Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставили призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2024»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Техника водного туризма
Новая тема   Ответ
Автор Сообщение
 a1ex
Северное Замкадье
сообщений: 1614
#421 Дата 22.09.2019 09:40 Ответ
Возник вопросец. Вернее, даже вопросище.
Вопрос наверное не только по Дракарам (у меня Миникаякас, который короче остальных, да и не выпускается уже). К большинству пакрафтов тоже относится.

- Как правильно проходить крутые валы на пухлоносых коротких лодках?

Образовался он вследствие первого в жизни киля через корму на НияЮ во второй ступени пятого порога по большой водице. К сожалению, сплав на видео вообще не снимал. А тут оно было бы полезно, поскольку собственные ощущения иногда врут. Так что, поручиться на сто процентов не могу, да и длилось все доли секунды, но...
Зашел вроде бы почти идеально, успел слегка разогнать лодку перед сливом. Фью-ить... Нос взлетает на вал, корма проваливается в яму (ну, это ожидаемо). Пятки выше головы, нос начинает слегка уходить влево. Градусов на 15. Сильно наклоняюсь вперед вправо, пытаюсь зацепиться впереди за гребень... Успел лишь коснуться воды и уже вишу под водой на упорах вниз головой затылком вперед. Перекинуло через корму чуть по диагонали. Похоже, корму в яме слегка притопило и закусило.
Возможно сказалось и то, что лодка была груженая. И основной груз лежал в корме (в Миникаякасе иначе не получается). Но 20 кило сзади для такого пухлого минитанка, это ничто, в общем-то.

У Виктора_К иллюстрация подобного прямо на аватарке. Только Виктор откинулся назад и Эдельвейс длиннее Миникаяка сантиметров на 60. Смотрел я позже на этот слив и так не смог понять, почему полег. С виду вроде бы перепрыгивается... Так напрягся, что потом из упоров не вылезал аж почти до Воркуты. Везде чудились ужасные опасности.

Вот место на видео. Вот на фото. У Эммы тоже была фотка с этим вальчиком. Воды что в августе, что в сентябре примерно одинаково. Дожди постарались. Жаль, для масштаба ничего нет в кадре. Но когда корма Миникаяка в яме, нос примерно сантиметров на 15 выше гребня.
 Эмма
Иваново
сообщений: 7900
#422 Дата 22.09.2019 10:52 Ответ
Когда вы в полёте резко наклоняетесь к носу, нос лодки идёт к вам навстречу, из-за сохранения момента. Это используется при буфе, но там поднимают нос из ямы, а вы задрали уже задранный.

Ну и короткая, но груженая корма тоже помогла.
 Капитан-фотограф
Москва
сообщений: 20503
#423 Дата 22.09.2019 10:57 Ответ
Может, такие валы на таких лодках правильно проходить боком?
Кажется, Виктор_К об этом и писал (вероятно, обдумав свой аватар ).

Это моё частное мнение.
 a1ex
Северное Замкадье
сообщений: 1614
#424 Дата 22.09.2019 11:36 Ответ
Капитан-фотограф, не совсем боком, а под небольшим углом, наверное. С соответствующим креном. Как это обычно делают на слаломниках.
Да, тут я не смог сообразить вовремя, с какой стороны нос будет огибать вал, который еще и пульсирует. Перед этим местом есть небольшие косые вальчики. Наверное на сливе и нужно было слегка развернуть. Я же зашел тупо в лоб.

Эмма, да. Согласен. Хотя я еще на сливе слегка наклонился вперед, но опять же, не смог просчитать, с какой стороны придется цепляться. И наверное в конце дернулся слишком энергично, еще более задрав нос.
 Капитан-фотограф
Москва
сообщений: 20503
#425 Дата 22.09.2019 11:41 Ответ
Наверное, надо ещё веслом цепляться за вал, чтобы себя через него перетащить...

Это моё частное мнение.
 universal
Воронеж
сообщений: 2181
#426 Дата 22.09.2019 11:42 Ответ
цитата Капитан-фотограф:
такие валы на таких лодках правильно проходить боком?
Часто проносное 3+- можно проходить лагом, только натренировать надо на покатушках, чтобы чувствовать себя уверенно.
 Эмма
Иваново
сообщений: 7900
#427 Дата 22.09.2019 13:27 Ответ
Эх, у вас солнышко было... Завидно.

Интересно - судя по камням, уровень воды практически одинаковый, а форма потока чуть разная.

Масштаб для тех, кто там не был: вся щель имеет ширину метров пять-шесть, ширина основания бочковала меньше четырёх, высота примерно метр. Несмотря на малые размеры, течёт очень бодро и интересно. Например, гладкая вода на переднем плане на самом деле не горизонтальная, а наклонена на нас. Вся, как целое. А чуть левее левой границы снимка в середине потока у меня был вальчик настолько косой, что закручивался сверлом вдоль реки. В основном из-за него я и не пошла - не могла придумать, как его обойти и потом приехать в правильное место слива. Но мне тогда казалось, что сам слив таки можно спокойно пройти по центру.

