XIV конкурс туристской фотографии
"ФотоТур-2023" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставляют призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2023»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Библиотека :: Отчёты и рассказы :: Водные походы :: Карелия

Сказ о том, где вся щука живет

27.11.2012 15:34 Дарья

автор: Дарья Антонова, г. Москва

ст.Лоухи – р.Кереть – Белое море – п.Ниж.Полунга – п.Чупа
(23.07.12 – 4.08.12)
Экипаж 1 (“Хатанга”): Гоша (адмирал) и Даша (матрос)
Экипаж 2 (“Хатанга”): Саня (капитан) и Люда (матрос)
Экипаж 3 (“Викинг 4,7”): Антон (капитан) и Наташа (матрос)
Уровень воды – высокий
Категория сложности – 3 к.с.

Начну с самого главного и сложного: начну с покупки билетов. Сложилось впечатление, что наибольшей популярностью летом пользуется направление Москва-Мурманск. Судя по билетам, люди забросили Крым, Кавказ и Египет и рванули к северу, меняя золотые пески на скалистые берега, шашлык – на сомнительное варево с тушенкой, экзотические коктейли – на спирт, а ровный шоколадный загар – на пупырчатый орнамент разного оттенка. Мы брали билеты за 35-40 дней до отъезда на 6 человек, и самое лучшее, что на тот момент нам могли предложить: до Лоухов в одном купейном вагоне, но в разных купе на верхних полках, от Чупы до Москвы – два вагона, по 2 человека и, естественно, верхи. Если вы не успеваете с билетами, и вам достается либо много дорогих плацкартных мест в фирменных поездах, либо (по той же стоимости) купейные места по всему вагону, а, возможно, и составу (как у нас) – берите не раздумывая 1-ый вариант. А иначе вы сутки проведете, перемещаясь из одного тамбура в другой, забегая к своим друзьям ненадолго, ведь к ним подселили злых теток с детьми дошкольного возраста.
За месяц до отпуска было прочтено 10-ки отчетов, просмотрено 100-ни фотографий и несколько фильмов про Кереть. За 2 недели на работе становилось невыносимо, в голове только Карелия. Как она нас встретит? Ведь мы все ехали туда впервые.
Суббота 21.07.12 – день сборов. Продукты куплены, снаряга заготовлена. Упаковываемся. Собираю свой рюкзак. Получилось криво. Разбираю – заново собираю – утягиваю – все влезло – радуюсь. И как только я уже хочу тихо расслабиться, командор говорит:
- А ты спальник сознательно не берешь?
СПАЛЬНИК…2-местный…а я и думаю как у меня все так запихнулось.
Разбираю – выкладываю – перекладываю – перекладываю – собираю. Некоторые вещи и продукты не влезли и переместились в Гошин рюкзак. В итоге у меня 22кг, у Гоши 47кг, и 3 пакета с сухарями, сушеным мясом и поездной едой.
О мясе отдельно. За 1,5 месяца до похода, когда еще выбиралась река, возник вопрос, а сколько надо тушенки на 2-ух недельный поход на 6 чел с учетом того, что магазин встретится в начале и в конце маршрута. Подсчитав, получилось около 16 кг. Однако. Под общей тяжестью мы ляжем еще в Москве. Почитав форумы, где народ делится своим опытом о продуктовых раскладках, мы решили сушить мясо.
Пробную партию сделала в духовке, которую опробовал адмирал и, не церемонясь, заточил с пивом. А непосредственно для похода мясо мы сушили в сушилке российского производства “Росинка”. Так оно лучше сохнет, следить за ним не надо, только поддоны время от времени местами переставляй. Конечно, это требует большего времени (9-12 часов), но вполне можно поставить сушиться вечером, а утром выключить.
В отношении мяса, лучше взять нежирную говядину (лопаточную часть), грудки кур и индейки. Мясо усыхает в 4-5 раз . Говядина уже при готовке с ней блюд получается достаточно мягкая, но суховата, поэтому лучше добавлять в кашу, макароны, картошку еще и поджарку из сала и взять топленное. Курятина и индейка чуть жестковаты, но вкуснее. Кстати, в блюда добавлять сушонку надо, предварительно поварив мин 20, чтобы она размякла. На 6 человек хватает 100-150гр сушеного мяса за 1 прием пищи. А тушенку мы все-таки взяли, но только для супов – 10 банок.
