XIV конкурс туристской фотографии
"ФотоТур-2023" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставляют призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2023»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Как второй поход на байдарке чуть не стал последним.
Новая тема   Ответ
Автор Сообщение
 ylos50
г. Тула
сообщений: 692
#41 Дата 13.05.2019 16:59 Ответ
Мне кажется, если впереди неожиданно возникает непреодолимое препятствие, времени на разворот нет!
Нужно резко начать работать веслами назад, с направлением кормы к ближайшему берегу. Лодка замедлит своё движение вперёд и потоком набегающим на корму, лодку, слегка повернутую кормой к берегу, начнёт прижимать к этому берегу.
По извилистым речками, маневрирование кормой, намного эффективнее, чем на скорости пытаться обогнуть препятствие!

Налим-225, Ермак-450, Инзер-400М с транцем, экспедиционная байдарка Романтик-540 с транцем+ электро HDX-32L,
Фрегат-280ЕК + бензо Ymaha-2,
почти все суда распродаю!
 Эмма
Иваново
сообщений: 7555
#42 Дата 13.05.2019 17:07 Ответ
цитата ylos50:
Мне кажется, если впереди неожиданно возникает непреодолимое препятствие, времени на разворот нет!

Зависит от типа лодки. Длинный каркас, конечно, не повернуть, а вот одиночная надувнушка-плоскодонка поворачивается с одного гребка, и времени на этот гребок потеряется меньше, чем на относительно слабых гребках назад.

цитата ylos50:
лодку, слегка повернутую кормой к берегу, начнёт прижимать к этому берегу.

Да и не будет плоскодонку так прижимать, это тоже "каркасное" поведение.

В общем, если каркасная двойка (и даже единичка, типа моей "Лены") - кормовой траверс наверняка окажется быстрее, а если коротенькая надувнушка - быстрее будет добраться к берегу с поворотом лодки.
 Капитан-фотограф
Москва
сообщений: 19752
#43 Дата 13.05.2019 17:51 Ответ
цитата Эмма:
Да и не будет плоскодонку так прижимать, это тоже "каркасное" поведение.

Будет. Не надо это рассматривать как "прижимать струёй". Надо просто перейти в систему отсчёта движущейся воды. В этой системе нет никакого прижимания, а просто лодка плывёт кормой вперёд в сторону от препятствия. И немножко вбок - насколько повернута. Вперёд (в том числе и кормой) умеют плавать все лодки, и каркасные и надувные.

А с остальными утверждениями - согласен. От хорошей неприятности на надувной однушке лучше удирать в полную силу, то есть передом. А недавно, заехав не в ту (более мелкую) протоку "Бенского порога", мы вполне развернули и большой Викинг и успешно выплыли обратно.

В обсуждаемом здесь случае ширина потока была вполне достаточная. И не думаю, что скорость была больше 5 км/ч. А это значит, что топикстартер мог, хоть и не сразу, но вполне спокойно уплыть от этого моста вверх. Если бы не смотрел на него.

Это моё частное мнение.
Отредактировано: Капитан-фотограф 13.05.2019 17:59
 Эмма
Иваново
сообщений: 7555
#44 Дата 13.05.2019 18:01 Ответ
цитата Капитан-фотограф:
. Надо просто перейти в систему отсчёта движущейся воды. В этой системе нет никакого прижимания, а просто лодка плывёт кормой вперёд в сторону от препятствия. И немножко вбок - насколько повернута.

Та же проблема, что и в нашем споре про выскакивание на каяке из улова для пересечения струи: в динамике всё не так просто, как переход из одной инерциальной СК в другую.

Масса у каркаса с экипажем примерно такая же, как у надувнушки с экипажем, а вот боковое сопротивление у каркаса сильно больше. Поэтому каркас начинает сдвигаться к берегу сразу в начале реверса, а надувнушка проскальзывает. Это надувное проскальзывание по опыту очень заметно в разных ситуациях - вот, например, заскакиваю в улово за камнем и... улетаю ниже по улову просто бортом вперёд. Каяк бы при входе в спокойную воду боком сразу остановился, а надувная плюха скользит боком почти так же хорошо, как и носом.
 Капитан-фотограф
Москва
сообщений: 19752
#45 Дата 13.05.2019 18:17 Ответ
Тогдашний наш спор относился имхо не к динамике, а к неоднородности струи. Допускаю, что там всё несколько сложнее. Но у многих есть иллюзия, что и на однородной струе повёрнутый каркас "прижимает" сильнее чем надувашку, и поэтому он поплывёт к берегу быстрее.

Переформулирую свой тогдашний вопрос. Вы плывёте по центру быстрого и ровного потока. Внезапно увидели впереди непроходной мост и решили срочно причалить к берегу. Предположим, что у вас есть каркас и надувнуха с одинаковой собственной скоростью на гладкой воде. Вы считаете, что на каркасе больше шансов не попасть под мост?

