XIV конкурс туристской фотографии
"ФотоТур-2023" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставляют призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2023»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Библиотека :: Отчёты и рассказы :: Водные походы :: Центральная Россия

р. Снежедь (от Михайловки до Тургенево), 28.04-03.05.2014

08.05.2014 10:48 Anna

автор: Анна Плотникова, г. Москва

На первые майские уже традиционно отправились праздновать на сплаве дни рождения. Мой праздник, 2 мая, для этого идеально подходит… На воде его отмечаю уже четырнадцатый раз подряд. У Алексея это день 29 апреля, что всегда как-то неудобно вписать в первомайские выходные. Все-таки решили совместить празднования в одном походе. Сделать романтический заплыв.
Поехали 27 апреля на «Хантере», или по-простому, на УАЗике, который служит для специальных лесных дорог. Реку выбирали долго. Из подходящих, не очень далеких, но южных, отметили Зушу, а потом как-то плавно перешли на ее притоки – Чернь, Снежедь. Притоки гораздо уже и, как правило, менее населены. Подробные карты сделали для р. Чернь. А Снежедь отвергли как очень короткую речку, хотя было бы очень привлекательно посетить места И.С. Тургенева, если туда как раз направляемся.
Приехав в воскресенье на Чернь, обнаружили, что вода в ней темноватая и грязноватая, завалов (по крайней мере, в черте города) – около четырех на триста метров. Да еще и машину никто не хотел оставлять у себя во дворе. В общем, решили, что переночуем поблизости на Снежеди у села Тургенево, а утром отправимся на Зушу (от Заречья). Когда оказались на Снежеди, Леше река сразу очень понравилась. Он как-то вдохновился видами Бежина луга и окрестностей, разглядел чистейшую воду, а я, конечно, обрадовалась такому повороту событий. Но уговаривала его начать от с. Тургенево (до впадения в Зушу): у нас были запланированы две дневки, а сплав там приблизительно 30 км, с нашим медленным темпом мы вполне вписывались в два с половиной ходовых дня. Алексею интереснее были «верховья». Решили, что поедем посмотреть на эти «верховья», если речка плохо проходимая, вернемся к мосту около усадьбы.
От трассы М-2 есть несколько западных ответвлений к интересовавшим нас местам. Во-первых, к Хитрово (но это близко, настаивал Алексей), во-вторых, к Казарино. Сразу отмечу, что никакого села Казарина давно не существует. Поворот на Кресты добротный, в самом центре города Чернь, затем надо ехать на так называемую Звезду (а не на Зарю), дальше асфальт кончается, и ты оказываешься на распутье грунтовых дорог. Мы ехали по навигатору строго до пересечения грунтовки с рекой Снежедь. Подъехали к краю высокого косогора и увидели пару домиков. Это село Михайловка. Река находилась далековато, выглядела узковато, но, чтобы окончательно убедиться в безысходности нашего мероприятия, я пошла к домикам, полагая, что ни одна из двух семей не согласится оставить машину. Вышедшая навстречу женщина (по сути оба домика принадлежат дачникам) сказала, что и реки-то у них нет: «Заросла травой, пойдите сами поглядите». Нашли тропку за вторым домом, спустились. Река замечательная! Внизу колодец-родник, из которого по крутому подъему оставшиеся три жителя села носят воду.
Мы убедили жителей в том, что нам река подходит, что нужно только взять «на сохранение» нашу машину на пять-шесть дней, и поскакали вниз по косогору со своим шмотками… Небольшой перекус – и во второй половине дня в понедельник (28.04) мы выдвинулись в свое нелегкое плавание. Трехместный «Ватерфлай» неплохо огибал островки в реке. Быстро прошли указанные жителями препятствия – брод и плотинку, сразу стали искать место для будущей дневки (день рождения Алексея). Нашли замечательные коряги внизу у леса, напротив Михайловки-2.
Удивительно, какая глухомань может оказаться всего лишь в 12 км от трассы М-2… Кроме диких зверей, никого кругом не было. А звери давали о себе знать. Когда ставили палатку, услышали треск веток: олень бежал от реки наверх к лесу. Ближе к вечеру вообще послышался пронзительный лай, не собачий и не лисий… А чей тогда? Леша упомянул «волчару». Это мне совсем не понравилось. Стали прислушиваться активнее. Когда звуки слишком приблизились, мы постучали крышками от котелков, и по стремительному удалению лая поняли, что так убегать может только очень быстрое животное. Например, олень. Только кто может предположить, что столь пронзительный, резкий лай издает олень?
