XIV конкурс туристской фотографии
"ФотоТур-2023" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставляют призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2023»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Библиотека :: Отчёты и рассказы :: Водные походы :: Кавказ

р. Теберда, р. Зеленчук и р. Аксаут (1,5км), май 2017

02.06.2017 14:15 Wayfarer

С шестого по тринадцатое мая мы с Валерой Вавенковым, Димой Скворцовым и Андреем Бобыкиным ездили в Карачаево-Черкессию. Хотелось пройти, по возможности, Теберду, Большой Зеленчук и Аксаут. Валера и Андрей шли на Викигах3,4, Дима на Каньоне Спорт, я на Ерше. С забросчиками помог Валера (Solitary), за что ему большое спасибо. Точных дат переброски с реки на реку мы не знали.

В.В.: Поэтому отказались от машины сопровождения.

А мне в принципе хотелось идти по полной выкладке и не быть привязанными к стоянкам с автоподъездом. Поэтому надежный человек был очень кстати. Из аэропорта нас вез Александр (Невинномысск, +79283031981), а с реки на реку и обратно в аэропорт – Володя (Зеленчукская, +79283891501).

На Теберду после вечернего самолета мы приехали ночью. Место подсказал Валера, на правом берегу реки, напротив поселка Теберда, не доезжая притока Джемагат. Было только одно «НО» – берег высокий, внизу шумит река, а где есть нормальный спуск не видно. Пока искали спуск, на свет фонариков подъехал егерь заповедника, убедившись, что мы не браконьеры, коих хватает, показал, где можно спуститься и стать лагерем. Поскольку было уже далеко за полночь, мы быстренько поставили палатки, спрятали все вещи по палаткам и тамбурам (от крупного рогатого, следы которого были повсеместно), рассчитывая хорошенько поспать.

Утром, в районе шести меня разбудил гидробудильник, да и в палатке было 30 градусов от утреннего солнца. Дима уже колдовал над Каньоном, залечивая старые раны. Бесшумно собирать Ерша у меня не получилось, так что через полчаса и Андрюха с Валерой проснулись.

В.В.: Если быть более точным, то нас разбудил лязг металла, раздававшийся рядом с нашей палаткой, это кое-кто собирал Ерша.

Коровы с лошадьми особого любопытства к нам не испытывали, так что стапель прошел спокойно.
Речка радовала чистой водой, соответственно, невысокой – то что надо для начала. Ширины хватало, чтобы обходить все, что не нравится.

А.Б.: На Теберде впервые почувствовал, что такое, когда тебя кусает за корму – на полной скорости на струе тормозит и тащит назад поднимая нос и притапливая корму; пришлось включать форсаж.

Сплавовская герма с фотиком у меня, как всегда ехала на животе, поверх юбки, и заливало ее постоянно, чего раньше не было, в результате на стоянке обнаружил, что фотик лежит в луже, таким образом, его я лишился в первый же день. Окунание гермы в воду дырок не выявило, но по краям скрутки пузырило прилично, следствие продолжается, человеческий фактор не исключаю.

Место для стоянки найти достаточно несложно, если не смущает близость жилья. Мы встали напротив Новой Теберды, чуть не доходя до нее, на левом берегу в лесочке. Как оказалось, в ста метрах за лесочком была ферма или загон для скота. Но нас никто не побеспокоил.

На следующий день было ключевое препятствие Теберды – Гай-порог. До него мы дошли быстро, зачалились на правом берегу (порог хорошо виден, и чалка простая, так что прозевать сложно). Пошли смотреть. Зрелище впечатляло – порог сильно отличается от фона реки, чувствуется мощь. Я на каяке таких еще не ходил, так что траекторию мы с Андрюхой высматривали тщательно. Валера чувствовал себя увереннее, и пошел первым. Зашел по центру, но выруливая влево, чтобы уйти от основной бочки, полулагом попал в предыдущую, косую, последовал незамедлительный киль.

В.В.: Грести мне надо было активно в пороге.

Самосплав прошел удачно, Валера зачалился с лодкой в ста метрах за мостом. Далее шли мы с Андрюхой, заходили немного левее центра, облегчая задачу маневрирования. Прошли чисто. Дима сразу сказал, что пойдет по левой протоке, т.к. между бочками в основной протоке самоотлив отработать скорее всего не успеет. Я с морковкой перебрался на другой берег. В левой протоке финальный слив был достаточно высоким, из-за маловодности, и из-за той же маловодности зайти в него ровно, набрав скорость, было довольно проблематично. В результате бочка под сливом Диму тормознула, довернула и перевернула. С морковкой я немного поспешил, да и промахнулся чуть выше на 40см. Хоть она и догнала Диму через несколько метров, но он решил выбраться сам, благо течение в этом месте было слабым и удалось зачалиться с лодкой уже под мостом.

