XIV конкурс туристской фотографии
"ФотоТур-2023" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставляют призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2023»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Нияю соло
Новая тема   Ответ
Автор Сообщение
 Solei
Москва
сообщений: 207
#141 Дата 20.09.2021 14:24 Ответ
цитата Wayfarer:
Я из автомобильного подкрылка стельки вырезал для эва сапог
Я из тонкой гибкой разделочной доски. Иногда по 2шт вставляю. Доволен! Ни разу насквозь не проткнул, хотя пару раз чую сучки проткнули эву подошву, но через 2 доски-стельки не проходят.
 Лунвож
республика Коми
сообщений: 13
#142 Дата 22.09.2021 14:07 Ответ
Прочитал последние сообщения и всё-таки решил написать, памятуя как сильно пригодилась информация от форумчан при подготовке путешествия. Пишу здесь, плавно продолжая тему и дабы не плодить лишних.
В конце июля вдвоем собирались на Полярный Урал в прогулочный маршрут по восточному склону, но напарник не смог участвовать по семейным обстоятельствам незадолго до отъезда. Так что я на ходу изменил маршрут и перешел на западный склон в «соло режим». Ния-Ю давно уже была на примете, спасибо Искандеру Карманову и Эмме за хорошие, мотивирующие отчёты. Нитку маршрута выстроил следующим образом: старт от станции «Полярный Урал», переход на Ния-Ю, сплав до устья Эстовиса, переход к озеру Эстото, затем переход к Большой Усе, далее сплав по Большой Усе до плотины.
Маршрут выбирал с одной стороны не слишком сложный и длинный, поскольку предстоял одиночный поход и, кроме того, пеший туризм для меня в новинку, с другой стороны, сплав только лишь по Ния-Ю представлялся чересчур коротким. Хотелось познакомиться с ПУ плотнее и пеше-водный маршрут более насыщенный.

В приполярье/заполярье бывал и работал, и сплавлялся, так что и климат, и особенности (безлесье, тундра с её местами ивняком и берёзкой, гнус, смены погоды) хорошо знакомы. Но вот именно на ПУ бывать не доводилось. Так же важно заметить, что физическая подготовка хорошая, рыбалкой теперь уже не увлекаюсь, так что маршрут прошел в «спортивном режиме», без днёвок, поэтому на описываемые скорости и длину переходов (если кто-либо будет использовать эту информацию) вводите соответствующие поправки.

Немного о снаряжении: палатка «зеро 2», лодка «журавль XL» с надувным дном, лёгким насосом «лягушкой», работающим на забор и подачу воздуха, складное облегчённое трёхчастное весло, спальник с лимитом -1С, сапоги «бродовые» из ЭВА, ботинки с высоким берцем, ходовой костюм панцер-лёгкий, панамка с сеткой-накомарником, два комплекта термобелья (летнее и зимнее), лёгкая куртка-поддёвка на климашилде, плащ-дождевик, носки, тёплая шапочка и прочая мелочь. Из еды: крупа, сублимированное мясо, спортивный белок, орехи, чай. Провизии на 10 дней, 550 г/сутки (реально израсходовано за 7 дней 350 г/сут). Готовил только на газу. Всего в сумме с рюкзаком 25-27 кг. Снаряжение после походов прошлых лет целенаправленно облегчал и оптимизировал, но, конечно с учётом цена/польза.

Заброска: на поезде Москва-Лабытнанги до станции «Полярный Урал». До поездки поступала противоречивая информация о возможности высадки там. Знакомые туристы сообщали о сложностях, однако в итоге сошел без сучка и задоринки, по расписанию, в 14-15. Вышел в дождь, быстро накинул плащ, однако осмотрев дорогу решил не переобуваться в сапоги. И уже на станции, несмотря на дождь и хмарь, горы встречают своим великолепным мрачным и торжественным величием с проседью снежников.

До Ния-ю: на первом участке дорога каменистая. Быстро преодолел строения станции и как указывалось в отчётах и форумчанами забирал вправо, одновременно ориентируясь на кряж Манитанырд и сверяясь с навигатором. Думаю, в сухое время путь можно проделать в ботинках. В дождливое - как у меня – в низинах образовались ручьи, болотца и лужи, особенно на подходах к пойме Леквожа. Кстати, где-то там встретил группу совершенно покрытых грязью мотоциклистов, совершавших пробег из Воркуты в Лабытнанги. В пять часов преодолел Леквож, затем чуть погодя Маниташор. Обе речки произвели приятное впечатление - быстрые, каменистые, светлые. Проходятся без труда в сапогах. Первоначально собирался ночевать там, но после сидения в поезде энергия бурлила, подхлёстывая горным воздухом и простором, да и время было ранее.

