XI конкурс туристской фотографии
"ФотоТур-2020" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
На главную страницу
Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставили призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2020»

Статьи :: Массовые мероприятия
Грушинский фестиваль. Руководство по выживанию
Страницы:

Население

В "хорошие" годы на фестиваль собирается свыше 200 000 человек (по официальным данным). И этот гигантский лагерь (с населением среднего города!) живёт по своим, только ему известным законам. Хотя законы эти просты и понятны: не будь свиньёй (во всех смыслах) - и будет тебе счастье!

Чем занимаются люди на фестивале? Они едят, пьют, поют, слушают концерты, пьют, купаются, загорают, пьют, общаются, пьют, жгут костры, пьют, иногда спят...

Странно, но уровень криминала для такой скученности не слишком трезвых людей поразительно низок - на неприятности можно нарваться, только если их специально искать. Хотя атмосфера год от года становится... как бы выразиться... более напряжённой, что ли. Вроде и милиции с ОМОНом больше, но и шпаны становится всё больше и больше...

Что ещё интересно: живёшь весь год в городе, по населению почти соответствующем Грушинскому, и не встречаешь столько знакомых (из твоего же города!), сколько их попадается за 3 дня фестиваля. И откуда они берутся?!?

Кто же ездит на фестиваль? Кто ты, грушинец, что за зверь? Увы, теперь это отнюдь не бородатый турист в пыльной ветровке со значками, с гитарой и брезентовой палаткой. Хотя и такие ещё встречаются, но их вскоре будут заносить в Красную книгу.

Попытаюсь всё-таки обрисовать основные группы грушинского населения (конечно, все деления условны):

Тура-туру-туристы

Турист бородатый поющий. Как сказано выше, вымирающий тип. Приезжает на электричке (реже - на своём авто) со всей страны (из Приморья встречались!) и даже из-за границы (не только там Украина, но и Германия, Израиль...) за неделю до начала; метит территорию и обустраивает настоящие стационарные лагеря с навесами, столами и прочими нехитрыми удобствами. Прекрасный костёр и отменное питание - суп с консервами, картошка с тушёнкой, чай со сгущёнкой. Водка у стола под закуску и песни у костра под гитару. Иногда остаётся пожить и после фестиваля, но чаще уходит в сплав на байдарках.

Пожалуй, самая интересная часть грушинских обитателей. С ними есть о чём выпить... то есть я хотел сказать - поговорить! Среди них попадаются просто уникальные люди. Вот, например, Роман из Чебоксар - мастерски играет на гитаре за спиной (!!!), с коим номером дважды выступал в разделе "СлабО?" "СамСебеРежиссёра". Талант!

Но их всё меньше и меньше становится на фестивале...

Неформалы

Неформал вонючий неопрятный. Хиппи, панки, рокеры и прочие представители золотой неформальной молодёжи. Многие из них в миру - уважаемые люди: студенты, клерки (или как сейчас говорят - офис-менеджеры)... Но здесь они отдыхают от благ цивилизации и стресса больших городов. Добираются принципиально автостопом.

Один раз я сам подвозил такую пару от Сызрани до Тольятти. Измаявшийся парень мгновенно заснул, зато его спутница оказалась настоящим автостопщиком, чья первая заповедь - не дать водителю заснуть. Разговорились; девушка оказалась филологом (горжусь - цитировал ей Людмилу Петрушевскую, "Пуськи бятые" под запись!), парень - студентом-юристом, оба - из Питера. Дали свои сотовые (а было это, когда мАбилы у нас в провинции были только у очень кАнкретных дядек в малиновых пиджаках разных цветов, разъезжавших на "Кукурузерах" и в хлам тонированных "Бэхах". А тут - хиппи с телефонами! Я плакалъ! - вроде так в ЖЖ говорят "по-албански"?)