Далее прошли еще немного до автомобильного моста и стали ждать машину, греясь на солнышке. По дороге на Зеленчук докупили продуктов еще на два дня и, как нетипичные туристы, ехали, жуя мороженое, а не попивая пиво.)))

Долина Зеленчука очень сильно отличается от Тебердинской, она значительно уже и покрыта таежным лесом, на Теберде же лес лиственный и виды просторнее. Деревень на Зеленчуке меньше, но автотуристов с палатками по берегам тьма. Воды, по словам водителя, было больше чем обычно, оно и видно по ее цвету.

Володя привез нас на огромную поляну на Псыше, в нескольких километрах выше Архыза. На поляне развернута местная туристическая индустрия: тут тебе и сувениры, и продукты, и хычины, и прогулки в горы. Народу много - и с палатками, и без. Но не тесно. Встали на берегу реки, в стороне от всех. Раскладочный ужин и завтрак были сорваны хычинами, ну и по сувенирам прошлись.

Вода в Псыше чистая, несмотря на ночной дождь не поднялась, а вот Архыз нес кофе с молоком еще вчера, из-за него Зеленчук и был коричневатым. На воду встали опять по отличной солнечной погоде.

Псыш неглубокий и скучать не давал – постоянно приходилось маневрировать, объезжая камни. Незадолго до слияния с Архызом я потерял из виду арьергард и решил подождать в улове. Дима прошел, а Валеры с Андрюхой все не было. Оказалось, Андрюха при маневре зацепился кильсоном за камень, ну и прилег, благо без последствий. Вместе дошли до стрелки с Архызом, где ждал Дима. Теперь Псыш выглядел куда более грозно, Архыз подкрасил его коричневым, мощность струи резко возросла. Бочки и валы стали жестче. Маневрируя между камнями, я ушел под берег, и там немного не хватило пространства – зацепился за камень, а струя потащила левый борт вниз. Было бы это не у берега, точно бы лег, а так – опора на воду перешла в опору об дно, которое решило исход в мою пользу. После очередной серии камней/валов/бочек оглядываюсь назад и вижу, что Андрюха плывет. Хочу помочь затолкать лодку к берегу, но, взглянув вперед, решаю, что одного человека отлавливать проще, чем двоих. А вчера из машины видели бревно поперек основной протоки, так что я решил добежать до улова и кидать морковку. Улово нашлось как раз там, где река делилась на два рукава, и основной был перегорожен бревном. Быстро вылезаю, достаю морковку, смотрю на Андрюху. Он уже у противоположного берега, почти вылез, весло какое-то странное – обе лопасти с одной стороны))). Каяк, к счастью, застрял в ветках у берега, чуть не дойдя до бревна. Перечаливаюсь к Андрюхе, цепляем морковкой каяк, пытаемся вытащить. На помощь подоспевает Валера, говорит: «Что ж вы делаете, смотрите, куда струя тащит». А каяк торчит вверх носом, очко под водой навстречу потоку, дном оперся о ветку. Ну, мы его вдоль продольной оси и тащили. Валера помог ему провернуться вокруг ветки, на которую он облокотился, и мы его вытащили.

К слову о веревочках. К ручке была привязана примерно метровая чалка, и продета (не привязана) в полукольца обвязки, чтоб не болталась. Ее на месте не оказалось, а ручка была разорвана, а это четыре слоя тезы.

Дальше Псыш немного успокоился, после слияния с Кизгычом расширился, стал Большим Зеленчуком. Появилось больше возможностей глазеть по сторонам. Речка очень красивая, часто по берегам еловый лес. Я совсем расслабился, и напротив Архыза, на цепочке высоких пирамидальных валов начал медленно валиться, благо весло загребистое, опора спасла, сам в этот момент уже думал об эскимосе.

За Архызом остановились передохнуть, погреться – Андрюха промок, а ветер с холодной водой были сильнее солнышка.