Дальше дорога забирает на северо-запад/север, по склону поросшему высокой травой и лиственницей; везде легко читается и хорошо проходима. Надо упомянуть, что позднее, уже после завершения поездки, в Воркутинцы сообщили, что местные жалуются на медведей в верховьях Ния-ю, так что с этим стоит быть внимательнее. Заночевал на дороге, проходящей по западному склону кряжа Манитанырд, у ручья. Ночью был заморозок и теплые вещи очень приходились.
Следующий участок также прекрасно проходиться. То и дело открываются завораживающие виды сглаженных гор, ручьёв, прогрызших каменные преграды и простора горной тундры. Дорога большей частью хорошая, местами уходит в болотинку, там темп падает, но сложностей движение не представляет. Встречные ручьи проходятся вброд без подготовки. Шел в сапогах. Между прочим, вдогонку сообщению Vadiko , отмечу, что также натёр ноги в сапогах ЭВА. Ранее для долгих переходов по тундре и лесу использовал бродовые сапоги из ПВХ и таких проблем не было.
Поскольку вышел рано, к полудню был на берегу Ния-Ю. Речку с наскока взять не удалось - в месте, где подходит дорога течение быстрое и приличная глубина. Форсировал левее, чуть ближе к перекату, по дуге. На правом берегу продолжается приятный лиственничный лес, где и перекусил. В отчётах указывается, что в этом месте река мелковата для сплава. Спорить не буду, специально не осматривал, но в месте переправы и ближайших окрестностях воды показалось не так уж и мало. Сейчас, обладая опытом сплава в разных условиях на Журавле и с моим весом снаряжения я бы попробовал начать сплав на переправе. Тогда-же продолжил действовать по заранее намеченному плану – по дороге срезал петлю реки и вышел чуть ниже по течению. На этом участке перехода вначале дорога хорошая, потом подступает ближе к пойме (река видна слева, в километре, постепенно приближаясь) и требует большего труда для продвижения. Место, где дорога вплотную подходит к реке я не обнаружил. Через час-два пути впереди, на возвышенности дорога начинает отходить в сторону, поэтому выбрав место, где река как можно ближе, нет клякс озёр и слишком высокой полярной берёзки, вполне комфортно вышел на берег. Там надул лодку и отобедал. Погода была чудесная – ветренная и солнечная. Ни мошкары, ни комаров в значимом количестве. Видны красивые, слегка облесённые горы, снежники и нежно-голубая Ния-ю. Таким образом, через сутки после схода с поезда достиг Ния-Ю и начал сплав.

Сплав по Ния-ю до слияния с Эстовисом не сложен. Штатный плавник – курсовой стабилизатор - из-за многочисленных перекатов ставить не стал. Но, как оказалось, лодка и без него идёт замечательно и сильно не «шныряет». Здесь река представляет собой быстрый поток с галечными косами, с перекатами и местами с торчащими в русле камнями, что задорно после пешего перехода для путешественника не склонного к «бурноводингу». Участок ближе к Эстовису медленнее, глубже и его окружение типично для тундровых рек: русло, глубоко врезанное в торфяные берега, поросшие ивняком. К пяти часам вечера достиг устья Эстовиса, река там разгоняется. Там же встретил рыбаков. Об ихтиофауне: сейчас сам не рыбачу. Рыбаки, с которыми переговорил прямо с лодки и позднее, на стоянке (группа мужиков с Воркуты на колёсном вездеходе) сказали, что хорошо клюёт только у впадающих ручьёв. По разговору понял, что ничего особенного, но на уху хватает. После Эстовиса собрал лодку, приготовился к следующему переходу и заночевал.

Поскольку информация не профильная для темы, опишу дальнейшее кратко.
Пеший путь к озеру Эстото: двигался по наезженной вездеходке. Из-за дождей много сырых мест, в сухое время можно, по-видимому, пройти в ботинках, держа сапоги под рукой. Путь скрашивают ручьи, тундра, переходящая в озёра и приближающиеся горы. Ближе к Эстото видны чумы местных оленеводов. До озера дошел за пять часов (с отдыхом каждый час, с небольшим перекусом, но без обеда). Шел под небольшим, но постоянным дождём. Эстото в окружении гор, произвело незабываемое впечатление смесью вечной незыблимости, покоя и переменчивости, которую подчёркивали сползающие с окрестных вершин словно жидкость облака.

