XIV конкурс туристской фотографии
"ФотоТур-2023" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставляют призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2023»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Библиотека :: Отчёты и рассказы :: Водные походы :: Карелия

р. Суна от Поросозера до Гирваса

16.09.2015 11:44 Polina

автор: Полина, г. Реутов, Московская область

Судно: Варзуга 2
Экипаж: 2 человека: капитан – Олег, матрос – я, Полина.
Впервые на порогах, ранее опыт: Селигер, Ладога, Киржач, Клязьма.

День 1 (15.08.2015)
Выехали из дома (г. Реутов) 15 августа в 6:00. В 19:30 были в Петрозаводске. Пошли прогуляться по набережной. Онежское озеро встретило нас сильным ветром и волной с барашками… Хорошо смотреть на них с берега.))) Прошлись по парку, осмотрели скульптуры и загадали желание у дерева желаний (оно сбылось). Заранее номер в отеле не бронировали, т.к. не знали где будем ночью… Заночевали в отеле «Березовая роща», ул. Калевалы, 2. Стоимость – 1600р, за двухместный номер, удобства на два номера. В принципе, мы там выспались, хотя слышимость ужасная…

День 2 (16.08.2015)
С утра отправились дальше. Нам надо было приехать в Гирвас к 15:00, т.к. водитель объединил нашу заброску с уже имеющейся группой на это число. Забросчик - Олег Анатольевич из Гирваса.
Мы решили не терять время и отправиться на Кивач! Из Петрозаводска выехали в 8:30. Осмотрели водопад! Музей пришлось посетить в темноте, ночью упало дерево и оборвало провода. Отправились дальше. Перед поворотом на Гирвас пообедали в придорожном кафе. В 11:30 прибыли к Олегу Анатольевичу. Он нас встретил, дал карту местности, и мы отправились на осмотр достопримечательностей.
Осмотрели Пор-Порог и вулкан Гирвас. Потом поехали на мост, где сухое русло Суны, тоже красивое место. Там у нас будет антистапель. Увидели байдарочников, сидят на берегу, отдыхают… Мы пообщались. После их рассказа, я испугалась… И совершенно запуталась… Так как по моим представлениям, опасными были первые три порога, а они утверждали, что последующие хуже))) И еще они кильнулись под мостом.
Ну вот наступило три часа дня, подъехали наши попутчики, и мы стали перегружать вещи. Когда я увидела, как они выгружают из машины кучу труб, все мои надежды на совместное прохождение порогов рухнули… Они на катамаране… Узнав, что мы на «лодочке», старший сказал: «В жизни всегда есть место подвигу!» А услышав, что мы первый раз идем на пороги, и в одиночестве, многозначительно посмотрел мне в глаза… Что не добавило уверенности…
Погрузились и выехали около четырех. Дорога веселая, яма на яме… В 18:30 прибыли в Поросозеро (98км). Стапель устроили на очень симпатичной поляне с соснами и песком. Пока собирались, поняли, что катамаранщики не выходят сегодня и заночуют здесь. Тут еще приехали две большие группы коммерсантов. Народу целая поляна. Шум, гам. Мы решили, лучше пойдем одни, чем ночевать в такой суете. Загрузились и вышли в 20:45. Сначала не могли понять в какую сторону грести. Разобрались, дошли до первого порога. Осмотреться не успели, нас понесло… Ужас, залило полностью, в байдарке полно воды, мы все мокрые. Как-то, не поняли как, но мы прошли Пристанский!!! Первый наш порог! Дальше небольшой перекат, а там, за ним, уже Валазменский! По моим представлениям очень мощный порог, по крайней мере, гораздо больше первого. Мы встали перед ним.
Все мокрые, темно, порог шумит, и просто потрясающий закат над Суной! Поставили палатку, поели. Постоянно ходим смотреть на порог, от этого он еще страшней кажется… Решили дождаться кого-нибудь завтра и вместе пройти)))