Первые два Взрывных порога, по сведениям, были разобраны, так что впереди был Третий Взрывной, и Пушка, которую надо было как минимум просмотреть. Координаты порогов я заранее вбил в навигатор, только вот в результате какого-то глюка все точки и треки из него исчезли, и пороги пришлось угадывать по ходу. Вероятно, на Третьем Взрывном кильнулся Валера – реку перегораживала гряда камней, обливных и полу-обливных, с бочками и узкими проходами между ними. За один из них Валера зацепился и свалился без скорости в бочку. Благо это было около берега, и течение за ними несильное, поэтому он сразу выбрался на берег. Мы с Андрюхой, видя это, не стали пытаться попасть между камней, а свинтили к противоположному берегу, где проход был пошире.

Следующий порог выдал себя приличным падением, уходящим за поворот – однозначно чалка. Это была Пушка. Пошли смотреть, прыгая по камням вдоль кромки воды. Мощь. В первой трети порога несколько бочек, идти через которые напрямую не хочется, а совсем обойти не получится. Дальше шивера, река делится грядой надвое, расширяется и уходит за поворот, на выходе бочка, но обходимая. Если удастся пройти первую серию бочек, дальше уже не сложно, а если нет, то морковками отлавливать надо пока река не расширилась, а берега крутые, высокие, не везде подойдешь. В общем, наприключаться можно. Все решили обносить, тем более, в конце порога обнаружилась хорошая стоянка. А я сомневался: вроде приметил неплохую линию движения, хочется попробовать, но меня отговаривают. Сошлись на том, что пока думаю, лодки на стоянку отнесем.

Небо хмурилось, ветер крепчал, сразу и тент стали ставить, одну оттяжку с корнем вырвало. Натянули под тентом две морковки, чтобы разгрузить оттяжки. Тут мне и говорят: «Все. Морковки заняты, пошли за твоей лодкой».)))

В.В.: Порог по нашей воде можно было идти, но было несколько нюансов, главный из которых это страховка.

Утром Дима прошелся до Косого, рассказал ориентиры чалки, оставшиеся Взрывные значились как 2кс, так что просматривать их мы не собирались. Дима пошел первый, но в Четвертом Взрывном кильнулся, сам быстро выбрался на берег, а лодку мы совместными усилиями с Валерой затолкали в улов, правда, у другого берега. К счастью, чуть ниже был мост.

В Пятом Взрывном мы с Андрюхой не успели уйти к правому берегу для обхода по основной струе огромного камня и нырнули в улов под левым берегом. Выход был перегорожен грядой камней и бревном, так что либо обнос гряды, либо траверс на середину из предыдущего улова. Мы опробовали оба варианта, и оба удачно.

Косой начинался обычной шиверой и уходил за поворот без серьезного падения, если бы не Димина разведка, влететь сходу можно было запросто. Сам порог, на мой взгляд, несложный, если успеть прострелить струю с бочечками и уйти от здорового валуна, на который вся струя и валит. На этом валуне прибита табличка, явно намекая на серьезность препятстия. Быстро пересечь струю на Каньоне было явно непросто, поэтому Дима решил не рисковать. Остальные прошли друг за другом с бОльшим или меньшим запасом.

А.Б.: Про Б. Зеленчук: встречали две группы катов на реке – по всем признакам (большому промежутку времени) первая группа обнесла Пушку, как и мы, а вторая высадила девушек перед прохождением Косого, но обе шли налегке. Мне, как не имеющему опыта Кавказа, было сложнее всех, как мне казалось...:) Хотя в большинстве случаев помогало идти в кильватерной струе за Валерой или Андреем, даже когда Валера лёг, быстро сориентировался, траверснул к другому берегу и нашёл слив, в который протиснулся.

У Нижней Ермоловки начались разбои, долина реки сильно расширилась. Пока выбирали место финиша, Ермоловку прошли, а там нас уже ждал Володя.

Финалом нашей поездки по плану был Аксаут, и, потратив на Теберду и Зеленчук всего по два дня, у нас оставалось на него аж три с половиной дня. Немного выше Хасаут-Греческого есть база отдыха с баней, там мы думали закончить маршрут, если повезет, двенадцатого вечером, попариться в бане, просушить снаряжение и на следующий день после обеда спокойно уехать в аэропорт. Домики на этой базе без излишеств, но чистенькие и с санузлом, с человека по 750р – вполне неплохо.

Долина Аксаута показалась нам самой красивой – неширокая, населенки почти нет, рощи чередуются с альпийскими лугами, на которых местами стоят вековые сосны, красиво цветут груши. Ехали, разинув рты, несколько раз останавливались на фотосессии. Вода в реке была чистая, уровень невысокий. И повсюду камни. Слалом предстоял жесткий. Вот я, глядя на этот сад камней, и высказался, что хорошо бы еще сантиметров тридцать воды...

