XIV конкурс туристской фотографии
"ФотоТур-2023" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставляют призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2023»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Библиотека :: Отчёты и рассказы :: Водные походы :: Карелия

р. Лоймоланйоки в низкий паводок, 2013

24.03.2014 13:18 Эмма

автор: Эмма Лисянская, г. Иваново

Определённо, я поехала на майскую Лоймолу, не имея достаточного опыта, и к тому же собралась идти по реке на Ё2013, купив на выставке первый экспериментальный экземпляр и покатавшись на нём четыре дня (до того у меня был значительно более простой в обращении «Викинг 3.8S»). Выглядит не очень светлой идеей, не правда ли? Ну, собственно, у меня всегда так. На результатах это пока не сказывается.

В поезде из Питера я оказалась в одном вагоне с едущими на ту же Лоймолу «Мумми-Троллями» и напросилась встать до утра на одной стоянке с ними (поезд приходит поздно ночью, а стоять приходится практически в самом населённом пункте, между рекой, автомобильной и железной дорогами). На следующее утро я собралась гораздо раньше, чем «Мумми-Тролли» успели собрать три катамарана-четвёрки, и очень осторожно отчалила. У меня всё ещё сохранялось ощущение, что каяк готов сам по себе перевернуться подо мной, я пока что не ходила на нём ничего сложнее Каширки, и мне не хотелось устраивать заплыв на ровном месте прямо на глазах у кучи народу.

Дальше можно следить за моим рассказом по схеме Завьялова (http://slazav.mccme.ru/lpu_maps/loim300.gif). В принципе, если вы возьмёте с собой на Лоймоланйоки одну эту схему, на воде вам вполне её хватит. Другие карты нужны разве что для того, чтобы сойти с маршрута раньше.

Сначала на Лоймоле нет ничего, кроме разливов, потом начинаются шиверы. Я прошла первую (№2 на схеме), а у второй решила последовать совету в чужом отчёте, остановиться и посмотреть. Она оказалась элементарной, но гадать, почему советуют посмотреть такое простое место, долго не пришлось. На самом деле препятствие №3 — это третья по счёту шивера. Схема Завьялова составлена для очень высокой воды; об этом можно было догадаться и раньше, учитывая, что №10 в других отчётах называется «Двенадцатой шиверой». «Мой» уровень воды был довольно низким.

Препятствие №3 можно узнать по относительно высокой (метра четыре) скале на левом берегу. Непосредственно рядом с ней находится небольшой слив с лёгким прижимом к правому берегу. №4 представляет собой завал через всю реку с узким проходом рядом с левым берегом.

Где-то в районе №6 я очень громко проскреблась по камню пластиковым дном Ёшки, но ничего подозрительного не замечала до моста, когда выбралась на берег для обноса и обнаружила в лодке пару вёдер воды. Дно моего экземпляра было не проклеено снаружи, и теперь в нём красовалась длинная царапина со здоровенной трещиной в середине. (Впоследствии изготовитель за свой счёт заменил дно на новое, и с тех пор все каяки Ё идут с внешней проклейкой. Со проклеенным дном я очень жестоко обошлась в летнем путешествии того же года, и оно успешно выдержало это обращение).

Что ж, вылила воду, обнесла мост, прошла ещё немного и остановилась перед №10, «Двенадцатой шиверой». Вид её внушал уважение, воды было немного, камней торчало немерено, и у меня не было никакого желания соваться в неё с трещиной в дне. По описанию, сразу за шиверой на левом берегу находится стоянка. Я обнесла лодку по болотистому правому берегу за протоками («Двенадцатая шивера» является левой из трёх проток) и сразу за местом слияния проток на возвышенности обнаружила отличное место для стоянки. Пространства немного, но там весьма уютно. Ну или просто очень приятно остановиться на тихой и безопасной стоянке после того, как проплывёшь по самой сложной в жизни речке на лодке с пробитым дном. Пока я обносила «Двенадцатую», мимо пролетели катамараны «Мумми-Троллей».

Всё предыдущее произошло за полдня, и стоянка получилась полуднёвкой, ради ремонта лодки. На поликарбонат, из которого сделано дно Ё2013, можно приклеить обычный лодочный ПВХ обычным «Момент-Кристаллом», и именно этим я и занялась. Получилось не очень хорошо: возможно, потому, что я недостаточно нагрела место склейки (всё-таки дно гораздо толще, чем ткань). Я решила, что на следующий день пройду «Веер» и буду думать, где сойти с маршрута: если я и дальше буду так садиться на камни, долго моя заплата не продержится.