22.07.12
Отправление поезда в 1:20. Встречались в полночь на вокзале. Налегке я доехала до Ленинградского на метро. Вещи вез Гоша в машине, потом забрал Саню с его баулами. На вокзале турья полно. Дюралевые трубы, пенки, каски… Рядом стояла еще одно группа, оказалось – тоже на Кереть. Приехала Люда - в этот день ее немного сбила машина, но от поездки она не отказалась. Ждем Наташку и Тоху. Эти марафонцы за сутки до похода приехали из Белгорода, и им в день отъезда надо было забрать 2 прокатных байдарки, собрать снарягу и купить продукты. Гоша помог им дотащить барахло из метро до поезда. Как только мы начали грузиться, выясняется, что у Антона нет паспорта, а на руках у него удостоверение офицера. Его отправляют к начальнику поезда. Договорившись, мы облегченно вздыхаем и грузимся. Адмиральский рюкзак поместился только лишь на само спальное место, в итоге спали мы вдвоем. Дяденька из др.группы даже место нижнее нам уступил, видимо боялся, что мы свалимся. Немного поколобродили и разошлись спать, ехать нам еще сутки. Душновато. Проснулись невыспавшимися. Перекусили, выпили, играли в карты и стикеры. На остановках во всю предлагали рыбу, ягоды, пирожки и пиво. Вечером проводница из соседнего вагона сказала, что у нее есть свободное купе, и мы там можем посидеть, только не мусорить. Счастье – вот оно.
23.07.12
В Лоухах сошли еще несколько групп. У платформы нас встретил водитель на УАЗе с прицепом и отвез к реке (у автомоста), близ оз.Петриярви. Мы не единственные – 3-4 группы уже собирались. Относительно чисто, ягод и грибов не видно.
Все-таки надувнушки – прекрасные байдарки. В отличие от КНБ-шек с ними не надо долго геморроиться на стапеле, в порогах они многое прощают и весят меньше. Погода прекрасная, солнышко, небольшой грибной дождик и …радуга. Перед выходом решено было идти до обеда и вставать на стоянку, т.к. дорога нас вымотала. Поели кашки – вышли. Ж/д мост и первая шивера. Аккуратно – под мостом слева присутствует техногенка. Пейзаж прекрасен: высокие скалистые берега, сосны, растущие прямо из камней, на заболоченных берегах зреет морошка, цепочка бликов на воде, утята.
1-ый порог – Щелевой. Красивый порожек. На входе слив с бочкой, прижим к ПБ. Шли в слив и сразу справа налево по пене. Далее - Кривой-1. Не особо помню, как шли (видимо, не впечатлил), но слалом был. Вышли в оз.Долгое, ветра нет или небольшой попутный. Надувнушки идут хорошо. Антон с Наташкой немного отстают – капитан впервые в водном походе, его матрос учит премудростям управления, вот такой перфоманс. Встали около 2-ух дня на стоянку справа на мысу. Прекрасная невысокая стоянка: у воды баня, мы ей не воспользовались, пока рано. Сама стоянка чуть дальше и левее. Пообедали и предались до ужина безделью. Наташка нашла 2 больших подосиновика (с первой добычей), но, увы, 1 червивый полностью, из 2-го можно что-то взять. На ужин он стал похлебкой. Ночью светло так, что можно читать. Фонарь оказался самым бесполезным предметом в этом походе. Белые ночи оказались очень коварными: они сбивают график движения. С каждым днем просыпались и выходили все позже и позже. И только день на 7 нам удалось выдвигаться хотя бы до 3 часов дня (не считая перехода от о.Кереть до о.Олений, там мы вышли уже в вечерний отлив). Рыбалка на мысу у ребят не удалась: кроме мелкого окушка, ничего путного не пришло. Окушка, естественно, вернули в свою среду обитания. Все время стоянки до ночи по озеру гоняла моторка: то ли рыбаки, то ли рыбнадзор. Черники мало.