цитата Капитан-фотограф:
Наверное, надо ещё веслом цепляться за вал, чтобы себя через него перетащить...

Это если заходить бортом, с креном на вал. Это самое правильное, наверное... но уметь надо. И там либо тупо бортом вперёд идти, либо очень точно заходить, потому что если чуть промахнёшься - окажешься по другую сторону от центра вала, с неправильным креном. А на надувастике, в отличие от полиэтилена, крен моментально не переложишь, и телом за упоры лодку не удержишь.

Отредактировано: Эмма 22.09.2019 13:35
 a1ex
Северное Замкадье
сообщений: 1614
#428 Дата 22.09.2019 17:26 Ответ
Эмма, солнышко вышло специально для фотографирования и просушки моей и без того подмоченной репутации. На один день. Правда, первые два дня оно тоже меня побаловало и даже соблазнило полезть на М. Пайпудынский хребет в районе г. Пендирмапе со всем хламом (я шел от п. Полярный - 110 км). Но тут же одумалось и потом поливало и задувало как положено. Даже пыталось снежком посыпать. И на Нияю я попал классическим путем: оз. Естото - р. Естовис.

Вот что было выше (левее границы первого снимка)

И, если уж честно, то вообще можно (и нужно) было в этот вал не влетать, а обойти его справа. Снимок снизу.
Этот порог я шел без просмотра. Просто проморгал место чалки перед первой ступенью, а потом опрометчиво решил "мочить до конца".
С воды не видно выходного слива и прочих деталей, поскольку уклон начинается выше. Я забрал сильно к левому берегу. - Как раз пытался обойти те самые видимые сверху косые валы. Если их не обходить, то вполне можно было лишь облизать нижние валы.
Впрочем, такая возможность есть далеко не всегда и убегать из основной струи на пухлых надувастиках не так уж просто. Так что вопрос выше актуален.
 Валерий В
Москва
сообщений: 3300
#429 Дата 22.09.2019 18:45 Ответ
Эмма,
цитата:
А на надувастике, в отличие от полиэтилена, крен моментально не переложишь, и телом за упоры лодку не удержишь.
Можно уточнить реки и полиэтиленовые лодки на которых шли?
 Эмма
Иваново
сообщений: 7900
#430 Дата 23.09.2019 12:26 Ответ
цитата a1ex:
Вот что было выше (левее границы первого снимка)

И, если уж честно, то вообще можно (и нужно) было в этот вал не влетать, а обойти его справа. Снимок снизу.

Странно - вообще ничего не узнаю. Не было такой картины. Я же шла к нему снизу (у меня палатка стояла в нескольких сотнях метров ниже). Если бы я видела такую дорогу, у меня возникло бы искушение по ней проплыть.

Но зря - это верный способ получить в левый борт сваливающуюся с центра струю и перевернуться. Или даже влететь правым бортом в скалу, получить струю в левый и перевернуться.

цитата Валерий В:
Эмма,
цитата:
А на надувастике, в отличие от полиэтилена, крен моментально не переложишь, и телом за упоры лодку не удержишь.
Можно уточнить реки и полиэтиленовые лодки на которых шли?

Я ходила на Ё2013 (не путать с двенадцатым, у него гораздо хуже упоры и больше ширина) и "Лене", и вполне понимаю, как чувствуешь себя на узкой лодке с жёсткими упорами. А на полиэтилене только чуть покаталась, на чужой лодке. То же самое, но ещё приятнее.

На узкой жёсткой лодке можно довольно спокойно (даже не задумываясь, просто держа за упоры лодку) проехать там, где вода дёрнет широкий надувастик за борт и выдернет из-под тебя, пока ременные упоры натягиваются.
 Валерий В
Москва
сообщений: 3300
#431 Дата 23.09.2019 12:46 Ответ
цитата:
Я ходила на Ё2013 (не путать с двенадцатым, у него гораздо хуже упоры и больше ширина) и "Лене", и вполне понимаю, как чувствуешь себя на узкой лодке с жёсткими упорами. А на полиэтилене только чуть покаталась, на чужой лодке. То же самое, но ещё приятнее.

На узкой жёсткой лодке можно довольно спокойно (даже не задумываясь, просто держа за упоры лодку) проехать там, где вода дёрнет широкий надувастик за борт и выдернет из-под тебя, пока ременные упоры натягиваются.