День 3 (17.08.2015)
Вылезли из палатки в 9:00 - ветер, t+10*С. Завтракаем и опять смотрим на порог… Заметили, что за порогом по нашему правому берегу стоят люди. Мы пошли к ним посоветоваться насчет прохождения. Четыре мужчины на катамаране (нам везет), а еще писали, что на кате по Суне скучно. Они любезно предложили подстраховать нас на выходе из порога. Мы, конечно, согласились! И отдали им фотик для съемки нашего прохождения. Пока ждали их, разглядели плиту справа, с которой красиво скатывается вода (не хотелось бы на ней оказаться). Вроде бы все запомнили. Выходим, у меня дрожат поджилки. Мощные валы один за другим окатывают нас с головой. Главное не кильнуться, идти по струе и не налететь на плиту, а потом уйти влево. Фух! Прошли! Миновав еще одну шиверку забрали фотик и пошли дальше навстречу порогу Мельничный!
И вот на входе в Мельничный, на повороте мы сели на камень, потом сразу на другой, держимся за него руками, чтоб не перевернуло течением… Смогли кое-как оттолкнуться веслами. Не понимая, где начинается Мельничный, идем дальше, катамаран пропустили вперед, и по его траектории прошли. Облило сильно! Очень хорошо, что этот порог мы прошли за катом, т.к. по описаниям Мельничный довольно сложен в прохождении и является частым местом поломок. Проходить надо, разворачиваясь и пересекая струю. Как то так)))
Вышли в Пяльвозеро! Но чувствуем, что в лодке что-то уж слишком много воды… Понимаем, что надо причалить и осмотреться. Так и есть: пробоина под вторым шпангоутом слева, примерно 2 см. Разгружаемся, клеем лодку, готовим обед. А катамаран, с которым было так спокойно идти вместе, увы, уходит… Сварили щи на костре. Стоянка наша на левом берегу, но нет места для палатки. Ночевать здесь не хотим. Ждем, пока высохнет клей. Жарко, я искупалась.
После обеда, часов в 5, к нам причалил катамаран с нашими попутчиками по заброске. Я надеюсь, что дальше мы пойдем вместе, но они только встали на воду и торопятся к хорошей стоянке в конце Пяльвозера. А мы сушим заплатку)))
Наконец клей высох, быстренько собрались и вышли в 18:45. Проходя вдоль озера, видим две группы коммерсантов, недалеко от второй группы встали на ночь в 20:30. Вокруг много крупной и сладкой черники. Стоянка отличная: стол, лавки. Развели костер, запекли картофель, который ели в темноте)))

День 4 (18.08.2015)
Проснулись в 9:00, t +10C. План действий: пройти остаток Пяльвозера и часть реки до порога Маркоткоски в надежде кого-нибудь встретить. На выходе из озера обогнули остров с избушкой справа и ушли не той протокой… Минут сорок блуждали. Наконец нашли выход в реку и, пройдя примерно 10 км, дошли до порога. Осмотреть его мы не смогли, т.к. он довольно длинный, и в начале порога впадает речушка с правой стороны. Прошли сходу, самостоятельно, он не очень мощный, но много камней. Проход слаломный. Конечно, какие-то камни мы словили. Чуть отойдя от порога, встаем на обед, на высоком левом берегу. Нам показалось, что в лодке опять много воды после порога, и мы потащили байдарку на берег. Разгрузили, осмотрели, конкретной дырки нет, но много потертостей и задиров, несквозных вроде… Значит вода прилетела на пороге сверху. У нас есть грибы, собранные на островке, и мы варим грибной суп. Мимо проходят коммерсанты на трех катах, в сопровождении инструктора на пластиковой байдарке. Пообедав, выходим в 17:30. Идем до порога Коссаниски еще примерно 10км. И, о чудо! Прямо перед порогом, который во всю уже шумит, стоят эти коммерсанты. И, судя по всему, уже готовятся выходить. Мы рванули к ним! Попросились на совместное прохождение. И получив инструктаж по поводу ближайшего порога, пристроились к ним. Входим в порог по центру, а потом закладываем дугу влево и сразу вправо. Идем, но за катами нам не очень видно траекторию байдарки инструктора и мы садимся на камень, нас поливает нехило водой, пытаемся оттолкнуться веслами, наконец-то нам это удается, но мы летим на другой камень, впечатались правым бортом, оттолкнулись руками, и быстрее в S-образном направлении за ними. Опять все мокрые, и, не расслабляясь, за ними сходу прошли порог Корбокоски, длинный порог Лебикоски, и мост под которым нехилая шиверка! Наверное, здесь кильнулись байдарочники, т.к. пошли не тем пролетом. Идти надо крайнем левым.
Можно перевести дух, все, дальше протоками в Линдозеро.
Пока шли по спокойной воде, познакомились с инструктором и его невестой. Норд и Лена. Помучили их вопросами по технике прохождения и терминологии порогов. Договорились встать рядом. Завтра у них по графику дневка. Мы, конечно, тоже решили завтра подневать))). Пройдя через озеро, встали на правом берегу, противоположному деревни. Берег высокий с песчаным пляжем, наверху большая ровная поляна. Вообще на озере много стоянок, но к некоторым подходят дороги. Время одиннадцатый час. Быстро поставили палатку, сварили гречку.