24.07.12
Вышли где-то в 3дня, прошли пор.Керчуг, серию шиверок и озер:
 - Вот, где вся щука живет! – приговаривает Гоша, доставая спиннинг.
Он пытался дорожить и с места ловить. Вытащил все-таки. Щука! Уже снял с крючка, положил в очко, но небольшая щучка ушла, прям из байдарки – я свидетель. Перекусили на бережку. Половили рыбку (опять ноль). Дошли до пор.Белый клык. Осмотрели, идем 1-ми. Входим по центру и ….благополучно садимся на обливняк. Сидим крепко, даже течение почти не движет байдарку. Пытались оттолкнуться веслами – ничего. Командор переполз в центр, нас снесло с камня течением и весь порог мы прошли так: я впереди, Гоша верхом в центре. Ребята шли левее. На выходе была очень приятная бочка, умыло теплой водой, хотя по времени было уже 11 часов вечера. Вошли в очередное озеро, где Тоха поймал хорошую щуку килограмма на 1,5. Встали на стоянку перед пор. Мураш справа на невысоком, но сухом берегу. Гоша жарит щуку, на утро она была съедена.
25.07.12
С утра собирали грибы, но так как никому неохота было ими заниматься перед выходом – взяли с собой в накомарнике. Выходя со стоянки, зачалились на ЛБ для просмотра Мураша. Мне было лень идти, поэтому, наслаждаясь вкусной черникой, я осталась на берегу. Адмирал вернулся хмурый, сказал, что порог @опный и мне следовало тоже его просмотреть. Я цепляю камеру на спас. Выходим. Порог очень понравился, особенно его 2-ая половина. Создалось впечатление, что идешь только по пене. Встали в заводь:
 - Вон, где щука живет! – сказал командор, бросая спиннинг.
И ничего.
Впали в оз.Новое – и тут такой вмордувинд начался. В одном месте, судя по берегу, мы не двигались вообще. И если бы не ветер, то наверняка бы вся щука, живущая там, была бы наша. Только на выходе из озера ветер поменялся на боковой, а затем и на попутный. Адмирал смастерил парус из ВВЗ-ой куртки.
Порог Сухой мы не увидели вообще. Но за мостом (в лоции это место называлось мелководной шиверой с обилием камней) протоку можно было вполне назвать сухой шиверой. Внимание, в камнях присутствуют куски арматуры. Немного посидели на камушке, и, очень обидно, где-то там я потеряла камеру. На обед встали в 10-ом часу вечера справа на болотистом бережку. Прошли оз.Осиновое и начали искать стоянку. Время было уже часов 11, поэтому все сухие места были заняты, а на болоте стоять очень не хотелось. К тому же на завтра была запланирована дневка с баней. После порога Кривой-2 на озере много стоянок, но, увы, тоже заняты. Впереди пор.Долгий, перед которым на ПБ нашлось хорошее местечко с баней и столом.
В предвкушении завтрашней бани и блинов, после ужина отправляюсь спать.
26.07.12
Проснулись поздно. Завтракали аж в 15:00. Блины с черникой и сгущенкой удались. И кто мог подумать, что из воды, муки, масла и сахара с солью, получится такая вкуснятина. Оказалось, что у нас осталось 2,5 пачки чая и, исключительно, зеленого. Адмирал чуть не взвыл от огорчения: нам еще 8 дней идти, и магазин будет только в п.Чкаловский через 6 дней. Стали экономить, заваривая зеленый чай по 2 раза с добавлением багульника и елочки для ядрености. Оснастив все возможные спиннинги и удочки, ребята отчалили рыбачить. Я это дело не люблю, поэтому осталась в лагере…одна. Вернулись часа через 1,5. Из улова – 1 окушок. Начали делать баню, а Антон с Натахой ушли обратно рыбачить (рыбнадзора на них нет). Топим баню, вяжем каркас. Ребят долго не было, уже собираясь на их поиски, “Викинг” вернулся, но без рыбы.
