XIV конкурс туристской фотографии
"ФотоТур-2023" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставляют призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2023»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Библиотека :: Отчёты и рассказы :: Пешие походы :: Поволжье

Лыжный ПВД в Марий-Эл, 20-23 февраля 2010

12.03.2010 01:10 tigris

автор: Татьяна Шакирова, г. Казань

20.02.10, суббота

Москвичи приезжали поездом в 9.20. Вокзальное табло показывало -16С°, но ветер пробивал насквозь. Я топталась в засаде с включенной видеокамерой в отмерзающих руках и приставала к проводнице, есть ли в этом вагоне ребята с лыжами.
     А вот и Миша Игошин! А рядом с ним симпатичная спортивная девушка…
     - Привет! Я – Лера.
     - Привет! А мне сказали, что Миша привезет с собой двоих парней, с которыми ходил в Карпаты…
     - Ну, значит, я – свой в доску парень!
     Отлично. Все-таки мужскую компанию следовало разбавить, а то, что же я совсем одна-то была бы среди них…
     Мы погрузились в абсолютно пустой с утра девятый трамвай.
     - А что, мы здесь одни поедем? У вас проезд всего десять рублей стоит?!!
     Москвичи с интересом оглядывались, и лица у них были почему-то довольные до неприличия. Я смотрела на их жизнерадостные физиономии, и меня наконец-то начинало накрывать вот этим самым настроением, что как же, действительно, все здорово! Они на самом деле приехали! Сюда, в Казань! С ума сойти!
     Мы кинули рюкзаки у меня дома, и пока я показывала Мише Бочагину дорогу к рынку, чтобы он мог купить мяса для своего фирменного шашлыка, все остальные, как настоящие походные люди, прекрасно адаптировались на новой территории: узнали расписание казанского аквапарка, ответили на мои сообщения в скайпе и приготовили бутерброды с сырками «Дружба».
     Попив чаю, отправились гулять в город. Погода стояла солнечная, но от ледяного ветра, особенно на открытых пространствах возле Кремля, не особо помогала даже спортивная экипировка. Видеокамера то и дело заявляла мне, что она отказывается работать в таких условиях.
     - А ведь я с вами в первый раз с этим драконом сфотографировалась! И в мечети Кул-Шариф я тоже с вами в первый раз!
     - Да ладно… Ты думаешь, я в Москве куда-нибудь хожу, что ли?...
     Несмотря ни на какой мороз, Лера затеяла игру в снежки прямо на кремлевской проезжей части, потом мы прошлись по центру, а когда в парке тысячелетия я тоном экскурсовода сообщила, что вот в этих сугробах по краям фонтана должны быть дракончики, Лера с энтузиазмом кинулась на раскопки. Все вместе мы раздолбали несколько сугробов, но дракончика не нашли ни одного. Ведь были же они там! Прямо неловко даже…
     Перед вечерней марийской электричкой мы успели перекусить пельменями и блинами и устроить просмотр видеофильмов, при этом мои гости все время норовили занять место то у плиты, то у кухонной раковины. Собираясь, каждый из них пытался что-нибудь да у меня оставить: аккумуляторы, куртку, ложку, перчатки… Некоторым это в итоге удалось.
     На вокзал приехали за 15 мин., и я уже нервничала, но любимую двухвагонную электричку подали аккуратно к тому моменту, когда мы спустились с моста на перрон.
     Ну вот. Осталось только не пропустить станцию Илеть, а там нас будет встречать Серега Александровский, приведет в свою землянку, и я отдохну от функции проводника.
     От станции пошли вперед по шоссейке, навстречу Сереге.
     - Я так боялась этого момента, когда уже начнутся лыжи! – сказала Лера. Минут пять она пыталась справиться с автоматическими креплениями, а я прикидывала в это время, что будет, если у нее это не получится. Лыжи были не ее, и стояла она на них, как оказалось, второй раз в жизни.
     Победив хитрый механизм, Лера стала переступать пристегнутыми к лыжам ногами по краю дороги.
     - Ты не иди! Ты катись на них!
     - А как это?!!
     Наша процессия растянулась вдоль шоссейки, Миши бежали впереди, я для поддержания коммуникации шла посередине, Лера и морально поддерживающий ее Андрей остались далеко сзади.
     Серега быстро оценил ситуацию: мне достался его выразительный взгляд, зато Лериному рюкзаку досталось место на его широкой спине. После этого дело пошло уже лучше, то есть мы уже пошли друг за другом почти без отставания, только иногда оглядывались, чтобы проверить, светятся ли сзади огоньки налобников Андрея и Леры.
     В натопленной землянке нас ждал Марат. На веранде горел костер, на нем, кажется, что-то варилось, но главное – это, конечно, горячий чай.
     А дальше все было, как и полагается в подобных случаях: мы что-то готовили, что-то ели, что-то пили, без умолку о чем-то болтали, Марат весь вечер пел нам песни, часов до трех, пока догорали все свечи, а мы потихоньку расползались по своим спальникам.

