порог 2 к/с и потом на впадении Умбы в Канозеро – сложный порог Канозёрский 3 к/с, которого я очень боялась!
    Два первых порога Карежка-1 и Карежка-2 мы пролетели легко и без осмотра, остановились у порога Карельский для осмотра. Осмотр показал, что он не особо сложный, несколько бочечек друг за другом и потом лёгкая шиверка. При желании бочки вообще можно обойти по правому берегу, что и сделал катамаран почему-то. А мы с Сашкой решили раскататься перед сложным порогом, ну и попозировать Кате, снимавшей нас на мой фотик. Прошли по-моему почти идеально и кадры получились красивые в лучах заходящего солнца ))))
    Остановились у порога Канозёрский. Впечатлило. Порог длинный, больше километра, Вначале сложный участок - группа из трёх крупных бочек, между которыми надо умудриться пройти. В таких случаях сложно именно то, что с берега путь виден, а с воды - плохо видно и трудно сориентироваться, тем более низко сидишь в байдарке. Порог осматривали наверно часа полтора - два, выставляли страховку в лице Лёши и Серёжи со спасконцами. Сначала прошёл катамаран, Сашка проходил с ними. Потом ему пришлось возвращаться километр или больше поберегу по лесу. Я к этому времени уже совсем изнемогала от усталости, желания спать и страха!!! У меня была тихая паника, я смотрела на эти валы, пыталась запомнить каждый камень на нашем пути и вообще готовила себя морально к разным ситуациям...Всё-таки третья категория, страшно!!! На деле прошли мы его очень хорошо, в начале чётко прошли между бочек, ушли к правому берегу, где смогли зачалиться в улово, потом прошли ещё участок порога – опять зачалились – и под конец, где было совсем мелко, сели-таки на камушек. Сашке пришлось вылезти и снять байдаку с камня. Ура! Радость, счастье, гордость! Какие молодцы мы!!! Теперь впереди должно быть озеро с заветным круглым островом, который обещал нам лучшую стоянку на маршруте, судя по всем лоциям.
    Через некоторое время сплава по реке в наши души начало закрадываться подозрение.... Что-то там впереди шумело.... и вряд ли это озеро... Крутой поворот, каменный остров с одиноким деревцем и ..... ээ...даже не знаю.. тогда ночью, а было часа три ночи и мы были ооочень уставшими и измотанными, мне показалось, что впереди водопад! Шум был очень сильный! Брызги взлетали яростно! В тумане было что-то напряженное! Вот он какой оказывается – Канозёрский порог-то! А мы наивные...))) Вот такая вышла ошибочка! Оказалось, что потратили мы 2 или три часа на Карельский порог, а тот, на котором мы с Сашкой выпендривались – Карежка-2 1к/с ))) Стоянку нашли отличную, прямо над порогом - пожалуй моя любимая стоянка - быстренько что-то поели и легли спать.... на рассвете :)

ДЕНЬ 8.
    Канозерский порог осматривали с утра. По мне - очень он красивый и мощный, просто завораживал! Долго не могли придумать, какой линии движения придерживаться. Вначале долго продумывали тактику прохождения под левым высоким берегом – всё получалось очень хорошо, за исключением слива в начале. В итоге решили не рисковать и пройти под правым берегом, с наимением крупных препятствий. Я впервые ощутила некое чувство досады, что не пошли, там где интереснее, но решение было конечно правильным. Катамаран пошёл там же.
    Порог прошли под правым берегом. Первую часть ( разбили на две части с остановкой в улове, чтобы передохнуть ) прошли неочень – задели камень, а вторую - идеально ))) под этим словом я подразумеваю, что как задумывалось, так и получилось, что на практике у нас случалось невсегда.
    Через километр - два достигли Канозеро. Наступала ночь, нам оставалось 4 км до о. Круглый - "лучшей стоянки на маршруте". Все были в предвкушении... Мы с Сашкой вырвались вперёд, распивая коньяк и распевая песни! Наконец добрались до острова, в надежде высадились на берег... и тут облом-с! С этого года остров оккупировали геологи ( на скалах острова находятся петроглифы) и стоянка запрещена! Как я уже говорила, прибыли мы ночью, собиралась нехилая грозень, а у ребят на кате скорость была очень маленькая ((( В итоге мы встали на южной оконечности острова, на косе, в каких-то кустах, где трудно было найти прямую площадку для палатки. По мне - самая жуткая стоянка на всём нашем маршруте (((( Было очень обидно.

