XIV конкурс туристской фотографии
"ФотоТур-2023" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставляют призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2023»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Библиотека :: Отчёты и рассказы :: Водные походы :: Кавказ

Шахепоход-2012

15.11.2012 09:03 oleg kosmos

авторы: Олег Кудымовский, г. Краснознаменск

На Казанском вокзале, когда все собирались в кучу под табло, встретили Советова - он тоже куда-то шёл – решили, что для нас это добрый знак и, после объявления платформы и пути, с воодушевлением пошли грузиться в свой вагон. Перемещение поездом не показалось скучным, на следующий день мы уже проснулись в лете, погода была прекрасная, судя по небольшим лужицам накануне прошел небольшой дождь, и, приехав на сочинский вокзал, разделись до футболок, а некоторые так и вовсе загорали как на пляже.

После того как мы нашли наш автотранспорт, я оставил свой рюк Андрею и пошел встречать Влада и Владу: они ехали следующим паровозом и приезжали позже нас на 20 минут. Также к нам присоединился Володя ака турист, шедший в Китай. Машин стало не хватать, поклажа не влезала, а ещё нужно было решить продуктовую задачу на рынке и в сетевом магазине. Решено было ждать еще одно авто, а пока оно тащится по местным пробкам, закупить по раскладке продукты. Мне нравятся южные рынки, часто бывая на рынке в Армавире во время отпуска у родителей, я немного ориентировался и попросился на закупку вместе с инициативной группой. Сочинский оказался немного помельче и, понятно, подороже, но также по южному колоритным и богатым. По покупкам я реально промахнулся со сгущенкой, взяли две 800 гр. бутылки – оказались бракованные крышки, одна из них растеклась по пакету с хлебом, когда мы ехали по ухабам, да и вообще вместо сгущенного молока оказалась молочным продуктом. Зато не пожалел за взятый на перекус адыгейский сыр, надеюсь, и народу понравилось. Чача с вином оказались дороговатыми, но весьма приятными, что определило их приобретение. Потом мы еще успели закупиться в Магните тушенкой и крупами (арматушла не подвела!) и, дождавшись обещанное авто, загрузились и поехали…

На старте выбрали место для расположения нашего лагеря, поскольку распечатка раскладки была у меня, то и карма начпрода была неотвратима. Адмирал поставил задачу раздать продукты по раскладке участникам, и я обложился консервными банками и пакетами с крупой и хлебом, пока Андрей ставил нашу палатку, дул лодку и таскал дровищи для костра. А после раздачи съестного занялся сведением бухгалтерии. Вроде все получилось, забегая вперед скажу, что все бумаги с расчетами и записями сгорели при попытке разжечь костерок на остановке, когда мы ждали автобус в Дагомыс при сходе с маршрута. В целом раскладка нас удовлетворила, но из-за изменившейся обстановки образовался некоторый профицит: например, осталось сало, купленное на рынке в Сочи. Еще в продуктовой теме хочу отметить, что не все участники заботились о своих продуктах до конца, то есть до полного их поедания. Принцип: «приготовил прием пищи, а что после него остались продукты, которые нужно съесть или нести дальше – не моя забота» считаю неправильным. В итоге мне пришлось подобные хвосты тащить до конца похода.

После вкусного ужина, приготовленного Nalimом, пошли спать, небо было усыпано звездами, и завтра нас ждало наше приключение в рамках первого ходового дня.

Утром, глядя на ползущие облака по распадку, я решил предпринять небольшую прогулку по горам с поиском каких-нибудь видовых площадок для фотосъемки. Завтрак готовился, и я с Андреем пошли по навесному мостику, с нами пошел и Володя турист. Подъем был весьма живописным, прошли через самшитовую рощу, кругом стояли высокие и прямые буки. Сделав превышение где-то на 200-250 метров и немного отдохнув и поснимав, пошли вниз. Было здорово, хорошо размялись, продышались.

Стапель особо не буду описывать, замечу только, что все однушки собрались быстрее всех двушек, что повторялось потом на всех этапах нашего пути.

