XIV конкурс туристской фотографии
"ФотоТур-2023" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставляют призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2023»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Библиотека :: Отчёты и рассказы :: Водные походы :: Карелия

р. Воньга (Энгозеро - Кузема), август 2004

17.03.2005 12:00 support

Автор: Анюта
    С чего все это начиналось – не помнит никто. Может с того, как одна очень любящая комфорт женщина все-таки решилась спать в палатке, а может с того, как какая-то девочка училась плавать – в быстром течении. У каждого есть своя история, припасенная для того, чтобы рассказывать ее в неверном свете старой лампочки, и у меня тоже. Но объединяет их одно – с тех пор, как мы увидели Воду, все изменилось. Каждый год какое-то шило непрозрачно намекает на то, что пора. Куда? В дорогу, наверное.
    Аня, Шурик (Каякеры) --- Маринка - 2
    Вероника, Саша, Зайка, Мася (Вероничка) --- Нева - 3
    Дина, Егор (Музыканты) --- Таймень - 2
    Олег, Дима (Лоси) --- Нева - 3
    День 0. Поезд уходил из Москвы поздно вечером, 31 июля. Я думала – мы не найдем друг друга в этой толпе, ведь не все знали друг друга в лицо – больше по аське. Уже на маршруте мы встречали знакомых по инету и радовались – мир все-таки очень тесен и от этого на душе почему-то весело. Вот Шурик приводит первого «нашего» - высокий, спортивного вида, почти налысо бритый – таким перед моими глазами впервые предстал Саша. Если честно, я испугалась. Как оказалось – зря. Потом все завертелось, закружилось с бешеной скоростью, люди то приходили, то уходили, в вагон закидывались вещи и вот наконец поезд отошел от платформы, дом остался позади и мы можем поближе пообщаться с нашими - теперь уже – товарищами.
    Такие группы, наверное, настоящее испытание для проводников – для начала мы оккупировали проход так, что пройти было почти нельзя, и проговорили до рассвета, а уже потом сумели затусоваться в купе к Диме с Олегом. Один из их попутчиков сошел где-то после Твери, и у нас появилась свободная койка. Последний попутчик мирно сидел в уголке, бедняга, и даже не жаловался, когда толпа отнюдь не мирно настроенных туристов вжала его в стену, стала горланить песни и даже сжевала его кровные, припасенные на черный день, орешки со сгущенкой. Каемся, грешны.
    Пока основная команда ела и пила, Дина отсыпалась вволю. Иногда она просыпалась, чтобы проглотить кусок пиццы, но потом мгновенно засыпала снова. Мдя… Я даже знаю тот институт, после которого появляются такие привычки…
    День 1. В 3 часа ночи мы доехали до станции Энгозеро. Там нас с распростертыми объятиями ждали местные жители, предлагающие за небольшую плату довезти нас до места стапеля. Мы, недолго думая, покидали рюкзаки в кузов местного камазика и поехали на озеро. Там стоял туман, про такой обычно говорят, что он похож на молоко. Вот-вот такое же белое и мокрое. Пока мы собирались, туман рассеялся, и мы смогли получше разглядеть то место, с которого, собственно, и начинается маршрут. Чтож, зрелище неутешительное: и на берегу, и в воде полно разнообразного деревянного и железного хлама, а также других следов пребывания человека. Среди них – нечто похожее на мостки, с которых, судя по всему, и стартуют предприимчивые водники, наверное потому, что клеиться прямо на стапеле не хочется никому.
    Стартовали мы около семи, а в 11 встали на обед на Оленьем острове. За эти четыре часа мы с Шуриком поняли, что Маринка – это не Салют, и что по озерам она плавать не обучена. Пришлось заняться ее образованием. Без руля ее ведет во все стороны, малейший ветер умело сбивает ее с курса.
    На обед – суп и макароны с тушенкой, на моей памяти это был единственный такой обед за весь поход, обычно горячие обеды совмещались либо с завтраком, либо с ужином, а на марше мы перебивались сникерсами. На небе вовсю светило солнышко, некоторые моржи даже пошли купаться. Остров – просто сказка: песчаный пляжик, растут сосенки, тепло и приятно. Неудивительно, что нас разморило: примерно через час полянка напоминала лежбище котиков. Меня начало слегка поджаривать, захотелось встать и перетащить пенку куда-нибудь в тень, но при попытке встать мышцы пронзила боль. Похоже, я перестаралась с греблей. Тут-то и вернулись добытчики. Добыли одну рыбку и ту мелкую. Ладно, пора вставать, паковать вещи и грести дальше. Грести? О нет…
    Кстати, мы стали лучше держать курс, нас уже не мотает из стороны в сторону как пьяного матроса, а только слегка покачивает. В общем, пройдя еще около 10 км, снова встали. Теперь уже на ночь. Дима с Олегом усиленно пилят какое-то дерево пилой – цепочкой, а Саша верен своей ножовке. Интересно, что победит: удобство или эффективность?