Ночью было холодно (в отличие от жаркой погоды днем), я просыпалась от этого лая, а утром – уже и от того, что лай нагло раздавался рядом с палаткой.
- Леша, вставай, оно здесь!
Спросонья Леша ответил:
- Давай сначала посмотрим, кто это, потом прогоним.
И высунулся из палатки.
- Кто там?
- Олень.
- С рогами?!
- Да.
Начались попытки сфотографировать животное. Я тоже выглянула со своей, лесной, стороны и увидела это чудо. Когда большой олень с ветвистыми рогами почуял опасность, то в два прыжка удалился в лес. Значит, первым Лешу поздравил олень. Это было как-то забавно и веселило нас весь поход.
Начались всякие там завтраки и прочие походные дела, а потом мы пошли в лес, где около трех нор на вытоптанной площадке валялся огромный клок шерсти – не то лапа, не то хвост какого-то животного. Днем я отправилась вдоль реки посмотреть завалы. Из-под ног рванула темная курица с длинной шеей и рыжими крыльями. Вечером решила показать «курицу» Леше, и мы пошли вместе. Но вместо птицы вдали на склоне в лесу увидели будто бы двух огромных пасущихся коней.
- Кабаны, - определил Леша.
Кабаны медленно шли по склону, выискивая что-то в земле. Мы их точно не интересовали.
Да уж, всех этих животных в дикой природе я видела впервые. Следующей ночью уже никто не лаял и не приходил. Место ристалищ оленей мы заняли своей палаткой. И те смирились.
Сплавной день сопровождался завалами и всякого рода ухищрениями, чтобы не выгружаться и не таскать вещи: пропилами, протаскиваниями, перелезаниями через бревна. После села Снежедь-2 увидели двух мелких оленей, взбирающихся на гору от воды. Потом был родник с водой у очередной деревни. Встали на перекус в березовом лесу, снимая с себя клещей. От этих клещей мои средства хим. защиты не помогали, однако и насекомые были какие-то вялые, небось за ночь подмерзли, как и мы. Справа увидели подожженный луг с травой… Затем потянулась длинная речная протока вплоть до моста у Хитрово.
Мост у Хитрово – интересная «ловушка». Сразу после моста следует череда бодреньких перекатов, пройдя которые мы были вынуждены опять продираться через завалы. Проще было обнести петлю реки у моста 200 метров, чем два часа ломиться через стволы деревьев. Но поняли это слишком поздно, где-то на середине петли. В общем, уже вечерело, а мы всё топтались у с. Хитрово. Пилили и протискивались. А в конце дня у Снежеди-1 обнаружился еще и мост из труб, который поневоле пришлось обносить. Трубы не пропилишь, ха-ха. От этого села до с. Покровское все ивы по обоим берегам стояли обстриженные: не было прутьев, только ствол. Решили, что местные жители, наверное, корзины плетут…
Подойдя к очередному завалу уже где-то около восьми вечера, встали на ночлег. Посмотрела потом по карте: в этот день прошли всего 12 км. Но миновали автомобильный мост у Хитрово. До леса у Липицы, как потом выяснилось, оставался еще один ходовой день! Такие вот «верховья». Коленка моя разламывалась от боли, и мы решили сократить маршрут (первоначальный план был дойти до устья, до впадения в Зушу). На следующий день, не торопясь, прошли участок до конца села Покровское, где снова два оленя нам указали на родник. Там перекусили, Леша сбегал наверх в надежде заснять оленей, я даже полежала в мягкой траве, после чего сняла с себя кучку клещей. Собрались и пошли искать вторую дневку в заранее намеченном по навигатору лесу.
Перед началом леса справа обнаружились деревянные подмостки для прыжков в воду, а на левом берегу – выкопанные на склоне горы ступеньки, ведущие в лес. Значит, место посещаемое. Удалились, насколько могли, и встали точно посередине полоски леса. Здесь очень красиво, если подняться наверх. Леша сразу поднялся, а я осталась в лодке. И вдруг увидела бегущую от реки в лес лисицу! Удивительно, но животное в точности совпадало со сказочными рисунками в детских книжках: кончик пушистого хвоста был белым. В общем, остановились в этом месте.