Ё 2013, да и Ё 2012 не полиэтиленовые лодки. Это надувнушки с элементами и дном из поликарбоната.
Понятно, что сидя дома в кресле или на диване легко рассуждать о том как легко проходятся препятствия на полиэтиленовых лодках, может для начала стоит попробовать пройти порог в полиэтилене? И потом делать выводы.
 Эмма
Иваново
сообщений: 7900
#432 Дата 23.09.2019 13:02 Ответ
цитата Эмма:
На узкой жёсткой лодке

На узкой жёсткой лодке. На узкой жёсткой лодке. На узкой жёсткой лодке.

Полиэтилен сам по себе не обладает мистическими свойствами. Я прекрасно знаю по опыту это ощущение, как Ёшка или "Лена" (особенно "Лена" с её 62 см ширины) не замечают вещи, на которые надувастик реагирует нервно.

Это объясняется школьной физикой - единое жесткое тело "каяк плюс гребец" воде тяжелее повернуть, чем лёгонький надувастик, у которого где-то там почти отдельно в упорах болтается гребец.

Да что там говорить - я у вас на глазах упала на "Эридане" ровно там, где за два года до этого по такой же воде проехала на Ёшке, нырнув в бочку. Тоже при свидетелях.

Отредактировано: Эмма 23.09.2019 13:07
 Валерий В
Москва
сообщений: 3300
#433 Дата 23.09.2019 13:43 Ответ
цитата:
Это объясняется школьной физикой - единое жесткое тело "каяк плюс гребец" воде тяжелее повернуть, чем лёгонький надувастик, у которого где-то там почти отдельно в упорах болтается гребец.

Да что там говорить - я у вас на глазах упала на "Эридане" ровно там, где за два года до этого по такой же воде проехала на Ёшке, нырнув в бочку. Тоже при свидетелях.
Иногда теория отличается от практики. Был случай, когда на паводковую Коломенку приехала большая компания с ВП и кое-кто взял у друга полиэтилен. Накупавшись он малость не дошёл до финиша оставив лодку в поле. Порогов даже на паводковой Коломенке нет.
В "Эридане" прошёл там несколько раз и не нырнул и что?

Отредактировано: Валерий В 23.09.2019 13:54
 a1ex
Северное Замкадье
сообщений: 1614
#434 Дата 23.09.2019 13:53 Ответ
цитата Эмма:
Но зря - это верный способ получить в левый борт сваливающуюся с центра струю и перевернуться. Или даже влететь правым бортом в скалу, получить струю в левый и перевернуться.
По моим нынешним ощущениям: мне наоборот нравится как закаяченные пухляки, типа дракаров, проходят косые валы и сбойки. Нужна уж очень серьезная струя, чтобы выдернуть лодку с бортом огромного диаметра и небольшой осадкой. И по мне, так на них вообще приятнее заходить на вал или волну под углом, чем в лоб.
Но пока очень далеко до того момента, когда смогу заранее рассчитывать нужный крен для прохода серьезного вала совсем уж бортом. Для этого нужно на подобной лодке накатать гора-а-аздо больше.
А вот, что "обратная связь" с ними гораздо слабее - это да(. Пухляк почти ничего не говорит телу о том, что под ним творится... По-крайней мере, по сравнению с остальными лодками, на которых ходил.
 nkv
ФРГ
сообщений: 3391
#435 Дата 23.09.2019 22:36 Ответ
цитата:
Возможно сказалось и то, что лодка была груженая. И основной груз лежал в корме (в Миникаякасе иначе не получается). Но 20 кило сзади для такого пухлого минитанка, это ничто, в общем-то.

Вполне возможно, что это и сказалось, если центр тяжести был смещен к корме то задрать хорошо нос крутому валу легче. А если вал неоднороден, то вас еще и развернет вдоль продольной оси и положит. На снимке к аватарке, кстати, лодка кажется нагружена на нос. Не знаю как на "пухлых" лодках, а на полиэтиленовом каяке откинутся назад в такой ситуации ошибка, поскольку это приводит к менее устойчивому положению и потере контроля, ИМХО.

И те, кто выживут, сами потом будут смеяться. (c)
 a1ex
Северное Замкадье
сообщений: 1614
#436 Дата 24.09.2019 18:28 Ответ
nkv, спасибо.
Сомневаюсь, что груз так уж сильно повлиял на ситуацию. Распределен был по возможности ближе к центру и в носу небольшой мешочек лежал. Но в сумме вышло как вышло...)
Обычно, когда киляешься, то постфактум осознаешь, как и где именно облажался. У меня понимание иногда приходит еще под водой.
В данном случае никак не мог понять: где именно ошибся, недоработал на этом валу. Не было чувства, что что-то сделал неверно и по всем ощущениям эта лодка должна там проходить. Ничего нового или особо страшного. Штевневая так вообще проткнула бы вал с легкостью. Потому и напрягся.
В такой ситуевине взгляд со стороны очень бы помог. Скрытый минус сольных походов.
 AI
Новосибирск, Академгородок
сообщений: 1083
#437 Дата 24.09.2019 19:05 Ответ
a1ex, ставим камеру и наблюдаем себя со стороны!

