XIV конкурс туристской фотографии
"ФотоТур-2023" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставляют призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2023»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Байдарка "Хатанга экспедишн"
Новая тема   Ответ
Автор Сообщение
 greck
Россия
сообщений: 18
#181 Дата 08.05.2017 22:01 Ответ
Zindolog, да это не долго, у нашего неопытного экипажа средняя скорость в течении нескольких часов составила 5,6 км/ч, это по течению, часть за ветром, часть против. Максимальную трекер показал 8,78. Но когда разгоняешься быстрее становится более азартно грести, хоть и натужно, но напрягало то, что тяжело держать на курсе. Со временем приспособились, но скорости при этом большой не набрать.

Отредактировано: greck 08.05.2017 22:03
 greck
Россия
сообщений: 18
#182 Дата 08.05.2017 22:15 Ответ
Я бы со временем хотел попробовать однушку и в варианте тревел, очень интересна разница.
А вообще была у меня такая мысль, чтоб частично покончить с холиваром по легкоходности той или иной модели байдарки. Взять несколько моделей выехать на озеро и провести испытания с загрузками 10, 150, 200 кг на скоростях 5, 7, 9, 11, 13 км в час, в качестве привода не весло, а вот такая схема https://www.youtube.com/watch?v=v7I22HuT9CQ, а в качестве мерителя динамометр. Это, как я считаю, давало бы более определенную картину по гидродинамическому сопротивлению лодок, чем "на глазок". Измерения проводить на озере и в безветренную погоду. Да не учитывается парусность лодки, параметры гребца и т.д., но основной массе домыслов будет положен конец.
 mch
Санкт-Петербург
сообщений: 405
#183 Дата 09.05.2017 00:55 Ответ
О! Не узнал вас здесь! Славно, что Вам понравилась лодка.
Ворчуну Зиндологу везде происки маркетологов мерящаться, а понять, что в Стриме нет маркетологов так же как в других фирмах конструкторов, он не хочет. :))) Лениться наверное...

Метода Ваша интересна, только есть проблемка с организацией всего этого безобразия. Все занятые очень и результат заранее знают , а испытывать лодки одного производителя смысла нет, сразу скажут что самоотливные плоскодонки точно не медленнее.
 a1ex
Северное Замкадье
сообщений: 1558
#184 Дата 09.05.2017 22:55 Ответ
цитата greck:
2. Не нагребает пред собой волну.
"Нагребает" конечно же. И потому:
цитата greck:
после 7 км в час ее тяжело удержать на курсе даже при нормальной развесовке
"..грести можно и значительно быстрее" - не слишком-то значительно. Разве что на короткий рывок в стиле "ща помру" сил хватит. Именно потому, что лодка гонит волну все сильнее, она и управляется все труднее: нос уперт в волну, корму начинает крутить. Скеги/рули могут повысить курсоустойчивость, но тоже лишь до определенного предела. Имхо, к лодке быстро привыкаешь и на крейсерском ходу (5-6 км\ч) управляться с ней можно без проблем.

Что касаемо достоинств, то для кого-то они станут недостатками. Поскольку многие из них имеют и обратную сторону.
Из несомненных плюсов вижу два: 1) по сравнению со Sport (2-3) в Expedition впереди могут без мучений разместиться высокие товарищи - места вытянуть ноги хватает и остается еще пространство для небольшой конусной гермы. 2) лодка красивая.)

Здоровые рымы обвязки с пластиковой леей для меня скорее минус - не нахожу никакого применения, кроме крепления к ним удочек в транспортном положении. А рымы мешают компактно складывать лодку.
Хоть и не так, как мешает этому пластиковая окантовка "дыр". - Предпочел бы разрезы со скрутками в стиле Осы/ГК на лючках. Если в пластике на очках для экипажа есть плюсы, то на окантовке лючков оно оправдано только если люк можно открыть одной рукой и организовать там гермобардачок (как в сияках).
- Хатанга в сложенном виде в два раза объемнее аналогичного по размеру Викинга. И вовсе не из-за дна - оно как раз складывается компактно. Хотя и могло бы наверное стать раза в полтора легче - это же внутреннее дно. Под ним вклеенная "броня".