Ещё через час три прошел перевал в долину Б. Пайпудыны, на спуске с которого и заночевал. На следующий день с уже изрядно побитыми ногами добрался до Б. Усы. Дорога хорошо видна и на спутниковых снимках, и на местности. Шел под дождём; множество болотистых участков, спусков-подъёмов. Тем не менее дорога не представляет сложности, а ближе к Усе местность становится ещё более живописна. На берегу Б. Усы был через четыре с небольшим часа после начала пути.
Подготовил лодку, поел. Начал сплав. Река быстро подкатила к каньону, который (оглядев входной порог с торчащими скалами) решил обнести. Обнос по левому берегу не слишком сложен, однако надо быть готовым к набору высоты и скаканию по курумнику. Внизу, метрах в двадцати – тридцати шумит и пенится плотно зажатая в каменный коридор вода. Опыт экстремельного водного туризма у меня никакой, однако, по-моему мнению, одиночке да без хорошей подготовки данный участок лучше обнести. Кажется, более опытная форумчанка Эмма, бывшая в этом месте где-то рядом со мной во времени и пространстве, поступила так же.

Через километра два спустился к реке по распадочку. Казалось, основные препятствия позади, я продолжил сплав. Река быстро взревела вновь, камни в русле становились всё больше, чертыхаясь и буквально истекая адреналином я резво проплыл следующие несколько километров налетая на камни и бухаясь в пороги. Лодка выдержала всё и прощала мои ошибки. Впечатления незабываемые, однако в какой-то момент на ватных ногах и с трясущимися руками всё же выбрался на правый берег и обнёс участок, уж слишком плотно заваленный камнями в рост человека. Обнос на данном участке более сложен из-за плотных зарослей ивняка, ольхи, курумника и их смеси на более крутом склоне. Тем не менее к шести часам расположился на ночлег недалеко от устья Изъяшора, отделавшись потерей лодочной сидушки.

Сплав по Большой Усе занял день (десять часов без учёта обеда). Река быстро успокаивается и почти до самого устья Ния-ю представляет собой петли и плёсы, изредка перебиваемые короткими перекатами. Перед слиянием с Ния-ю и Малой Усой разгоняется. Имеется каньон, который легко проходИм, за исключением входного порога. Я обнёс его прямо по берегу, потратив несколько минут.

Многие указывают на большие затраты времени на грублю у плотины, однако мне повезло, финальный участок, после слияния с Малой Усой и до плотины на следующий день прошел быстро. Здесь течение замедленно, однако лодка с килем-стабилизатором шла ходко, встречного ветра не было, у плотины был через два часа после выхода. В разных источниках, в том числе на этом форуме указывается на возможность вызова машины. Связь (чуть выше) у плотины есть, в том числе МТС, интернет плохой. Такси вызвать невозможно – не едут по причине плохой дороги. При необходимости, особенно группе лучше заказывать машину отдельно и уж точна планировать время под выброску. Я был там под занавес рабочего дня, попутку найти не так просто. Меня подобрал рабочий автобус с плотины. Водитель оказался одним из рыбаков, с которыми виделся на Ния-ю, так что скоротали путь за разговором. Он закинул меня прямо в центр Воркуты, откуда я быстро добрался до вокзала и в восемь уже сидел в комфортном чреве тёплого вагона.

«Интересность»: сложность умеренная, походный и полярный опыт соло-путешественника или командира отряда очень желателен; много потрясающих видов, маршрут можно хорошо разнообразить радиалками (из-за одиночного прохождения и лимита времени днёвки и радиалки не делал); рыбалка - при удаче и «совпадении звёзд» поможет дополнить меню, но рассчитывать на неё не стОит.
Погода: от жары и ясного солнца днём и заморозков ночью, до привычной «уральской хмари» которая может длиться днями. Порывистый ветер и гнус (объективно его много, но лично я к нему привычен).
На пеших участках много ручьев, в жаркую погоду можно брать немного питевой воды. Расход газа: баллон на трое суток (кипячение 5-6 литров воды).
 Эмма
Иваново
сообщений: 7487
#143 Дата 22.09.2021 14:38 Ответ
цитата Лунвож:
произвело незабываемое впечатление смесью вечной незыблемости, покоя и переменчивости

Вот. Вот.

