XIV конкурс туристской фотографии
"ФотоТур-2023" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставляют призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2023»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Библиотека :: Отчёты и рассказы :: Водные походы :: Карелия

р. Шуя (южная), 12-14 июня 2009

01.07.2009 17:55 Pelageya

автор: Валерия, г. Подольск Московской обл.

«Тому, кто еще сам зеленый, все кажется розовым…»

Маршрут: Мост у оз.Суоярви – п.Грива 2 к.с. – оз.Шуясалма – п.Сизовский 3 к.с. – п.Кейнякоски 3 к.с. – п. Кумио 3 к.с. – мост у пос. Соддер.
    Полное время маршрута: 46 часов
    Протяженность маршрута: 84 км
    Состав группы:
    НБ Викинг «Флагман» - Володя (Hrych), Инга
    НБ Викинг «Обжорка2» - Саша (ShuraSun), Оля –Солнышко
    КНБ «Варзуга» - Сережа (Сэм), Аня (krevetka)
    КБ «Вьюн» (моторная лодка) – Паша (pasha), Саша (karasь)
    КБ «Свирь» - Андрей (Wayfarer), Лера (Pelageya)
    НК «Смена» - Володя (Лад)

Итак, собственно…

12 июня

Из Москвы доехали быстро, не успели отоспаться – Петрозаводск. На вокзале нас встретил водитель заказной «Газели», мы быстро погрузились и отправились к озеру Суоярви – нам предстояло три часа пути.
    Здравствуй, Карелия!

В дороге обошлось без приключений, лишь на подъезде к месту стапеля пробили колесо прицепа, тянувшего наше барахло. Пока его меняли, подкормили местных оголодавших. Колесо починили, еще немного - и вот мы у моста оз. Суоярви. Стапель проходил быстро и весело, в предвкушении нового, неизведанного. Река оказалась просто широченной, это было неожиданно, почему-то многие из нас представляли более узкую речку. Пообедали раскладочными продуктами, погрузились и вот мы на воде!
    Буквально через несколько мгновений - первый порожек, за ним – второй, целая череда, как-то сразу. Порожки простые, больше похожие на перекаты, никого они не испугали, только повеселили: «Вот она, карельская речка!»
    Комментарий Адмирала:
    «Первый порожек с островом посередине и замысловатой линией прохождения был относительно чисто пройден только «Флагманом», «Сменой» и «Варзугой». Остальные экипажи, не обращая внимания на мои отчаянные сигналы, ломанулись по прямой и влетели на камни. Каждый слезал с них по-своему, но все справились.»

Андрей раздосадован: два порожка и оба неудачно пройдены, поймали камни везде. Оптимистичное «Мы еще не разгреблись!» и плеск весел по воде.
    Примерно через полтора часа подошли к первому Порогу – Гриве. Порог оценили в 2 к.с., пошли не просматривая. А зря, надо было бы просмотреть! Бочка здесь «кусачая», но при верном заходе легко обходится справа.
    Первым пошел Лад и кильнулся, за ним следом шли Сэм с Аней – тоже киль. Между аварийщиками проскочили наши «моторщики», проводившие затем спасработы.
    Подходим к перевернутой Варзуге, ребята держатся за нее, пытаются плыть к берегу, им весело. Навстречу уже плывет Паша. Вытащили ребят на берег, утеплились в неопрен – похолодало.
    Тем временем, «Обжорка» пытается не допустить ошибок первых экипажей. Идут правее, вроде бы верно, т.к. слева большой камень, затем высокие валы. Тут важно было не забрать слишком вправо, потому что неглубоко находилась каменная плита, на которую Шура с Олей благополучно и «сели»… Байдарку снимали с плиты прям посреди порога.
    Здравствуй, Шуя!