Проклейка по дну усиленной лентой ПВХ - здорово. В единственном больном месте штевневых Хатанг (место соединения штевня с дном) легко пробивался/протирался даже тройной слой толстого ПВХ. Но зачем эта полоса под надувным дном? Почти три метра лишних (0,3 - 0,4 кг). Из-за веса и объема это скорее лодка для походов "колесами в воду", но очень надежная и устойчивая посудина.

Из минусов Expedition по сравнению с 3 Sport: 1) места под багаж под декой литров на 20-30 меньше. 2) Проблемы с развесовкой на груженной лодке - основное багажное пространство находится в корме, а у 3 Sport по центру. 3) Уже помянутые клапаны. Обычно лодку подкачивают уже на воде, когда остынет, а при наличии большого количества барахла сначала грузят его, а потом уже качают до рабочего состояния. До некоторой степени и тут это устранимо - перемычка между надувными отсеками выравнивает давление в передней и задней части. Так что "додувать" можно лишь спереди.

Хатанги - не скоростные лодки, но и не самые медленные. Тест на скорость, в общем-то, ничего не даст. Лодки ведь не спортивные, а туристические. В походах куда важнее именно "параметры гребца" и приспособленность лодки к конкретному маршруту и условиям.
 mch
Санкт-Петербург
сообщений: 405
#185 Дата 10.05.2017 19:17 Ответ
Вот ДА!
 Zindolog
Москва
сообщений: 21022
#186 Дата 10.05.2017 19:46 Ответ
цитата mch:
что в Стриме нет маркетологов так же как в других фирмах конструкторов, он не хочет. :
Однообразненько все у ваших конструкторов, которые есть.
Интересно у конкурентов, у которых "конструкторов нет".
Но каждой конторе - свой фанклуб.

Плохо, что нет маркетологов. Хороших маркетологов.
Из нигде нет. Нет почвы для их появления. Наличия давления торговли на производителя нет. Всем "и так сойдет".

Чупресука, Фортуна 1+, Стайер, Z-300
 mch
Санкт-Петербург
сообщений: 405
#187 Дата 11.05.2017 13:39 Ответ
цитата Zindolog:
Наличия давления торговли на производителя нет

Ну мы то с Вами давим каждый на своего :))) и не безрезультатно вроде.
Хотя да, косячат бывает быстрее чем продавить успеваем.

Отредактировано: Merman 11.05.2017 13:43
 Михаил
#188 Дата 05.06.2017 00:41 Ответ
Что меня удручает в байдарке Хатанга Expedition, это проблема со штевнями и надувным дном, которое явно немного длиннее чем нужно, из-за чего байдарку постоянно тащит налево и на скорости выше 7-8 км/ч очень тяжело ее выправить. Приходится все время грести только левой рукой:(
Возможно я не прав и дело не в дне, но я пробовал и разную загрузку и полуспущенное дно, но ничего не помогает.
В праздники буду пытаться исправить, но очень разочарован:(
Может быть кто-то сталкивался с подобной проблемой?
 Валенетин
#189 Дата 05.06.2017 13:27 Ответ
По поводу управления. Когда иду один, все более менее сносно. Не сильно рыскает, корректируется курс легко. Если вдвоем, все становится намного сложнее. Даже если матрос не гребет. А если гребет вообще беда. На скоростях выше 6 км/ч уводит в сторону. Можно конечно сработаться и идти прямым курсом, но это очень непросто. Для себя нашел простое решение. Посадка сверху, на деку в районе заднего погрузочного лючка. Во первых стало намного комфортнее сидеть. Можно даже усесться тремя разными вариантами. Во вторых стало намного легче корректировать курс своим весом. В третьих, смещаясь назад, мы получаем более узкую ширину посадочного места. Если сидим как положено, то расстояние м/у бортами 1,05м., а если сдвигаемся назад, то ~0,8м. Т.е. машем веслом немного иначе, скорость чуть прибавляется. И да, хожу в неопрене.
 a1ex
Северное Замкадье
сообщений: 1558
#190 Дата 05.06.2017 21:08 Ответ
цитата Михаил:
проблема со штевнями и надувным дном, которое явно немного длиннее чем нужно, из-за чего байдарку постоянно тащит налево и на скорости выше 7-8 км/ч очень тяжело ее выправить.
...
Может быть кто-то сталкивался с подобной проблемой?

