XIV конкурс туристской фотографии
"ФотоТур-2023" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставляют призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2023»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Библиотека :: Отчёты и рассказы :: Водные походы :: Центральная Россия

р. Волга (Зубцов - Старица), 4-7 августа 2004

14.06.2005 11:00 Сэм

авторы: Сэм, Анька
     Состав: Сэм, Анька, Брат (Женька), Наташка, Петрович (Аркадий)

Разная полезная информация:
     автобус от Тушино в Зубцов: 7:40, 10:40, 15:50, 17:30
     цена: 141 руб (Зубцов), 150 руб (Ржев)
     телефон Тушинского вокзала: 490-24-24, 491-82-15
     автобус от Старицы до Тушино: 10:05, 16:05
     цена: 147 руб

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ (04.08.04)
     [Сэм]
     Вообще-то мы собирались выйти пятого числа утром, как всегда на раннем автобусе и по старой программе. Однако, в связи с тем, что Петровичу надо было в субботу вернуться, Брат взмолился: «поехали 4-го вечером! После работы!..». Ну, ладно, отвыкли от авантюр, соскучились! ;-) Зная, что Брат даже в Анапу поехал, чтоб все по честному было… В общем, согласились.
     Утро. Работа. Сотрудники. Нудный проект. Эх, кем я буду через несколько лет? :-)
     Хотел к 17:00 приехать прямо на Тушинскую (автобус в 17.30 по расписанию), но уже в 15:30 я не вытерпел и сорвался. Всем пожал руки и к Брату. Там уже все собираются. Поели быстро, погрузили в 9-ку шмотки. Дядя Миша и Петрович, чуть не скребя брызговиками, поехали, а мы, то есть Сэм, Анька, Брат и Наташка, своим ходом с одним рюкзаком, который не влез в машину.
     Приехали к 17:05. стали суетиться, искать автобус. И суетились 1,5 часа! Наш поход уже начал преподносить сюрпризы: автобус где-то поломался и опоздал. Наконец пришел, мы погрузились и, помахав ручкой дяде Мише, полетели. Таким образом, отход в 18:25, в 20:00 – Шаховская, а в 21:30 мы, припертые к краю самоощущения пивом, вывалились на площади в городе Зубцов. Радости немеренно: вырвались-таки!!!
     Навьючились шмотьем и – к Вазузе, к мосту. Солнышко зашло, мы стати собирать байдарки.
     В 23:00 мы, отбиваясь от комаров, собрали байдарки, пока распихали все по гермомешкам, все собрали и стали укладываться в уже спущенные байдарки. Короче, в 00:00 мы уже сидели в байдарках
     Темно. Фонари моста остались позади. И вот тут…
     «Вот тут как раз и начинается кино!» Вазуза. Плывем. Быстринка. Прошли второй мост, темно. Анька спереди: «Что за звук?» Шум, плеск. Ну не было же тут водопадов!. Брат: «Как водопад?!». Я смотрю за Аньку и вижу белую полосу поперек реки! Звук от нее! Я ору: «Табань!!!»
     В следующие секунды происходило следующее:
     - нас бортом кидает на стоящую СЕТЬ, к счастью в полуметре от кола в воде
     - байдару накреняет и я подставляю в опору весло
     - Брат, Петрович, Наташка с воплем проносятся мимо;
     - мы разворачиваемся вокруг весла, его начинает затаскивать под байдарку
     - мы развернулись и я вытаскиваю весло
     - Брат и Со уже впереди
     - мы стоим по течению, но именно стоим! Вокруг бурлит вода.
     Я понимаю, что мы сидим, но не на брюхе. Оборачиваюсь и вижу, что руль застрял в сети. Отдаю весло и выползаю на корму. Начинаю распутывать руль и на радость это удается!
     Шуршание байдарки по дну и вот мы уже несемся дальше по быстрине, я заползаю обратно, вода стихает. Брат ждет нас, гребя против течения. Мы выходим в Волгу.
     Отдышались, обсудили. Решили, что не стоит идти ночью, явно обмелело, не видно ни зги. Луна встала и мы стали присматриваться к берегу слева. Закончился поселок и мы увидели подобие выхода на берег. Чуть не чиркая брюхом по камням причалили. Вышли на берег. С Братом пошли смотреть, где встать. Чуть вперед и вот типа пляжа. Решено вставать. Неподалеку село, посему решили ставить одну палатку и дежурить. Оперативно раскидали вещи, байдарки на берег, мы с Анькой поставили палатку, остальные сготовили харч – макарошки с тушенкой. Это кайф! Незадолго до этого обратили внимание на опушку нашего берега. Какие-то уж боль подозрительные пеньки на ней видны были. Фонариком посветили – оказались надгробия и кресты. Ну ладно, что уж тут поделаешь. Налили всем, чтоб не так страшно было и поужинали. Время 3:00…
     Брат с Петровичем выдвигают свои кандидатуры на дежурство. Ну и славно! Мы с Анькой лучше потом, утром…
     Всё, ложимся. Я, Анька, Наташка. У Брата и Петровича начинается дежурство. Вырубился быстрее обычного…