День 5 (19.08.2015)
Встали в 7:00, t +6. Туман, ничего не видно. Но он быстро рассеялся, и показалось солнце! Стало теплеть. Позавтракав, отправились есть чернику и собирать грибы. На обед блюдо из капусты, грибов, тушенки и сухих овощей. У нас это называется «щи Боярские». В сочетании с дымком костра получается очень вкусно. Пообедали, я пошла купаться. У берега очень мелко и вода теплая.
К вечеру пошли в гости к новым знакомым. Пообщались, договорились выходить завтра в 11:00. Легли не поздно и на всякий случай завели будильник на телефоне на 8:40.
P.S. Проснулись, естественно, раньше)))

День 6 (20.08.2015)
Встала я, когда Олег уже сварил кофе и развел костер, время около 8-ми, t+5С.
Греемся у костра и гадаем, что нас ждет сегодня? Переход до п. Сухого и ночевка, или пройдем дальше, до Викшозера? Это опять до ночи, но зато там заканчиваются все пороги!
Вышли в 12:00, зашли в деревню набрать воды в колодце. Прошли ряд порогов, до Сухого, который следует проходить правой протокой, т.к. в левой очень много шкуродерных камней. Встали на обед в 16:00. Остался последний этап порогов…
Выходим в 17:15. Впереди порог Каданлоама, порог Длинный 1,5 км, порог Корбикоски и Ледяной, самый мощный из них. Доходим благополучно до Длинного, и тут начинается толкотня. Нас догоняет группа байдарок. И мы вместе, в «куче-Мале» его проходим. Ничего не понятно и мы задеваем камень, но не сильно! Дальше все прошли чисто! Спасибо Норду и Лене! Ура!!! Все пороги позади! Мы счастливые, встаем на красивой высокой стоянке, на левом берегу. Группа уходит дальше, в Викшозеро. Туда мы придем завтра, не хотим грести до темна, график у нас свободный))) Отметили окончание экстремальной части похода!

День 7 (21.08.2015)
На нашей шикарной стоянке уже с утра солнце! Проснулись от жары! В 12:00 вышли. Берега скалистые, напоминают Ладожские шхеры! Около двух часов дошли да Викшозера. Нашли стоянку знакомой группы, попрощались наскоро, у них какие-то срочные дела на другом берегу, где стоит группа с их базы. К сожалению не обменялись контактами. Чуть дальше встали на обед, на песчаном пляже. В 15:00 вышли. Идем в Гирвас, к финишу… В 16:30 антистапель. В 18:00 уехали из Гирваса в Петрозаводск. Хотим завра посетить знаменитый остров Кижи, в Онежском озере.

Итак: пороги - прикольно и весело, но только не одним!!! Надо ходить группой, особенно когда идешь в первый раз! А ведь мне говорили…
Имеем четыре заплатки и много мелких потертостей и задиров на шкуре. Кормовой штевень погнули. Надо менять)))
Спасибо всем за отчеты, которые я нашла на сайте, они мне очень помогли, а также всем, кого мы встретили на реке!!!