XIV конкурс туристской фотографии
"ФотоТур-2023" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
"ФотоТур-2023" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
Нияю соло
Автор | Сообщение |
Solei
Москва сообщений: 207 |
цитата Wayfarer:Я из тонкой гибкой разделочной доски. Иногда по 2шт вставляю. Доволен! Ни разу насквозь не проткнул, хотя пару раз чую сучки проткнули эву подошву, но через 2 доски-стельки не проходят. |
Лунвож
республика Коми сообщений: 13 |
Прочитал последние сообщения и всё-таки решил написать, памятуя как сильно пригодилась информация от форумчан при подготовке путешествия. Пишу здесь, плавно продолжая тему и дабы не плодить лишних.
В конце июля вдвоем собирались на Полярный Урал в прогулочный маршрут по восточному склону, но напарник не смог участвовать по семейным обстоятельствам незадолго до отъезда. Так что я на ходу изменил маршрут и перешел на западный склон в «соло режим». Ния-Ю давно уже была на примете, спасибо Искандеру Карманову и Эмме за хорошие, мотивирующие отчёты. Нитку маршрута выстроил следующим образом: старт от станции «Полярный Урал», переход на Ния-Ю, сплав до устья Эстовиса, переход к озеру Эстото, затем переход к Большой Усе, далее сплав по Большой Усе до плотины. Маршрут выбирал с одной стороны не слишком сложный и длинный, поскольку предстоял одиночный поход и, кроме того, пеший туризм для меня в новинку, с другой стороны, сплав только лишь по Ния-Ю представлялся чересчур коротким. Хотелось познакомиться с ПУ плотнее и пеше-водный маршрут более насыщенный. В приполярье/заполярье бывал и работал, и сплавлялся, так что и климат, и особенности (безлесье, тундра с её местами ивняком и берёзкой, гнус, смены погоды) хорошо знакомы. Но вот именно на ПУ бывать не доводилось. Так же важно заметить, что физическая подготовка хорошая, рыбалкой теперь уже не увлекаюсь, так что маршрут прошел в «спортивном режиме», без днёвок, поэтому на описываемые скорости и длину переходов (если кто-либо будет использовать эту информацию) вводите соответствующие поправки. Немного о снаряжении: палатка «зеро 2», лодка «журавль XL» с надувным дном, лёгким насосом «лягушкой», работающим на забор и подачу воздуха, складное облегчённое трёхчастное весло, спальник с лимитом -1С, сапоги «бродовые» из ЭВА, ботинки с высоким берцем, ходовой костюм панцер-лёгкий, панамка с сеткой-накомарником, два комплекта термобелья (летнее и зимнее), лёгкая куртка-поддёвка на климашилде, плащ-дождевик, носки, тёплая шапочка и прочая мелочь. Из еды: крупа, сублимированное мясо, спортивный белок, орехи, чай. Провизии на 10 дней, 550 г/сутки (реально израсходовано за 7 дней 350 г/сут). Готовил только на газу. Всего в сумме с рюкзаком 25-27 кг. Снаряжение после походов прошлых лет целенаправленно облегчал и оптимизировал, но, конечно с учётом цена/польза. Заброска: на поезде Москва-Лабытнанги до станции «Полярный Урал». До поездки поступала противоречивая информация о возможности высадки там. Знакомые туристы сообщали о сложностях, однако в итоге сошел без сучка и задоринки, по расписанию, в 14-15. Вышел в дождь, быстро накинул плащ, однако осмотрев дорогу решил не переобуваться в сапоги. И уже на станции, несмотря на дождь и хмарь, горы встречают своим великолепным мрачным и торжественным величием с проседью снежников. До Ния-ю: на первом участке дорога каменистая. Быстро преодолел строения станции и как указывалось в отчётах и форумчанами забирал вправо, одновременно ориентируясь на кряж Манитанырд и сверяясь с навигатором. Думаю, в сухое время путь можно проделать в ботинках. В дождливое - как у меня – в низинах образовались ручьи, болотца и лужи, особенно на подходах к пойме Леквожа. Кстати, где-то там встретил группу совершенно покрытых