XIV конкурс туристской фотографии
"ФотоТур-2023" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставляют призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2023»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Библиотека :: Отчёты и рассказы :: Водные походы :: Карелия

р. Винча и Кереть

13.08.2013 09:27 Эмма

автор: Эмма Лисянская, г. Иваново

Вверх по Винче, вниз по Керети.

В конце прошлого года на "Надувастике" (тогда он ещё назывался "Надувастиком", а не как сейчас) меня заразили идеей пройти маршрут ст. Княжая - Княжегубское водохранилище - река Винча (вверх) - Тикшеозеро - озеро Аштахма - река Елеть - река Кереть - заливы Белого моря - ст. Чупа. Всего 220 км.

Это идеальный для меня маршрут с элементарной заброской и выброской, очень разнообразный (есть пешие участки и даже изрядное болото), с пересечением Полярного круга (где я ещё не была). Я прошла его за семь с половиной дней от берега до берега. Без днёвок, но (после дурацкого рывка первых двух дней) со вниманием к соотношению времени движения и отдыха.
Здесь я приведу, в основном, технические подробности - вдруг кому понравится маршрут, или просто возникнет желание использовать один из его элементов.

Я использовала каяк Ё фирмы «Акваграфика», очень удобный в смысле гибкости применения. Я неплохо шла на нём и гладкую, и бурную (ну, уж какая она, бурная, бывает в Карелии) воду, таскала его волоком пустой и гружёный (дно-то пластиковое), переупаковывала его в виде рюкзака, чтобы пройти по лесу (в чехле эта лодка - сама себе рюкзак). Запасы на 10 дней поместились внутрь. Сверху ехал только шлем и, на море, канистра с пресной водой - да и то, в основном, от лени.

Я высадилась в Княжой в 6 утра 28 июля и, вместе с одной семейной парой байдарочников, пошла на автобусную остановку (кольцо слева у дальнего конца платформы по ходу поезда, чуть спрятанное за зданиями.) Совершенно неожиданно через несколько минут подъехал новенький полугрузовой фургон (кажется, "Форд"), и водитель предложил весьма дёшево довезти нас до берега озера. Я взяла у него визитку - тел. +7 (921) 515 56 02, зовут Владимир.

Ровно в восемь утра я отчалила и, пользуясь практически полным отсутствием ветра, без долгих остановок пошла через Ковдозеро. В семь с чем-то вечера я остановилась на стоянку в начале протоки Тюлле, пройдя за день 38 км по стоячей воде, с дикой слабостью, подозревая у себя близкий тепловой удар (вовсю жарило солнце) и обещая себе больше так не делать.

Стоянки в самой протоке Тюлле не особенно хорошие, за исключением стоянки на западном берегу её южной оконечности. Правда, она хорошо продувается - при комарах это благо, при сильном ветре отнюдь нет. Кстати, Лопская запань, помеченная на карте как нежилая, на самом деле вполне функционирующий дачный посёлок. Сюда часто ходят моторки (вообще маршрут первого дня почти совпадал с направлением движения 90% замеченных моторных лодок).

На второй день я вышла в Нотозеро, прошла проливом у острова Рахка (прикольные скалы, кстати) и остановилась для короткого перекуса (меланхоличное гулянье по берегу с бутылкой орехово-изюмовой смеси в руке) на северном берегу. Обозревая окружающее, я решила, что Княжегубское мне не нравится. То, что выше уровня воды, в общем, неплохо, но то, что ниже - это кошмар. Я торжественно переименовала Княжегубское в Камнекорягское и отчалила. Через пять минут включили изрядный западный (встречный) ветер - Княжегубское обиделось. Пришлось уходить в тень о. Сосновый (Мяндо), а потом мыса на южном берегу, и ползти вдоль южного берега к устью Винчи, задействовав всё своё умение качественно грести.

После этого ветер был встречным всегда, когда был, кроме утра последнего дня (когда он честно пытался, но не смог одновременно дуть в лоб туристам на Керети и мне на дороге до Чупы).

Естественно, когда я повернула на 90° в устье Винчи, ветер повернул тоже. Моментально.

Нижние три порога Винчи обносятся по правому берегу реки (то есть для идущих снизу - по левому). Второй из них, Каменный, имеет отдельно тропу просмотра и отдельно дорогу для обноса. Эта дорога начинается слева от стоянки внизу порога, уходит влево от реки. Через некоторое время от неё вправо уходит заметная тропа. По ней можно придти к началу порога. Обнос очень удобный.

