XIV конкурс туристской фотографии
"ФотоТур-2023" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставляют призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2023»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Библиотека :: Отчёты и рассказы :: Водные походы :: Карелия

р. Воньга (Энгозеро - Кузема), август 2004

17.03.2006 12:00 Locman

автор: Сергей Репин (клуб "Шквал" г.Приволжск Ивановская обл.)
    Сплавные заметки. Наш первый водный поход.

Долго мы (Я - Репин С.В. писака и штурман судна) с Серегой (Рахманов С.Н. - напарник по туристическим скитаниям, капитан судна) мечтали промчаться по прекрасным бескрайним водным просторам Карелии. И вот новое знакомство в июне на парусной регате с Борисовичем (Исаев М.Б - руководитель клуба водников "Меридиан" г.Владимир) помогло нам осуществить нашу долго тлеющую мечту. Выезд был назначен на 7 августа 2004 года. Июнь, июль были посвящены постройке судна, набору и подготовке команды. Делали 4-х местный катамаран, где всю финансовую и конструкторскую нагрузку понес Серега. В нашу команду изъявили желание вступить два Лёхи ( Смирнов Алексей - матрос, Сизов Алексей - матрос). Выезд был совершен точно по графику (редкий случай). До станции назначения, ст.Энгозеро, мы добирались вместе с группой клуба "Меридиан" (г.Владимир) под чутким руководством Борисовича. Во время пути мы получили краткое описание маршрута. Он представляет собой озёрно - речную систему с крупными озёрами с выходом в Белое море. Базовая длина около 200 км, 11 - 12 ходовых дней, II категория сложности с элементами III - IV для байдарок (зависит от уровня воды). На конечную станцию прибыли около 24 часов. На ночь остановились у Валеры (житель поселка Энгозеро, друг Борисовича). Вместе с нами в эти края прибыло и похолодание. Пессимисты сказали, что так и должно было случиться, оптимисты - зато будет стимул работать вёслами, чтобы согреться. В понедельник с утра нам открылся великолепный вид на озеро Энгозеро. Прекрасно!!! Красивейшее озеро, длиной около 50 км, ширина в некоторых местах до 8 км, средняя глубина 4.5 метра, вода прозрачная (прозрачность до 2.5 метра), много островов - 144 шт. Берега каменистые, часто скалистые, попадаются пляжи с белым песком, лес в основном хвойный.
    Понедельник. До обеда собирали катамаран, любовались природой и, пообедав, ринулись в путь. Погода немного разгулялась, ветра почти не было. Гребли неторопясь, наслаждаясь поглощающими нас просторами. Основное отличие от нашей природы - это камни, много камней, которые появляются прямо из под воды, из под земли, в прямом и переносном смысле. Много воды, и, как позже узнаем, - много рыбы (по нашим меркам). В первый день решили не напрягаться особенно - разогреться, шли два часа и остановились на ночевку в живописном месте, где была оборудована стоянка. В этот день мы прошли примерно 4 км. Вся прибрежная зона усеяна черникой. Хотя местные говорят, что в этот год черники мало. На счет черники это довольно относительно, а вот грибов не было. При разборке вещей выяснилось, что в поселке забыли пять пакетов с карамелью, манку, половник, Лёхи забыли радиоприемник. Небольшая депрессия пробежала по нашим рядам. Которую мы тутже утопили в чашечки ароматного чая. Пока народ готовился к ночёвке, я успел поймать несколько окуньков. С этого дня наша еда не обходилась без рыбных блюд. Рыбу жарили, варили, коптили, солили и опять жарили.
    Вторник. Погода немного ухудшилась. Тучки, ветерок, пасмурность и всякие сопутствующие, пока мелкие, неудобства. С утра я замесил рисовую кашу на сгущенном молоке. Она стала традиционным утренним блюдом, а я - традиционным утренним коком. После завтрака укомплектовались и продолжили бороздить Энгозеро. Просторы огромные, много островов, и это довольно сильно затруднило ориентирование. На одном из крупных островов местный охотник прояснил обстановку, оказалось, мы были на верном пути, но этого луча света в нашем тёмном ориентирование хватило буквально на полчаса пути. Большую трудность в ориентирование создавали множество мелких, но довольно симпатичных островков, которые не указаны на карте. После восьмичасовой гребли мы всё-таки подошли к концу озера, правда, в этот вечер мы ещё сомневались в этом, но в душе надеялись в правильности выбранного пути. Моросил мелкий дождь, переодически нападали крупные полчища мелких мошек. Вечером, впрочем как всегда, рыба: ловля, жарка или варка. Лёха сделал попытку искупаться в чистых водах Энгозера, но со словами: "Слишком мало лекарств!" он только умылся и пошёл жарить рыбу. Мы с Серёгой поплыли искать выход в Пайозеро, но после пяти минут гребли поняли, что силы покинули нас основательно, и мы решили оставить эту затею на следующий день, а сегодня - перекусить и спать. Сон в этот день меня захватил мгновенно, может, даже голова не успела коснуться "подушки". За этот день мы прошли более 45 км.