грязью мотоциклистов, совершавших пробег из Воркуты в Лабытнанги. В пять часов преодолел Леквож, затем чуть погодя Маниташор. Обе речки произвели приятное впечатление - быстрые, каменистые, светлые. Проходятся без труда в сапогах. Первоначально собирался ночевать там, но после сидения в поезде энергия бурлила, подхлёстывая горным воздухом и простором, да и время было ранее. Дальше дорога забирает на северо-запад/север, по склону поросшему высокой травой и лиственницей; везде легко читается и хорошо проходима. Надо упомянуть, что позднее, уже после завершения поездки, в Воркутинцы сообщили, что местные жалуются на медведей в верховьях Ния-ю, так что с этим стоит быть внимательнее. Заночевал на дороге, проходящей по западному склону кряжа Манитанырд, у ручья. Ночью был заморозок и теплые вещи очень приходились. Следующий участок также прекрасно проходиться. То и дело открываются завораживающие виды сглаженных гор, ручьёв, прогрызших каменные преграды и простора горной тундры. Дорога большей частью хорошая, местами уходит в болотинку, там темп падает, но сложностей движение не представляет. Встречные ручьи проходятся вброд без подготовки. Шел в сапогах. Между прочим, вдогонку сообщению Vadiko , отмечу, что также натёр ноги в сапогах ЭВА. Ранее для долгих переходов по тундре и лесу использовал бродовые сапоги из ПВХ и таких проблем не было. Поскольку вышел рано, к полудню был на берегу Ния-Ю. Речку с наскока взять не удалось - в месте, где подходит дорога течение быстрое и приличная глубина. Форсировал левее, чуть ближе к перекату, по дуге. На правом берегу продолжается приятный лиственничный лес, где и перекусил. В отчётах указывается, что в этом месте река мелковата для сплава. Спорить не буду, специально не осматривал, но в месте переправы и ближайших окрестностях воды показалось не так уж и мало. Сейчас, обладая опытом сплава в разных условиях на Журавле и с моим весом снаряжения я бы попробовал начать сплав на переправе. Тогда-же продолжил действовать по заранее намеченному плану – по дороге срезал петлю реки и вышел чуть ниже по течению. На этом участке перехода вначале дорога хорошая, потом подступает ближе к пойме (река видна слева, в километре, постепенно приближаясь) и требует большего труда для продвижения. Место, где дорога вплотную подходит к реке я не обнаружил. Через час-два пути впереди, на возвышенности дорога начинает отходить в сторону, поэтому выбрав место, где река как можно ближе, нет клякс озёр и слишком высокой полярной берёзки, вполне комфортно вышел на берег. Там надул лодку и отобедал. Погода была чудесная – ветренная и солнечная. Ни мошкары, ни комаров в значимом количестве. Видны красивые, слегка облесённые горы, снежники и нежно-голубая Ния-ю. Таким образом, через сутки после схода с поезда достиг Ния-Ю и начал сплав. Сплав по Ния-ю до слияния с Эстовисом не сложен. Штатный плавник – курсовой стабилизатор - из-за многочисленных перекатов ставить не стал. Но, как оказалось, лодка и без него идёт замечательно и сильно не «шныряет». Здесь река представляет собой быстрый поток с галечными косами, с перекатами и местами с торчащими в русле камнями, что задорно после пешего перехода для путешественника не склонного к «бурноводингу». Участок ближе к Эстовису медленнее, глубже и его окружение типично для тундровых рек: русло, глубоко врезанное в торфяные берега, поросшие ивняком. К пяти часам вечера достиг устья Эстовиса, река там разгоняется. Там же встретил рыбаков. Об ихтиофауне: сейчас сам не рыбачу. Рыбаки, с которыми переговорил прямо с лодки и позднее, на стоянке (группа мужиков с Воркуты на колёсном вездеходе) сказали, что хорошо клюёт только у впадающих ручьёв. По разговору понял, что ничего особенного, но на