За Гривой - снова череда порожков-перекатов-шивер, все просто и весело, а мы все в ожидании, когда же нас накроет экстрим?!
    Зато плесовых участков оказалось намного больше, чем мы ожидали, точнее, мы только там поняли, что это особенность всех карельских рек Порог – плес – Порог. Мы-то были настроены (я – точно!) на всего два масштабных плеса в 8 и 11 км, а тут такая засада! Так вот ты какая, Шуя…

Где-то через два часа подходим к автомобильному мосту. За ним - д. Суойоки и порог Рыжик, 2 к.с. Порог состоит из трех ступеней. Первая ступень – перекатик, после которого надо чалиться к правому берегу для просмотра с моста второй ступени. Тут тоже всё понятно, есть явно выраженная главная струя, но в русле много обливняков, между которыми может понадобиться слалом. Третья ступень – короткая мощная шивера за правым поворотом, идется сходу.
    Еще через час проходим разрушенный мост. Перекат за мостом. (Вообще, как мне показалось, обещанный лоцией какой-то перекат был затоплен, а вот Сэм утверждает, что все было….). Около 22 часов встали на стоянку по левому берегу. Поужинали нераскладочными продуктами и около полуночи легли спать – завтра день обещал быть насыщенным. Спокойной ночи!

13 июня

Собрались, покинули стоянку и где-то через 40-50 минут после спуска на воду подошли к порогу Олененок. Порог заявлен как 2 к.с. и нам не показался сложным – длинный, около 700 метров, интересный порожек. Просмотрели с воды, пошли и тут Володя садится на камень при выходе из порога!
    Вот и первые «подарки» гостям, «Викинг» поспешил на берег, клеиться. Раздаются радостные крики: «Йо-хо, дневка!» :)))
    Комментарий Володи, капитана «Викинга»:
    «Флагман шел порог во главе кильватерного строя, потому и нашел этот нечитаемый с воды «чемодан». Зато в дальнейшем мы выполняли функцию сигнальщиков для остальных экипажей, и все прошли чисто. Дырок в байде не было, лишняя вода, как оказалось, была результатом неплотно натянутой юбки, но пауза оказалась очень кстати.»

Мы с Андреем решили вернуться к порогу и покататься на валах. Я не гребу, снимаю на камеру в фотоаппарате, поэтому совсем, как хотелось, зайти в порог не получается, Андрею одному все-таки тяжеловато. Нас разворачивает лагом и сносит с валов. Убираю фотоаппарат и уже вместе с Андреем гребем на валы, немного покатались.
    В Шуе интересная вода… Цвета чая. И валы тоже на гребнях цвета чая. Впервые вижу такую! :-) Торф…

После Олененка и еще нескольких порожков опрометчиво хнычу, что «мало экстрима, одни плесы. А так хочется адреналина!», ребята надо мною подшучивают, особенно Шура: «Вот дойдем до Сизовского, пойдешь на морковке самосплавом :)))». Это успокаивало слабо, плесы становились невыносимыми, мы не ожидали, что их будет столько!!!
    Вскоре подошли к ЛЭП. Нашим взорам открывается красивый вид – справа островок с высокими деревьями, озерко и в него впадает река Пюхайоки. Слияние р. Пюхайоки с нашей речкой очень красивое - высокий перепад, вливающийся поток несется с ревом, впадая в широкие объятия Шуи. Водопад слишком мелок для сплава по нему и мы ограничиваемся фотографиями. Нам не терпится увидеть Сизовский порог… А впереди снова плес.

Но, сколько веревочке не виться… примерно через 2,5 часа после выхода со стоянки мы услышали ЕГО. «Шумит! Гремит! Сизовский впереди!». Почти последние, мы с Андреем причаливаем к берегу. На меня смотрит Володя: «Экстрима не хватает? Будет тебе экстрим. Киль обеспечен!». Спешим увидеть…

На осмотр затратили порядка 2,5 часов, правда, в это время вошел еще и обед, но просмотр все равно был довольно продолжительным.

Порог Сизовский представляет собой три огромных языка, два из них в центре, между ними котлы, по краям языков – бочки, то есть нужно четко в слив заходить в пороге, чтоб эти бочки со всех сторон избежать...