Стоят они обычно своими сообществами, по интересам; любимая сцена - Пеньки. У подлинных неформалов, кстати, своя (и неплохая!) культура - музыка, фольклор... Питаются тушёнкой и "бомж-пакетами" (всякие там 'Ролтоны' - 'Дошираки'). Пьют пиво и водку (разного качества). В целом - нормальные люди. Мы вот несколько лет подряд стояли в лагере у нашего общего друга и земляка Лёхи Толстого. Всё было замечательно: "конфедераты" - чудесные ребяты (чтоб в рифму)!

 

К группе неформалов тесно примыкает следующая; их часто (и несправедливо!) путают:

Отморозки

Отморозок мерзкий обдолбанный. Выродившийся неформал несовершеннолетнего возраста обоего пола, достигший начала половозрелости. Отморозки отличаются от "нормальных" неформалов тем, что они всегда слегка (скажем так!) выпимши и покуримши. В их просветлённых (или остекленевших?) глазах постоянно читаются три извечных русских вопроса: "Иде я?", "Хто я?" и "Какого х*я?" Грязны, рваны, неопрятны. Добираются зайцем на электричке; высаженные ревизорами, бредут 10 км до Поляны и окольными тропами пробираются с водярой (и не только!) мимо милицейских кордонов. Пью всё, что горит; курят всё, что растёт; трахают всё, что движется (или уже не движется, но имеет, куда); едят... вот это я затрудняюсь сказать! Слушают (и, прости Господи, поют!) "Сектор Газа", "Короля и Шута"... Гадят везде. Этот контингент - зачинатель 110% всех ссор и драк в общем-то мирном лагере.

Вот стоит, качаясь, сей отрок возле сцены, пытается въехать, что к чему, а затем следует радостный возглас: "Пацаны! {CENSORED} А здесь {CENSORED} ещё {CENSORED} и ПОЮТ! {CENSORED} {CENSORED} {CENSORED}!!!!" Или ещё в кайф - купить надутый гелием шарик, сесть у дороги, развязать его, вдыхать понемногу гелий и посылать всех на... Не хуже Масяни получается, тем более что сие опухшее лице уж очень на масянино смахивает...

А один раз такие робяты решили избавиться от лишних вещей перед обратной дорогой и стали жечь в костре носки, в которых они безвылазно находились весь фестиваль. И причём рядом с нашей палаткой. Нацисты со своим Циклоном-Б отдыхали... А вы говорите - комары!

Или заваливаются два таких переростка в наш лагерь. С топором. Один орёт: "Мы гномы!" Второй: "Ты гонишь; мы - ГОБЛИНЫ!". Еле отбились, Толкиена их мать!

Одним словом, от этой категории лучше держаться подальше, если только "девушка 90-60-90 не ищет приключений на свои вторые 90".

Отдыхающие

Труженик среднеклассовый небедный. Пожалуй, самая массовая категория нынешних грушинцев. Это - жители разных городов России (в основном - самарцы и тольяттинцы), приехавших на выходные отдохнуть и расслабиться. Кто побогаче - приезжают на машинах (умудряются чуть ли не прямо на Поляну). Пьют шашлЫки. Поют песни (разные) под гитару. Танцуют под магнитофон. Развлекаются на полную: например, 2 пузатых дядьки разбегаются - и плашмя прямо в грязь! Счастья в глазах - немерянно. Очевидно, в детстве в песочек не доиграли.

Или вот парочка в костюмах кота Базилио и лисы Алисы с табличками:
У неё: "Люди добрые! Мне поездом отрезало кошелёк! Помогите, христа ради, так хочется Москву посмотреть!"
У него: "Помогите с деньгами на операцию мозга. А то я дурак и поубиваю всех вас нафиг!"

Ну как не подать хорошим людям?

Под эту группу населения и подстраивается нынешний фестиваль. Тут вам и рынок с кафешками, и биотуалеты, и электричество... Но согласитесь: ехать в такую даль, когда можно спокойно поесть шашлык на даче и не париться?!? Не понимаю! Зато хоть не дерутся и ведут себя вполне прилично, хотя порою несколько шумновато...

