XIV конкурс туристской фотографии
"ФотоТур-2023" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставляют призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2023»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Библиотека :: Отчёты и рассказы :: Водные походы :: Северо-Запад России

р. Великая, 11-13 июня 2011

17.06.2011 19:04 oleg kosmos

автор: Олег Кудымовский, г. Краснознаменск Моск. обл.

Не …. деццкий поход :)

С чего собственно начиналось: понимая, что хочется и активного отдыха и с семьёй, да и с Карелией мы как-то пролетали, начались брожения в голове по поиску подходящего варианта. Сначала многое не склеивалось вообще, но потихоньку день за днём, как пазл за пазлом, что-то начинало получаться. Может оно вышло и не совсем так как хотелось с самого начала, но тут уж, как говорится, что ни делается, то уже хорошо!
    Были мысли: «А, по-югам!» ну то есть хотелось или на Ворону, Красивую Мечу, а вообще-то на Битюг, но имея желание создать себе кампанию, собрались на Великую и не прогадали.

В общем в начале третьего толи ночи, толи утра мы выехали на минку и тут же встали в пробку. Плотина из двух светофоров на Голицино делала хороший подпор, и мы уж засомневались, что придём на рандеву к новорижке вовремя. Проскочив таки ремонтируемый участок дороги в самом Голицино поймали чудесный второстепенный ж/д переезд с красным семафором и поднятым шлагбаумом, а вокруг никого - ни поезда ни железнодорожников ни машин . Вот что хочешь то и делай! Постояли мы так, потянули ещё время, да и рискнули, надо ехать, не стоять же так до утра. После таких перипетий остатки сна напрочь улетучились, и дальше уже всё было без неожиданностей.
    Встретившись с экипажем семёрочки, я пересел к ним в экспедиционный Пежо, и мы полетели по достаточно хорошей трассе, убегая от неумолимо надвигавшегося за нами начала нового дня. Ехали мы со средней скоростью 110-120 вёрст в час, изредка кого-нибудь обгоняя. По пути была задача заправиться и если бы во время не нашли среди многих пустых и неработающих заправок одну в стороне от трассы во Ржеве, то могли бы и заглохнуть на дороге. Видимо еще не прошли последствия бензинового кризиса и на трассе не все заправки работают, так-то!
    Дальше ехалось хорошо, только доставил неудобство участок перед Зубцовым с двусторонним движением по одной полосе, другая ремонтируется. Проглатывая километры дороги, мы нагнали по пути Наташу и Бориса, Марина с Костей существенно нас опередили и были на стапеле вперёд нас. Приехав в Копылок и собрав лодки у плотины, наши шумахеры погнали машины в Пустошку, и, управившись со всеми делами, от прибытия в 10 утра до схода на воду в 13 дня, мы потихоньку пошли.

Поход начался.
    Постепенно озеро сменилось живописной протокой, населенные берега потерялись за кронами деревьев, стали попадаться утки с выводками молодняка. Ярко зелёные водоросли извивались в течении как змеи, а из под лодок выстреливали как торпеды стайки шустрых рыбок – кругом красота! Так проходя из одной протоки в озеро, а из озера в другую протоку, мы шли в прямой видимости друг от друга и сильно не растягивались. Обед решили не устраивать, ограничившись небольшим перекусом «у кого что было и кто что хотел», размяли ноги и дальше в путь. Постепенно характер реки стал меняться. Светлая лесная речка, иногда проскакивавшая по открытым берегам, потом она пошла меж высоких сосен и походила на таёжную, а когда по берегам начались заросли ольхи и ивняка, на течение Амазонки в прибрежных мангровых зарослях. Стали попадаться завалы из поваленных деревьев на всю ширину русла, и чтобы не мучиться с обносами и с пропилами мы притапливали мешавшие ветки и проводили наши суда. Постепенно после очередного завальчика стали появляться небольшие быстринки, а затем и перекатики, и я шедший впереди нашего каравана, неожиданно быстро для себя втянулся в участок из бурлящей воды между камнями, уходящей в петлю в право(за плотину). Течение несло хорошо, да и свою скорость ко входу в препятствие мы не гасили, поэтому об остановке нечего было и думать, нужно было грести и подруливать чтобы не вылететь на берег на камни. Наша Хатанга прошла всё чисто, я зачалился, наказал Никите хранить вверенное имущество и побежал смотреть, как пройдут этот участок наши экипажи, предчувствуя что могут быть и проблемы. Тайменька и Рафтмастер в силу своего опыта и комплекции благополучно прошли препятствие, а два других что-то застряли. Ну точно! Семёрка стояла поперёк течения, носом и кормой упёртая в камни и вода переливала через уже полностью залитый кокпит. Вероника с детьми уже была на берегу, рядом стояли девчата из девятки, а Андрей с Сашей начали работы по спасению притонувшего корабля. Пока я спешил на помощь, коварная струя сорвала с меня мои тапки, и раздумывая секунду что теперь делать, я пошёл к ребятам. Мы быстро перекидали вещи на берег, освободили лодку из под струи, вылили воду, быстро всё закидали назад и повели её по течению. Потом так же Андрей провёл свою, и переупаковавшись за плотиной на спокойной воде, мы пошли дальше. Неожиданное приключение всех взбодрило, благополучный финал дал повод для шуток, главное, что никто не пострадал, и остались целыми лодки. Постепенно берега начинали напоминать урочища мордера, а за нашей спиной стали раздаваться раскаты грома и проглядывать сквозь деревья свинцовые грозовые тучи, с другой стороны по-прежнему ещё светило солнце, оставляя надежду «авось пронесёт?». Подходящей стоянки и даже чалки не попадалось, а раскаты были всё ближе. Как в том анекдоте – «Смеркалось…». По карте по прямой до озера было 2,5 км, ну а с учётом того какие кренделя выписывала река, по руслу считай должно быть 5 точно! Шли мы уже на выдохе, не быстро, и тут начался дождь. Сначала по немногу, а потом всё сильней, да с бульками – настоящий ливень. Я уж накупался в этот день, был мокрый и так и дождь меня не напрягал, Никита завернулся в дембельскую плащ-накидку, остальные накрывались как могли кто детским зонтиком, кто припасённым плащом, а кто и ковриком, и так и шли. Вскоре дождь стал стихать, по берегам стали попадаться сосны, а значит появилась надежда найти подходящую стоянку. Первая попавшаяся оказалась занятой шумно гуляющей молодёжью, зато следующая метров 200 ниже по течению была пусть и не такая удобная, зато свободная. Зачалились, перетащили байды, разгрузились поставили лагерь, разожгли костёр, никто не сидел, все при деле, даже дети натаскали шишек и сушняка для костра. Удлинившийся день со светлыми сумерками позволил решить все хлопоты и где-то к полуночи мы стали расползаться по палаткам. Да здравствует упоительный сон!

