XIV конкурс туристской фотографии
"ФотоТур-2023" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставляют призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2023»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Вопрос по поводу аккумуляторов
Новая тема   Ответ
Автор Сообщение
 hunter-turist
Ульяновск-Подольск-СПб-Всеволожск-и снова Питер
сообщений: 4339
#1 Дата 29.11.2020 13:11 Ответ
Прошу ответить специалистов,

Объяснить, так сказать на пальцах.

Собираю блок аккумуляторов. Элементы 18560.
Два блока по три элемента.
Элементы соединены в блоке последовательно.
Эти два блока соединены параллельно.

Мною купленно три элемента ёмкостью по 2200мАч. для первого блока.

Вопрос: правильно я считаю, что мне для второго блока, надо купить точно такие же элементы с той же ёмкостью?

И дополнительный вопросы:

1. Что будет, если в последовательную цепь поставить элементы разной ёмкости. Пример 2.2 + 2.7 + 2.2 Ач
2. Что будет, если эти блоки имеют элементы разной ёмкости.

Нарисовать не могу, на словах первый блок 2.2 + 2.2 + 2.2 Ач второй, например, 2.7 + 2.7 + 2.7 Ач

К2+, К-Спорт, Т-34, А14-350-RH, Loginov Orange Light Agressor (LOLA 280 RH), каяк Рома, пакрафт Александра
Отредактировано: hunter-turist 29.11.2020 13:16
 Vadiko
Ххх
сообщений: 334
#2 Дата 29.11.2020 13:39 Ответ
Не специалист, но пользую их. Мне кажется лучше все элементы сделать одинаковыми, если это временный вариант, ничего страшного нет, по блокам все равно на выходе 12-14 вольт на каждом, а вот по емкости конечно не айс, те что меньше быстрее сядут. И тут два варианта, либо останется неизрасходованная емкость больших (то есть не рациональное использование) либо пока еще большие дают напряжение, сильно сядут меньшие, что не очень хорошо для Li-on аккумуляторов, лучше чтоб напряжение не падало сильно, может потом и не восстановится аккум. Ну если они с защитой, то хрен бы с ним, раньше отключатся. Недавно запорол так один, пришлось выбрасывать, но у меня они без защиты.

Отредактировано: Аккаунт удален 29.11.2020 13:41
 ДмитрийН
Москва
сообщений: 2456
#3 Дата 29.11.2020 14:09 Ответ
2200 будут разряжаться быстрее 2700 и терять напряжение, что может быть критично для акк. То есть первые сдохнут 2200.
На сборки ставятся платы BMS которые уравнивают все аккумуляторы в цепи по напряжению при разряде и заряде.
 LeonidS
Зеленоград
сообщений: 1669
#4 Дата 29.11.2020 16:27 Ответ
Здесь все довольно просто:

1. Параллельно смело можно соединять любые аккумуляторы (ну, естественно, одного типа химии, с одинаковыми допустимыми пределами напряжений) - в том числе и с разной емкостью и от разных производителей.

В этом случае суммарная емкость полученного аккумулятора будет равна сумме емкостей соединяемых аккумов. Иными словами, два параллельно соединенных аккума можно в дальнейшем воспринимать просто как один с большей емкостью.

2. А вот с последовательным соединением, наоборот, есть потенциальный гимор и проблемы :( Там крайне желательно, чтобы параметры аккумуляторов были максимально близки - т.е. обычно их подбирают из одной и той же партии, да еще и с максимально близкими параметрами (аккумуляторы даже в одной партии могут немного отличаться друг от друга).

Ну и при эксплуатации такой сборки крайне необходима защита (как при заряде, так и разряде) - причем, защита каждого отдельного аккумулятора в этой сборке!

Ну и, так или иначе, мытьем или катаньем, а здесь потребуется балансировка аккумов (т.е. выравнивание уровня заряда при последовательном соединении) - способов ее много, так что там уже нужно обсуждать конкретные варианты.