Если Вы все правильно собирали, то надо обращаться к производителю.
При вставке штевней необходимо попасть до самого конца в нос и корму (могут упираться в место соединения бортовых баллонов и не доходят сантиметров на 5). А при накачиванием нужно следить, чтобы штевни не уходили. Они частенько норовят вывернуться чуть вбок,. Это смещение потом видно на накачанной лодке, но сдвинуть на место при рабочем давлении не получится.
Наверное стоит сделать несколько "правильных" фотографий собранной лодки по прямой от кормы к носу и наоборот (лучше и сверху, и снизу), чтобы понять в чем проблема (если при сборке всегда винтом или дугой выворачивает - это брак, подлежащий замене).

To Валентин>> Высокая посадка - это конечно здорово (если весла длинные), но увы, не всегда применимо. Против ветра и на порогах не вариант. Смещение назад еще и чуть приподнимает нос, который упирается в волну на скорости. Рыскает меньше - да... Но зачем тогда нам лодка с закрытой декой?)
 Михаил
#191 Дата 10.06.2017 00:08 Ответ
Спасибо за советы/ответы.
Постараюсь завтра наделать фотографий и собрать лодку очень тщательно.

Все что описал Валентин в точности повторяет поведение моей байдарки.
Байдарка отлично идет когда матрос не гребет или когда матроса нет вообще, но как только матрос начинает грести, то ситуация сильно меняется и лодку начинает уводить в сторону.

Мое заключение следующее: в порогах байдарка ведет себе превосходно, устойчивость прекрасная.
Если уж на Щуке проходили Тохмайоки, то на Хатанге можно смело идти по более сложным маршрутам.
Из-за ухода лодки в сторону на скорости нужно либо запрещать матросу грести, либо идти вообще одному. Второй вариант наиболее предпочтительный.

Про посадку сверху на деку полностью согласен и подтверждаю, т.к. сам практикую именно такую посадку вне порогов. И грести легче и ноги не сводит, а так же ногами более надежно упираешься и можно очень эффективно работать веслом.
 a1ex
Северное Замкадье
сообщений: 1558
#192 Дата 10.06.2017 10:16 Ответ
Скажем так: до определенной скорости особых проблем с уходом с курса нет и до некоторой степени они могут быть исправлены развесовкой. В спортах матрос сидит ближе к носу, а капитан к корме (примерно там же, где на Expedition вы оказываетесь сидя на деке). Но и у них эта проблема остается.
Тут уж либо смириться, либо... учиться грести) В данном случае матрос должен хотя бы уметь не теряя скорости и не меняя темпа гребли подтягивать нос лодки.
К сожалению, это тоже проще делать в Спортах - первый номер там ближе к носу.
Классическая туристическая "таймень-гребля", когда капитан в белой фуражке слегка подруливает веслом (а то и педалями), а матросы исполняют всего три-четыре простых действия ("вперед-назад-табань-стоп-машина"), здесь уже не проходит.
Это не специфическая проблема Хатанги - в разной степени она проявляется у всех подобных лодок. И даже наличие кильсона (e.g. Викинги) ее полностью не решает.
С "правильным" первым номером (он уже не матрос)) и идти легче, и скорость будет выше.