День второй.
    Утро было ясным, птицы вовсю поют, напрягало только обилие кровососущих насекомых. После завтрака все собрались, встали на воду и пошли отдыхательный участок по цепочке озёр. Шли без хлопот, дети хрустели сушками, вместо обеда нажарившись на солнце, в районе турбазы Алоль, сделали купальную остановку. Дети в восторге! Вода теплая, погода хорошая и настроение от этого всего тоже приятное. Решили перед выходом из озера найти комфортную стоянку, встать на неё пораньше, отдохнуть хорошо, а на третий день оставить вкусный участок реки с предполагаемыми по имеющимся описаниям порогами, чуть ли не 2 категории. Стоянка нам действительно попалась хорошая, ниже по течению реки до входа в каньонный участок были еще стоянки, но по общему мнению наша была лучше. Дальше всё проза туристической жизни: палатки, лагерь, дрова, костер, ужин, купание чтоб спалось послаще и отбой, завтра рано вставать.

День третий.
    Утро третьего дня тоже было ясным, но по мере наших сборов, погода поменялась, солнце затянули облака, подул ветер. Марина и Костя решили выйти попозже, после нас, наши лодки встали в походный ордер и преодолев последние озерные участки, вошли в ускорившееся русло с высокими берегами. По течению стали попадаться небольшие перекаты, в русле лежали прилитые задумчивые валуны-бородачи. Грести стало интересней. Пару мест действительно имеют небольшие шиверки, но из-за обилия воды все препятствия более доставляют удовольствия, чем беспокойства от их прохождения. Нам на Хате так вообще спокойно, лодка плюхает широким носом и за счёт малой осадки спокойно проходит по облитым валунам. Где-то на две трети пути на намытом песчаном берегу мы сделали технический пит-стоп с перекусом, погрелись у костерка, попили чаю. Вскоре подошли к Яковлево, зачалились под мостом, собрали лодки и отправили наших водителей на такси за машинами в Пустошку. До неё было километров 50. Примерно в 17.30 тронулись в путь, я пересел в авто к Борису с Наташей, и оставив на стапеле ещё собиравшихся Веронику с Сашей и детьми, выехали на обратную к дому дорогу. Назад мне дорога показалась существенно сложнее, то ли накопившаяся за поход усталость давала о себе знать, то ли обилие возвращавшихся в Москву машин и мчавших длинномеров, наверно всего хватило. По пути нас настиг ливень «из ведра», заставивший сбросить скорость и отказаться от обгонов. В итого мы приехали домой к часу ночи совершенно уставшие, сохраняя где-то внутри себя чувство удовлетворения от удавшегося похода.

Соль.
    В случае если заброска выходит более чем на 500 вёрст в один конец во избежание переутомления от неё нужно увеличивать количество дней на маршруте, или выполнять её максимально комфортно, например на поезде.
    Хороший коллектив великое дело, и совсем не важно, что в команде разнотипные суда, если кто и отстал, то нет никаких проблем подождать 5 минут отстающих.
    Очень выручила нас газовая горелка, а вот вещей опять лишних понабрали!
    Есть замечания к своей снаряге, оборудованию на привале, надо подумать об оптимизации снаряжения.

Фото: http://fotki.yandex.ru/users/andrey-bobykin/album/170565/, автор - Андрей Бобыкин