Баня выдалась отличная, лишь каркас подвел – рухнул через 30мин. Но, как оказалось, можно париться и без каркаса, пар его как бы держит, главное чтоб человека 3 внутри было, чтоб низко не осел и не поплавился.
После бани состоялась массовая пьянка, игра в стикеры и песни под гитару, а под утро и без.
27.07.12
Начало пор.Долгого представляет из себя остров с 2-мя протоками. Группы проходили по левой протоке. Глянули, что справа. Там помощнее порог, но надо четко войти в слив, дабы не зацепить дерево и не сесть на обливняк, которого с воды не видно. Командор было решил идти здесь, но, видимо, мои аргументы были убедительнее. Пошли порог по левой протоке, не просматривая. 1 слив небольшой, сразу 2-й побольше. Много коварных камней, на один такой нас вынесло лагом и начало кренить налево. Дальше очень быстро у меня отстреливается юбка, и ноги уже уходят из байдарки. Я быстро запрыгиваю назад. Гоша выводит ее носом. Так мы избежали киля. Порог утомителен, и красивым его не назовешь.
Впреди пор.Варацкий, наиболее сложный в этом маршруте. Чалка слева. Просматривали долго, внимательно. Все ждали, когда же кто-нибудь пойдет. Никто не спешит. Самое серьезное место – у острова. Правой протокой идти проще (по крайней мере визуально). Слева имеется 2 варианта:
1 – идти по центру, левее в слив у скального выхода (там обычно фотографируют и страхуют).
2 - так же по центру до острова и, заводя нос от острова в слив между ним и валуном. В сливе 2 косых вала образуют острый угол треугольника, надо влететь аккурат в угол на хорошей скорости.
Накрутив себя, я решила порог не идти, но как сказать об этом?! Адмирал меня опередил:
 - Ты пойдешь?
 - Я бы лучше пофотографировала, но если очень надо – пойду.
В итоге я осталась наблюдать.
Гоша шел с Саней, прошли хорошо. Затем Саня уже своим экипажем – с Людой. Но на косых валах их положило. Отделались царапинами и ушибами, утопшей кепкой, кружкой и ложкой. Антон с Наташкой притормозили на выходе, но в целом прошли нормально. За порогом перед мостом сделали перекус. Прошли оз.Варацкое с хорошими стоянками, но, как всегда, остальные группы уже успели подсуетиться. На одной из них стояла группа с Волгограда, которая снимала нас на Варацком. Они выловили нашу кружку с ложкой и кепку. Немного поболтав с ними, мы не теряли надежду все-таки найти стоянку. Тем более, что впереди пор.Краснобыстрый, а ночью проходить его, мне лично, не хотелось. Да и ребята заметно устали.
Перед самим порогом нашли неплохую стоянку у поворота слева. Единственным минусом было то, что через нее все просматривают порог. Решено было встать пораньше.
28.07.12
Встали мы, конечно, не как хотелось бы. Но успели позавтракать и начать собираться до того, как начался проходной двор. Порог очень маневренный. Все камни просматриваются с воды, но есть несколько обливнячков, которые стоит запомнить на осмотре. Идти по струе. Люда и Саня прошли хорошо. Дальше мы – на 5-ку. Зачалились за порогом в улове – ждем 3-их. Мин 20 ждали. В итоге Гоша уже отправился с “морковью” на спас.работы, как показались ребята.
Перед Масляным порогом чалимся на ЛБ. Стали проходить по центру и чуть правее. Мы шли крайние. По началу все было хорошо, но в слив мы вошли полулагом, нас немного накренило, но не кильнуло. Так что прошли плохо. Уже на выходе картина: Люда в воде, Саня верхом на перевернутой байдарке – 2-й оверкиль. Отбуксировали ребят к берегу, там же встали на обед. У водоплавающих из потерь шланг от насоса и все та же многострадальная кепка. После обеда прошли пор.Павловский, оказавшийся не особо мощной шиверой. Перед Колупаевским мне приглянулась стоянка на ПБ у порога. Я приняла попытки разжалобить адмирала и встать здесь, а завтра с новыми силами начать проходить. Но получила грубый отказ, суть которого в том, что прошли мы за день мало и надо идти дальше.
