XIV конкурс туристской фотографии
"ФотоТур-2023" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставляют призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2023»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Библиотека :: Отчёты и рассказы :: Водные походы :: Центральная Россия

р. Селижаровка, оз. Селигер, 10-14 июня 2004

07.03.2005 12:00 sergus

Народ собрался на форуме и компания эта составила 13 человек в возрасте от 15-ти до 65-ти лет. Семь человек выехали на Селигер 10-го июня, а остальные шесть присоединились 12-го.
    Итак, 10-ое июня. Один экипаж (четыре человека и две собаки в одной машине) выехал из Москвы ночью и прибыл на Селигер часов в восемь утра, когда я на своей девятке (один с четырьмя байдарками) только отчалил из столицы. На Новорижской трассе недалеко от Москвы ко мне присоединились ещё два человека на машине и где-то в час дня мы прибыли в Осташков. Потом до Сокола, где встретились с нашим ночным авангардом. Планировали поставить машины на платную стоянку в Заречье, но она оказалась закрыта - мол ещё не сезон. Добрые местные жители приютили три наши машины в своём дворе на двое суток всего за 250 рэ. Спасибо им огромное!
    Собрали три байдарки (ещё три остались в машинах для прибывающих 12-го), погрузились, отчалили и неспеша направились к острову Хачин. Действительно, ещё не сезон - пусто, стоянку можно было выбирать хоть с самой тщательной привередливостью (не то что в июле-августе). Прошли через копанку и протоку в озеро Белое, где и приютились на ночь.
    На следующий день, прибрав с собой свой и чужой мусор, двинулись в сторону Ниловой Пустыни с намерением посетить монастырь. На выходе из Белого озера через протоку услышали шум мотора. В протоке не разминуться, а нас не видно за трестой. Поднял вертикально вверх весло - шум мотора сразу стих. Спасибо им - не стали нас давить. Когда пошли дальше через плёс к монастырю, снова убедились в корректности местных моторщиков (катер сзади явно шёл тем же курсом, но обогнул нас по дуге метров за триста, чтобы не опрокинуть волной, опять спасибо!). Так дошли до монастырского острова (причаливать к нему нельзя) и высадились около моста между обителью и деревней Светлица. Посетили монастырь (хоть и медленно, но ремонтируется и восстанавливается), поднялись на колокольню (за 25 рэ с носа) полюбоваться Селигером с высоты. Зрелище красоты необычайной! Узнали, что каждый может приехать сюда и за монастырскую трапезу и кров поработать в меру сил на благо обители.
    Вернулись к байдаркам. Увидели местных, торгующих копчёной рыбой, купили у них щуку за 80 рэ - очень нежная и вкусная оказалась. На угря потратиться не решились - 300 рэ просили... Пообедали и двинулись обратно на Хачин галсами, чтоб плашмя к волне не становиться (ветер поднялся). Обогнули с юга мыс Лебедь и дошли до перешейка на южном Хачине, где и заночевали. Эти два дня стояла замечательная солнечная погода, мы даже загореть успели.
    Наутро, собрав по традиции свой и чужой мусор (пять полиэтиленовых мешков), встали на воду с другой стороны перешейка и поплыли обратно к машинам в Заречье. Там разобрали две байды (третья собранная на крыше поехала) и - в Осташков, встречать другую половину компании, приехавшую 12-го июня на двух машинах налегке без байдарок. Они прибыли в город раньше нас и успели до нашего приезда посмотреть Знаменский монастырь и Селигер с его колокольни.
    Разгрузили байдарки на берегу в городе и поставили наши пять машин на стоянку (около магазина 100 мелочей) за 90 рублей в сутки с каждой машины (в прошлом году было 70, в позапрошлом - 50... э-эх..). Со спуском на воду нам повезло - не было ветра и, соответственно, волны. А два дня назад, когда я приехал на берег выбрать место для стапеля, волна была такая, что ни спустить байдарку на воду, ни плыть не представилось бы возможным.
    Итак, 13 человек и две собаки на шести байдарках двинулись вдоль южного берега Осташковского плёса, намереваясь попасть в Селижаровский плёс и на речку Селижаровку. Когда вошли в Селижаровский плёс, встретили водного мотоциклиста, который оказался идиотом и стал выпендриваться, выписывая кренделя между нашими байдарками. Волна от него пошла, а нам риска перевернуться прибавилось. На матерные "советы" отойти от нас подальше он не реагировал и мы сошлись во мнении, что неплохо бы возить с собой дробовик с холостым патроном или солью. Но, покуражился и отстал. А мы пошли дальше и перед деревней Рогожа обнаружили на левом берегу очень неплохое местечко для стоянки. Сосновый лес, стол со скамейками, кучи дров (обрезки с лесопилки) - странно, что никто денег за это не брал... Здесь и остановились на ночёвку. Погода испортилась, пошёл дождь, а наутро поднялся сильный ветер. С утра несколько часов у нас длились дебаты - можно ли плыть при такой волне. Пока рассуждали, ветер всёж-таки чуть ослаб, и мы двинулись в сторону речки Селижаровки. По карте и компасу (а некоторые даже приёмник GPS использовали) нашли вход в неё и обнаружили, что он перегорожен сетями в три ряда. Рядом стоял сарайчик и его обитатель подсказал нам, что проход оставили вплотную к левому берегу. Как вошли в Селижаровку - начался дождь. Но нас это не испугало - идём дальше!
    У деревни Нижние Котицы через реку перекинут очень низкий мост - только лёжа в байдарке можно было пройти, да ещё течение сильное - опасно. Прошли у самого правого берега, где течение слабое, между старых деревянных свай, почти лёжа в байдарках. Всё, дальше никаких препятствий уже не было. Речка глубокая (может к осени уровень и спадает, не знаю), достаточно быстрая, практически незаселённая и очень-очень красивая. Пока шли, дождь кончился и мы обнаружили километрах в трёх дальше Яровыни (пара сараев слева) отличное место для стоянки на излучине на левом берегу, где и остановились на ночь.
    На следующий день неспеша дошли до Селижарова, где и закончили поход на правом берегу перед железнодорожным мостом. Пока большая часть компании собирала байдарки и вещи, мы (пятеро водителей) вышли на шоссе с намерением поймать кого-нибудь, кто бы нас довёз до Осташкова, где остались наши машины. Но никто не ловился, это не Москва... Мы обнаружили на столбе табличку с телефоном местного такси, позвонили, заказали и через 15 минут за нами пришла Волга. Погрузились в неё впятером, заплатили ни много, ни мало - 580 рублей и доехали до Осташкова. Там пришлось ещё потратиться - мы просрочили оплаченные двое суток стоянки на два часа и доплатили за каждый час ещё по 30 рэ за машину. Если опаздываешь на три часа - спешить смысла нет, просто доплачиваешь 90 рэ за ещё одни сутки. Вот так развился бизнес в Осташкове.
    Забрали свои машины, вернулись в Селижарово за остальными, там же в Селижарове дозаправились (бензин неплохой) и - в Москву! В Москву...