    День 2. Время – это, конечно, деньги, но и вставать тоже очень не хочется. Продрав глаза уже в 12, мы быстренько позавтракали и через час были на воде. Как оказалось, у нас в байде мало места, и весь первый день мы шли буквально сидя на деке, а сейчас перепаковались так, что у меня появилась возможность сесть вниз. Теперь байдарка менее устойчива, зато более управляема. Или это мы грести научились? Хотелось бы верить.
    Ближе к 4 часам дня мы добрались до первой плотины. Как – никак первое препятствие на маршруте. Все долго ходили вокруг нее, фоткались и планировали, каким именно макаром мы будем проходить один чистый слив. Но вот все необходимые действия были сделаны, и наша группа двинулась дальше. У самой плотины есть несколько хороших стоянок с песчаными пляжами, но Диме с Вероникой хотелось сегодня все-таки добраться до истока Воньги. Просвистев Пайозеро и Чогозеро, мы увидели впереди вторую плотину, за ней – исток Воньги. Вот тут уже появились камни. Слалом еще тот. Мы с Шуриком прошли нормально, а вот у Егора с Тайменем проблемы. Километра через 4 после плотины – первый порог. С виду – шивера 1к.с. и опять много слалома.
    К тому времени как мы вышли на Пильдозеро уже начало вечереть, и мы стали искать те самые, разрекламированные в отчетах «хорошие стоянки с песчаными пляжами», но их как-то не было видно. Маскировались, наверное. До моста все берега поросли травой и ночевать там – удовольствие небольшое. Под южным мостом пройти вполне можно, за ним – несколько подводных камней и опять трава, трава, трава. Пришлось, сжав зубы (чтобы не стучали), идти вперед. Наконец, уже в первом часу ночи на каком-то мысу обнаружилось симпатичное место. Слава Богу, завтра будет дневка. Никто просто не сможет встать.
    День 3. Дневка. Позавтракали мы уже ближе к 3, Дина набрала черники, кто-то клеил байду, кто-то рыбачил, кто-то просто спал. Потом мы с Вероникой и Диной пошли купаться, а рыбаки на двух Невах отправились за добычей. Постепенно наступил вечер. Рыбаки все не показывались и не показывались. Вот тут-то Дине на глаза попалась чья-то удочка! Получился конвейер: один удит, второй насаживает. Мы договорились, что маленькую рыбу мы будем отпускать, а большую складывать в банку из-под шпрот.
    В конечном итоге мы наловили два десятка шпротин и выпустили их в кан с водой. Мася с Зайкой пытались их поймать, но не преуспели, зато преуспела Дина: она их выловила, почистила и даже почти приготовила уху, но тут вернулся Егор и сказал, что настоящую уху делают из седочных щек, но и тут в принципе может что-то получиться. Они с Олегом на пару колдовали над костром и в результате выдали вкуснющую уху. Здорово!!
    День 4. Вчера вечером мы решили, что будем вставать в 8, но планы наши опять пошли прахом. Вышли опять в полвторого. Эх…
    Вошли в Воньгу, прошли 3 переката и влились в Синдамозеро. Далее некая извилистая протока вывела нас к местному ритуальному дереву. Почти каждая группа считала своим долгом там отметиться. Дина повесила на вершину удочку с банкой роллтона на крючке, авось кто-нибудь попадется. Кстати, оттуда идет широкая тропа для волока в Мурамозеро. Но мы пренебрегли этой тропой и пошли в обход. Мурамозеро – очень красивое озерцо, здесь не очень много стоянок, зато все – просто отличные. На одной из них – с песчаным пляжем и баней – мы встали праздновать Вероничкин день варенья. Сделали тортик со свечками, надули шарики, сделали баню. По-моему праздник удался!!
    День 5. Народ вчера так хорошо отпраздновал, что проснулись мы в час, а вышли вообще в три. Это уже становится традицией: утром параллельные группы обгоняют нас, а вечером – мы их. До нижней Воньги оставалось около 4 км. Мы их лениво прочапали и влились в первую шиверу. Дальше – сплошной слалом вплоть до Кошки (в некоторых лоциях это порог «Сюрприз»). Сама Кошка – 2к.с., входная шивера сложности не представляет, за ней – обрушенный мост. Сохранилось 2 пролета из 3х, под средним даже можно пройти, но никто из нас на это не решился. В общем, прошли чисто. Но при осмотре порога Димка здорово упал и поцеловался с опорой моста, переносица у него так и болела до Москвы.