Это моё частное мнение.
Отредактировано: Капитан-фотограф 13.05.2019 18:40
 Виктор_К
Новосибирск, клуб "Штопаный понтон"
сообщений: 1465
#46 Дата 13.05.2019 18:38 Ответ
цитата Эмма:
Это надувное проскальзывание по опыту очень заметно в разных ситуациях - вот, например, заскакиваю в улово за камнем и... улетаю ниже по улову просто бортом вперёд. Каяк бы при входе в спокойную воду боком сразу остановился, а надувная плюха скользит боком почти так же хорошо, как и носом.
Воистину так.
Показательно мнение каякера, севшего в пупындру: "струя идет под лодку, на каяке подставил лодку под струю и она тащит, а на надувастике всё мимо".
Мнение пакрафтера, купившего каяк: "каяк плохо управляется, на пакрафте проще прыгать со струи на струю"
А в улово, да и в любом случае, когда нужно зацепиться за воду, я веслом цепляюсь.
Легкую лодку так можно весьма приятно таскать со струи на струю, даже не гребя.
 ylos50
г. Тула
сообщений: 692
#47 Дата 13.05.2019 18:44 Ответ
На надувнухах опыт не большой. Да и тот на килеватой Романтик-540. Основной опыт -это каркасники Салют и Таймень. Кучу раз делал траверз от берега к другому берегу ( где начиналась главная струя) именно на движении кормой против струи в уклоном под противоположный ( например, обрывистый берег. С него стартовать было нельзя).
А при движении вперёд на начало струи не попадешь, придётся или каменистую шиверу форсировать или поперёк бочек идти...

Есть такая речка в верховьях Суны, Мотка- быстрая, завалы, бобровые плотины, а повороты на каждых 20м! Что за поворотом не угадаешь! Рекомендую, как курс начинающего водника!
А рыбалка!!! Даже хариус водится!

Налим-225, Ермак-450, Инзер-400М с транцем, экспедиционная байдарка Романтик-540 с транцем+ электро HDX-32L,
Фрегат-280ЕК + бензо Ymaha-2,
почти все суда распродаю!
Отредактировано: ylos50 13.05.2019 19:09
 ylos50
г. Тула
сообщений: 692
#48 Дата 13.05.2019 19:03 Ответ
Нарушение п.3а правил.

Налим-225, Ермак-450, Инзер-400М с транцем, экспедиционная байдарка Романтик-540 с транцем+ электро HDX-32L,
Фрегат-280ЕК + бензо Ymaha-2,
почти все суда распродаю!
Отредактировано: Wayfarer 13.05.2019 21:54
 Флойд
Коми, Ухта
сообщений: 114
#49 Дата 13.05.2019 20:00 Ответ
Течка там по навигатору была 7-8 кмч, я даже развернулся перед мостом и пытался грести против, действительно надувнушка разворачивается за гребок, но подходящего места не нашел, а дальше все описал, что было. Плюс я второй раз на байдарке, весло не как у людей, лопасти под 90 градусов, мозг еще автоматически его не всегда поворачивает, иногда весло вводу браво врезается ребром.

Каякеры одолжили весло, завтра часика в два как расцветет пройдусь по таежной речке Тобысь, развеюсь, сделаю утренний 50 км сплав до обеда. На всякий случай узнал про завалы, которых там из-за ширины вроде быть не может, но обжегшись на молоке, дую на воду, завалов вроде нет. Надо набивать хотя бы основы гребли на байдарке, весло взял тоже короткое с лопатками под 90 грудусов, тайменское брать не стал чтобы не портить свою и без того великолепную "технику гребли".

Отредактировано: Флойд 13.05.2019 20:04
 ZindOlog
Москва
сообщений: 21038
#50 Дата 13.05.2019 21:11 Ответ
цитата ylos50:
А вот плоский надувастик, может несколько секунд потерять на разворот
Не может
А если может, то у такого " можета" каркасник и вовсе назад не поедет куда надо и как надо.

Чупресука, Фортуна 1+, Стайер, Z-300
Отредактировано: ZindOlog 13.05.2019 21:16
 Виктор_К
Новосибирск, клуб "Штопаный понтон"
сообщений: 1465
#51 Дата 14.05.2019 04:32 Ответ
цитата Флойд:
развеюсь, сделаю утренний 50 км сплав до обеда.
Гвозди бы делать из этих людей!
С такими скиллами вполне реально уходить от завалов против течения даже на надувном матрасе.
 Батонио
Новосибирск, клуб "Штопаный понтон"
сообщений: 1275
#52 Дата 14.05.2019 05:00 Ответ
цитата Виктор_К:
Гвозди бы делать из этих людей!
Ну так там старт не как у нас, после 11, а "на рассвете, часика в два" - до обеда еще 12 часов)))