Третий порог, между Каменным и Пайгозером, можно, в принципе, не обносить, а сразу уйти на дорогу к мосту у порога Собачий. Но мне хотелось посмотреть на падуны Винчи, и я прошла по Пайгозеру к порогу Домашний. Изначально я хотела по нему покататься, но, посмотрев его вблизи, передумала. В моём нераскатанном состоянии и с неустойчивыми навыками он, пожалуй, был чересчур сложен в качестве первого на маршруте.

У порога есть обносная тропа по самому берегу, но её имеет смысл игнорировать - она слишком неровная. От стоянки у Домашнего вверх и примерно на юг (поворачивая потом вдоль реки) идёт отличная тропа, предназначенная для обноса сразу нескольких падунов Винчи. Её легко опознать - хотя сама по себе она узкая, вокруг неё достаточно просторно, нет подлеска. Я разобрала лодку, уложила её в чехол, который затем преобразовался в рюкзак (присутствующие рядом водники были очень удивлены этим фокусом), и пошла по тропе.

Тропа далее подходит близко к Падуну (Большому падуну или просто Падуну с большой буквы). Можно сбегать, полюбоваться. Впечатляет. Что интересно: хотя во всех других речках воды было мало, долить воды в Винчу совершенно не хотелось. :) Меня также очень удивило, что всё это место - жёлоб основного слива, боковые водопадные протоки, вторая ступень - довольно маленькое. Чтобы скатиться по второй ступени, нужно залезть в совершенно белую струю с первой. (Вообще, Большой и Собачий с их выходными шиверами - единственные виденные мной на маршруте места, где вода реально белая, кипящая. Whitewater.) Напилась там воды из реки – настоящий кислородный коктейль, вкуснотища.

Выше Падуна тропа портится, приходится протискиваться через подлесок. Потом она переходит в обносную тропу Собачьего, и в конце выводит на очень приятную стоянку на травянистой поляне над Собачьим. Там была моя вторая ночёвка. Вечером я сбегала, нашла дорогу, которая шла по левому (правому для меня) берегу чуть в стороне, и прошла по ней около километра. Дальше она изрядно заросла, разонравилась мне, и я вернулась. А зря. Именно эта дорога превращается потом в тропу обноса всех сразу Еловых порогов Винчи. Я не дошла по ней до ответвления на стоянку над нижним Еловым порогом буквально ста метров.

Найти эту дорогу можно так: пройти по дороге, которая проходит через мост над Собачьим, примерно 300 м в юго-западном направлении. Если смотреть налево, где-то в этом месте кусты приоткрываются, и видно колею, уходяшую в лес и сразу чуть вверх, на пригорок. Через километр эта колея превратится в тропу (правый след колёс исчезнет), и почти сразу появится развилка - влево к стоянке над нижним Еловым порогом, прямо и чуть вправо - обнос всех Еловых порогов. Далее эта тропа идёт по возвышенности, тянущейся параллельно Винче, иногда чуть-чуть спускаясь в низинки. Есть места, где она не очень хорошо читается, но сообразить можно. На тропе лежит много упавших деревьев.

Поскольку в предыдущий вечер я не прошла этих ста метров и не обнаружила связи между дорогой и обносной тропой, утром я погрузилась в лодку и прошла до нижнего из Еловых по воде (течение там временами есть, но слабое). После чего стала искать обносную тропу, нашла нечто подходящее, прошла по нему чуть назад... и узнала места, где была вчера. Час или два потерянного времени, увы.

Далее я прошла по этой тропе до конца. Она превращается в обносную тропу верхнего из Еловых и выводит на берег перед ним. Есть что-то вроде стоянки. Рюкзак был снова превращён в лодку, и я отправилась дальше вверх по Винче. Через некоторое время мне встретилось место с быстротоком (пройти можно на чём угодно, хоть на "Спорте"), а затем шиверка, которую я обнесла справа по низинке. Тропы не наблюдалось. Далее вверх идёт большой плёс и Ака-порог.

Для обноса Ака-порога вверх нужно причалить в дальнем левом (самом восточном) углу заливчика, а не прямо рядом с порогом. Если взглянуть на карту, то сразу понятно, что там самый короткий путь наверх. И он там действительно есть - настоящий хайвей. Дальше на "перекрёстке" направо, а потом по широкому рукаву (лезть в узкий рукав - саму Винчу - я не рискнула). И там - до низа первой шиверки. Там опять-таки слева (по правому относительно течения берегу) идёт тропа, которая вскоре раздваивается. Вправо - к началу шиверы, а влево - к автомобильной дороге. Поскольку мне не улыбалось обносить три мерзкие шиверы подряд, я снова упаковала лодку и пошла с упаковкой за плечами пешком к дороге, а потом по дороге к Тикшеозеру.