    Время уже к 7, надо искать место для стоянки. Тут русло разошлось на 3 протоки: прямо пойдешь – байду продрешь, налево пойдешь – матроса потеряешь, направо пойдешь – щуку найдешь. Мы с чистой совестью повернули направо и разбили там лагерь. Все вытащили байды на берег и устроили осмотр: обе Невы целы, у нас опять потертости по шпангоутам, хотя скотч, который Шурик на нее вчера клеил, спас шкуру, у Тайменя – дыра по стрингеру длиной сантиметров 10. Вот что значит делать проклейку из медицинского бинта. Ладно, будем клеиться. А вот одна из параллельных групп потеряла в Кошке мешок с половником, им сейчас гораздо хуже! Мы даже решили лечь в 10, чтобы завтра выйти не в три, а пораньше.
    День 6. Естественно, выйти пораньше опять не удалось. С вечера ребята наловили рыбы и теперь взялись делать уху и жарить щуку. Все наелись до отвала, рисовую кашу уже никто есть просто не мог, да еще у нас тортик оставался… Ужас, раскладку не едим, придется обратно в Москву везти.
    В общем, вышли уже в два… как всегда. Почти сразу влетели в шиверу: дно мелкое, везде камни. Пройдя группу островов, вошли в следующую, потом в третью. Только пройдя ее, мы зашарили, что это был Гагаринский порог. Млин, если и дальше так пойдет… ведь в лоции он позиционируется как 2к.с. Неужели все пороги будут такими? Мимо нас прошли 4 таймешка. Полностью халявная группа – куча подростков лет по 17 и двое взрослых. Они шли по трое в одной лодке: двое гребут, третий отчерпывает воду кружкой. Мы потом смотрели на их шкуру – на ней не было живого места от заплаток. На Гагаринских озерах мы от них оторвались. Сначала часть озера заболочена, растут кувшинки и лилии, потом берега расходятся. Есть всего две нормальные стоянки, но не больше. На выходе из второго озера – небольшой порожек, при высокой воде там стоят большие бочки, а при низкой – обычный слив. Дальше – Прямой и Кривой пороги. В принципе их можно было идти и без осмотра: везде есть четкая струя, но мы все же решили выйти пообедать и поснимать. Тут подошли таймешки. По-моему они посидели на каждом камушке, при этом не переставая вычерпывать воду и говорить матом. Ламеры. Но мы тоже не лыком шиты – почти все посидели, но в принципе несерьезно. Заночевали на Столбовом озере. Оно очень красивое, есть оборудованные стоянки. Видно, что здесь очень посещаемый маршрут: на каждой стоянке есть очаг из камней в форме полукруга, стол и скамейки, иногда даже баня. Народ решил пить и буянить. Ну-с, посмотрим. Завтра подъем опять в 9.
    День 7. Йес!! Народ спал, спит и будет спать! Вышли опять в два. Похоже, это тоже становится традицией – ночевать так, чтобы был слышен гул порога. Уже через 15 минут хода, мы добрались до Горбатого. Попытавшись в очередной раз запомнить 800 метров слалома, Дима начал ругаться и заявил, что дальше он такие пороги будет идти без осмотра. Учитывая, что следующий порог – Собачий, я на него посмотрю… Саша с Вероничкой прошли чисто, Дима с Олегом – тоже, а вот Егор намотал байду на камень почти у самого выхода. Поздравляю! Это первый боевой киль в этом походе! На таймене погнут кильсон и почти все центральные стрингера. Мы его 3 часа чинили и клеили шкуру. В результате потеряли день и встали на первом попавшемся озере. На стоянке Саша с Шуриком сделали первоклассный стол, правда по высоте он скорее походил на барную стойку. На баню нам уже не хватило сил. Мы с Вероничкой пошли спать, а Лоси с Музыкантами устроили пьянку. В процессе выпивания они выяснили, что Шурик явно что-то оцифровывает, но так и не выяснили, что именно.
    День 8. Утро. Опять утро. Пора вставать. Нам было так жалко оставлять стол, что мы даже думали с его помощью сделать катамаран из двух байдарок, но не выгорело. Вчера вечером приезжал местный на моторке. Предлагал купить у него свежий хлеб, рыбу и клей для байды. Мы думали спросить у него стрингера, но не успели – он уплыл в туман проверять сети.