ДЕНЬ ВТОРОЙ (05.08.04)
     Ну, полу второй, а полу и не пойми что…
     Проснулся от смеха и прыжков вокруг – Брат и Петрович веселятся… Минут 30 лежу, не спится, активность какая-то. Время 7:00. Брат пытается утолкать засыпающего Петровича. За ночь они: обследовали кладбище – вполне приличное, дрова есть; помыли котелок и миски.
     Короче, мы с Анькой заступаем на дежурство. Утром поприятнее как-то. Почистили зубы, помыли кружки, разложили вещи, осмотрели байдарки. Да, дуракам везет: содраны желтые проклейки на стрингерах, но все цело. Брата тоже протащило по камням.
     Время 9:50. Я сижу, пишу, Анька рядом загорает – редкий кадр! Кладбище – центр мира. Народ шатается, рыбачит, коров-овец пасут… Однако, пора готовить завтрак, Брата толкать… Вещи просохли небось, начинается жара… Пора за дело… Поднялся Брат, в палатке Ташкент. Сготовили харч: гречка+тушенка. Искупались в Волге. Течение – это нечто! Сносит, когда по пояс заходишь. Вышли.
     Уже 13:35, набрали в роднике воды, подплываем в Гармоново. Пока дежурили мы с Анькой, рыбак нам посоветовал зайти в речку Держу, там 1.5-2 км вверх и красивые места.
     Но и тут ничего. Анька гребет, я пишу. Надо бы весло взять. Вокруг красотища! Ручьи-родники всюду по берегам. Всё! Я пошел, а то вяло идем…
     ПАШЛИ!
     Дальше шли довольно однообразно: гребем, рывок на ветреном отрезке, перекур, опять грести, чтоб от мелей уйти. По совету утреннего рыбака мы захотели пойти по Держе вверх, за красотами. Были идеи срезать обносом, но, к счастью, мы так и не стали это делать.
     На подходе к Устью чуть не садимся на мель… Да, Держа – одни пороги и мели!
     У нас две цели: магаз (нет крупы и хлеба) и место для ночевки. Так что по любому надо заходить в поселок. Слезли и стали проводить через пороги, вверх по течению. Камни, водовороты, ноги сбиваешь. Но результат того стоил: классный затон, типа купальня.
     Первая попытка похода Петровича и Брата не увенчалась успехом – нет магаза. А ближайший в Никифоровском. Мы тем временем закорешились с местными дачниками. Нам все рассказали.