уху хватает. После Эстовиса собрал лодку, приготовился к следующему переходу и заночевал. Поскольку информация не профильная для темы, опишу дальнейшее кратко. Пеший путь к озеру Эстото: двигался по наезженной вездеходке. Из-за дождей много сырых мест, в сухое время можно, по-видимому, пройти в ботинках, держа сапоги под рукой. Путь скрашивают ручьи, тундра, переходящая в озёра и приближающиеся горы. Ближе к Эстото видны чумы местных оленеводов. До озера дошел за пять часов (с отдыхом каждый час, с небольшим перекусом, но без обеда). Шел под небольшим, но постоянным дождём. Эстото в окружении гор, произвело незабываемое впечатление смесью вечной незыблимости, покоя и переменчивости, которую подчёркивали сползающие с окрестных вершин словно жидкость облака. Ещё через час три прошел перевал в долину Б. Пайпудыны, на спуске с которого и заночевал. На следующий день с уже изрядно побитыми ногами добрался до Б. Усы. Дорога хорошо видна и на спутниковых снимках, и на местности. Шел под дождём; множество болотистых участков, спусков-подъёмов. Тем не менее дорога не представляет сложности, а ближе к Усе местность становится ещё более живописна. На берегу Б. Усы был через четыре с небольшим часа после начала пути. Подготовил лодку, поел. Начал сплав. Река быстро подкатила к каньону, который (оглядев входной порог с торчащими скалами) решил обнести. Обнос по левому берегу не слишком сложен, однако надо быть готовым к набору высоты и скаканию по курумнику. Внизу, метрах в двадцати – тридцати шумит и пенится плотно зажатая в каменный коридор вода. Опыт экстремельного водного туризма у меня никакой, однако, по-моему мнению, одиночке да без хорошей подготовки данный участок лучше обнести. Кажется, более опытная форумчанка Эмма, бывшая в этом месте где-то рядом со мной во времени и пространстве, поступила так же. Через километра два спустился к реке по распадочку. Казалось, основные препятствия позади, я продолжил сплав. Река быстро взревела вновь, камни в русле становились всё больше, чертыхаясь и буквально истекая адреналином я резво проплыл следующие несколько километров налетая на камни и бухаясь в пороги. Лодка выдержала всё и прощала мои ошибки. Впечатления незабываемые, однако в какой-то момент на ватных ногах и с трясущимися руками всё же выбрался на правый берег и обнёс участок, уж слишком плотно заваленный камнями в рост человека. Обнос на данном участке более сложен из-за плотных зарослей ивняка, ольхи, курумника и их смеси на более крутом склоне. Тем не менее к шести часам расположился на ночлег недалеко от устья Изъяшора, отделавшись потерей лодочной сидушки. Сплав по Большой Усе занял день (десять часов без учёта обеда). Река быстро успокаивается и почти до самого устья Ния-ю представляет собой петли и плёсы, изредка перебиваемые короткими перекатами. Перед слиянием с Ния-ю и Малой Усой разгоняется. Имеется каньон, который легко проходИм, за исключением входного порога. Я обнёс его прямо по берегу, потратив несколько минут. Многие указывают на большие затраты времени на грублю у плотины, однако мне повезло, финальный участок, после слияния с Малой Усой и до плотины на следующий день прошел быстро. Здесь течение замедленно, однако лодка с килем-стабилизатором шла ходко, встречного ветра не было, у плотины был через два часа после выхода. В разных источниках, в том числе на этом форуме указывается на возможность вызова машины. Связь (чуть выше) у плотины есть, в том числе МТС, интернет плохой. Такси вызвать невозможно – не едут по причине плохой дороги. При необходимости, особенно группе лучше заказывать машину отдельно и уж точна планировать время под выброску. Я был там под занавес рабочего дня, попутку найти не так просто. Меня подобрал рабочий