"Штопаный понтон" - клуб, в котором килевые выдаются заблаговременно.
 Виктор_К
Новосибирск, клуб "Штопаный понтон"
сообщений: 1465
#53 Дата 14.05.2019 05:11 Ответ
цитата Батонио:
"старт.... на рассвете, часика в два" - до обеда еще 12 часов)))
Тогда ещё больше уважения!
 universal
Воронеж
сообщений: 2178
#54 Дата 14.05.2019 09:41 Ответ
цитата Флойд:
но подходящего места не нашел...
Ключевой момент в вашей истории,это позднее прочтение, непонимание опасности препятствия.У вас за 25 метров было видно,что существует габаритный непроход и струя резко набирает силу. Вы это не поняли из-за отсутствия опыта.
Справа и слева было два улова,в которые нужно было зачалиться. А дальше было много вариантов,как подойти к мосту для обноса вплотную, по водной переферии.
Я это к тому,чтобы сейчас у вас тактическая мысль бежала впереди технической. Не ясно на воде, как пройти препятствие - чальтесь для разведки заблаговременно!
Завалы и другие дерево-препятствия не демонизируйте - они разные. Есть опасные, а есть обрабатываемые. На слабой течке их тоже надо учиться проходить.
 ZindOlog
Москва
сообщений: 21038
#55 Дата 14.05.2019 10:32 Ответ
цитата Флойд:
развеюсь, сделаю утренний 50 км сплав до обеда.
Вот, Саша, а мы, "крутые ЛОМ-перцы", никак не сподобимся на сотню за сутки ...
Пазор!

Чупресука, Фортуна 1+, Стайер, Z-300
Отредактировано: ZindOlog 14.05.2019 10:32
 Капитан-фотограф
Москва
сообщений: 19752
#56 Дата 14.05.2019 10:41 Ответ
Ты руку лечи, Сеня

Это моё частное мнение.
 Эмма
Иваново
сообщений: 7555
#57 Дата 14.05.2019 18:52 Ответ
цитата Капитан-фотограф:
Переформулирую свой тогдашний вопрос. Вы плывёте по центру быстрого и ровного потока. Внезапно увидели впереди непроходной мост и решили срочно причалить к берегу. Предположим, что у вас есть каркас и надувнуха с одинаковой собственной скоростью на гладкой воде. Вы считаете, что на каркасе больше шансов не попасть под мост?

При таких условиях - нет, но в первые несколько секунд реверса будет разница в характере поведения лодок. Когда всё устаканится, они пойдут к берегу одинаково. Если бы штевневые лодки шли в ровном потоке отлично от плоскодонок - мы бы так же увидели в небе и дирижабли под парусами.

Но реально-то неравномерность потока, повороты и разгоны с торможениями - это и есть самый хлеб сплава, важно представлять поведение лодки именно на них.
 Капитан-фотограф
Москва
сообщений: 19752
#58 Дата 14.05.2019 20:35 Ответ
Я не говорю, что каркасные и надувные ведут себя вообще одинаково
Мы сейчас обсуждаем очередного "коня в вакууме" (над которыми все зря смеются - именно они и помогают в понимании сути, иначе утонешь в деталях). Так вот, если две лодки, каркасная и надувная, изначально плывут со скоростью течения и уже повёрнуты под нужным углом, то прямо с самого начала активной гребли и всё остальное время они будут двигаться (траверсить струю) абсолютно одинаково. Ок, не абсолютно - надувашка, как обычно, будет сильнее вилять. И скорее всего поплывёт к берегу чуть медленее - просто потому, что надувашки обычно плавают медленнее. Но только поэтому! Никакого сакрального "прижимания струёй кормы" у каркасов не случится. Неоднородность потока здесь тоже скорее всего ничего не изменит.

Это моё частное мнение.
Отредактировано: Капитан-фотограф 14.05.2019 20:37
 ylos50
г. Тула
сообщений: 692
#59 Дата 15.05.2019 07:44 Ответ
Есть такая штука - водяной змей , при движении против течения, он за счёт угла атаки, начинает двигаться поперёк течения. Если шнур ослабить, змей просто дрейфует по течению. Если вы сделаете водяной змей из бревна, он тоже будет работать, хотя и хуже чем из доски поставленной на ребро. А вот если вы сделаете змей из доски лежащей на воде, то он поперёк течения не поплывет.
Та же разница между лодками имеющими килеватость и плоскодонками. Килеватую лодку при движении против течения отклоняет к берегу этим течением, как водяной змей. Не важно кормой или носом идёшь против течения.
По этой причине на килеватой лодке проще к берегу причаливать против течения: идешь вдоль берега слегка под углом и лодку просто прижимает к берегу.
Плоскодонки имеют меньшее боковое сопротивление и эффект водяного змея у них мал. По- этому они хорошо маневрируют в струе.

Налим-225, Ермак-450, Инзер-400М с транцем, экспедиционная байдарка Романтик-540 с транцем+ электро HDX-32L,
Фрегат-280ЕК + бензо Ymaha-2,
почти все суда распродаю!
 Эмма
Иваново
сообщений: 7555
#60 Дата 15.05.2019 11:32 Ответ
цитата Капитан-фотограф:
Никакого сакрального "прижимания струёй кормы" у каркасов не случится.

А тут всё просто: у каркасов больше боковое сопротивление. Пока есть боковая составляющая движения воды относительно лодки, каркас и надувастик отличаются. Как только боковая составляющая обнуляется, разница в поведении исчезает.
Новая тема   Ответ
Перейти на другой форум:
Сайт сделан на SiNG cms © 2010-2024