Рядом есть место, где озеро подходит очень близко к дороге, но там стояли дорогие джипы и раздавалась музыка. Пройти к ним, чтобы уплыть по озеру, наверное, было бы можно, но мне хотелось встать на стоянку, так что пришлось идти по дороге дальше, миновать первый мост и искать сход с дороги, который не был бы занят весёлой компанией. Он вскоре нашёлся и вывел на неплохую стоянку (к сожалению, с автомобильным подъездом). На автомобилях никто не приезжал, но на стоянке лежала надувная лодка. Вечером и утром приходил её владелец и куда-то ненадолго уплывал - наверное, проверял сети. Мы друг другу не мешали.

Что интересно, на Княжегубском отчётливо чувствуется Север, а природа Тикшеозера вполне карельская, то есть – почти что родная природа севера средней полосы России. Оказывается, недаром по истоку Винчи (северной оконечности Тикшеозера) проходит административная граница между Карелией и Мурманской областью!

Пройти по Тикшеозеру так же непринуждённо, как по Ковдозеру (северной части Княжегубского), не получилось. Дул южный (потом - юго-восточный) ветер, и мне пришлось "облизывать" восточный берег озера. Особенно весело было выходить из относительной ветровой тени, когда восточный берег перерезался глубоким заливом. Было издалека видно, как из него шпарит длинный язык волн с барашками. Перед такими заливами приходилось отдыхать, а потом пересекать их под углом градусов в тридцать к нужному мне курсу, энергично работая вёслом, чтобы не унесло на середину озера. Стоишь у тихого мыса, закроешь глаза - а впереди залив как порог шумит...

Наконец я добралась до юго-восточной оконечности озера, до залива Сяргилакши. На его южном берегу есть песчаный пляжик, на котором я устроила обед. (Песчаные пляжи на восточном берегу встречаются и раньше, но предыдущий, к которому я подошла, был с обманом - в воде песчаное дно очень быстро превращалось в каменное. Сяргилакшский же пляжик был в этом отношении честным.)

Из Сяргилакши есть протока в озерко, рядом с которым идёт гать через болото. Эта гать на картах обозначена как зимник. Протока достаточно глубокая, но перед входом в неё есть песчаная отмель. У юго-восточного угла озерка начинается тропа, которая быстро переходит во что-то вроде дороги, которая в свою очередь выводит на гать. Путь идёт через болото, потом через лес, потом снова через болото (долго), потом через лес, потом опять болото и опять лес. И в этом последнем участке леса - спуск к озеру Аштахма. Самая жидкая и глубокая часть болота - последняя, но самая противная в смысле состояния гати - средняя. Вообще люди сообщают, что гать сильно испортилась за последнее время и представляет опасность, но мне так не показалось. Разумеется, я шла осторожно, без рюкзака (тащила за собой на верёвке нагруженную лодку) и иногда нащупывала дорогу веслом. Но там быстро обучаешься понимать, где именно в болотной каше лежит очередное бревно, да и травянистые кочки на втором участке вполне сухие и прочные. Один раз на совершенно элементарном месте я попала ногой между брёвнами и провалилась по колено, когда рассмеялась очень неожиданно пришедшей в голову мысли, но больше ничего не случилось.

Стоянка у Аштахмы плотно заселена злющими комарами, вода в озере очень мутная. ОЧЕНЬ мутная. Я даже не стала брать её для готовки – поела всухомятку, а питьевая вода у меня была в бутылке, кипячёная. У Аштахмы была четвёртая ночёвка.

Река Елеть не протекает через озеро, а, скорее, касается его в его юго-восточном углу. Вода в реке даже почти не портится от этого касания – она гораздо чище, чем в Аштахме. Озеро здесь заросло травой, но дорожка к реке открыта.

Сначала Елеть – бодренькая мелкая лесная речка, но потом она входит в болота и практически перестаёт течь. Берега очень скучные (зато, говорят, много рыбы). Через некоторое (весьма изрядное) время на левом берегу можно увидеть избушку. Она спрятана достаточно глубоко в лесу, но в этом месте высокий хвойный лес, наконец, подходит достаточно близко к реке, и вы автоматически начинаете всматриваться в него в поисках стоянки. И находите. Если же вам на пути попадаются сначала островки, а потом лежащие в воде груды камней (остатки опор моста) – значит, вы только что проехали эту избушку. Я там обедала – на берегу, потому что в лесу комары и замусорено.

Вторая стоянка есть через некоторое время на правом берегу, где подходит такой же высокий лес. У самой воды там лежат жерди, чтобы не вытаскивать лодки по топкому берегу. Заметить несложно. Эта стоянка расположена недалеко от порога Мендовый.