ДЕНЬ 9.
    В этот день мы разделились – договорились встретиться на юге озера ( его длина примерно 20 км. ), где продолжается Умба. Мы с Сашкой поплыли против ветра, перпендикулярно волнам до о. Горелый ( красивый скальный остров, на котором пока что можно останавливаться, но из-за грозы мы до него не добрались вчера ), там пообедали и продолжили путь. Ветер притих, но начиналась гроза, нам стало страшно оказаться в эпицентре грозы прямо посередине Канозеро. Пришлось втопить до правого берега и искать место для стоянки. Остановились на косе, продуваемой с трёх сторон ( Сашка эту стоянку полюбил больше всего из-за малого количества комаров из-за ветра и множеству дров в еловом лесу, мне же там было неуютно и страшновато, особенно ночью ). Ветер крепчал и дальше идти мы не решились - боялись перевернуться.

ДЕНЬ 10.
    В этот день мы так и не смогли продолжить путь. Ветер дул очень сильно, волны были большие, ребят не было видно на горизонте. Мы установили весло с мигающим фонариком, чтобы нас было видно с воды. Так как было понятно, что ветер не стихнет ( вообще это особенность этого озеро - там всегда ветренно и чаще всего с юга на север ), и мы не тронемся – можно было устроить праздник живота. Я сварила кисель на день, макароны с мясом и томатным соусом, а под вечер появилась идея приготовить блинны. Замечу, что во время всего похода одной из главных задач было побыстрее съесть всё тяжёлое, дабы облегчить наше плавсредство ))) И вот как раз к блинчикам вдруг пришли ( именно пришли, ведя катамаран за собой вдоль берега и против ветра ) наши товарищи! Рассказали душераздирающую историю, как плыли по метру в полчаса и т.п.
    К ночи ветер всё ещё не стих... Ребята поставили одну палатку на всех ( чтобы быстро собраться, когда стихнет ветер ) и легли спать.

ДЕНЬ 11.
    Часов в 8 утра ( !!!!!! ) Сашка разбудил меня – наконец-то немного стих ветер. Лёшка дал своим команду быстро собираться и пулей плыть до конца озера, пока это возможно. Первый раз видела, как они могут быстро собираться!!!! Мы же отстали – надо было лагерь сворачивать – думали быстро догоним их – ни фига! втопили!!! ))))))))))))))))
    Через час или больше добрались до впадения озера в Умбу. И начались многочисленные плёсы..... ещё начался дождик, мы все промокли, но мне было радостно )))) плёсы были ууууузкие, я рассматривала берега, наслаждалась красотой жёлтеньких кувшинок и на душе всё было прекрасно. Сашку доставали комары ((( он был не в духе, особенно потому что не выпил своего чифиристого чая с утра – он без него себя плохо чувствует. И вот мы решили, что сразу после первого порога Кривец мы остановимся попить чайку, как раз лоция обещала нам там хорошую стоянку по левому берегу ))) Вырвались вперёд, доплыли до порога, пошли осматривать. Нам показался он не особо сложным – обычная 2 к/с, с валами конечно и бочечками, но вроде особо ничего устрашающего не было – мы таких уже прошли много на своём пути. Ну и решили катамаран не ждать, очень чаю хотелось... Пошли! Сначало всё шло хорошо, тот участок, который просмотрели, прошли отлично, и тут.... начался участок, который смотреть мы не стали – порог оказался длиннее, чем мы думали!!!!!! Камень! Не успели уйти левее - было поздно! Байдарка налетела на камень полубоком, нас развернуло, и мы оказались подвешенными боком на камне поперёк потока!!!!!!! Пришлось срывать юбки, вылезать в поток, я думала, только о том, чтобы не уронить герму с фотоаппаратом, поэтому наверно и упустила своё весло, Сашка отправил меня за ним, по берегу конечно! Весло я не догнала, видела его плывущим, но догнать не успела, как оно попало в шиверку и скрылось вдали... Я пару раз грохнулась в какое-то болото по берегу и вернулась ни с чем (((( Сашка вытащил байду полную воды, вычерпал половину и полыл на противоположный берег к стоянке, потом вернулся за мной.
    Там нас уже ждали ребята. Мы пообедали, просушили палатку - благо вещи намокли не очень сильно, выбросили кучу промокших пакетов с печеньем и хлебом местным муравьям - хозяевам этой стоянки, помирились и отправились дальше.
    Дальше начинался участок сплошных шивер и небольших порожков, протяженностью километров 5 точно, может больше. В конце одного порога, в камышах кто-то с катамарана увидел моё весло – оно вернулось к нам!!! И вот наконец-то мы добрались до высокого правого берега и порога Падун-на-Низьме 3 к/с. Мы пересекли шиверку, с которой начинался порог, и встали в улово у правого берега. На нём находилась обжитая стоянка - видно было, что туристов тут бывает много, там же была баня. Пошли осматривать порог, вернее его первую ступень – метровый слив между брёвен спава и скалами слева, за ним несколько крупных бочек и валов. Это был последний сложный порог у нас на маршруте, так как уже было ясно, что до Белого моря мы не пойдём ( у ребят билеты на поезд были, не успели бы, а мы не решились без страховки, и потом утомились уже от препятствий ). К ночи опять пошёл дождь, последние три дня погода была дождливая, поели и легли спать. Лёшка, Катя, Дима и Серёжа ночью попарились в бане, я поленилась выходить из палатки под ливень.