    Среда. Со словами: "Как тут всё прекрасно" ( или что - то в этом роде), мы провели традиционную утреннюю трапезу и, с полным оптимизмом найти выход в Пайозеро , ударили вёслами по серебристой глади озера. Ветра не было, и катамаран прекрасно скользил по поверхности воды, тихий водный шелест ласкал слух. Через несколько минут наши самые оптимистические предположения подтвердились. Я так прямо и сказал: "Здравствуй Пайозеро! Вот и я!". Было радостно, что мы шли верным путём. Пайозеро небольшое озеро, мы его прошли можно сказать на одном выдохе. Пайозеро переходит в Чогозеро, немного меньше Пайозера. К полудню мы подошли к истоку р.Воньга. Сделали небольшой перекус, он тоже традиционный: банка паштета, пол банки завтрака туриста, четыре корочки хлеба, лук, чеснок, иногда компот из черники. После перекуса пошли знакомиться с Воньгой. Р.Воньга имеет длину 135 км,впадает в губу Воньга Белого моря. Общее падение - 71 м, средний уклон - 1.10 м/км. Основное падение - на порогах в нижнем течении, протекает через 12 озёр. Средняя ширина 25 - 40 м, глубина вне порогов 0.7 - 2.5 м, количество порогов и перекатов 27. Воньга встретила нас мелководьем и кучей камней. Часто приходилось слезать с катамарана и делать проводку. В этот день мы прошли ещё одно красивое озеро - Пильдозеро и остановились на ночовку перед выходом в Воньгу. За день мы прошли 35 км. Вечером изумительно клевал окунь. Клевал на всё подряд и из любого положения. Попробуйте отгадать: - "Какой будет ужин?". На следующий день запланировали сделать дневку.
    Четверг. Утро встретило нас сильным ветром и довольно низкой температурой. После завтрака, немного посидев, стали замечать, что чего - то не хватает. Немного поразмыслив, поняли: не хватает весел в руках. Стало тоскливо. Даже рыбалка не заманивала (рыбу некуда девать). После небольших раздумий, решили продолжить путь. Подкачали баллоны на катамаране (из-за низкой температуры давление в баллонах снизилось), уложили вещи и продолжили путешествие. И, вроде, веселей стало. Жизнь налаживалась! Погода совсем испортилась, периодически шли ливни, ветер был сильный. Прошли прекрасное Синдамозеро, а для экономии времени волокнулись через гряду (~ 400 м), отделяющую Синдамозеро от Мурамозера. В этом месте хорошая стоянка с песчаным пляжем. Но из-за сильного дождя мы не смогли в полном объеме насладиться этим гостеприимном уголком. На берегу стоит старая засохшая берёза, куда туристы вешают сувенирчики, записки, пожелания, автографы и всякую прочую чепуху и ерунду.. И мы не стали исключением. После перекусика прошли Мурамозеро и перед выходом в р.Воньга остановились на ночевку. За этот день мы прошли не менее 20 км. Разгулялась погода, стало периодически выходить солнце, и всем людям стало теплее. Расписывать меню не буду - оно традиционно, без изменения (опять эта рыба!!!). Лёха предположил, что так и фонарики не понадобяться ночью, сами будем светиться от фосфора. Но тем не менее трапезу не отменили, традициям не изменили. Вот так, кушая, обсуждая день, наслаждаясь окружающим миром, мы проводили вечер. Наше внимание отвлёк выстрел. И где-то рядом. Мысли переключились, посыпались мнения: охотники, по уткам, даже вечером. Я предполложил, что по катамарану стрельнули - развлекаются. Шутка шутками, но Серёга пошёл проверить катамаран - один балон был спущен! Провели обследование, следствие, диагноз: перегрелся (сильно солнце пригрело). Лопнула гондола по шву. Пока Серёга делал ремонт, я занялся, как это было принято, окуньками (запас на следующий вечер). Окунь брал жадно, грамм на 500 - 600. Оторваться от рыбалки было невозможно, хотя и рыба была уже наловлена с большим запасом. Пока я наслаждался ловлей, Серега зашил гондолу, и мы стали готовить катамаран на завтра. Отбой сделали по расписанию.
    Пятница (13-ое). На этот счёт Серёга всех успокоил, сказал, что сегодня всё будет хорошо, а вот завтра ... Мы ему, конечно, поверили и со спокойной душой продолжили свой путь, ну а завтра - будет завтра. Пороги стали встречаться чаще, воды в них больше, но и камни стали крупнее. В одном месте плескалась рыба. Решили спиннингом поутюжить. Результат превзошёл все самые оптимистические ожидания: язь примерно на 600 гр, две щучки по 700 - 800 гр, щучка на 1,5 кг, и две щуки на 2 кг (я как рыбак могу и неосознано преувеличить., но старался быть объективным) и это всего за 20 - 30 минут!!! Практически в любом месте рыбалка изумительна. Как и Серега обещал, приключений не было. За день прошли примерно 22 км. На стоянке Серёга с Лёхой сделали коптильню, и щуки были оприходованы.