Отредактировано: LeonidS 29.11.2020 16:32
 Vadiko
Ххх
сообщений: 334
#5 Дата 29.11.2020 17:53 Ответ
цитата LeonidS:
Иными словами, два параллельно соединенных аккума можно в дальнейшем воспринимать просто как один с большей емкостью.
Спорно, если у потребителя рабочее напряжение в широком диапазоне, ну скажем от 10 до 14 вольт, что будет с аккумулятором меньшей емкости когда потребитель перестанет работать, он будет почти пуст, потому как до 10 В, его ещё поддерживал аккумулятор с большей емкостью. Ладно это блок какой-то с защитой рабочего напряжения, не работает ниже 12В, а если лампочка, движок какой, пока они работают, пользователь и не парится по поводу подзарядки и какой результат будет когда лампочка погаснет? Правильно, те что помощней может и будут жить дальше, а те что послабей, можно попрощаться с ними. Я вкратце упомянул такой случай такой случай у себя, есть подводные фонари, соединение параллельное, 4 аккума, второй комплект зарядил кое как не до конца, торопился, отнырял, 1 фонарь с этим комплектом работал до конца пока не погас, так как без защиты, в итоге 1 аккумулятор мёртв совсем, он видимо самый слабый был. Заряжаю всегда с балансировкой, но в данном случае видимо не успели выровняться.
 
 LeonidS
Зеленоград
сообщений: 1669
#6 Дата 29.11.2020 18:18 Ответ
цитата Vadiko:
Спорно

Да ничего там особо спорного - при параллельном соединении :) Как только ты их соединяешь, так немедленно начинается процесс выравнивания потенциалов - т.е. энергия перетекает из более заряженного в менее до тех пор, пока напряжения не сравняются.

Да, обычно таки рекомендуется (и сам тоже аналогично поступаю - в смысле, рекомендую :) не соединять аккумы с максимально разным уровнем заряда (типа один полностью заряжен, а другой полностью разряжен) - хотя, в общем-то, это "перестраховка" на всякий случай - а на практике без проблем. Но таки да, надежнее так не делать, а соединять при хотя бы приблизительно более или менее одинаковом уровне заряда.

Этот переходный процесс выравнивания может занять даже несколько часов в предельных случаях. Вот в это время лучше аккумулятор активно не эксплуатировать (ни на заряд, ни на разряд) - как минимум, в "жестком" режиме, т.е. с токами заряда/разряда, превышающими максимально допустимые для одного отдельно взятого аккума.

Иными словами, да, после соединения надежнее выждать несколько часов перед эксплуатацией - особенно если изначально уровни заряда сильно отличались, а предполагаемые токи эксплуатации большие. После этого можно смело рассматривать объединенный аккумулятор как один большой.
 Ali
Москва СВАО
сообщений: 3453
#7 Дата 29.11.2020 20:48 Ответ
цитата hunter-turist:
Вопрос: правильно я считаю, что мне для второго блока, надо купить точно такие же элементы с той же ёмкостью?
Да! Желательно той же партии.
 Ali
Москва СВАО
сообщений: 3453
#8 Дата 29.11.2020 20:56 Ответ
LeonidS
Мне не нравиться, что (4.2 в - 2.5 в)/0.06 ом = 28 а
 Ali
Москва СВАО
сообщений: 3453
#9 Дата 29.11.2020 21:00 Ответ
Для работы с максимальным КПД нужно, чтобы все элементы имели сходное внутреннее сопротивление на всех режимах. Проще всего этого добиться применяя одинаковые элементы.
 hunter-turist
Ульяновск-Подольск-СПб-Всеволожск-и снова Питер
сообщений: 4339
#10 Дата 29.11.2020 22:37 Ответ
Всем спасибо, основы понял.

К2+, К-Спорт, Т-34, А14-350-RH, Loginov Orange Light Agressor (LOLA 280 RH), каяк Рома, пакрафт Александра
 LeonidS
Зеленоград
сообщений: 1669
#11 Дата 29.11.2020 23:53 Ответ
цитата Ali:
Мне не нравиться, что (4.2 в - 2.5 в)/0.06 ом = 28 а

Да ну, страсти какие! :) Во-первых, сопротивление аккумулятора - величина весьма условная. Во-вторых - она очень, очень сильно нелинейная!

Вот сейчас провел простенький натурный эксперимент: взял два аккума 18650, на одном напряжение 4.09В, на втором - 2.76В. И тупо запараллелил их (через амперметр).

По вашей формуле ток должен был бы быть (4.09 - 2.76)/0.06 = 22 ампера.