Кришнаиты

О них нельзя не сказать, они - неизменная часть грушинского колорита лет уже 15. Их лагерь под названием "Кришна Лэнд" (???) всегда привлекает к себе толпы любопытных. А их ночные парады с фонариками, барабанами, танцами из индийских фильмов и хоровым пением мантры "Харя Кришны шире рамы!" - воистину незабываемое зрелище! А ещё они вкусные пирожные продают!

В целом кришнаиты безобидны. Проповедями не досаждают, хотя на рынке настойчиво и упорно предлагают купить Бхагават-Гиту и прочую душеспасительную литературу (цены отнюдь не демпинговые). Разрисовывают всех желающих красивыми узорами (дети до 10 лет просто в восторге!) Иногда даже на халяву кормят всех желающих (коих немного) "кармической пищей". Однажды мне довелось побеседовать (в качестве переводчика) с их проповедником по имени Джон Шри Харирама Смит (или что-то в этом роде). Внешний вид (то есть мимика, жесты и общее поведение) и лексикон сего махатмы навёл меня на мысль: вот одеть его из тоги в европейский костюм, дать в руки "Сторожевую башню" - и вот вам готовый свидетель Иеговы (в случае Библии в руках - адвентист седьмого дня). Да ещё пусть вместо "Кришна" говорит соответственно "Иегова" или "Христос" - остальные слова можно не менять. Неужели все проповедники всех религий (особливо американские) так похожи?

Кстати, представители других религиозных течений активно себя не проявляют (по крайней мере я с ними не сталкивался - а мне на такие встречи ой как везёт!)

А вообще люди среди кришнаитов попадаются очень неординарные. Вы когда-нибудь слышали кришнаитский шансон? А вот мне довелось! Однажды рано утром шли мы мимо и стали свидетелями разговора между дежурным по Кришналэнду (они хоть и все коротко стриженные, но этому шло особенно!) и группкой прохожих. И он решил им спеть. Быстренько настроил синтезатор, включил усилок, пробежал пальцами по клавишам, и... Представьте, что вы слушаете "Радио Шансон", и хриплый голос поёт на "шансоновый" же мотив:

... Кто мантру "Харе Кришна" повторяет,
Тот горя и забот уже не знает ...

и т.д.

Мы были в осадке...

Времяпрепровождение

Что же делают на фестивале? Туда едут, как правило, отдохнуть, пообщаться и получить удовольствие. Но каждый понимает это по-своему. Одно не забывайте: "Не стОит гадить в углу и бить фамильный хрусталь!" © Сергей Трофимов.

Пьянство

О грушинском пьянстве ходят легенды - "там только руку протяни - а в ней уже стакан налитый!" Да и сам я вроде неоднократно о нём упоминал... Так вот авторитетно заявляю: это всё гнусный поклёп! Нету на Грушинском фестивале пьянства!!! (А вот "на Груше" оно очень даже есть!) Ну пьют люди, не без этого; ну выпьют по литру, ну по два - но чтоб напиваться...

Кстати, официальная позиция организаторов фестиваля - безусловный "сухой закон". Традиция идёт с первых фестивалей, когда там собирались только друзья Валерия с целью просто попеть и пообщаться. И ещё лет 10-15 назад "сухой закон" реально действовал. Но по мере изменения контингента приезжающих (за счёт "неформалов" и "отдыхающих") обстановка сильно изменилась. И теперь "сухой закон" действует чисто формально.

Сейчас пиво продают на торговой поляне не таясь, водку купить - тоже не проблема; но на подступах к Поляне милиция с ОМОНом шмонают приезжающих на предмет алкоголя. А если нашему человеку что-то запрещают, то нарушить запрет (читай - пронести водку мимо кордонов) - дело чести каждого! Водку (пиво и прочие напитки) носят в кофрах из-под гитар, в разных РТИ (резинотехнических изделиях - от изделия №2 до грелки), прикреплённых к телу; в себе, наконец! Менее изобретательные идут "козьими тропами" вместо нормальных дорог. Короче: кто хочет напиться - завсегда найдёт способ.