С ЛБ порог показался страшным: вроде и бочек как таковых нет, но скорость течения, камни, мощные валы напугали. Идем порог. На воде как-то легче, главное - внимательнее к камням. На один такой мы налетели. Видимо скорость была хорошая, потому что нас не развернула, лишь притормозило. Мы спрыгнули с камня (именно спрыгнули), не успев сообразить, как можем влипнуть. Ждем ребят и ищем стоянку.
Далее в протоке (где, естественно, жила ВСЯ щука) идут несколько мелких островов и луг, где мы решили встать. Трава невысокая, все сухое, грибов настолько много, что за ними даже идти не надо. Грибы в основном подосиновики. Но и маленькие, и большие – все червивые. После переборки у нас получилась всего 1 миска, а ведь они еще ужарятся. Рядом с нами берег поднимается, и на его склонах много спелой черники. Наверху течет маленькая речушка, спадая вниз по камням (очень красиво), впадает в Кереть. Был очень большой минус у этой стоянки – нас атаковала мошка, и мы спешно ретировались по палаткам.
29.07.12
Можно назвать этот день полудневкой. Встали мы не поздно, но напала такая лень, что вышли мы часов в 5 вечера. Дошли до Кривого-3. Две ступени, между ними улово справа, осматривать обе по ПБ.
Сильное течение, много коварных обливняков. Мне порог не понравился – камень на камне. Да и солнце ушло. Короче, решила я слиться, пока не поздно. Люда пересела к Гоше, а Антон прошел сначала своим экипажем, а потом опробовал место матроса с Саней. 2-ая ступень со стороны казалась еще более “каменной”, и я слилась повторно. К тому же погода…(ну, это для отмазки или успокоения собственной совести). Вторую ступень в нашу воды проходили 2-мя способами: 1- вдоль “мясного” ЛБ (как шли Саня и Гоша 2 раза), где в конце надо быстро выгребать вправо, а для этого нужен сильный матрос, поэтому Люда осталась со мной на бережку; 2-ой способ – вдоль ПБ, там чуть тише, но полно больших подводных камней, от которых можно не успеть отрулиться (как произошло у Антона с Наташей) или не увидеть.
Кривой-3 пройден, а впереди нас ждет крайний на этом маршруте – пор.Морской, он же Керетский, он же Запорный, который мы решили проходить завтра.
Встали на стоянку с баней на острове у небольшой шиверы. На стоянке уже был стол с лавками, заготовленные дрова и … мусорный загон, явно переполненный, а так как он находился недалеко от стола, было неприятно. Все, что сжигается, надо сжигать, стекло забирать с собой, а консервные банки или закапывать (да, в Карелии их тоже МОЖНО закопать) или увозить с собой.
Ребята решили попытать счастье в очередной, наверное, уже 100-ый (юбилейный) раз, но, потерпев неудачу, оставили это нелегкое дело до моря. К тому же Антон неудачно выбрался из байдарки – ушел в воду, даже не попрощавшись. Это было очень символично – он же подводник, а сегодня – День ВМФ. Ура, товарищи!!!
30.07.12
Это утро не особо отличалось от других, поэтому сразу с порога.
Порог начинается за рыбучетной станцией, где реку перегораживают сети. У порога уже стояло несколько групп. Нам объяснили, что как только подойдут крайние катамараны – сети опустят, и мы сможем пройти. Посмотрели начало порога, проводили взглядом каяк и катамаран.