[Анька]
     Напугали змеями, что их мол в этом году больно много. Петрович с Женькой вернулись с пустыми руками. Решили в далекий магаз не ехать, решили, что мы волнуемся.
     А кушать-то хоЦЦа, а нечего. Поэтому Сэм с Женькой ушли машину ловить, чтоб до Никифоровского довезли. Туда – удачно, а вот обратно машин не встретилось, и они 4 км пешочком, полем-лесом, полем-лесом. А я, Аркадий и Наташка пока водно-воздушно-солнечные ванны принимали…
     Но вот все в сборе. Два варианта дальнейших действий: либо по Держе вверх по течению немного пройти и встать, либо на Волгу возвращаться. А на Держе берега высокие. По словам местных в некоторых местах до 18 м. Вычитаем из этого склонность людей все преувеличивать и получается метров 10. Весьма немало, учитывая, что байдарки тащить. А уже 8 часов. Решили красоты реки Держи принести в жертву пустым желудкам, постановке палатки по свету. Ведь неизвестно было, удастся ли нам вообще встать где-нибудь на этой красивой, но очень уж капризной речке. Пошли обратно, через те же пороги, камни и мели. Кстати, тетка из местных, с которой мы разговаривали, поведала нам, что это ее муж сделал первый порог (мы так и думали, что он искусственный – уж больно аккуратно камни лежат), а в образовавшейся заводи устроили купальню.
     Дошли до Волги минут за 15. Было уже 21:00. «НЕ ТЕШЬ СЕБЯ МЫСЛЬЮ О РАННЕМ НОЧЛЕГЕ!», гласит великая веломудрость :). До места прошлогодней стоянки еще2-3 км, а солнышко уже садится. Решили встать пораньше. Отплыли от Устья совсем чуть-чуть (меньше 1 км) и пристали к берегу. Минаевы пошли на разведку. Нашли обустроенное местечко: и место для костра, и бревнышко, все на опушке березового леса, метрах в 150 от воды, на пригорке. Ну, думаем, надо выгружаться. Дотащили байдарки, барахло всё до опушки. Я и Сэм нашу палатку ставить начали, Женька с Наташкой свою, а Аркадий – мать-кормилица – наготовил ужин. Целый пакет макарон (1 кг) и 3 банки тушенки. В каждой миске с горкой. Несмотря на то, что все жутко голодные были, не доел почти никто (одна я доела :)). Перед сном по стакашке и в 00:30 (!) разбрелись по палаткам. Далее – провал.
     P.S. фраза дня: «Я сосиска Попурри; съешь одну, а выпей ТРИ!» :)))

ДЕНЬ ТРЕТИЙ (06.08.04)
     Девять часов здорового сна – что может быть лучше! Проснулись опять от духоты жуткой и быстро на свежий воздух. Вокруг – красота. С высокого нашего берега шикарные виды видны. Аркаша и Сэм взялись за готовку. Только вот воды у нас на завтрак была одна баклажка (5 л). В общем, в условиях острой нехватки воды был сготовлен завтрак. Шикарный, кстати, завтрак. Пюрешечка. Ну, конечно, с тушенкой, куда ж без нее. :) Собрались, к воде все вещи спустили. С одного из откосов Сэм сверху давал толчок гидромешку, а Наташка их внизу отлавливала, чтоб в воду не укатились. Они хоть и гидро, но все же мешки. Один чуть не влетел в руль байдарки, но годовые курсы вратаря-ловильщика помогли мне среагировать :-) (сама не похвалишь – никто не похвалит). Короче, мы опять в час дня спустились на воду и поплыли. Прошли мимо места прошлогодней стоянки, и Женька искрометно подметил, что в прошлом году в этом месте у них была только первая стоянка, а мы, не доплыв до этого места, уже две сделать успели. Есть о чем задуматься.
     Решили сходить в магазин в Столипино. И воды набрать.
     Еще чуть и мы в Столипино. Все та же лодка на берегу, бульники, где мы в прошлом году завтракали. Пристали. Брат и Петрович по обычаю пошли в магаз. Я – за водой. Кстати, вода не самая вкусная тут…
     Рядом с нами у берега была лодка пришвартована, к большому якорю. Впечатляющая штука. Сэм его даже поднял, говорит, килограмм 50 весит. Потом искупались, водички по пояс, но как бодрит! В общем, с приподнятым тонусом мы дождались Петровича с Женькой.

[Сэм]
     Долго сидели бы еще, если бы не стадо коров, которое погнали по берегу на нас. Мы в темпе похватали шмотки и запрыгнули в байдарки, маневрируя меж коров, плескавшихся в воде, и камней, которые пуляли пастухи в далеко заплывших коров. Ладно, отплыли. Дальше опять стало повеселее.
     Первую половину пути, пока Анька подгоняла записи, я с удовольствием греб один. В конце концов никакого вреда, кроме пользы, от этого нет. После того, как прошли Родню, а даже, может, и раньше, на вопрос «Погрести?» я уже не смог отказать
     Незаметно, подгоняемые временем (уже 7 часов, восьмой даже), мы прошли Родню и пошли к прошлогодней второй стоянке. Несколько поворотов, и мы уже на месте! Правда и солнце посылает последние лучи на верхушки наших сосен… Время 21 с хреном.
     Довольно оперативно приготовили все и расставились. Поюзали примус с горелкой – еще быстрее. Короче, к 11:00 уж были сыты и все здорово. За это время появилась нора у нашей палатки под пеньком :) Короче, час мы коротали за питьем и пением. Наконец 0:00 и мы поздравили Брата. Примерно в это же время меня сморило. Поборовшись с этим около часа, я рухнул, вслед за Анькой. Все же гребля просто так не дается…
     Как и в прошлом году, до трех ночи слышались загадочные плески в воде на берегу…
     Подъем в 7:00