Да и пьяные барды, в том числе и очень известные, стали, увы, "визитной карточкой" фестиваля. Очень некрасиво смотреть... Вот я был свидетелем картины маслом: очень известный гость фестиваля сидел у костра, пел и пил. Споёт песню, ему - бац! - рюмочку, и дальше понеслось. К утру гость не мог ни ходить, ни говорить - только петь и играть (талант не пропьёшь!). Его взяли и отнесли в палатку. Наутро он, кстати, выступал...

Резюме: не хочешь - не пей, и никто тебя принуждать не будет. Хотя ночами (особенно в дождь) всё-таки прохладно...

Развлечения

Их - море. Даже исключая музыку (о коей - чуть позже). Можно поиграть с мячом (помните: "Папа, зачем ты 'Челси' купил?" - "Ну ты же сам, сынок, просил, мол, мячик погонять...") - есть целых 2 "стадиона". Можно заняться скалолазанием. Можно покататься на мотодельтаплане, на яхте или прыгнуть с парашютом с Горы. Вроде бы даже на воздушном шаре катают... Можно часами бродить по лагерю, заводя знакомства. Можно загорать и купаться. Можно... да что угодно! Была бы фантазия (и деньги).

Дети тоже не будут скучать. Для них есть минимум 2 детских площадки с интересными программами и куча других соблазнов - вода, песок, деревья, огонь... Эх, был бы я ребёнком! Кстати, в этом году планирую взять своего (ему 6 лет будет).

Музыка

Вообще-то Грушинский - это фестиваль, кто забыл. И там иногда поют (и играют). И большАя (а может, и бОльшая) часть грушинцев приезжают всё же именно на ФЕСТИВАЛЬ. Когда-то он был чисто бардовским, теперь же смешение стилей и жанров не позволяет "в лоб" определить, фестивалем ЧЕГО стал Грушинский. А может, и не надо штампов? Достаточно того, что все довольны: у "неформалов" своя основная сцена - Пеньки; у "бардов" это, конечно же, знаменитая "Гитара у воды". Точнее, на воде озера - сцена в виде гитары, а крутой склон над ней - та самая Гора.

На прочих сценах всю ночь напролёт и бОльшую часть дня проходят концерты. Их (сцен, или, по-грушински, "эстрад") много:

- Гитара - главная сцена фестиваля;

- 4 официальных эстрады, из которых только Третья имеет собственное имя - Гостиный двор;

- 4 практически официальных - Чайхана, Зазеркалье, Балалайка, Летучий Голландец;

- неформальные Пеньки;

- множество небольших "неофициальных" эстрад со слабенькой подзвучкой.

Все сцены подсвечены и очень симпатично выглядят ночью (особенно Зазеркалье, на мой взгляд). Но если вдруг электричество кончилось... Увы, бывает и такое.

Бардов (известных и не очень), участвовавших в фестивале, перечислять нет смысла; проще сказать, кого не было никогда: Александра Розенбаума. И если у вас есть талант к исполнительству либо сочинительству, то можно самому принять участие в конкурсном прослушивании и стать лауреатом фестиваля (а почему бы и нет?!?)

Ещё на фестивале были замечены многие "не совсем барды" и даже "совсем не барды": Андрей Баранов (вечная ему память!), Михаил Боярский (увы, был простужен и не пел), Сергей Трофимов, Юрий Шевчук, Иван Смирнов (потрясающий гитарист!), Михаил Махович (золотая мандолина России!), Сергей Войтенко, Фёдор Чистяков, Вовка Кожекин (вот у кого учитесь играть на губной гармошке!), группы "ГрАссМейстер", "Нон-Стоп", "Резонанс" (вы слышали "Бамбалею" в их исполнении?), "Редкая птица", "Ариэль", "Татьянин день", "Синяя птица"...

Разные стили, разный уровень, но одно неизменно - только ЖИВОЙ ЗВУК! Фанера маст дай! Вот где ещё, кроме Грушинского, может выступить такой ансамбль: Юрий Шевчук - гитара, вокал; Михаил Махович - мандолина; Тимур Ведерников - гитара; Сергей Войтенко - баян; Эдуард Двухимённый - контрабас; Антон Чердакли - домра (можно ознакомиться здесь: http://www.bard.ru/cgi-bin/disk.cgi?1124). А началось всё, кстати, с дружеского "джема" у костра...