Советовал исходя из этого: "байдарку постоянно тащит налево". Если с лодкой все в порядке и не дует сильный попутный ветер чуть сбоку, то уводит ее в любую сторону. И это, увы, нормально))
 a1ex
Северное Замкадье
сообщений: 1558
#193 Дата 10.06.2017 10:17 Ответ
Насчет порогов - все от экипажа зависит. Широкая плосокдонная пупындра многое прощает, конечно же. Пассивная устойчивость у них огромная.
Но как только этой начальной остойчивости уже не хватает, она же часто играет злую шутку - к ней привыкаешь и слишком расслабляешься. А лодка киляется мгновенно. Куда быстрее всяких каркасников. Круглый борт вылетает из под зада так, что пискнуть не успеешь. Не выставил опору и не задал крен заранее - передавай привет русалкам.

На "Тохмайоки и более сложных маршрутах" остойчивости Хатанги не хватит для пассивного прохождения. Она становится "обычной байдаркой". Причем, довольно неповоротливой, не оборудованной упорами (распор в деку - на любителя и явно не для всех: мне распираться неудобно да и крен удается держать лишь минимальный). Зато эта дека не позволяет "катапультироваться" еще в полете. Секунда висения вниз головой - это метров 5-10 частенько.
В общем, у универсальных лодок (а эти Хатанги таковыми и являются) после определенного предела почти все плюсы исчезают, а минусы-то никуда не деваются... За штевни хорошая струя кусает ее как крокодил. Так что "можно идти по более сложным маршрутам" - наверное, да. А вот насчет смело - нет. Только если опыт позволяет и по какой-то причине не хочется/нельзя выбрать для этого более подходящую посудину.
 greck
Россия
сообщений: 18
#194 Дата 13.08.2017 19:43 Ответ
И так хочу поделиться новыми впечатлениями о своей байдарке. До этого я два раза ходил в ПВД по небольшим речушкам, с небольшим пузозатиранием, но буквально 3-4 раза. Теперь же я ходил в одиночный поход в Мурманскую область на Ковдозеро . Описание похода как нибудь сделаю отдельно и выложу фотографии, а тут хочу привести сухие наблюдения и как можно больше цифр и как можно меньше эмоций, чтоб людям кто еще не определился с выбором это могло пойти на пользу.
Значит всё, что я пишу ниже касается характеристик и ощущений при хождении по озеру и не более того, если получится побывать на бурноводинге, от это будет отдельная история со своими цифрами.
Шел я 11 дней из них 4 дневки. За ходовой день преодолевал от 4 до 26,5 км, на двух участках был включен геотрекер для замера скорости. средняя скорость на участке в 26,5 км в движении 4,58 км в/час. Если ветер в лицо до 3-4 м/с то скорость в движении около 4,1-4,5, если штиль (попутного ветра я как-то не помню), то 4,7-5,6. Максимальная скорость которую мне вообще в штиль удалось развить по ГПС 7,09 это пик, греби или умри на весле Звездочка + . Может если бы больше лопату то можно было бы натянуть еще 0,5-1 км/ч, но это так отступление. просто сидя сзади нос хоть и загружен багажом, но все равно немного иногда его приподымает, а чем больше скорость тем больше поднимает и начинает гнать перед собой волну. Как итог оптимальная скорость при прохождении длинных маршрутов на ровной воде от 4 до 5,5 км/ч на этой посудине, если идти в одиночку.
Теперь по посадке. Первые три дня я был страшно зол на эту лодку, именно зол, так как дискомфорт при сидении в предлагаемом изготовителем положении жестчайшей (для меня при моей физиологии рост 178 вес 93) Я немогу больше 15 минут просидеть с расправленными ногами. Плюс когда все затекает и зад и ноги то постоянный напряг вылезти из этого очка. И тут я начал думать, было у меня 3 подушки надувных, как раз для этого и взял. Каждая примерно 8 см толщиной. Если подложить одну, то для изгиба ног еще есть место но скорость усталости еще велика, если подложить 2 то сидеть вроде как удобнее, но ноги упираются в деку с сатким же изгибом в коленах, просто угол между корпусом и ногами уже по более. Очень удобно то что на деке есть возможность закрепить небольшой груз перед собой, например герму с фототехникой и карты, но вот неприятность, когда ты это делаешь, то вес гермы плюс сила натяжения резинки, суммарно около 5-6 кг начинает через деку давить тебе на ноги, которые без пяточных упоров начинают от этого дополнительно напрягаться, тут я сразу вспомнил за палубные латы от еще одного владельца данной посудины. На четвертый ходовой день я решил вылезти из деки и эврика! Ноги получились как в авто. сиденье из скрученного коврика и подпопного привязного тур.