XIV конкурс туристской фотографии
"ФотоТур-2023" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставляют призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2023»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Библиотека :: Отчёты и рассказы :: Водные походы :: Центральная Россия

р. Западная Двина, оз. Охват (пос. Охват - Андреаполь), 22-23 июня 2008

30.06.2008 15:36 sergus

автор: Сергей Гущин, г. Москва

21 июня

Спонтанно переговорив и укрепившись в мысли о поездке на Западную Двину мы с Димой (aka Biermann) субботним днём двинулись налегке на ближайший Киевский вокзал, чтобы проверить, есть ли ещё билеты на сегодняшний великолукский поезд и завтрашний местный в сторону Охвата. Оказалось – есть, ну мы их, соответственно, и купили. Цены сейчас у железнодорожников такие: плацкарт Москва - Великие Луки (поезд 661А) – 447-40, плацкарт Великие Луки – Охват (поезд 983Ч) – 302-50 (всё без постельного белья и страховки). Обратные билеты брать не стали, понадеявшись взять их в Западной Двине, да и, собственно, мы ещё не решили, в какой день поедем обратно.
    Вернувшись по домам, быстренько дособирали шмотки и поспешили на Рижский вокзал.
    Чуток пропустив положеные 20-08, поезд отправился. Ехать предстояло почти до семи утра, потом пересесть в 8-10 в Великих Луках на бологовский поезд и быть на месте в полдень…
    Уже в поезде от попутчика мы узнали, что можно было существенно сэкономить время и немного денег – выйти в четыре утра в Западной Двине и на автобусе, который подходит к прибытию поезда, уехать в Андреаполь, а оттуда относительно немного и недорого – на такси до посёлка Охват. Т.е. не делать крюк через Великие Луки… Таким образом можно было сэкономить часов пять времени и по полторы сотни рэ на нос (а если не расслабляться и брать не плацкарт, а сидячие – то и ещё по полторы сотни). Но, как говорится – уплочено, да и торопиться нам особо было некуда, да и у нас с собой было…

22 июня

В Великих Луках у нас было достаточно времени, чтобы найти в шестивагонном поезде наш двадцатый вагон без опознавательного номера. Кроме нас в этом плацкарте ехала только одна женщина с ребёнком и сонная проводница. Да и в других, сидячих, вагонах мест было предостаточно («развели» нас в Москве при продаже билетов).
    В первом часу дня прибыли в посёлок Охват (местные делают ударение на первой букве), который встретил нас лёгким дождиком. Переждали на «вокзале» – в дощатом сарае с одним дверным и двумя оконными пустыми проёмами, да ласточкиными гнёздами на стропилах. Заодно переложили часть шмоток в гермы, чтобы на стапеле поменьше колупаться.
    Дождик утих и мы пошли к озеру мимо памятника павшим солдатам. Двадцать второе июня, воскресенье… Вечная память, низкий поклон…

На берегу нашлась небольшая полянка, удобная для стапеля, и мостки, с которых мы и отчалили часика через три – уж больно долго «Паша» сопротивлялся Диме.
    На воде нас встретил традиционный умеренный вмордувинд – «пашину» деку захлёстывало водой, а мой «ТМ-1» резал волну, оставляя брезент сухим. Ветер, наверное, сговорился с озером и менял своё направление соответственно изгибам берегов, оставаясь для нас практически всегда встречным. Раз-другой он нехотя пытался дунуть сбоку сзади и порадовать нас бакштагом, но, как только я делал попытку поймать его куском полиэтилена, ветер на мгновение разочарованно стихал и с новой силой становился вмордувиндом. Ну да, понятно… Его бы настоящим парусом ловить – может тогда и не обиделся бы… ну или не смеялся бы над нами.
    Вдруг озеро кончилось… Не может быть – по карте ширина его в этом месте должна быть не менее двухсот метров, а тут – тупик. Слева – вход в узкую протоку… Сначала подумал, что плёсом ошиблись и дошли до устья Нетесьмы, но вроде ещё далеко до неё… Вошли в протоку – длинная, ощущается попутное течение… Мост автомобильный… Нет на карте ни протоки, ни моста. Через пару-тройку сотен метров протока, попетляв, вывела нас снова в озеро, в следующий плёс. Осмотрелся – вот, теперь всё снова сходится. Ну мост – понятно, карта старая… Но протока… Ладно, идём дальше.
    Так мы догрябали до мыса, разделяющего озеро на два больших плёса, и сошли на берег перекусить. А потом – дальше, в правый по курсу плёс. Места там удивительно красивые и свободные – то ли не сезон ещё, то ли к воскресному вечеру народ уже разъехался – всего две палатки увидели на всём озере, и моторов не слышно…
    Ещё пара крутых поворотов и озеро стало постепенно сужаться до ширины реки. Ветер от нас отстал, появилось слабое течение и мы вошли в Западную Двину.