Долго топтали берег, выстраивали стратегию прохождения, Володя курил, внимательно вглядывался в ревущую мощь. Мы заворожено смотрели на этот неуправляемый поток воды, для некоторых из нас это был первый в жизни Порог. На противоположном от нас берегу группа туристов с катамараном устроила дневку. Завидев нас, стали усаживаться на каменном склоне – смотреть. Мы посмеялись: «Билеты им продать, что ли!». Итак, ждем. Что скажет Адмирал?
    Решено было идти по классической, наверное, для такого уровня воды и нашего опыта, схеме: по левому берегу, минуя сливы. Дальше встречающаяся на пути бочка должна подтолкнуть лодку вправо, затем, по возможности, пробиваем бочку, что левее, а дальше, как получится, по валам…
Переправились на левый берег, оттуда тоже просмотрели, решение оказалось верным, а порог оттуда смотрелся еще более грозно!
    Первый идет Лад-Володя, за ним Володя-Адмирал. По схеме. Прошли! Только мелко у этого левого берега, но «Смена» и «Флагман» проскочили все камни и благополучно ушли вперед.
После Володи стартует Сэм. Разгоняются. У Анютки очень напряженное лицо, и уже совсем близко к порогу она что-то кричит Сереге, «Правее!», кажется. Стоит отметить, что «наш» слив, да и следующий тоже, плохо читаются с воды и Володя нас об этом предупреждал. Наверное, Аня и попалась на эту уловку хитреца Сизовского, но это я поняла позже. А тем временем на старте следующий экипаж …
    Природный авантюризм Паши взял свое, и он входит в порог по следующему за «нашим» сливом. По тому языку! В который Володя запретил нам соваться! Выгребли! Смотрю на Андрея: «Пойдем так же?» «Не знаю…»
    Шура и Солнышко замыкающие. А значит, сейчас наша очередь. Идем к байдарке. Шурка спрашивает: «Вы как, пожестче хотите?» «А вы?» «Мы без экстрима». Переглядываемся с Андреем…
    Возле лодки останавливаемся: «Ну что, надо решать, да или нет.» Андрей думает. Взвешивает все «за» и «против». Произносит: «Я бы пошел». Отвечаю: «Я бы тоже пошла». Решено, идем! Андрей первый садится в байдарку. Я смотрю на него с берега, как много сейчас от него зависит. Понимаю, что мне страшно. Точнее, я это не поняла даже, скорее, угадала. Писатели так любят присваивать страху эпитет «липкий»… и я почувствовала этот липкий страх. На всякий случай спрашиваю себя, страшно ли мне, и получаю ответ из глубины своего внутреннего «я»: «Да». Сажусь в лодку. Страшно. Отгребаем. Страшно. Набираем скорость. Страшно! И уже на подходе к тому самому «запретному» языку Сизовский играет и со мной в свою злую шутку!! Кричу: «Не туда!» Ответ: «Греби!» Кричу: «Не туда идем, Андрей!!, Все пропустим!!», в ответ кричит Андрей «Греби!!!». Метра три до входа в слив. В голове миллион мыслей, то ли отгребать обратно, то ли что делать, ведь мы не вписываемся в этот чертов язык и сейчас пройдем все стороной!!! На секунду перестаю грести, но тут же спохватываюсь. Вошли! На мгновение мир перестал существовать. Я оказалась под водой! Исчез страх. Грести! Зацепили опасный котел! Или показалось? Пробили бочку! Затем вторую! Прошли! За нами замыкающие – Шура и Оля на «Викинге», проходят по отработанной Володей схеме.
    Порог пройден!

Комментарий Адмирала:
    «У Сизовского есть одна неприятная бочка «унитазного» типа. Вода сливается в неё с плиты и двух обливняков справа и слева. Получается неслабый котел, удерживающую способность которого проверять совсем не хочется. И вот рядом с этим котлом проходит центральный слив, имеющий очевидный наклон вправо (как раз, в сторону котла). При неправильном заходе и недостаточной скорости лодку легко может свалить через обливняк вправо… Можете себе представить мою реакцию на прохождение двумя экипажами порога именно по этой траектории».

Все уходят вперед, мы идем последние, за нами еще Лад. Столько эмоций обуяло… Начинают литься слезы. Минут 20 не могу остановиться, да и не стараюсь особо – не получится. Догоняет Лад, удивляется, кормит орехами. Сама удивляюсь… Идем дальше.