На следующий день всё шло по плану, но в середине дня я вдруг увидела дым на повороте реки, который мы проплывали. И пошла через луг, сметая клещей, смотреть, на каком именно берегу горит трава. Горел противоположный берег у мостков напротив ступенек на склоне. Как потом выяснилось, местная молодежь подожгла их с нашего берега, подъехав туда отдыхать на машине. Перед этим пожаром мы снова увидели замечательную пушистую лису, мчавшуюся по противоположному берегу в сторону от дыма. Опять замелькала белая кисточка пушистого хвоста. Леша пытался ее снять на видео, а я просто любовалась. Вообще же, эта опасность пожара была на протяжении всего путешествия страшнее, чем любой из зверей. Для своего костра мы сначала убирали на выбранном месте всю сухую траву, потом обильно поливали место для костра и всё время держали наготове воду.
Пожар на противоположной стороне реки быстро затух, видимо, огонь добрался до зеленой травы. А сверху в лесу, где были ступеньки, послышался грохот «музыки» в стиле «бум, бум, бум». Потом на склоне стали появляться фигуры отдыхающих, послышались голоса. Когда же сосновые дрова для шашлыка были заготовлены и заложены в огонь, а мы грелись у костра, ожидая угли, два парня показались в конце луга, приближаясь к нам. Один из них нес какую-то странную вещь, похожую на загнутую палку или обглоданную кость животного… Когда парни подошли почти к палатке, я встала и пошла им навстречу со словами приветствия. Они остановились, как вкопанные. Как потом выяснилось, увидели торчащие сапоги из палатки и решили, что нас не двое, а трое. А «обглоданная кость» оказалась подарком для нас: на вертеле нам несли шашлык из курицы в качестве угощения. Вот так доброжелательность может восприниматься противоположной стороной как агрессия… Выяснив, что мы сюда «приплыли на лодке», местные очень удивились и выразили всяческое уважение сему поступку. Такого здесь, по их словам, еще не было. Я же не преминула сообщить, что у меня сегодня день рождения (получила от жизни две пятерки). Если бы парень, который «поглавнее», не был так пьян, то разговор бы, может, получился интереснее. Общей темой стали клещи на лугу. Пьяный парень сказал, что это он их поджег на той стороне реки, потому что «ненавидит клещей». В общем, мы постарались побыстрее распрощаться, чтобы заняться костром. Пару раз за это время принимался сильный, но короткий дождь.
Ближе к вечеру произошло событие, которое тоже мне запомнилось. Мимо нас на хорошей скорости по реке прошла «Щука» с двумя мужчинами! Я поздоровалась и спросила, откуда они идут. Оказалось, от Хитрова. Я похвасталась:
- А мы от Михайловки!
- Вы монстры.
После этого у меня были все основания сообщить Леше, что он и в самом деле монстр. Получилось, что сначала мы слегка помогли «щукарям» своими распилами, а на следующий день уже и сами шли по их следам, насколько возможно. «Щука» ниже и уже «Ватерфлая», так что всё равно нам пришлось потрудиться.
А основной, как я считаю, подарок (помимо пушистой лисы) поджидал меня в конце дня. Совершенно неожиданно появился чудесный маленький олень с крошечными рожками. Он пробыл на склоне леса столько времени, сколько понадобилось, чтобы его снять на видео, и даже несколько раз кивнул мне головой…
На следующий день сильно похолодало. Кругом цвела черемуха. Нам нужно было спешить, чтобы в тот же день уехать на такси к своей машине, а затем в Москву. Но нам предстояло пройти еще немало петель реки до с. Тургенево. Мы даже немного спешили. Вышли в 11.00 и встали на антистапель в три часа дня с левой стороны реки в той части села, которая тоже называется Снежедь (!). Сколько же там сел, именуемых СНЕЖЕДЬ! Весь наш маршрут по реке получился около 26 км, как я потом подсчитала. Для нас это нормально. При отсутствии рыбалки, но при наличии завалов. С трудом вызвали такси, поскольку МТС «ловил» только в отдельных местах села. Кроме того, нужна была высокая машина, потому что «низкая» туда отказывалась ехать. По дороге обратно расспрашивали местного шофера, откуда у них столько зверей. Он сказал, что около Михайловки находится заповедник.
И вот увидели свой УАЗик! Сколько радости – конец холодным ночам… А деньки-то стояли жаркие. Они нам помогли преодолеть препятствия на реке. В холодную и сырую погоду маршрут был бы иным.