Реальная жизнь, однако, устроена немного проще (точнее, сложнее :) - в общем, ток оказался всего-то в районе 3А (чуть меньше). Т.е. почти на порядок меньше ожидаемого :)

ЗЫ: Не-не, 3 ампера здесь тоже не очень полезно для аккумулятора - но, в общем-то, не фатально (тем более, что довольно быстро, по мере выравнивания потенциалов, он снизится). Но, собственно говоря, поэтому обычно и рекомендуется параллельно соединять аккумуляторы хотя бы примерно с одинаковым уровнем заряда...
 Ali
Москва СВАО
сообщений: 3453
#12 Дата 30.11.2020 02:13 Ответ
цитата LeonidS:
По вашей формуле
Не, я не претендую.
Давайте не будем захламлять тему разными, малоинтересными окружающим, радиофизическими и электрохимическими подробностями о переходных процессах, сопротивлениях контактов, сопротивлении прибора, времени интеграции АЦП...
Думаю, вы согласитесь, что одинаковые лучше.
А я соглашусь, что ничего страшного, если банки (ну, естественно, одного типа химии, с одинаковыми допустимыми пределами напряжений) приблизительно одинаковы по импедансу(ёмкости и нормативному току разряда), не произойдет.
 LeonidS
Зеленоград
сообщений: 1669
#13 Дата 30.11.2020 02:31 Ответ
цитата Ali:
Думаю, вы согласитесь, что одинаковые лучше.

Для последовательного соединения не только соглашусь, но и тремя руками поддерживаю! :)

А для параллельного... Есть, конечно, обязательные параметры (например, пределы напряжений), но остальные - в большинстве ситуаций не особо критичны. А уж разница емкостей соединяемых аккумов вообще не важна.
 Ali
Москва СВАО
сообщений: 3453
#14 Дата 30.11.2020 02:43 Ответ
цитата LeonidS:
А уж разница емкостей соединяемых аккумов вообще не важна.
Совершенно, после первоначального уравнивания потенциалов.
 LeonidS
Зеленоград
сообщений: 1669
#15 Дата 30.11.2020 02:45 Ответ
цитата Ali:
Совершенно, после первоначального уравнивания потенциалов.

Угу :)
 John Sky
Красноярск
сообщений: 208
#16 Дата 30.11.2020 07:25 Ответ
А сколько цикл заряда-разряда у станции Sol-500?
 ДмитрийН
Москва
сообщений: 2456
#17 Дата 30.11.2020 07:39 Ответ
Здесь же речь идет не только про виды соединений, а про сборку 3S значит и параметры акк. должны быть максимально одинаковые.
 LeonidS
Зеленоград
сообщений: 1669
#18 Дата 30.11.2020 15:47 Ответ
цитата John Sky:
А сколько цикл заряда-разряда у станции Sol-500?

Там используются литий-ионные Panasonic/Sanyo NCR18650B - по даташиту более 300 циклов.

Но только надо понимать, что для литиевых аккумов не только не требуется их полностью заряжать-разряжать, а наоборот, такой режим для них довольно не полезен - поэтому на практике оценить реальное количество сделанных циклов обычно довольно сложно :)

Т.е. когда говорят/считают о циклах заряда/разряда, то речь идет не о количестве переключений с заряда на разряд (которых может быть бесчиссленное количество), а о некоей сложной "интегральной" оценке - вот сколько аккумулятор проработал, т.е. сколько энергии суммарно отдал на разряд (и, соответственно, сколько заряжался).

А уж особенно, если как в случае с Сол-500, аккумулятор используется в качестве "буфера" между солнечной батареей и потребителем энергии. Там задача аккумулятора, в основном, сводится к тому, чтобы принять в себя излишки энергии в случае, когда СБ способна генерить много, а потребитель кушает мало - и наоборот, довыдать недостающую потребителю энергию, когда генерации от СБ не хватает.

Таким образом, большая часть энергии проходит мимо аккумулятора, напрямую от СБ к заряжаемому гаджету. А аккумулятор включается в работу только по мере необходимости - а соответственно, и изнашивается очень мало.
Новая тема   Ответ
Перейти на другой форум:
Сайт сделан на SiNG cms © 2010-2024