Порог длинный и мощный, большое падение реки. В нашу воду почти все камни были залиты водой, но некоторые обливняки плохо просматривались не только с воды, но и с берега. Пока мы вглядывались в воду, накручивая себя, все группы уже ушли. Подошло и наше время. Погода бодрила, но на душе было как-то не по себе. Вышли первые. Идем по всем бочкам, на которые попадаем. Буквально в нескольких сантиметрах проходим 2-3 нехороших камешка (не специально, просто был задан такой курс). Прыгаем на валах, что кружки звенят. Порог проскакивается мгновенно из-за большой скорости. Чалимся на ЛБ перед шиверообразной 2-ой ступенью. Далее в планах – обед, сбор пресной воды и курс на о.Кереть. Ждем Саню с Людой. И что мы видим – 3-ий киль! И где? На слабой 2-ой ступени. Ребята, вы становитесь предсказуемыми. Люда отбивает последние целые пальцы, Саня получает люлей. Чалимся справа в заводи для обеда. Очень много черники. Решено было открыть крайнюю банку сгущенки и сделать на десерт таежное мороженное. На обеде было объявлено, что на о.Кереть будет дневка. Но т.к. пресной воды там нет, необходимо ей запастись.
Идем к лодкам, а они уже на камушках – отлив, а мы еще даже в море не вышли. Пока шли, пробовали воду на предмет солености, но пока она была пресной.
- Соленая! – крикнул командор.
Действительно. Теперь можно смело называться мореплавателями.
Поднялся небольшой ветер и, как следствие, волна. А бонусом стал густой туман. Пока адмирал делал техническую паузу на о.Среднем – ребята ушли вперед и скрылись в тумане. Чтобы догнать их, мы шли на пение Антона.
Показалась береговая линия о.Кереть! Причалили, осмотрелись. Высокий скалистый берег, покрытый мхом.
Ребята отправились на поиски стоянок. В итоге стоять нам предстояло наверху, утопая по щиколотку во мху. Костровища там не было, и под “кухню ” мне выделили место внизу у линии прилива. Мне место откровенно не понравилось, но демократия победила. Видимо, я не романтик, потому что эйфории от “жарить мидий, глядя на море” я не разделяла. До дождя поставили лагерь. Ну как лагерь… палатки. Повыше убрали суда.
Люда с Гошей пошли собирать мидии. Ночью они были съедены под спирт и задушевные разговоры, под роем мошки.
31.07.12
Утро было пасмурным, прилив еще не начался, поэтому пришлось искать место поудобней, где можно умыться. К обеду с приливом выглянуло солнце, и стало повеселей. Гоша решил порыбачить, но попытка оказалась тщетной – местная рыба не хотела клевать на снасть, которая у нас была, поэтому, вечером искали морского червя - пескожила. Время от времени издали выходили очередные группы туристов. Мимо острова проплывали катамараны, байдарки, моторные лодки и катера. По соседству встала задорная группа, оглашая окрестность острова громким смехом с утра до вечера. Наш запас чая практически кончился, и Наталья пошла попросить веселых соседей угостить нас заваркой или поменять ее, например, на сигареты. Вернулась она с горстью черного чая и…растением Иван-чай. Добрые соседи предложили нам его заваривать. Видимо от Иван-чая их так перло. Веселящее растение мы тоже пробовали заваривать: по вкусу напоминал слабозаваренный зеленый чай с небольшим количеством лекарственного сбора.
Прошел дождь, после которого, взяв лопатку и прихватив Антона с Наташкой, адмирал пошел на охоту за пескожилом. Старания не прошли даром – червь был собран и убран в сигаретную пачку. На ночную зорьку рыбачить пошли Гоша с Антоном. Вернулись с треской грамм на 300. А уже ночью Саня с Тохой выловили треску побольше. На самом хорошем клеве закончился червь, и ребятам пришлось вернуться. Ночью опять шел дождь.
1.08.12
Утро выдалось ленивым. Завтракали адмиральской ухой и стали собираться. Пока телились, пошел дождь. Мы с Гошей собрали свои вещи и начали грузиться. Мокрые и злые заметили, что кроме нас никто больше не собирается, а наверху до сих пор стоят палатки, в одной из которых (в сухости и тепле) ребята играли в карты, “пережидая дождик”. Командор не стал долго ждать, а попросил вылезать и собираться, а попросту выгнал в дождь. Вот такой суровый у нас адмирал.
Вышли мы поздно – уже начался вечерний отлив, но погода наладилась. В связи с губительным недостатком чая и сигарет, на следующий день было решено отправить 1 экипаж в пос.Чкаловский в магазин. Идем спокойно, даже лениво. Вдали показался поплавок сети, при ближайшем рассмотрении оказалось, что поплавок движется:
- Бутылка! – сказала я.