Даже политики не обходят вниманием фестиваль - особенно перед выборами. "Пение" Владимира Вольфовича слышали все; а вот услышать, как поют губернаторы и вице-премьеры, можно только на Грушинском!

Одним словом, каждый найдёт свою музыку; надо просто бродить ночью от эстрады к эстраде (фонарик жизненно необходим!), слушая в промежутках доносящееся из леса неподражаемое "А всё идёт па плану-у-у-у-у!" под аккомпанемент расстроенной гитары производства Мухосранской табуретной фабрики...

Шпаргалка

Всё обойти и прослушать просто нереально. Но вот основные концерты, на которых побывать обязаны все:

- в ночь с пятницы на субботу на Гостином дворе - сборный концерт всех участников и гостей фестиваля;

- в ночь с субботы на воскресенье - Гитара (она же - Гора). Явка обязательна!

- в воскресенье утром - Чайхана. Не пожалеете!

- в воскресенье вечером - заключительный концерт на Гостином дворе.

Интересные программы бывают в разное время в Зазеркалье, Чайхане, на Пеньках, на других эстрадах - нужно просто следить за информацией на разных площадках и за слухами - иначе пропустите что-нибудь интересное. Увы, доступность и достоверность официальной информации о концертах хромает...

Гора

Про Гору надо рассказать особо, она этого заслуживает. Не был на Горе - считай, не был на Грушинском. Грушинский фестиваль без Горы - деньги на ветер!

На Гору идут в ночь с субботы на воскресенье. В 22-00 начинается главный концерт фестиваля. Ещё светло; сквозь висящий над фестивальной поляной смог от тысяч костров видны тысячи людей, бредущих в Гору и занимающих места "согласно купленным билетам". Кстати, чтобы занять действительно приличное место на Горе, надо или быть Очень Важным Лицом (и тогда вы получите пригласительный билет в VIP-зону [ненавижу это слово - VIP; нельзя было, что ли, русский аналог придумать - ОВаЛ, например]), или занимать участок дня за три и безвылазно сидеть там на солнцепёке, отбиваясь от паразитов (там они есть) и конкурентов (их ещё больше).

Если же место вам не забронировано, плохи ваши дела. Лучшее, на что можно рассчитывать - это 121-й ряд высоко на склоне, ближе к звёздам и электричкам. Не скажу, что оттуда ничего не видно, но эффект уже не тот. Вот слышно хорошо везде - благодаря мощным колонкам на высокой мачте. Если электричество есть... И сидишь ты на "сидушке", кутаясь в куртку (холодно!), иногда засыпая под мелодичные песни именитых бардов (третий час ночи!) и просыпаясь либо от попавшего за шиворот холодного песка (кто-то сверху съехал), либо от дикого крика под ухом "Колян!!! Мы здесь!!! Фонариками машем!!!" (вопят в мобилу - чтоб их нашли, при том что вся Гора фонариками машет). А впереди голый по пояс футбольный фанат (вот кому не холодно!), окончательно потерявшись в пространстве и времени, растягивает шарф и невнятно орёт: "... - параша, победа будет наша!"

Внизу, на ярко освещённой Гитаре, копошатся муравьи с гитарками; изображение происходящего на Гитаре проецируется на большой парус-экран возле сцены. А в лагере вовсю кипит ночная жизнь. Копошится никогда не засыпающий людской муравейник, горят костры, люди с фонариками и светящимися палочками (писк моды!) снуют туда-сюда, с гулом газовой горелки освещается изнутри огромный воздушный шар, изредка воет сирена "скорой помощи"...

Гора: вид сбоку

С другого берега озера открывается ещё более захватывающий вид: мириады маленьких огоньков мерцают на крутом склоне. Фантастика! И понимаешь: вот ради этого и стоило ехать!


... За Горой печали свои оставь -
Мы сидим на склоне к плечу плечо.
Если эта радость тебе не в кайф -
То какую ж нужно тебе ещё?