ДЕНЬ 12.
    Весь день потратили на прохождение Падуна. Вначале наблюдали как его проходила группа туристов из Таганрога, очень странные люди - шли без спасжилетов, без касок, вёслами почти не гребли, порог почти не осматривали,и вообще как-то несерьёзно относились ко всему. Первый же катамаран вместо того, чтобы идти слева в слив, почему-то резко пошёл справа в узкую "канализацию" между брёвен, причём понятно было сразу, что там не пройти!!!! Застряли! Сашка полез им помагать - кроме него там вроде никто и не шевелился толком, я не преувеличиваю! Два других ката первую ступень прошли нормально, не гребли правда ))))) Поужасавшись на них, пошли мы, сначало на катамаране – меня взяли пятой, наконец-то прокатилась на кате )))) Слив прошли хорошо, думали, что дальше уже ничего серьёзного не будет ( мы с Сашкой в это время решали идти нам на байдарке в слив или нет ), но оказалось, что самое трудное место этого порога впереди! Падун довольно протяжённый, километр или больше, после слива начинается плавный поворот налево, в котором бочки идут друг за другом без возможности их обойти! Нас качало в пороге, а я кричала Сашке – НЕ ПОЙДЁМ! ОБНОСИМ! На катамаране этот порог проходить весело, потому что уверен, что не перевернёт, а вот на байдарке совсем другое дело... Возвращались по берегу долго. Предстоял тяжёлый обнос...
    Сашка принял решение проводить байдарку, Лёшка страховал его с берега, остальные взяли каждый по одной из наших герм и пошли по берегу. Было трудно. По сашиным словам - это было самое тяжёлое для него предприятие. Был момент, когда Лёшка споткнулся, упал их понесло в потоке и вполне могло унести на середину порога. Хорошо рядом Димка оказался – он с берега увидел, как ребят сорвало с места, поспешил на помощь – кинул спасконец и помог им выбраться!
    На этом пороге я потеряла зинкину фирменную кружку, Саша оставил случайно свою каску; весло, опять от нас уплывшее, стараниями Лёши вернулось :) На этом всё! Сложных порогов на пути больше не было - пару шиверок и последний Медвежий плёс, на котором мы встали на последнюю ночёвку.

ДЕНЬ 13.
    Вот и закончилось наше путешествие ...)))) В последний день на берегу ребята нашли боооольшой кусок скалы, поиграли в альпинистов немного. Потом поспешили пройти последние несколько километров до автомобильного моста, откуда нас должнен был забирать водитель.
    Напоследок, уже на вокзале, оказалось, что на ближайший поезд билетов нет, но это уже совсем другая история..... )))