Вдруг эта “бутылка ” чуть выныривает и уходит под воду, показав спинку. То ли морской котик, то ли тюлень, то ли какая другая выхухоль.
Причалили на о.Олений у старого причала. На берегу стояла уже знакомая группа, угостившая чаем. Рассказали, что рядом есть незанятая стоянка. Пошли посмотреть: стоянка с большим круглым столом и лавками вокруг, костровищем и вырезанными из дерева “аксессуарами”. Но…опять с мусорной ямой неподалеку. Народ разбрелся кто куда. Вернувшись, ребята отыскали стоянку лучше, без мусора и с медитативным камнем, но сворачивать лагерь и перемещать свои ленивые тела в др. место не захотели.
После прошедшего дождя обнаружились только сырые дрова, и уже ночью получилось вскипятить котелок для чая. Ужин заменили шоколадом и сухарями. Завтра нас ожидает дневка с баней, чаем и сигаретами.
2.08.12
Утро оказалось не очень приятным. Очевидно, поставив палатку на лапник (который лежал до нас), мы не учли, что возможно под ним скрывается что-то неровное. И это что-то оказалось толстым корнем, проходящим через всю ширину палатки, образуя “ступеньку”. Пенки несильно помогли.
Антон и Наташа уже ушли в Чкаловский, предварительно с вечера получив список необходимого. После завтрака мы ушли искать клад.
О кладе подробней. Вечером на стоянке мы обнаружили висящую на дереве самодельную карту, под которой была бутылка с запиской, что-то типа:
  Поставил палатку, разжег ты костер,
  Иди к 2-ум карьерам, где ползал шахтер,
  У старой телеги средь сосен пяти
  Ты тормозни и лопату схвати.
  17 шагов на юг, тра та та
  Тра та та под старым камнем в общем клад!
Прошли карьеры, в которых добывали слюду. Они были залиты пресной водой. В лесу встречались фрагменты старых рельс. Увидели вагонетку (по карте она значилась как старая телега, как раз у 5-ти сосен) Но камень там был не один, так что пришлось копать под каждым. Клад мы не нашли (видимо группа из Рязани, отыскавшая клад до нас, свой - не положила), зато зарыли свой: самодельную записку из бересты, кулон химической формулы воды, тюбик “Спасателя” и банку кукурузы. Гоша с ребятами ушел к карьерам топить баню. Вернулись ребята, сказав, что сигареты в поселке закончились. Над лагерем повисла угроза суицида. В итоге, все причалившие в течение нескольких часов суда подвергались вопросу “есть ли сигареты”, и жалобными глазами мы просили их. Выклянчили таким образом 1,5 пачки. Затем Наташка, собрав катомку с продуктами, каких не жалка, пошла менять еду на сигареты уже в соседние лагеря. Вернулась она с тем же пакетом, но без сигарет (в соседнем лагере предложили курить Иван-чай), зато с растительным маслом. Теперь будет на чем жарить драники.
Наступил банный час. Каркас был крепкий, но большой, поэтому плохо прогревался, по ногам дуло. До моря бежать было далековато в связи с отливом, поэтому под конец ныряли уже в карьер. После помывки пожарили драники к водочке. Под это дело пришел сосед, искать компанию, а потом и его супруга. Я решила сходить к морю. Кстати, вечерами на море всегда было пасмурно, и белые ночи были чуть темнее, чем на реке. У тропинки послышался шорох, оборачиваюсь - а там бежит заяц. Вроде, ну заяц – безобидное существо, но что-то меня так испугало. А чего это он так бежит, не иначе как за ним волчара гонится или какая другая росомаха.
Соседи вскоре ушли. Командор чуть поиграл на гитаре и все разошлись по палаткам. Это была наша крайняя ночь на море. Завтра мы должны заканчивать наш маршрут, а поэтому (как всегда) встать пораньше.