Где, в каком краю, на какой реке,
Сутки напролёт, и в жару, и в грязь,
Будешь так сидеть, с огоньком в руке,
Звёздочкой на ёлочке затаясь...

Раз, два, три -
Гора, гори!
До утра
Гори, гора!

© Андрей Козловский, Виталий Калашников

Несколько последних лет на футбольном поле устанавливают два больших экрана, на которые идёт прямая трансляция с Гитары (то и дело прерываемая рекламой - ну прямо как телевизор смотришь!). Там удобнее сидеть (и даже лежать), лучше видно (на экране) - но нет того ощущения единения и Грушинского братства (хорошо сказал!). Всё-таки идти надо именно на Гору. Она того стОит.

Дорога домой

Но всё хорошее когда-то кончается. Всё выпито, прослушано, спето, носки сожжены - пора и домой! Завтра на работу. Но приключения на этом ещё не заканчиваются! Остаётся три дела: дойти до транспорта, сесть в него и благополучно доехать до дому. Итак, домой!

Тем, кто не приехал на машине или автобусе, одна дорога - в гору, к электричке. И вот уставшие, помятые, измученные отдыхом, сонные, с трудом держащиеся в вертикальном положении люди, нагруженные рюкзаками, палатками, детьми и прочим скарбом, ползут сперва по песку, потом по железной лестнице - вверх, к Солнцу! А у Солнца их встречают непреклонные перронные контролёры. Зайцем не проедешь!

Наконец заветный билет на электричку куплен, карета подана, и... Наивные, вы думаете - сели и поехали? ЩАЗ!!! Вы когда-нибудь ездили на "Газельке" в час пик? Когда "при аварии количество трупов" явно превышает "число сидячих мест"? Тогда представьте себе маршрутную "Газель" длиной в 6-10 вагонов, бодро катящуюся по рельсам. В час пик. Представили? А ещё все с рюкзаками, палатками, прочим добром, пропахшие дымом, пОтом и перегаром... Хорошо, до Жигулёвского моря ехать всего минут сорок. А вот до Самары - почти два часа! И веселье продолжается...

Но вот электричка прибыла на конечную станцию. И пути-дороги расходятся. Кто-то едет на "маршрутке" домой, заснув, едва коснувшись сиденья; ему завтра на работу. Кто-то засыпает мёртвым сном на верхней полке плацкартного вагона поезда Харьков - Владивосток. А кому-то ещё ехать стопом в Питер...

Эпилог

Иной раз думаешь: на кой оно мне? Всё, этот раз - последний! Но проходит месяц, другой, полгода... Заживают солнечные ожоги, отстирывается наконец-то любимая майка, пылятся на антресолях рюкзак и палатка, переслушаны все диски... И вот сначала робко, а потом всё настойчивее и настойчивее появляется и становится навязчивым желание: хочу! Хочу!!! ХОЧУ НА ГРУШИНСКИЙ!!!!! И приходит уверенность: я не сказал Грушинскому "Прощай!" Я сказал ему: "До будущей Горы!"

Некролог

Вот такой получился шедевр. Не судите строго! Это, по сути, первый мой опыт в литературе (не считая школьных сочинений 20 лет назад). "Бета-версия" этого текста была выложена 4 мая 2006 года на форуме сайта Грушинского фестиваля, где и поныне лежит (если только её модераторы не удалили).

Если Вы обнаружили ошибки и ачепятки, или с чем-то категорически не согласны, или хотите чем-то дополнить "Руководство" - не стесняйтесь, пишите! Я всегда рад общению.

И ещё: если я кого ненароком обидел - извините!

Всем удачи и до встречи на Грушинском!!!

Алексей Зуев,
он же BigBoss, широко известный в узких кругах ;-)
ICQ: 107415748
alexzuev (at) mail (dot) ru
Страницы:

Опубликовано 11 мая 2006 support


«Ветер Перемен» © 2005-2020   Спонсорам   Контакты
Сайт сделан на SiNG cms © 2010-2020