автобус с плотины. Водитель оказался одним из рыбаков, с которыми виделся на Ния-ю, так что скоротали путь за разговором. Он закинул меня прямо в центр Воркуты, откуда я быстро добрался до вокзала и в восемь уже сидел в комфортном чреве тёплого вагона. «Интересность»: сложность умеренная, походный и полярный опыт соло-путешественника или командира отряда очень желателен; много потрясающих видов, маршрут можно хорошо разнообразить радиалками (из-за одиночного прохождения и лимита времени днёвки и радиалки не делал); рыбалка - при удаче и «совпадении звёзд» поможет дополнить меню, но рассчитывать на неё не стОит. Погода: от жары и ясного солнца днём и заморозков ночью, до привычной «уральской хмари» которая может длиться днями. Порывистый ветер и гнус (объективно его много, но лично я к нему привычен). На пеших участках много ручьев, в жаркую погоду можно брать немного питевой воды. Расход газа: баллон на трое суток (кипячение 5-6 литров воды). |
Эмма
Иваново сообщений: 7487 |
цитата Лунвож: Вот. Вот. цитата Лунвож: Входные пороги (четыре слива где-то в метр и немного выше) там ерунда по сравнению с тем, что дальше. Единственная известная мне попытка прохождения - это на катамаране в высокую воду. Перевернулись, побились, потом Жданов вывозил травмированных катамаранщиков. цитата Лунвож: Мой опыт проявился в том, что я, похоже, слезла с речки метров на сто - двести раньше вас. Но заросли на склоне хорошо помню, идти там было очень нерадостно. Там ещё местами крупные камни и щели между ними под густой высокой травой, чтобы уж совсем нескучно было. Но зато как поднимешься повыше, начинаются звериные тропки, которые доходят до равнины. цитата Лунвож: Надо же - у меня ушло два полных дня. Разные лодки, разная погода, разные гребцы... Всё же один день - это очень быстро. цитата Лунвож: Он совершенно безобидный, про него просто слишком много написано. Всё же единственный порог на Большой Усе ниже Изьяшора. Я, с моей осторожностью, пошла его смотреть ещё до заходного быстротока, далеко. А оказалось, там ничего такого нет, просто высокие валы и ещё камушек в конце чуть ближе к правому берегу. цитата Лунвож: Угу. Отредактировано: Эмма 22.09.2021 14:41 |
Лунвож
республика Коми сообщений: 13 |
Уже в августе прочитал Ваши сообщения, подивился очередным перипетиям судьбы, даже прикинул не могли-ли пересечься там (кажется, расхождение в пару дней) и с большим интересом и удовольствием прочитал о только что пройдённых, запоминающихся местах со свежей точки зрения другого человека.
цитата Эмма: Всё так. Соло походы имеют массу особенностей – одна из них, как по мне, повышенная тревожность, особенно в таких местах. Пока двигался по курумнику с лодкой подмышкой, болтающимся веслом и рюкзаком за плечами – эмоции хлестали, как в только что пройденных порогах, только пыхтишь больше. А звериные тропы действительно нашел, но ближе к спуску. цитата Эмма: Сам планировал сплав по Б. Усе так же – дня два. Но, да, сошлись погода, гребец (длинные "монотонные" сплавы по северным рекам - мой конёк)), а тут ещё и оживляющие стремнинки...), лодка. К слову, раз уж на этом форуме: лодка мне очень понравилась (имею опыт Шуи, Одиссея и Тайги именно в этих местах, на Воркутинских широтах). Журавлик хорош, понятно, что с массой относительных «но» и с учётом конкретной специализации. цитата Эмма: Соглашусь. Оглядев порог после обноса спокойно, а не выпученными глазами с воды на подходе, решил, что он большой проблемы не составляет, даже пожалел, что не прошел, но, может быть, это я стал адренолиноголиком после верховий Усы?)) Впрочем, был вечер, дождливая хмарь и усталость - вероятность ошибки повышенная. Голос разума возобладал. |
Новая тема Ответ | |
Перейти на другой форум: |