Вода понемногу падала, чувствовалось, что её маловато, зачастую приходилось выскакивать из лодки, проводить её мимо торчащих обливняков. Небольшие прижимы напоминали, что мы на горной реке. Закончив первый ходовой день и переправив пешую часть команды, занялись лагерным бытом. Меня снова потащило в лес с Андреем, и, позвав Володю, пошли искать место для подъема по хребтинке. В этот раз было несколько посложнее: пришлось лазаньем подниматься метров 30, дальше склон хребта выполаживался и можно было подниматься пешком. Пока ходили, видели много интересного: я нашел шикарный кавказский дуб, красивый прямой и высокий ствол и возрастом точно под две сотни лет. Видели разные грибы, норы от местных обитателей-грызунов, местами в лесу было без подлеска как в парке. Получив удовольствие от прогулки, поспешили вниз спуститься до наступления темноты и не пропустить ужин и раздачу чачи. После принятия калорий начались посиделки у костра с песнями под гитару, было действительно очень здорово! Выяснилось, что в нашей команде поёт не только Адмирал, но еще и Володя турист. Посидев до полуночи, расползлись по палаткам спать.

Перед вторым ходовым днем я перевез желающих пешеходов на берег с дорогой, и с матросом Серёгой, собрав багаж на лодку, пошли за уже убежавшими одиночками. Пару слов о моём матросе: вполне себе самодостаточный капитан, с учетом того, что он капитанит на таймене, ему ходить как минимум самому на одноклеточном, а можно и доверить матроса даже на такой реке. Мне за его широкой спиной не всегда было видно, что впереди происходит, но я понимал, когда Сергей начинал активно работать веслом, что рядом препятствие. Прыгал из лодки и в лодку он резвее, чем я, если мы хорошо садились и нужно было протащить наш корабль. Причем он еще успевал накинуть ремни упоров, что я делал не всегда. В общем, Серега, мне с тобой в экипаже было и удобно, и надёжно, и понятно, и с лодкой ты занимался на привалах на все сто. Как говорится: ходатайствую перед Адмиралом о производстве своего матроса в капитаны.

Еще немного о нашем корабле «Каньон экстрим». Помню, было дело, после своего первого Скитульца зарекался больше на таком не ходить. Но тут просьба Адмирала, другой характер реки, наш двухходовой насос, качающий все до звона, сделали свое дело, и теперь хочу изменить свою точку зрения и сказать: Спасибо коллективу компании «Вольный Ветер» за их совокупный труд. Мне понравилось идти на этой лодке по такой реке. Из недочетов на этой новой лодке оказались только травящий воздух спинной упор заднего гребца и слабоватые фасты при обвязке багажа на палубе.

На второй день вода упала еще больше. Местами приходилось протаскивать лодки. Дошли до места очередной стоянки, Адмирал вышел на берег и положил весло – значит там будет его палатка, всё, можно разбирать свою поклажу. Постепенно нас догнал отстававший экипаж Димы Бирмана и страховавший его Саша Карась, подтянулись с ними клеившие дырки в шкуре наши квадратные – Влад и Влада. Пешка ходила где-то наверху и не имела возможности прямого спуска к нам по отвесным склонам. Поскольку у меня была устойчивая мобильная связь с Налимом, я предложил Андрею еще раз прогуляться по лесам и встретить наших пешеходов. Перешли речку вброд в месте, где проезжают машины, нашли наиболее выположенное место для захода и пошли вверх. Если тропы и угадывались, то, скорее всего, они были звериного происхождения, понемногу вышли на заброшенную горную дорогу – ее перегородило большим упавшим деревом, дальше по ней, пройдя петлю серпантина, сделали рывок и вышли на дорогу. Наверху в двадцати метрах стояли наши пешеходы. Павел сказал, что дядя Миша заболел коленом и поехал отдыхать в Дагомыс. Мы забрали их и повели на стоянку водников. При переходе вброд я заметил по облакам перемену погоды. С одной стороны, хотелось чтоб воды подлило, с другой я понимал, чем это может обернуться. Вечером перед посиделками закапало, что ж, завтра днёвка, посмотрим. Мы натянули тенты и принялись отдыхать. Посидели очень душевно и тепло, Павел из неучтенки распечатал на самых стойких 600 гр виски, в общем, вечер удался.