На реке много ленивых диких уток. Всякий раз при нашем приближении они ругались, нехотя и тяжело взлетали и, почиркав крыльями по воде десяток метров по нашему курсу, плюхались обратно. Так мы их и гнали, сами того не желая, пока наконец утки не додумывались лететь не вдоль реки, а к берегу.
    Берега реки разнообразны – то высокие с корабельными соснами и мхами, то низкие со смешаным лесом. Удобных выходов для зачаливания мало – на песчаные обрывы нам затаскивать лодки было лень, а низинки нас встречали болотцами и прогоняли комарами. Тем не менее, всё было очень красиво и хотелось бесконечно плыть и любоваться рекой. Но самый длинный день в году был на исходе и пора было уже где-то остановиться.
    Наконец, километрах в четырёх от начала реки мы нашли неплохую стоянку с удобным выходом – правый высокий берег плавно переходил в низкую полянку. Вдоль берега спускалась накатанная машинами колея и заканчивалась на этой полянке. Видимо, рыбаки накатали, но в этот раз мы никого не встретили. Через полянку протекал ручей, вода в нём оказалась чистая, холодная и нормальная на вкус, но, похоже, не родниковая – на карте в этом месте показаны подходящие к реке осушительные каналы. Да ничего, пили её сырую – всё нормально.
    Поставили палатки, сварили макароны, разбавили «энерджайзер» ручьевой водичкой, поговорили до рассвета под "кряканье" коростелей…

23 июня

В тишине да на свежем воздухе я продавил ухо аж до половины двенадцатого. Дима не стал меня будить, ходил осматривал окопы – по всей видимости, немецкие – на высоком западном берегу. Заодно и дров принёс. Позавтракали.
    Несмотря на жаркое солнце, комаров было в избытке, но, как только я залил костёр, их моментально стало во сто крат больше – как будто эти твари толпились в паре метров вокруг костра и, как только его не стало, ринулись на нас со всех сторон. А мы заранее уже упаковались, осталось только прыгнуть в лодки.
    Неспеша мы продолжили плаванье по спокойной реке. Но недолго. Вскоре русло раздвоилось, мы пошли по основному течению слева, потом оно перешло направо, оставив слева узкую красивую протоку, куда Дима и сунулся для разнообразия. И тут же капитально сел на каменистую мель. Пришлось ему вылезать и проводить лодку руками в основное русло. Таким образом река нас предупредила, чтоб не расслаблялись – дальше начиналась череда небольших порожков и шиверок – всего штук пять или шесть, точно не запомнил (вроде так – шиверка, порожек, порожек, шиверка, шиверка…), но они разделяются короткими плёсами, что даёт возможность осмотреться с воды. Всё это начинается за пару километров до ЛЭП, отмеченной на карте.
    В двух порожках даже стояли небольшие полуметровые валы: в одном – длинный косой, в другом – короткий прямой. Дима шёл первым, без осмотра (уж очень неудобные места там для зачаливания и выхода на берег). На втором порожке он что-то кричал, я не разобрал из-за шума воды, вроде показалось, что про большой камень. Я тогда не пошёл в основную струю, а взял чуть левее и сел на мель. Но вылезать не стал – упёрся в дно веслом, «попрыгал» в лодке и спихнулся в струю. Камней в ней не оказалось.
    В общем, все препятствия там короткие, не требующие манёвров, и если идти по основной струе (где больше булькает), то проходятся они все чисто. Впрочем, мы были на однушках, и как повела бы себя там двух- или трёхместная байдарка, я не знаю.
    Последняя шиверка была вроде уже за ЛЭП, точнее не скажу, а далее нам предстояло километров десять монотонной гребли по спокойной воде до автомоста в Андреаполе, от которого мы наметили выход с маршрута. Но, как оказалось, впереди нас ожидал ещё один сюрприз.
    Когда мы вошли в город, с берега нас окликнула отдыхавшая там пара и мужчина предупредил, что под первым автомостом начинаются пороги, а далее на всём протяжении реки вообще никаких препятствий нет. Мы удивились «порогам», поблагодарили и с новым интересом налегли на вёсла. Вскоре после железнодорожного моста показался автомобильный, не отмеченный на карте, и под ним что-то шумело. Причалили к бетонным плитам слева перед мостом и пошли посмотреть. Назвать это порогами я бы постеснялся, скорее – каскад из трёх быстринок. Проходить их надо строго по узкой основной струе – любое отклонение в сторону чревато посадкой на мелкие острые камни. Техногена нет. Первая быстринка – прямо под мостом, проходится почти по центру, может, чуть правее. Вторая тесно прижимается к правому берегу (именно там и надо идти), а третья – почти вплотную к левому. Я прошёл первым, чисто, Дима пару раз чиркнул по камушкам, но обошлось без порезов.

Вскоре зачалились на антистапель справа сразу за следующим автомостом (на карте он есть). На берегу чуть в отдалении там стоит памятник, свидетельствующий о том, что по этой реке некогда проходил путь «из варяг в греки».
Пока сушились лодки, я сходил на андреапольский вокзал, где договорился с таксистом о поездке до станции Западная Двина к вечернему поезду. Ещё из Андреаполя к этому поезду идёт в девять вечера автобус. Приходит он за двадцать минут до отправления поезда – слишком мало времени для уверенности взять билеты, поэтому мы решили поехать на такси (обошлось нам это в 450 рублей, сравнительно недорого для почти шестидесяти километров разбитой дороги).
    По пути мимолётом заметил из окна машины большую дыру, то есть – нору в высоком песчаном обрыве. В норе горел свет. Вот такие продвинутые там звери ;-)
    В итоге мы приехали на станцию часа за два до отправления поезда и взяли билеты в сидячий вагон по 288-90 (в плацкартном мест уже не было). Сначала нам было впарили ещё и страховку (по 25 рублей лишних), но мы от неё отказались – а смысл? Если в полисах для «в случае чего» указан контактный питерский телефон…
    Итак, поездом 662А мы выехали из Западной Двины в 22-51 по направлению к дому. Неудобства сидячего вагона компенсировали остатками из диминой фляги и беседой вполголоса (чтобы не мешать людям, спящим в креслах в нелепых позах).
    Около семи утра прибыли на Рижский. Потом в метро и по домам.