сиденья из такого же материала. Что дает эта посадка (еще раз уточняю для похода по озеру!) Во первых, начинаешь по настоящему грести спиной, так как баллоны опустились на 30 см, ширина байдарки уже не требует такого отвода весла в сторону и угол захода весла стал более вертикальным, за одно не надо перед собой поднимать руки как раньше, так как бедренная часть ноги вообще горизонтальна и ничему не мешает, для груза еще освобождается куча места внутри. При гребле спиной практически не устаешь и гораздо менее нагружаешься при ходе против ветра, просто всаживаешь весло в воду как вила в сено и наваливаешься на него туловищем, при чем движение на кручение корпуса значительно меньше. Я читал отзыв еще одного пользователя экспедишина, который поступил та же в плане посадки, так что могу твердо сказать, в этом есть здравое зерно, единственно, надо будет тюнить сидуху со спинкой на верх, для такой посадки. Еще один плюс при такой посадке, при уставании пятой точки, можно просто стать и постоять, благо ширина кокпита достаточная и не плохая остойчивочсть байдарки. Ширины кокпита достаточно чтоб ноги поставить а уровне плеч, немного засунув носок между дном и баллоном.
Теперь по грузу. Места под декой очень не много, если еще там сидеть то катастрофически. У меня было 2 гермы 80л. + еда + мелочевка+ обувь (резиновые сапоги которыми не воспользовался) +фототехника+ палатка 7кг.. Шмурдяка я взял немного с запасом, так как в таком походе первый раз, больше не меньше. Одна герма полностью, вторая немногим больше половины. Чтоб запихнуть гермы под деку, я принял решения просто их смачивать водой и тогда все отлично заходит.
При смене посадки мои нервы успокоились и я начал любить свою лодку). Вот с такой посадкой я шел по ветру около 4-5м/с и переходил плёс, волна была где-то до 40 см и начинали наворачиваться барашки. Так вот переходил я вдоль волны (не разрезая ее носом, а именно вдоль), никаких критических положений лодки я не заметил и это при посадке сит он топ.
По поводу дна. Хоть и на озере но очень удобно что оно вкладное. я умудрился (не знаю как) в первый день собрать байдарку и не вставить передний штевень в карман, естественно при подходе к берегу, а грунта там нету, очень редко подобие песка, в основном только камень, я пробил дно. Обнаружил на следующее утро перед стартом. Воду слил, заклеил ПВХ изолентой и так не парясь дошел до конца похода. Так как дно вкладное и не под давлением, то мелкий временный ремонт его можно проводить вот таким способом. А вот слив воды из байдарки мне не понравился, дело в том, что при перевороте, самой нижней точкой в ней оказывается носовое или хвостовое заострение, а там все закрыто декой, в итоге надо немного повозиться чтоб по максимуму удалить воду, а желательно какой-нибудь заводской клапан в этом месте как раз для таких случаев. В походе я частенько останавливался у различных островков, естественно все камень, и затаскивал на камни лодку, в итоге дно после похода оказалось потертым, но меня это волновало мало). Что хотелось бы усовершенствовать так это расположение клапанов для накачки, ну не ужели производителю нельзя их сдвинуть на 20-30 см, так чтоб они и для хатанги 3 спорт были удобны и для экспедишина, там же все нормально получится. При том что Stream это не многотысячный завод с бюрократией, то это надо было уже сделать давно (у меня лодка изготовлена 25.08.2016).
Теперь немного об остальном. Весла Звездочка + показали себя нормально, материал гибкий, при больших нагрузках, например о камни, крепление разьема без намека на люфт. Гермы (гермомешки) одна Stream 80л, другая Sarma 100л, но самое интересное, что по размерам они получились один в один, видать объем считают по разному. Материалы тоже разные, у сармы более пластичный похоже на резину, на ощупь более нежный, у стрима как на байдарке, Притензий к гермам у меня нет.
       