цитата Лунвож:
Река быстро подкатила к каньону, который (оглядев входной порог с торчащими скалами) решил обнести.

Входные пороги (четыре слива где-то в метр и немного выше) там ерунда по сравнению с тем, что дальше. Единственная известная мне попытка прохождения - это на катамаране в высокую воду. Перевернулись, побились, потом Жданов вывозил травмированных катамаранщиков.

цитата Лунвож:
в какой-то момент на ватных ногах и с трясущимися руками всё же выбрался на правый берег и обнёс участок, уж слишком плотно заваленный камнями в рост человека. Обнос на данном участке более сложен из-за плотных зарослей ивняка, ольхи, курумника и их смеси на более крутом склоне.

Мой опыт проявился в том, что я, похоже, слезла с речки метров на сто - двести раньше вас. Но заросли на склоне хорошо помню, идти там было очень нерадостно. Там ещё местами крупные камни и щели между ними под густой высокой травой, чтобы уж совсем нескучно было.

Но зато как поднимешься повыше, начинаются звериные тропки, которые доходят до равнины.

цитата Лунвож:
Сплав по Большой Усе занял день (десять часов без учёта обеда).

Надо же - у меня ушло два полных дня. Разные лодки, разная погода, разные гребцы... Всё же один день - это очень быстро.

цитата Лунвож:
Имеется каньон, который легко проходИм, за исключением входного порога.

Он совершенно безобидный, про него просто слишком много написано. Всё же единственный порог на Большой Усе ниже Изьяшора. Я, с моей осторожностью, пошла его смотреть ещё до заходного быстротока, далеко. А оказалось, там ничего такого нет, просто высокие валы и ещё камушек в конце чуть ближе к правому берегу.

цитата Лунвож:
Такси вызвать невозможно – не едут по причине плохой дороги.

Угу.

Отредактировано: Эмма 22.09.2021 14:41
 Лунвож
республика Коми
сообщений: 13
#144 Дата 23.09.2021 09:13 Ответ
Уже в августе прочитал Ваши сообщения, подивился очередным перипетиям судьбы, даже прикинул не могли-ли пересечься там (кажется, расхождение в пару дней) и с большим интересом и удовольствием прочитал о только что пройдённых, запоминающихся местах со свежей точки зрения другого человека.

цитата Эмма:
Мой опыт проявился в том, что я, похоже, слезла с речки метров на сто - двести раньше вас. Но заросли на склоне хорошо помню, идти там было очень нерадостно. Там ещё местами крупные камни и щели между ними под густой высокой травой, чтобы уж совсем нескучно было.
Но зато как поднимешься повыше, начинаются звериные тропки, которые доходят до равнины.

Всё так. Соло походы имеют массу особенностей – одна из них, как по мне, повышенная тревожность, особенно в таких местах. Пока двигался по курумнику с лодкой подмышкой, болтающимся веслом и рюкзаком за плечами – эмоции хлестали, как в только что пройденных порогах, только пыхтишь больше. А звериные тропы действительно нашел, но ближе к спуску.

цитата Эмма:
Надо же - у меня ушло два полных дня. Разные лодки, разная погода, разные гребцы... Всё же один день - это очень быстро.

Сам планировал сплав по Б. Усе так же – дня два. Но, да, сошлись погода, гребец (длинные "монотонные" сплавы по северным рекам - мой конёк)), а тут ещё и оживляющие стремнинки...), лодка. К слову, раз уж на этом форуме: лодка мне очень понравилась (имею опыт Шуи, Одиссея и Тайги именно в этих местах, на Воркутинских широтах). Журавлик хорош, понятно, что с массой относительных «но» и с учётом конкретной специализации.

цитата Эмма:
Он совершенно безобидный, про него просто слишком много написано. Всё же единственный порог на Большой Усе ниже Изьяшора.

Соглашусь. Оглядев порог после обноса спокойно, а не выпученными глазами с воды на подходе, решил, что он большой проблемы не составляет, даже пожалел, что не прошел, но, может быть, это я стал адренолиноголиком после верховий Усы?)) Впрочем, был вечер, дождливая хмарь и усталость - вероятность ошибки повышенная. Голос разума возобладал.
Новая тема   Ответ
Перейти на другой форум:
Сайт сделан на SiNG cms © 2010-2024