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ (07.08.04)
     Проснулись с Анькой в 6:55, за 5 мин до будильника (взяли у Брата перед сном).
     Провалился и опять очнулся от тарахтения мобилы. Встаем с Петровичем. Он на редкость бодр. Идем на берег. Холодно и солнца на нашей стороне нет. Кидаем в воду пеньки рыбацкие и моем посуду.
     Мы поздравляем Брата, и он подымается без лишних фраз.
     Варим макарошки с тушенкой, чай, колбаска. Мы собираемся, спускаем вещи вниз и укладываем в байдарку. Мужик с удочкой рядом с нами таращится на поплавок.
     Мы напоследок щелкнулись. 10:30. Сели и погребли. По плану надо в Старице быть в 14:00. выделили на это 3.5 часа.
     Пристали, искупались, сели и почесали.
     Мы с Анькой решили реализовать план: 1000 парных гребков без остановок.
     Начали. Первая сотня, да и вторая, - легко. Третья – дольше. Самое неприятное – с 400 до 600. Анька гребёт 150 через 50.стараюсь делать гребок длиннее и сильнее. Не знаю, вышло ли. Но на 700-м гребке показались справа вдали дома. Кажись скоро Старица. 800. точно, она! Справа на холмах дома, купающиеся…осталось 15! Рывок и все! Встаем по течению и дожидаемся. Лепота! Кайф! 1000 гребков за 40 минут! И расстояние не хилое. Короче, класс! Дождались, кадры на фоне моста, в сцепке, рискуя напороться, проходим с криком «Мост!» Несколько манипуляций веслами и мы на знакомом пляже! «Мы это сделали!» Во второй раз… Сползли на берег под восторженные взгляды праздно купающихся. Бодро вытащили байдарки и стали раскладывать вещи. Но быстро забили на это и пошли плескаться – жара!
     Искупавшись, решили Аньку и Наташку отправить за билетами, а самим собрать байдарки.
     Вскоре пришли вести с автовокзала. Плохие: есть всего 2 автобуса (это мы знали), но наш отходит в 16:05, т.е. на 20 минут раньше плана. А билеты – дороже, чем думали. Короче, решили ускориться.
     Наконец время 15:45 и мы готовы отойти. Девчонки и Петрович пошли вперед, а нам с Братом осталось по байдарке и средний по весу рюкзак.
     В очередной раз начинается кино. Мы водружаем на себя все это, делаем пару шагов и понимаем: что-то не то! Видимо, жара, гребля и прочие излишества сказались. Мы делаем еще N шагов, и чувствуем, надо челноком. До дороги остается метров 70, дальше шоссе. Вверх порядка 400-500 метров до вокзала. До автобуса 10 минут.
     А надо заметить, что в Старице какой-то праздник проходит: похоже День Города. На площади гуляние, по мосту проехали парадом с мигалками пожарные машины – видимо единственная «негражданская» техника у них. Короче, в городе праздник: музыка, менты…
     Мы стоим с горой барахла на обочине. Голосуем. То малое число машин не думают тормозить. Еще какой-то мужик, гад, проходя сказал: «Вы тут не поймаете ничего, до вокзала не повезут…». Падонок, но прав.
     Я беру рюкзак и пытаюсь в ускоренном темпе добраться за подмогой к автовокзалу. Пробежал немного – очень неприятно. На пути было несколько препятствий: прохожу площадь с гулянием, какие-то девки стоят. Прохожу. Они: «с праздником Вас!» Я не нашелся ответить ничего приличного, поэтому смолчал. А время между тем уже 16 с чем-то! Иду. Вхожу на тротуар вдоль дома. Начинаю изрыгать проклятия: тротуар хотели починить, заасфальтировать, но не успели. И поэтому просто залили его битумом. Короче, приличных эпитетов не могу даже сейчас подобрать к их поступку. Только одно: ДУРАКИ и ДОРОГИ! Причем второе прямо из первого вытекает… короче, прошлепал по плевкам битума, докостылял до вокзала. По дороге Петровича встретил, на подмогу идет. Скинул рюкзак и трусцой обратно. Время уже к отходу.