Отредактировано: greck 13.08.2017 19:53
 greck
Россия
сообщений: 18
#195 Дата 13.08.2017 19:44 Ответ
вот с геотрекера
 
 greck
Россия
сообщений: 18
#196 Дата 13.08.2017 19:46 Ответ
Еще добавлю при посадке на деке, длины весла 230мм мне было достаточно
 greck
Россия
сообщений: 18
#197 Дата 13.08.2017 22:53 Ответ
Еще, совсем забыл о спинках, они на этих байдарках требуют серьезной доработки! Это предмет для тюнинга. Такое впечатление, что автором упрощения спинки был кто-то из финансистов или экономистов (кто-то явно хотел сократить себестоимость), но явно не технарь и человек на этих байдарках не плавающий. Со стороны все верно: нагрузку держит лента, но дело в том что спина у человека имеет немного плоскую форму, а при приложении нагрузки лента сдавливает тебя по бокам, если бы немного лучше закрепить спинку в вертикальном положении, чтоб она не "падала" вниз байдарки при опускании в байдарку не скатывалась туда под нагрузкой и сделать ее таким образом, чтоб она держала приближенную к плоской форму, то было бы замечательно. * Меседж для Стрима
А так у ребят получилась неплохая байдарка. Причем широкоуниверсальная, а значит имеющая как преимущества различных типов конструкций, так и их недостатки, и по этому нет смысла описывать эти недостатки, так как в другом месте они станут преимуществом. А вот мелкие недоработки, хочется чтоб были устранены.

Отредактировано: greck 13.08.2017 22:58
 greck
Россия
сообщений: 18
#198 Дата 13.08.2017 23:16 Ответ
Также всем мечтающим на этом форуме иметь "трэвэл-комплет" для ровной воды (монокильсон вместо надувного дна) на экспедишн и спорт. дело в том, что если присмотреться то при накачке надувное дно опускается немного ниже бортов, чем требует немного больший размер основного дна. В итоге если чисто теоретически установить монокильсон в эту серию байдарок, то при натяжке этого дна он будет выступать (вниз) сантиметров на 15-20, по больше всякой тритоновской Шуи, что сделает байдарку непрактичной и неостойчивой.
По этому для Хатанг трэвэл был разработан свой крой дна.

Отредактировано: greck 13.08.2017 23:16
 Дмитрий64
Саратовская обл.
сообщений: 13
#199 Дата 19.01.2018 17:34 Ответ
Добрый вечер!Может кто уже сталкивался с проблемой поиска заглушки грузового лючка или заменой его на аналог.Мои поиски в интернете не увенчались успехом.Если кто знает поделитесь пожалуйста.
 Mormus
Москва
сообщений: 3821
#200 Дата 19.01.2018 17:41 Ответ
Швейной машинки дома нет? Так-то там шитья на 15 минут.

https://t.me/mormus_equip
Телеграмм канал о снаряжении. Новинки, тесты. Инсайд из Сплава =)
Новая тема   Ответ
Перейти на другой форум:
Сайт сделан на SiNG cms © 2010-2024