На следующий день с утра моросил дождик, воды прибыло, а к обеду полило так, будто открыли все краны, костер залило. Я забеспокоился и, помня вчерашние выходы за дровами, пошел искать место, куда можно будет бечь если что. На месте высохшего русла встретил Сашу брдс, посовещались: по-хорошему, поднимись вода еще на метр, и нас отрежет от капитального берега на возможно затопляемом острове. Я бывал в Приэльбрусье, когда занимался альпинизмом и ходил в горную пешку, видел, как во время паводка вода превращается в коричневую жижу, несущую каменные глыбы как мячики и глухо стукающиеся друг о друга. Приметив наверху склона с Андреем небольшую полянку, решили переехать, чтобы не заниматься этим вдруг ночью. После обеда под дождем начали переезд, глядя на нас и на прибывающую воду, следом потянулся народ. Некоторые надеялись, что все обойдется и без переезда, в итого съехали все, только не так высоко как мы. Уже к сумеркам вода текла по всему руслу от склона до склона, а мы стали думать, что будем делать дальше, если непогода затянется. Володя Хрыч сказал, что завтра сделаем траверс и поедем в Дагомыс. В принципе это было возможно, если только вода спадет. А если нет? Паша Налим спросил у меня, сколько стоит вызвать вертолёт МЧС, я думал на крайний случай оставить лодки в схроне и выбираться пешком через переправу выше по течению. В итоге мы с Андреем решили, что утро вечера мудрее и пошли спать.

Утро началось с погружения в мокрый и холодный неопрен. Дождь ночью прекратился и снизу доносились возгласы, что вода упала и понемногу уходит, значит, будем делать траверс.

Внизу я уточнил у Володи, нет ли возможности продолжить маршрут. На что Адмирал сказал, что по такой воде существующие на пути вниз среди прочих препятствий пара прижимов являются не по уровню нашей группы. Конечно было жаль закончить водную часть похода, но слово руковода закон в организованной группе. Все подготовились к траверсу, переправились на другой берег и приступили к сборам. Традиционно одиночки обогнали двоечников, а некоторые, позабыв вверенное имущество, рванули на штурм горы следом за Адмиралом. Перед уходом Володя сказал, что включит телефон и будет на связи, я особенно не переживал, зная что можно успеть на другой автобус или уехать попуткой. Отдельно хочу сказать, что на антистапеле из всех участников озаботился сжиганием мусора только Кеша, остальным до него не было никакого дела.

Да, штурм наверх, да, не в один заход, это запомнится надолго. Подъем признаться был не из лёгких. Пока карабкалась вторая часть группы, мне перезвонил Володя и сказал, что первая часть команды едет в автобусе, будет еще второй через 1,5 часа и нас встретят в Дагомысе. Я пошел приободрить отстававших. Вскоре после перекура все поднялись к дороге. До автобуса был час как минимум. Стали ждать. Смеркалось, стало холодать, первая часть группы уже отдыхала в Дагомысе, радуясь достижениям цивилизации, а мы, чтоб не замерзнуть, решили сделать костерок. Судя по всему автобус застрял в пробке, сломался или был отменен. Костер не разгорался, что делать? И вот, наконец, он сначала засветил дальним светом, потом зарычал дизелем, а потом и заскрипел тормозами. Водитель сказал, чтоб мы садились, пока он идет вниз в Солохаул, и, по-военному быстро загрузившись, мы помчали навстречу комфорту.

Дальше что? Все и так описал д. Миша. В Дагомысе мы посетили на следующий день местный рынок, закупились подарками, упаковались и на электричке поехали в Сочи на поезд домой.