     Встретил навьюченных Брата и Петровича у площади. Подхватил оставленную ими резину и пошел вперед. Тут тоже, конечно, достойное место для эпитетов. Очень неудобно: одна резина большая с маленькой ручкой, а другая маленькая, но упакованная в плащ-палатку и потому тоже не особо транспортабельна.
     Я иду. Смотрю, Брат и Петрович на последнем издыхании. Время 16:07. и тут – послание свыше: на обочине собирается отъезжать УАЗик-батон. Я бросаю шмотки и к нему:
     - Шеф! 40 рублей – до автовокзала!!!
     - А че, сам не дойдешь?
     - Да у нас вещей до …!
     - А, ну, давай.
     Мы быстро закидываем шмотки в «батон», запихиваемся сами. Он начинает заводиться. Тыр-тыр-тыр-тыр-тыр-тыр! Пыр… опять про себя кроешь все на свете. Но вот свершилось чудо и мы понеслись! Со всей возможной скоростью разбитого УАЗа…
     Автовокзал, автобус под парами.
     «Шеф! Давай прям поперек автобуса, чтоб не уехал!»
     Тормозим, вываливаемся, только хочу грузить шмотки, Наташка: «Сэм, беги за Анькой! Она за вами на подмогу пошла!»
     И снова самые яркие фразы, прямо-таки до вспышек в мозгу! Я даю дёру обратно! Мысль – только б не уехал прям с погруженными вещами! Бегу. От церкви почти вижу на горизонте фигуру. Свистнул со всей дури! Обернулась, махнул, она тоже. Всё, бежать обратно! Как позже оказалось, Анька не слышала свиста (как утверждает сама, просто обернулась). На крыльях долетели обратно, там уже пассажиры бунтуют – время 16:10. покидали все, сели. ВСЁ!!! Все на месте и живы!
     С собой все важное: карта, деньги и на дне воды. Пить охота – чума! А каждому по глотку всего осталось. Жара, окна открыты, сидим, еде. До первой остановки вырубились, скорее забылись. Но потом как-то пободрело и стали смотреть по сторонам. Едем через какие-то задние дворы: околицами, через поселок психбольницы…
     Проехали Ярополец…
     До Волоколамска доехали пулей. Сошли, купили на всех мороженого, до фига купили, почти по 2 на человека. Короче, на обратном пути мы ехали очень весело, не то что в прошлом году! Решили, что все же будет неплохо, если нас встретит дядя Саша на Зеленом. К Тушинской мы подъехали чуть ли не с песняками и стали ждать Зеленого. Вскоре подъехал, начали кидать шмотки. Петрович как обычно поехал с дядей Сашей, а мы вчетвером на метро.
     Как классно грязным, небритым и воняющим костром зайти в вагон!!! Просто физическое удовольствие! Вот «Октябрьское поле», троллейбус и «Сокол». Выгрузили из зеленого часть вещей Брату и Наташке, занесли их. Взяли оставленные вещи и поехали дальше вчетвером. Закинули Петровича, потом байдарку. По дороге обменялись впечатлениями. Самые яркие:
     - ночной сбор байдарок
     - пороги и сеть в Вазузе
     - кладбище
     - речка Держа
     - поход в магаз пешком
     - путь к вокзалу в Старице
     Вывод один – поход вышел куда как интереснее, чем в прошлом году и чем расчитывали!!!
     Ну а дальше – разбор шмоток, мытье, ужин…не самая приятная, но имеющая свой шарм, процедура разборки, мытья…
     Вот собственно и всё… Дальше были фотки от Аньки моего фотика, от Брата пока нет ничего, но мы верим в лучшее
     Сейчас сижу на работе и делаю вид, что занят. Число 24 августа уже, время 12:45. с высота прошедших недель заявляю: классно сходили! Хочется еще и еще, и дальше, и дольше! Надо байдарки клеить, т.к. сорваны проклейки по стрингерам… Короче масса, масса дел еще у нас…