Привез нас Володя на поляну в паре километров выше Красного Карачая. Поставили палатки под вековыми соснами, стали готовить праздничный ужин – девятое мая все-таки. Дима нарезал салат, Валера пожарил мясо, на десерт чай с тортиком – красота.

...А погода тем временем портилась. Стало накрапывать, поднялся ветер. Ближе к ночи дуло уже во всю. Дима привязал Каньон к бревну, на Викинги положили здоровую дровину. Лежа в палатке, я думал, как бы конек не сломался.

В.В.: Ночью несколько раз просыпался от сильных порывов ветра. Ветер внутреннюю палатку вдувал внутрь пузырём. Приходилось всю ночь держать оборону, т.е. внутреннюю стенку палатки, руками и телом, и надеяться, что дуги выдержат.

Проснулся позже всех, дождь продолжался. Вода поднялась на желаемые мной 30 см. Но только никого это не радовало. Меня единогласно обвинили в шаманстве))) В процессе сборов вода продолжала подниматься. Рядом с нашим берегом был галечный остров с баней, отделенный от нас ручейком, в котором вчера было удобно чистить картошку. Сейчас остров таял на глазах.

В.В.: Андрей на ночь оставил в этом «ручье-холодильнике» молоко и айран, которые утром еле успел отловить - они хотели начать сплав раньше нас.

Поскольку напротив нашего лагеря река страшной не выглядела, решили идти. Когда река сузилась, в русле увеличилось количество камей, и началась жесть. Вода – кофе с молоком, оценить вал на наличие камня сложно, обходить всё невозможно, уловов очень мало, и они маленькие. В одно такое улово я заскочил, остальные прошли мимо, Андрюха зашел в следующее. Пошли дальше догонять своих. Уходя от очередного камня, я заскочил еще в одно улово, развернулся, пошел дальше. Смотрю: Валера с Андрюхой тоже в уловах, Дима чалится в улов за металлическим листом чуть ниже, подхожу, чалюсь за ним. Слышу: "Все, дальше идти нельзя". Ребята перечаливаются к нам. "Если мы это идем, то зачем мы Пушку обносили?" – не помню, кто сказал.

Вылезаем на высокий берег, наверху бывший детский лагерь. Идем смотреть, что дальше. Характер реки не меняется. Видим две таблички: 1980 год (девочка 10 лет, явно из лагеря), и недавняя – с мужчиной, похоже что водник. Решаем, что дальше не идем. А дождь не прекращается. Вдруг в лагере домик открытый найдем, идем смотреть. А лагерь-то жив, правда, теперь это база отдыха Аксаут. Сторожа поселяют нас в четырехместный домик за смешные 200 р. с человека. Собственно, обстановка домика этой цене соответствует. Прямо напротив нашей чалки калитка. Перетаскиваем лодки, заселяемся. А вода все поднимается.

А.Б.: За 1,5 км паводкового Аксаута отжало так, как будто шли полдня. Мощность и скорость струи выжала меня. Вырывало левое колено из упоров, а у Валеры неоднократно продавливало юбку.

Базе уже 30 лет, и, похоже, с тех пор мало что изменилось. Относится база к городу Невинномысску, часть домиков арендует супружеская пара Андрей с Фаридой, у них есть группа ВКонтакте, можно договориться заранее. Они принимают группы, водят людей по горам. Остальная часть базы заселяется "по факту", типа как мы пришли. Либо администрация города присылает. Детей уже несколько лет не возят. К слову, указатель на базу стоит лицом к горам, а не к цивилизации.

Связи после Хасут-Греческого в долине нет, а до предполагаемого финиша мы точно не дойдем – дождь не прекращается, и надежды на скорый спад воды нет. Андрей как раз едет вниз, отвозит гостей. Просим передать новые координаты выброски нашему водителю, а заодно и весточку домой. Остальные дни решаем посвятить пешим прогулкам по горам. По словам Фариды, посмотреть есть на что – очень много горных озер, водопадов, да и просто красивых ущелий, и за 10 дней всего не обойти. Спрашиваем, куда лучше и проще сходить, советуют по р. Марке подняться – там красивые водопады.

На следующее утро, хоть и хмурое, но почти без дождя, идем вниз до Красного Карачая, откуда начинается тропа. Заодно смотрим порог Корнет. Вода подниматься перестала, и, похоже, намечается ее спад. Порог выглядит грозно – валы, камни, бочки. Безопасной траектории по такой воде не видно.