Пороги Елети – это отдельная тема. На самом деле это каменистые перекаты, очень мелкие из-за заметного падения. Для каркасной байдарки это была бы, фактически, сплошная проводка, а суммарная длина этих перекатов – не меньше пары километров. Мендовый отличается от прочих тем, что у него в начале есть пологий деревянный лоток – негабарит для байдарок-двоек и катамаранов.

Я через эти «пороги» прошла в лодке, крутясь из последних сил, но всё равно постоянно садясь на обливняки или прямо на дно реки. В конце концов, я начала перескакивать через обливняки с разгона – всё равно они иногда стояли чаще, чем позволял пройти даже габарит каяка. Это стоило мне одной глубокой царапины во внешней проклейке днища (и ещё двумя царапинами меня снабдил волок гружёного каяка по гати). Учитывая, что внешняя проклейка – это просто защита, меня такой износ вполне устраивает. Сам пластик дна пребывает при этом в полной целостности.

Тем не менее, за день я прошла всю эту реку и встала на стоянку на берегу озера Новое, там, где из него вытекает Кереть. На озере был целый парад водного транспорта, и стоянку удалось найти не сразу. Но удалось.

Кереть описывать бессмысленно – отчётов и так очень много. Уровень воды был довольно низкий, и на выходах из некоторых порогов (в том числе Варацкого) просто невозможно было пройти, не посадив лодку на дно реки. Я просмотрела первый слив Долгого (это было полезно, потому что вода была только в узком сливе, и в него надо было точно попасть), Варацкий и Краснобыстрый (потому что по описаниям они казались сложными). Для каяка они были простыми. Впрочем, я ухитрилась сесть на камень прямо в основном сливе Варацкого, перечитавшись описаний и решив пройти совсем рядом с островком – тем более, что там с наплыва виден соблазнительно гладкий участок. Не надо туда лезть, он не гладкий. Впрочем, через секунду нос каяка вынесло из-под слива, и я пошла дальше.

Следующая ночёвка после озера Новое была на берегу озера Масляное, рядом со стоянкой очень приятной семейной компании с детьми и собакой.

На второй день на Керети я просмотрела Кривой-3 (зря; только ноги сбивать) и, наверное, просмотрела бы Масляный, если бы не влетела в него совершенно неожиданно. Никакого острова я там не заметила: как минимум, при «моей» низкой воде Масляный расположен просто на крутом правом повороте реки. Успела спокойно пересечь всю реку перед его основным сливом и скатилась справа, как советуют в описаниях.

Вообще пороги со сливами никакого интереса для каяка не представляли, а вот на шиверах нужно было лихо покрутиться. В этом смысле мне особенно понравился порог Морской – я крутила лодку, не переставая, и прошла его практически чисто, только один раз шаркнув бортом о камень.

Кереть, кстати, потрясла меня тем, что после мурманской трассы (то есть всю дорогу) я была на воде одна. Никто, кроме меня, не шёл по реке, никто не катался на порогах. Все просто стояли по берегам. Как они передвигаются вдоль реки – непонятно. Должно быть, используют какую-то незнакомую мне технику скрытного перемещения, позаимствованную у ниндзя.

Пройдя Морской, я зачалилась, достала складную пятилитровую канистру, поднялась по камням чуть выше уровня моря (буквально на 30 см, но это десятки метров вдоль пологой выходной части порога), и набрала воды из Керети. Потом двинулась по морю к ближайшему проливу в Чупскую губу.

Была середина между приливом и отливом, и пройти через этот пролив не удалось: там было мелко, и оттуда сильно несло отливным течением. Пришлось обходить остров Горелый с востока (это удлинило путь совсем немного). Дальше наступил вечер, море стало зеркально-гладким, и я по этой идиллии дошла до западной стороны острова Олений, где встала на седьмую и последнюю стоянку. И вечером, и утром был отлив, таскаться с лодкой было неприятно, вид тоже не радовал. Все стоянки с удобным подходом к воде, разумеется, были заняты коммерсантами.

На следующий день я за четыре часа дошла до Чупы, устроив перекус на острове Ярославль (он действительно очень приятный). Там доехала на попутке до станции, почти три часа ждала, пока откроется касса (досадный сюрприз), купила билет на поезд, идущий в час ночи (был более ранний, но он приезжал в Москву поздно вечером, и я не успела бы уехать в свой город). Посетила магазин (он есть примерно в трёхстах метрах от станции, хорошо спрятан), ушла в ближайший лесок, поставила там палатку и провела там остаток дня.

Нужный вагон, кстати, поймать совсем непросто, а двери других вагонов закрыты. Хорошо, что всё моё снаряжение умещается в одном рюкзаке…

Что ещё? Связь (Мегафон) на стоянках появилась только начиная с озера Аштахма. Раньше её не было. Погода в конце июля – начале августа замечательная, но ягод ещё почти нет: рано для этой широты.