    Суббота. Движение начали с порога. Пошли двойками, полпорога одна двойка, другую половину идут следующие. Стрельнули по двум зайцам: баллоны не драть о шиверу и сфотографироваться. Потом прошли несколько озёр и порогов. Пороги прошли без осложнений. Дошли до Собачьего порога. Собачьим он называется, наверное, потому, что находится на выходе озера Собачье, но я добавил бы, что он соотвествует своему названию. Средняя часть считается непроходимой - водопадный слив до 1.5 м на камни, может, опытный каякер и смог бы пройти. Первую половину порога прошли без происшествий. Основной слив обнесли. На нижней части порога нас посадило на хороший подводный валун и течением ещё прижало. Пока мы раздумывали, прыгать в воду или обойдётся, правая гондола неторопясь, потрескивая (как бы покряхтывая) швами, оторвалась от катамарана и разошлась по шву. С боевым крещением, туристы! По пояс в бурлящем, шумящем потоке всю эту, в один миг ставшую бесформенной, груду мы поволокли к берегу. Разместились на камнях, стали сушиться, зашиваться, заодно ужин успели сделать. Вспомнили о субботе 14 (которая идёт после пятницы 13), Серега заметил на этот счёт, что он нас предупреждал. Тут и мошки противные налетели, некоторые вещи сырые, солнце зашло, и всем людям стало холодно. На воду встали только в 24 часа, решили дойти до следующего серьёзного порога - Вякер и там отдохнуть. Ночь была опять изумительна: тихая, звёздная. Катамаран шелестел по поверхности воды. Пришли на стоянку около двух часов утра. За день прошли примерно 30 км. Поставили палатки и спали, спали, спали. И следующий день спали, спали, спали. Сделали перерыв на завтрак, обед и ужин и потом опять спали, спали и спали. Вечером смотрели, как другие туристы проходят Вякер. Длина его около 1200 м IIIб - IV к.с. В средней части порога - два мощных слива по плитам с интервалом ~ 10м. Первый слив прямой плоский, перепад ~ 0.7 м на 1.5 м. Второй слив косой с мощной узкой косой бочкой и прижимом влево. Перепад ~ 1 м на 2 м. Для тех, кто не уверен или переоценивает себя, на левом берегу стоит памятник погибшему здесь туристу. Проход Вякера мы отложили на понедельник. А сегодня - воскресенье, мы отдыхаем!
    Понедельник. Утро прошло в подготовке прохода через порог. Обнесли вещи, изучили маршрут, после сырого опыта на Собачьем решили в нахрап порог не брать. Первую половину прошли в четвером. На основной слив пошли только Серёги. Хорошо прошли. Повторять прохождение не стали из-за экономии времени, да и на бис никто не просил. Загрузили вещи и пошли на встречу с Белым морем. Преодолели не менее сложный, я считаю, порог Ассу. Экипаж действовал более чётко: Собачий научил, при малейшем зависании на валуне все прыгали в воду. Накупались мы хорошо, но зато катамаран был цел и невредим. Так мы прошли порядка 20 км и вышли в Белом море. Время подходило к 19 часам. Проверили воду на солёность, не оптический ли это обман, всё сходится - соленая, и по карте сходится - море. Настоящее море! А вода-то какая (прозрачная), а дали какие (необъятные), и всё в таком духе. Если сказать по короче - КРАСОТА!!! На привале наконец-то доели рыбу. Вскипятили воду для чая, заварили - а вода помутнела. Опять следствие, разборки. Оказалось, Лёха по привычке набрал воду из водоёма, забыл, что вода в море соленая. Начинался отлив. Долго не стали засиживаться, да и мошки опять доставали. Решили плыть на станцию Кузема, билеты купить, а то нас напугали, говорят, с билетами напряг. Прошли ещё около 16 км по морю. В 24 часа зашли в губу Домашняя, причалили к берегу - здесь закончился наш славный маршрут. Разобрали катамаран, попили чаю на берегу моря в последний раз в этом походе и с полной выкладкой пошли на станцию. К 5 часам подошли к вокзалу, купили билеты и в 7 часов мы уже пили чай в поезде. Было немного тоскливо, но радовало возвращение домой. За десять дней успели прилично соскучиться. Огорчало, что мало были на Белом море, успокаивал себя тем, что может быть, как-нибудь, а может на следующий год, ну или в ближайшее время после следующего года... Но на Белое море надо съездить обязательно!!!