Впереди п. Островной 2 к.с. Три протоки. Левая идет вокруг острова, в ней совсем нет воды. Центральная бьет в отвесную скалу острова (это там, где есть вода), а вокруг расположились мелкосидящие камни на довольно приличной струе, туда тоже идти не рекомендуется. В правой протоке очень интересная линия прохождения (если, конечно, хочется пройти чисто), приходится делать два поворота больше 90 градусов. Но можно (при нашем уровне воды) и ломиться по всем валам и обливнякам, что и было сделано большинством экипажей.
    Островной проходим быстро, расчехляемся, впереди долгий плес до Игнойльской ГЭС.
    Оля и Паша идут купаться в речку. Я тоже искупалась, вода холодная, но она оттрезвила немного. Жарко, солнце палит. Лето. Володя делает выговор нарушителям за прохождение Сизовского …
    К плотине подошли под вечер, обнесли ее. Обещанной шиверы справа на выходе нет (хотя, Сэм будет утверждать, что она есть), зато есть слева небольшая. Воды мало.
Поворачиваем вправо, огибаем островок, совсем скоро мы подойдем к Кейнякоски…
    Рев услышали задолго до появления порога. Решили встать на стоянку, не проходя даже первую ступень - все завтра. Перед нами, чуть ближе к самому порогу, по левому берегу стоянка занята, останавливаемся на правом берегу. Приготовили ужин, хочется увидеть порог, не терпится нам! Мы с Андреем идем первыми, скоро нас догоняют Аня и Саша.
    Сначала идет небольшая шиверка, затем первая ступень порога. Она несложная, на выходе небольшая бочечка, ближе к левому берегу, затем воду тащит в основную ступень порога – вторую. После Сизовского в первый момент порог показался детской забавой – мелковат, слабоват. Смотрели порог с правого берега, а это неправильно, его только с левого можно было бы оценить по достоинству! Прогулялись по берегу и пошли обратно, к стоянке. Спать легли поздно. Спать не хотелось.

14 июня

В 10-15 мы были уже у порога. Сразу переправились на левый берег. Вот это да!!! То, что вчера казалось ерундой, сегодня предстало перед нами во всей своей красе! Порог Кейнякоски, 3-я категория сложности, полностью оправдывал свое название и звание...

Комментарий Адмирала:
«Главный слив порога очевиден и однозначен (с берега), но попасть точно в него очень сложно, с наплыва ни черта не видно, сигнальщик может только рассказать потом, что зашли неправильно. Течение задает большой снос, который надо просчитывать до захода в слив (нереально). По всей ширине (100 м) расставлены в произвольном порядке острые камни – типа базальтовых плит, расположенных вертикально. Самые «выдающиеся» из них дают мощных «петухов», это и спасает».

... Володя курит. Места для безусловного прохода в пороге нет. Много камней. Нам негде идти. На просмотр потратили около 1,5 часов. Правый берег даже не стоит брать во внимание – там одни камни, не прорваться, с левым та же история. В центре вообще «винегрет» – валы, бочки, сливы, все вперемешку… О самодеятельности не может быть и речи, достаточно посмотреть на Володю и не надо слов. Но предупреждение все-таки было: «Никакой самодеятельности, даже если покажется, что все легко». Четкой стратегии прохождения нет, там правда негде было идти!!!
    На наших глазах в пороге решили покататься ребята на байде, неподалеку катамаран страхует. Киль! Бочка держащая, ребят варило несколько минут, катамаран подобраться к ним не мог и кружил рядом. Байду они удержали и на нее взобрались, затем их все же вымыло в спокойную воду…