3.08.12
Встали мы действительно раньше обычного. Выйти успели в начавшийся прилив. Обедающая на берегу группа подарили нам морскую звезду. Шлось очень легко. Наш путь лежал в п.Ниж.Полунга, оттуда нас должна была забрать машина и отвезти на вокзал в п.Чупа. Когда пришли к поселку, ребята кинулись в магазин за сигаретами, пивом и др. няшками. Стали разбираться. Погода нам сопутствовала: быстро высушились и стали ждать водителя. Недалеко от нас играла в футбол группа из Сергиева Посада. С ними решили поиграть наши ребята до первого гола. В итоге 1:0 в нашу пользу.
Пока ждали водителя, Наташка раздала нам монетки, которые мы кинули в море, чтоб вернуться. К позднему вечеру захотелось горячего чая, но котелки были убраны. Антон взял 2 шоколадки и куда-то убежал. Вернулся он с котелком чая от соседей, спасибо им. Затем они пришли сами с бутылочкой огненной воды и стали делиться впечатлениями и советами.
Подъехали машины, мы загрузились, сели и отправились в Чупу. Ребята о чем-то громко разговаривали, мы с Людмилой ехали впереди молча. Я пыталась восстановить картину событий этих 12 дней, но пока как-то все сбилось в кучу, и просто стала наслаждаться природой за окном. Удивительнее и красивее Карелии я пока мест не видела.
Наш поезд рано утром. До отъезда в Москву ребята играли на гитаре, пели песни, пили вкусные напитки, делились впечатлениями. Добрый водитель Александр предложил погреться в его газели. Адмирал так нахватался впечатлений, что разбудил всю группу на час раньше, вследствие чего был обруган. Стоянка поезда была 4-5 мин. У нас было 2 вагона, не соседние. Мы с Тохой успели забежать в свой вагон, а ребятам пришлось идти по составу до мест. Но путь им перегородил вагон-ресторан (“Мордор”), открывающийся только в 11утра со злой поварихой, которая объяснила ребятам кто они, и что она пустит их через свое царство только в сопровождении. Люда была заключена в “Мордоре”, пока ее не спасли.
Тем временем мы с Антоном объясняли нашему полупроводнику (молодому парню было от силы лет 18), что наши ребята не дошли до своего вагона и скорее всего, перебегут в Лоухах.
Поезд остановился на станции раньше положенного времени. Как называется станция нам проводник ответить не смог, зато с гордостью ответил девушке, искавшей рафт, что он ПРОВОДНИК и рафт им не сгружали. Ответ мы получили у девушки – это были Лоухи.
Время все шло, а ребят не видно. Тут показались Саня с Гошей и нашей байдаркой. Шли они не быстро, то ли неудобно вдвоем тащить огромный рюкзак, из которого выпадают различные предметы, а веревки цепляются за светофоры, то ли ночное прощание с Карелией, с Сергиево-посадскими ребятами, водителем Александром и лишняя бутылка коньяка делали их движения неточными, а ноги заплетающимися. А может сыграли здесь роль все факторы.
Наш полупроводник спокойно сообщил пренеприятнейшую новость о том, что они, скорее всего не успеют залезть. На мой вопрос – а что же делать, он не смог ответить (но стоп-кран дергать не разрешил).
 - А может флажок кинуть? – это была моя последняя надежда.
 - О, точно флажок!!! – согласился парень и побежал за флажком.
Антон помог ребятам затащить рюкзак, и мы двинулись в путь дальше. Полупроводник проводил Саню до его вагона через Мордор, а к нам вернулась Люда - живая и невредимая. Закинув вещи, мы немного послонялись, попили чаю и легли спать.
До самой Твери шел дождь, иногда прекращался, и можно было выйти на платформу прогуляться.
Москва нас встретила 30 градусной жарой. С ребятами мы попрощались на вокзале.
Еще неделю после похода город пугал своей толпой, суетой и ночной темнотой. А снились карельские скалы, наш маршрут, и не отпускало состояние того, что до сих пор я нахожусь в лесу, надо покормить ребят, заставит их натянуть тент, а завтра нас ожидает очередной порог, озера, затянутые кувшинками, заводи, где живет вся щука и …море со своими обитателями и солеными брызгами волн.
Мы были в сказке, где не садилось солнце!