А по вопросу сравнения управляемости лодок разных конструкций всё просто: с надувными пупындрами нужно чуть заранее предвидеть ситуацию и очень активно работать рывками, так как момент силы от прилетающей в борт плюхи в более широких лодках больше. В полиэтилене - напротив нужно чётко дозировать и выставлять нужный крен, там его можно и нужно удерживать. Проблема у большинства надувастиков в отсутствии нормальных упоров. А без них связь с лодкой весьма условная.
Из штатных упоров первого Аккорда просто вылетал на приличных кренах. Потом перенёс верхнее креплпение бедренника ниже, заказал надувной пяточник - и жизнь наладилась!

Был замечен в тесном контакте с:
Аккорд-1 (30, 35), Аккорд-2 узкий, СпортПак, Лео, Классик, Кулик
 a1ex
Северное Замкадье
сообщений: 1614
#438 Дата 24.09.2019 19:47 Ответ
AI, с упорами конечно все индивидуально, но мне штатные миникаяковские пока не захотелось переделывать. Я в них спокойно вишу вниз головой сколько угодно. И освободиться (как обычно, выпрямив ноги с усилием) можно практически мгновенно.
Есть сравнительно большой свободный ход. Больше от того, что оно двухслойка - давление значительно ниже. К этому можно привыкнуть.
А камера - да. Здесь бы очень пригодилась. Хотя бы на голове. Но ведь не собирался я никаким таким экстримом заниматься. Оно само!
 Виктор_К
Новосибирск, клуб "Штопаный понтон"
сообщений: 1465
#439 Дата 01.10.2019 09:59 Ответ
Вставлю свои пять копеек, раз уж я тут фотозвезда.
По поводу случая с моей аватарки - лодка абсолютно пустая, в носу лежит только морковка. Снят момент, когда нос уже пошел вниз. На корму я банально упал - уж очень бодрая была встреча с валом.
По поводу прохождения лагом - вполне рабочий вариант, но с достаточно пологими валами (пологость определяется каждым экспериментально).
В частности, на каменистых речках типа Урсула, Песчаной, Черги и, подозреваю, на малых речках Кавказа (сужу по видосам, сам не катал) высокие валы чаще всего слишком крутые для такого финта на надувастике, хотя опять же надувастики бывают разные.
На биг волюме типа Чуи или Катуни проходить полулагом или лагом - вполне рабочий вариант, сам проверял. Более того, на длинных порогах, типа Кадринской трубы на Катуни или связки Слаломный-Классический на Чуе, зачастую толкотня из валов со всех сторон, что там иначе и не получается.
Говорить о применении каякерских приемов прохождения лагом наверное можно, но толстый борт надувастика и дно каяка - совсем не одно и то же.
Из моих наблюдений особенностей поведения надувастика на струе - то, что струя под него течет, в малой степени увлекая за собой. До определённых пределов скорости. А потом кусает и оверкиль))
Поэтому основной инструмент работы со струёй у толстого надувастика - весло.
Об этом, кстати, пишет и Карл Маркс надувного вайтвотера - Оатс.
В силу чего важно умудриться воткнуть весло в нужное место струи.

Про опасения кильнуться на обратной стороне вала - ни разу так не ложился, всегда на фронтальной.

Ну а при фронтальном прохождении носом высоких крутых валов на толстоносом надувастике я лично принимаю молодцеватый вид, втыкаю весло как можно выше в вал, наклонясь докуда могу, и с воплем: "да что же это делается-то, Матушка-заступница, помоги!!!" тяну лодку мимо весла вперед и вверх.

Кстати, я так думаю, что если в тот момент, что был на фотке, я бы не упал на корму, а остался сидеть ровно, не воткнув весло в струю - я бы лег через корму, ибо центр тяжести был бы высоковат и смещен назад.

Спасибо за внимание, пишите, буду рад почитать, если опять кому моя нутряная Правда взрежет глазоньки и забанят - отвечу через пару недель.

Отредактировано: Виктор_К 01.10.2019 10:18
 nkv
ФРГ
сообщений: 3391
#440 Дата 01.10.2019 14:17 Ответ
цитата:
А камера - да. Здесь бы очень пригодилась.

Без камеры трудно но можно Если ситуация позволяет, просто покатайтесь где-нибудь на похожем вальчике, не боясь кильнутся, в разных режимах. Потренируйтесь. Это позволяет лучше понять как ведет себя лодка и отработать правильные действия. Я для этих целей регулярно стараюсь посещать слаломные каналы, а если режим сплава позволяет, то тренируюсь прямо на реке.

И те, кто выживут, сами потом будут смеяться. (c)
Новая тема   Ответ
Перейти на другой форум:
Сайт сделан на SiNG cms © 2010-2024