Сидим с Аней, смотрим на порог, не понимаем, откуда он такой взялся, вчера он был совсем другим! «Может, вода за ночь поднялась?» - предполагаем. Анька смотрит ТУДА и произносит: «Если Володя решит, что нужно обносить, все поймут». Нам страшно. Напряжение растет, подогреваемое долгим просмотром.
    Андрей попросил меня принести морковку, решили попробовать кидать. На страховку ставим Пашу – самого сильного. Иду я за морковкой к лодкам и думаю о том, как я буду спасать Андрея в случае чего, ведь мне же сил не хватит...
    Нервы на пределе уже, а мы все смотрим и смотрим, и смотрим. Наконец, Володя неутешительно произносит: «Будем пробовать». Весело...
    Решено было идти по тому языку, что ближе к левому берегу, но все же в центре. Потом, по-моему, нужно было не попасть в котел справа, и не налететь на камень под водой. О центральном языке никто даже не помышлял.
    Ставим сигнальщика.
    Адмирал... Он идет первым. Хотя, нет. Первым прошел Лад, по правому берегу, по большому языку из улова за камнем. Я даже не заметила, как он там проскочил, говорит, что чуть не кильнулся.
    В этот раз замыкающие - мы.
    Кто за кем шел тогда, даже не помню, перекрестила самый отчаянный экипаж, все прошли! Перед нами шли Сэм и Аня, но мы не видели этого, время поджимало, и мы уже готовились спускаться на воду. Видели только, что киля не было. Это хорошо. Вышли на воду. Прошли первую ступень, останавливаемся перед порогом. Стоит ли говорить, что страшно?
    Слова Андрея: «Держи весло крепче!», «Держу!». С Богом! ..........
.......... Слив! Вал! Бочка! Нет, не так! Бочка! Вал! Слив! Опять нет! Да какая разница! Ё-пт!!! Крен! Ну все, кильнемся! Андрей делает опору! Устояли!!! Гребем, что есть мочи! Прошли! Все бочки прошли! Сил на эмоции не осталось... Кто-то сказал, что красиво снял нас на фото с воды... Здорово... Вроде, задели камень – плохо...

Комментарий Адмирала:
    «Все экипажи зашли в порог по произвольной траектории, а дальше уже уходили от камней по собственному разумению. «Инструктаж» носил здесь рекомендательный характер, предполагалось, что бочку на выходе все обойдут слева. «Обжорка», «Свирь» и «Вьюн» зацепили таки край бочки, но набранная ими скорость позволила избежать неприятных последствий».

Остров... За ним третья ступень порога. Андрей: «Не расслабляйся», да куда там... Проходим легко.
    Впереди порог малый Валойне 2 к.с. Я его почти не помню. В мыслях еще картины и ощущения с Кеняйкоски...
    Порог казался спокойным, но его валы оказались немаленькими! На этом пороге Оле, матросу «Обжорки», сорвало неопреновую юбку. Нас это удивило, ведь неопреновая юбка сидит очень прочно на кокпите! В лодку набралось много воды, ребята вышли на берег отчерпаться, и пока они выливали воду, мы с Андреем пошли покататься на пороге. Получилось здорово, зашли на один вал носом, на второй кормой, постояли так... Хороший порог для покатушек.

Совсем недалеко от м. Валойне (по лоции - через 5 минут) - п. Сарикоски 2 к.с.
Двое каякеров устроили на нем покатушки. Смотрят на нас с интересом.
    Комментарий Адмирала:
    «Заход в основную струю у правого берега, потом слив с большими стояками в центр и поворот на 90 градусов вправо через косые валы. Хорошо...но – мало...»
    Все идут правее. Особо отчаянные, как всегда – в самую ... гущу! Как замыкающие, видим только взмывающего вверх «Вьюна». Приземлились, выгребли! Необыкновенно красиво прошли этот порог Паша с Сашей! Говорю Андрею: «Пойдем так же!». «Нет» - отвечает – «Володя будет недоволен». Оказалось, Володя разрешил. Прошляпили! Эх! Поругались ненадолго. Минутки на две.
Правый берег – это симпатичный остров. Затем река поворачивает влево. Скоро Кумио… Крайний порог на Южной Шуе для нашего маршрута... Вот и он. Грустно? ...
    Не совсем: у двоих экипажей обнаружились повреждения судов – у «Вьюна» дырочка и, как выяснилось, Шура с Олей, вытаскивая свою «Обжорку» на м. Валойне для того, чтоб отчерпаться, пропороли днище. Ну что ж, ремонт.
    ...Порог красив! Скальные берега, островок, много камней красивого благородного цвета.
    Этот порог для меня стал каким-то особенным...
    Просмотрели, пошли. На первой ступени Лад чуть не кильнулся, шел слева по канализации. Но киля не последовало. Кроме Лада, все шли по главной струе, обходя только небольшую бочку перед прижимом. Масса брызг, качки и впечатлений! Если не лезть в бочку в начале второй ступени, то легко уйти от прижима, и прохождение порога не составит труда.