Дорога вдоль Марки начинается прямо из поселка, ошибиться невозможно. Затем она становится тропой, но очень хорошо набитой. Марка, перед впадением в Аксаут, разделяется на два русла, образуя большой остров. На острове есть новый дом, там тоже можно остановиться, хозяин принимает гостей. На тропе указатель с надписью: "баня на дровах", причем, тоже развернут лицом вверх по ущелью. Через речку переброшены мостки, явно недавно обновленные, идем, любуемся видами. До водопадов должно быть 2,5 часа ходу. Но время идет, а настоящих водопадов, какими их рисует воображение, все нет. Только ручьи, падающие по крутым стенкам ущелья. С натяжкой можно назвать водопадами, но ожидалось другое. Через 2,5 часа выходим в долину с альпийскими лугами. Красота такая, что и без водопадов того стоит. Вдалеке видно два домика. Похоже, сюда на лето пригоняют скот на выпас. Сразу становятся понятны и очень хорошая натоптанность тропы, и свежие мостки. Поскольку на ближайшие 2-3 км водопадов точно не предвиделось, а 10 мы уже прошли, решаем поворачивать обратно. Дима припоминает, что видел тропку, отходящую от основной. Может, и к водопадам. Идем вниз, но все отвороты все равно выходят обратно. Диме все-таки удается найти едва заметную тропку после очередного крутого спуска. Вот оно, чутье ММБшника! Полноводная Марка падает несколькими ступенями в узком ущелье. Красота!

По дороге обратно решаем с Андрюхой, что завтра у нас отдых. Не позаботились мы с ним о треккинговой обуви, ходили в калошах из ЭВА. Я стопы намял, он на колени жаловался. А Дима, посматривая на вершины противоположной стороны долины Аксаута, приговаривал: "там, наверное, будет связь... и виды на всю долину".

Вечером сходили в заказанную баню.

Следующий день, наконец-то, был ясным. Дима с Валерой пошли в горы, вместе с двумя местными собаками, а мы с Андрюхой неспеша стали разбирать и сушить свои лодки. Вода упала на полметра от вчерашнего максимума, так что, разложив шкуры на солнышке, мы с Андрюхой пошли еще разок взглянуть на Корнета. Выглядел он уже не так страшно, но камней, естественно, стало побольше. Долина Аксаута очень красивая, так что просто погулять по ней, никуда не лазая, очень приятно.

В.В.: Мы тоже провели время с пользой, а именно, неспеша влезли на 3000м, где наслаждались прекрасными видами гор и окрестностей. Собаки с базы проявили свои самые лучшие качества в этом восхождении. Они терпеливо шли рядом, носились по лесу, играя друг с другом, катались и кувыркались в снегу, приглашая нас делать то же самое. Хочу сказать пару добрых слов Диме, который взял меня в это восхождение и отдельное спасибо, что вернул обратно на базу! К обеду успели!

На следующий день за нами приехал Володя, как раз в то время, как мы рассчитывали. Вода упала почти до уровня 9-го мая, но наше время истекло, пора возвращаться домой.

P.S.: В этот поход я хотел сходить отчасти для того, чтобы попробовать Ерша на горных реках. Были опасения, что его низкий и достаточно острый борт окажется слишком кусаемым хаосом струй горных рек. В прошлом году я провел небольшую модернизацию – переделал кницы на центральных шпангоутах так, чтобы привальники шли впритык к шпангоуту, таким образом, под них можно было подпихнуть полосы пенки, чтобы сделать борт более округлым, и заодно защитить шкуру от камней. Прошлым летом это решение было испытано на р. Белой весьма успешно. Но тот участок, между р. Кишей и Гранитным каньоном, был значительно проще.

Опасения были напрасными. За счет отличного контроля лодки я прекрасно чувствовал воду и вовремя ставил крен, даже не задумываясь об этом, как на велосипеде, так что закусываний не почувствовал вообще. Ерш прекрасно крутился между камнями, пробивал бочки, быстро простреливал струи и запрыгивал в любое увиденное улово. В целом, полный восторг! Народ, не ленитесь учиться ТВТ, пересаживайтесь на более узкие лодки. Ощущение воды того стоит!

P.P.S.: Справедливости ради отмечу, что Ерш у меня доработанный. Есть пяточный и коленный упоры, подвесная Тритоновская сидушка. Каркас, как известно, камней не любит. За поход был погнут один стрингер (выпрямлен на месте об коленку) и две центральные секции кильсона. Идти это не мешало, так что до антистапеля ничего не трогал. Дырок не было.