21.02.10, воскресенье

Проснулась я, когда уже было светло и прохладно. Рядом вместо Миши Бочагина лежал его пустой спальник. Я, не долго думая, им воспользовалась, и, согревшись, уснула опять.
     Окончательно разбудили меня голоса и оживление в землянке, когда обнаружился таинственно исчезнувший с утра Миша. Оказывается, он решил совершить прогулку до Мушана и обратно, по нашей вчерашней лыжне. Фантастика… Слов нет! Откуда некоторые люди берут столько энергии?!!
     Погодка продолжала стоять морозная. Мы собрались и снова встали на лыжню. Нам предстояло сегодня совершить переход до пасеки, через сталинские поля с заходом по пути в землянку Алексеева-Воробьева.
     Мы шли друг за другом по солнечному зимнему лесу, Лера хоть и отмечала все горки своей «пятой точкой», но не отставала, Миша Игошин и Андрей фотографировали, я тоже доставала видеокамеру, руки сразу же замерзали, а камера через раз отключалась от холода.
     На очередном повороте Серега с Маратом ушли разведывать дорогу, оставив нас топтаться на одном месте, подпрыгивая в тщетных попытках согреваться.
     - Ну как вам наш лес?
     - Да у меня ощущение, что мы по этим лесам уже неделю ходим!
     Мы с Мишей Бочагиным сбегали вперед по лыжне, разведчиков не обнаружили, но согрелись. В это время Лера вернула себе экспроприированный рюкзак, а совсем отчаявшийся Андрей принялся собирать хворост для костра, но тут вернулись наши пропавшие спутники, и мы продолжили идти какой-то хитрой спрямляющей дорогой.
     Александровский рассказал нам байку про бобра, который завелся в ручье у бани в алексеевской землянке, и каждый раз так мутит воду, что невозможно пить, но местные обитатели это вредное животное пока терпят, хоть и надеются, что когда-нибудь он сам уйдет.
     В землянке попили чай и перекусили, посидели с тамошними гостями, оставили Марата раздумывать о выборе дальнейшего жизненного пути, и двинулись к пасеке.
     В сумерках подошли к Илети. Утром Серега рассуждал что-то о возможности перехода ее по льду в каком-то заветном месте. Мы с Мишами, стоя на берегу и любуясь пейзажем, задумчиво глядели на полоску тоненького льда на воде и вели неторопливую беседу, что, дескать, как-то это все… очень уж не хочется купаться… и рюкзак… а еще техника… и вообще…
     Но тут выяснилось, что есть еще одно заветное место для преодоления водной преграды, а именно ветвистое бревно через р.Петьял. В итоге, с бревном встретились уже в темноте, переходили поочередно с рюкзаком и с лыжами, Серега с Андреем в дальнем и безветвистом конце бревна держали палку, которую остальные использовали как перила, чтобы было не так страшно.
     К пасеке вышли при луне и звездах, красиво освещавших почти сказочную полянку с двумя домиками с заснеженными крышами. Мы радостно устремились внутрь, в домик, где знакомство с тамошней полуразрушенной печкой тут же превратило сказку в суровую реальность. Печка работала, но дымила страшно. Стоило ненадолго прикрыть дверь, как становилось трудно дышать.
     Огонь в печке горел, температура в домике оставалась как на улице, мы с Лерой согревали у огня руки, ребята грелись заготовкой дров. Достав из рюкзака заиндевевшую, примерзающую к рукам миску, я стала делать запланированный салат: морская капуста со льдом, фасоль с кусочками льда…
     Влажные салфетки в клапане моего рюкзака заледенели до окаменелости. Да… нет у меня опыта зимних походов…
     Поев горячей гречки с ледяным салатом, стали сдвигать кровати в одну. Вспоминали телепередачи о жизни пингвинов в Антарктиде, как они согревают друг друга в полярную ночь при -70° на холодном ветру, вели философскую беседу о том, что на то он и поход, что возможен элемент непредсказуемости и прочего экстрима.
     Лера провозгласила лозунг: «Спальники всех производителей, объединяйтесь!» и успешно воплотила его в жизнь.
     Уснула я моментально.