Когда стояли на берегу, я и подумать не могла, что порог окажется мощным, он таковым совсем не казался!
    Ну вот и все, больше порогов не будет, а впереди еще много км пути. Предстоит протяженный плес.
    За последние 10 км (примерно) угреблись по полной. Кто-то в хорошем смысле этого слова, а кто-то как положено... В пути застал дождь, но несильный, наконец-то шли и обсуждали берега, стоянки, их отсутствие, деревья... Встретили группу катамаранщиков.
    Мост в деревне Соддер. Маршрут пройден!
    Антистапель, сбор судов, «Газель», остановка у Шотозера, несколько мыслей, обдуваемых озерным ветерком... Петрозаводск, снова поезд... Постепенно начинает доходить, какие Пороги мы прошли и что на самом деле сделали. Володя нас хвалит, а мы ему беспредельно благодарны за этот поход. Расстаемся у метро, крепко жмем нашему Адмиралу руку: «Спасибо тебе, Володя!». Всем остальным: «До новых встреч!».
    Москва...
    В электричке по дороге домой снова посыпались слезы... Второй раз за трехдневный поход, скажете вы? Ну и пусть. Мне не стыдно. Это счастливые слезы. Они тебе, Карелия. Как благодарность. Как дань...

Приблизительный график движения

Учитывается чистое ходовое время (без просмотров и обноса).
Темп движения - высокий.

0-00 перекат на выходе из оз. Суярви
0-10 пор. 2 к.с., за порогом небольшое озерцо
0-15 пор. "Куст" 2 к.с. на вых. из озерка. Ориентир - ЛЭП
0-20 пор. "Ракета" посередине реки каменистая отмель с ракетой, проход слева от отмели
0-55 порожек, скорее, перекат с вальчиками
1-30 пор. "Грива" 2 к.с. за островом перед мостом, желателен просмотр
1-45 порог, за пор. лодки на п.б.
2-00 порог, перекат
2-05 автомоб. мост, пор "Рыжик" 2 к.с. дер. Суойоки, за пов. слияние с р. Тарасйоки
2-20 пор. "Мал. Кеняйкоски" ("Медвежий") 2 к.с., просмотр с ЛБ
3-10 разр. мост с перекатом
3-25 порог «Луки», разбой, но правый рукав в этот период времени непроходим, идти нужно слева от острова
3-40 порог "Олененок" 2 к.с прямой слив, высокие валы. За порогом озерцо и несколько стоянок
5-00 оз. Шуясалма. Перед ним широкий плес, стоянка
5-20 пор. "Ступенька" 2 к.с. (~700м) перед пор. 200 м. перекат. со сл. теч.
5-30 последний перекат перед мостами
5-50 авто и ж.д. мосты Хауттавара, много мест для сборки/разборки судов
6-10 разр. мост, на самом деле их два, первый - сразу за ж/д мостом
7-10 1-й "Хаут-перекат"( пор."Цапфовский" ) около ЛЭП
7-20 2-й "Хаут-перекат" у следующей ЛЭП
7-30 небольшое озерко с островом справа в озерко впадает река Пюхайоки
7-40 пор. "Сизовский" ("Угрюмый" ) 3 к.с. перед пор. округлый омут, просмотр с ЛБ
8-00 пор. "Островной" ("Островский", "Собачий" ) 2 к.с. три протоки, идти правой
9-50 деревянный автомобильный мост, сразу за мостом - плотина Игнойло ГЭС. Обнос по ПБ
10-10 пор. "Кеняйкоски" 3 к.с. , перед порогом - табличка. Стоянка
10-20 пор. "Мал. Валойне" 2 к.с. ~100 м в большую воду - красивый высокий вал
10-25 пор. "Сарикоски" 2 к.с. за озером около острова.