    С грехом пополам мы вышли. Как всегда в три. Миновали то, что в лоциях осторожно описывается как «озерно-речная система», и добрались до порога «Собачий». Его было слышно издалека, и шум был хороший – глухой и громкий. В описалове написано, что вторая ступень непроходима. Действительно – нехилый сливчик высотой 1,5 метра, а за ним что-то наподобие драконьей пасти с острыми треугольными зубами. Мы с Вероничкой обнесли только середину, а остальные пошли обследовать всю 900 метровую тропу обноса целиком. Маньяки.
    Заночевали уже после порога, на правом берегу. Так как осматривают все с левого, есть возможность, что мы сможем спокойно выспаться. Мы разбили лагерь, и тут Дима заявил, что в этом походе он еще не курил травку. Я ему предложила голубику и мухоморы, но он почему-то отверг добрый совет и остался верен своей канистре со спиртом.
    День 9. Наверное, сегодня у нас рекорд. Пока просыпались, пока ходили на падун фотографироваться, уже пришло время обеда. Вышли в 4. 4 км от Собачьего до Вяккера пролетели мгновенно и пристали к высокому левому берегу. Там уже стояли группы две – разбирали байды. Оказывается, отсюда есть хорошая тропа на ж\д станцию. Некоторые проходят Вяккер и Железнодорожный, причаливают к правому берегу и идут ловить товарняки на бывшую станцию Воньга.
    У нас была долгая дискуссия о том, куда идти. Дело в том, что из-за активной гребли в первые дни, образовалось 3 лишних дня. Был вариант махнуть на Соловки, или же идти в Кузему по Белому морю. В конце концов, море перевесило. И вот, с сожалением (или с хорошо скрытым превосходством) посмотрев на убегающую в лес тропу, мы пошли осматривать порог. За достаточно простой входной шиверой следует первый из двух сливов. После него струя уходит направо, а слева остается канализация, в которую попадают 60% байдарок. Ну и мы тоже не промахнулись. Далее еще метров 200 шиверы и налево уходит второй слив, а направо – канализация, по которой народ обычно проводит байды. Потом – еще около 500 метров слалома 3к.с.. Егор с Диной весь Вяккер проводили, так что в ожидании Тайменя мы встали после порога клеиться.
    День 10. Всю ночь Егор и компания пели песни и пили спирт, а ближе к утру они собрались пойти погулять… Как вернулись обратно – никто не помнит.
    Я думала, что рекорд был вчера, но я ошибалась. Новое время – 4.30. Учитывая опыт прохода Вяккера, Шурик поменялся местами с Егором, и Железнодорожный мы шли без просмотра, как, впрочем, и Морской. Наверное благодаря этому, у устья Воньги мы были уже в 9 вечера. Хорошо.
    День 11. Все! Сегодня выходим на большую воду, будем покорять просторы Белого Моря. Мы даже (неслыханное дело) вышли в 12, чтобы попасть в прилив. Река сильно разливается и плавно переходит в губу Воньга. В отлив это место непроходимо.
    Нам везло – волны шли параллельно нашему курсу, и не надо было галсировать. Перекус устроили на небольшом каменистом островке. Наверное из-за такого раннего подъема вся группа завалилась спать… Проснулись около пяти и решили идти дальше. Похоже, запал был слишком велик – на радостях мы просвистели вход в губу Домашняя и вылетели на мыс Поньгомы. Мы бы пошли и дальше, но когда показания GPSа не совпали с нашим предполагаемым местоположением на карте, остановились и перепроверили. Так как первым шел Егор, мы быстро нашли виноватого и решили встать на дневку на ближайшем острове.
    День 12. Дневка. Снаружи идет дождь. Все спят….
    День 13. К полуночи народ проснулся и выяснил, что пресной воды почти нет. Тогда Дина и Дима расстелили в ложбинке полиэтилен, а потом стали кастовать дождь. Уже лежа в палатке, я услышала, как капли мерно забарабанили по тенту. Значит все-таки накастовали. Утром дождь кончился, и мы вылезли в ветреное и промозглое утро полные решимости и в этот раз покорить море. Правда, при взгляде на обрушивающиеся на берег волны, наша решимость несколько поколебалась. Часам к трем мы вышли, как раз был пик прилива, и нам удалось пройти между островками прямо в губу. Волны сбивали нас с курса, пришлось идти галсами, и только к вечеру погода наладилась: к Куземе подплывали уже по совершенно гладкой воде. Ребята решили скоротать ночь в лесу и уехать в Москву на Мурманском поезде, а мы с Шуриком рванули сразу в Петрозаводск. Потом был холодный вагон, поиски гостиницы и путешествие в Кижи, но это уже совсем другая история.