22.02.10, понедельник

Утром нашим взорам открылся идеально черный потолок избушки, чернота продолжалась на стенах и заканчивалась плавным градиентным переходом к естественному цвету бревен как раз на том уровне, на котором вчера можно было как-то дышать, т.е. примерно вровень с головой сидящего человека.
     Я вытряхнула из кружки корочку льда, в который превратился недопитый чай, и скотчем замотала до колена разодранную вчера штанину.
     Чай приготовили на улице на костре, залили термосы и перекусили бутербродами.
     Начало обратного пути вызывало у меня радостное ощущение, что уж сегодня-то мы будем ночевать в теплой землянке с нормальной печкой.
     Любимое ветвистое бревно через речку лежало заснеженным на фоне темной незамерзающей воды, выглядело очень красиво, да и переходить по нему при свете дня оказалось проще и быстрее.
     Мы прошли через оз.Конан-ер, мимо «пугачевского» дуба, нашли по дороге иглу, построенную из снежных блоков. Два купола соединялись внутренним переходом, один имел вход с улицы, а во втором на полу были настелены еловые ветки, и через верх выходила деревянная «труба» с задвижкой, здесь кто-то ночевал совсем недавно.
     - Почувствуйте себя в кишечнике эскимоса! – радостно делился впечатлениями Миша, слазивший внутрь первым.
     Путь до землянки по хорошей лыжне показался мне приятным и недолгим.
     В землянку вернулись засветло. Программой вечера было приготовление Мишиного шашлыка из замороженного и спрятанного от диких зверей на улице мяса.
     Принявшись за рубку дров, Миша ловко запустил себе щепкой в правый глаз, в тот самый, который поранил летом на Лаго-Наки. Из века и переносицы вовсю текла кровь, но глаз на этот раз оказался цел! Лера, желая оказать первую помощь, принялась оттаивать перекись из походной аптечки.
     Дальше все пошло без происшествий: мы приготовили первый ужин, подкрепились, Миша Бочагин с Лерой на веранде занялись шашлыком, мы с Андреем по очереди изнутри помогали им пением под гитару.
     Шашлык, конечно, удался. Вместе с салатом с морожеными яйцами, вместе с чаем из ручейного льда с лимоном и вместе со всем заключительным походным вечером.

23.02.10, вторник

- Всех мужчин с праздником! – об этом я вспомнила, когда мы уже стояли на лыжне и пристегивали ботинки.
     Возвращаться назад для разнообразия решили через оз.Глухое. Расстояние чуть больше, чем через Мушан, но зато горки… Дорога до самого озера идет по выразительной синусоиде. Зато я узнала, что мои воспитанные московские знакомые тоже иногда используют в своей речи нелитературные выражения: бугры на спусках были «зачетные».
     Сфоткались всей группой на фоне зимнего Глухого, выбрались на шоссе, минут за 30 дождались волжского автобуса, а там оказалось недалеко до электрички.
     У Сереги в рюкзаке оказались несъеденные творог и сметана, мы развели их в большой металлической миске и так дружно и трогательно зажевали с батоном, что подошедшая контролерша замерла с улыбкой умиления и не стала смотреть наших билетов.
     Чуть не прозевав остановку, выскочили из электрички, затем бегом через дорогу наперерез машинам запрыгнули в трамвай, доехали до меня, где все желающие отмыли теплой водой почерневшие за поход открытые части тела и посетили «кабинет задумчивости». Оставались только вокзал и поезд…
     Приехали, как всегда, впритык, и я снова нервно бежала впереди, сообщая, что мы опаздываем. Серый московский поезд №1 оказался на первом пути, я посидела немного с ребятами в вагоне. Ну что говорить в такие моменты… «До встречи…», «Спасибо…», «Молодцы, что приехали…», «Ну конечно, не в последний раз…»…
     Одной возвращаться к остановке, оглядываясь на неотъехавший еще поезд, конечно, грустно… Но, в целом, на душе было на редкость хорошо, как-то так, как, может быть, уже давно не было…
     Я думала о том, что есть вещи, которые проходят, и которые остаются. Проходят и любовь, и обиды, и многое другое. Остаются друзья и походы, такие, как, например, вот этот.