На следующее утро я подошла к «Вееру», скатилась с первого слива перед ним (насчёт «метра» на схеме — неправда, он гораздо меньше), причалила к левому берегу и пошла смотреть порог. На стоянке у порога была группа из четырёх человек, которые уже собирались уходить и грузили лодки. Я попросила их подстраховать меня (всё-таки трёшка, и выглядит вполне серьёзно), они согласились и даже посоветовали, как именно заходить на слив.

Я зашла в порог примерно на полметра–метр левее центра, каяк был моментально развёрнут первым же косым валом ещё на середине слива, и дальше я пролетела через все валы «Веера» левым бортом вперёд. Не зная меня, можно было подумать, что опытный каякер специально решил проходить именно так, чтобы не нырять в валы с головой. Видимо, страховавшая меня группа достаточно впечатлилась, и когда я объяснила им ситуацию и спросила, как проще уйти с реки, они вместо этого предложили идти с ними, пообещав заклеить лодку на следующей же стоянке, где планировалась днёвка. Как они рассказали, их лодки были взяты напрокат в «Голубой капельке», и ремкомплект к ним прилагался просто огромный.

Я согласилась и, естественно, не пожалела. Люди они были классные, шли по реке аккуратно, на стоянках устраивались основательно (у них была бензопила и куча другого барахла). Вдобавок они меня ещё и кормили — как я только ни отказывалась... поначалу... но любовь к халяве у меня слишком велика, а жратвы у них, как и всего остального, был вагон и маленькая тележка. Что-то из своего съестного мне, впрочем, удалось подсунуть под тем предлогом, что мне хотя бы будет легче идти.

Итак, я подождала, пока они упакуются, и мы пошли вместе. Прошли озеро Корпиярви, дошли до порога «Ядрёна Вошь», посмотрели его... Несложный заход, справа очень энергичная на вид бочка, в середине что-то вроде старой ряжевой стенки с растущими на ней деревьями, а слева от неё прохода нет. Надо проходить слева от бочки, прижимаясь к стенке. Дальше шиверка и, естественно, множество камней. Я посмотрела на них и решила обнести ещё и этот порог: слишком уж я не доверяла качеству своего ремонта, обдирать мою заплату об эти камушки совершенно не хотелось. Задерживать своими проблемами людей, которые меня подобрали, мне не хотелось тем более. Остальные совершенно без проблем прошли так, как было намечено. Порог, если не сваливаться в бочку, по этой воде очень простой.

На шивере Раякоски мы посмотрели только заход (после «Двенадцатой» это, наверное, вторая по сложности шивера), но тут нам очень помог катамаран, пролетевший в это время мимо нас и основательнейшим образом севший на плиту, которая находится в середине струи на выходе из шиверы. В принципе, её видно по пенному гребню... но их там много.

На выходе из озера Сариярви мы встали на днёвку. На топокарте в этом месте обозначен мост и дорога. На самом деле моста давно нет, а вот дорога существует: к правому берегу по ней при нас подъезжал автомобиль. На левом же берегу она основательно заросла, и мы устроили стоянку прямо на ней, метрах в ста от реки. Места там порядочно.

На той стоянке мне всерьёз, в два слоя, заклеили дно лодки, и больше я за неё не боялась. Меня к ремонту, что характерно, не подпустили.

Следующий ходовой день начался с порога «Цис». Он действительно очень похож на «Ядрёну вошь», и проходить его надо примерно так же, но от бочки уйти не удастся. Бочка, впрочем, добрее. На этот раз я камушков уже не боялась и порог прошла (впрочем, провалившись в бочке на одном гребке и чуть не упав). Дальше впереди был порог «Табун», единственная на реке четвёрка, и притом весьма впечатляющая. Сваливаться в него не стоило, точное его положение было не вполне понятно, и мы подходили к нему осторожно.

Подход к «Табуну» устроен так: река делает сначала крутой левый, потом сразу крутой правый поворот (оба на прямой угол). Дальше стоит зачалиться и посмотреть, потому что впереди довольно крутая, широкая и потому очень маловодная горка. В нашу воду пройти её, не налетев на камни, было невозможно. Поэтому я её обнесла, экипаж двойки провёл её по берегу, а вот надувастики-одиночки («Хатанга 1 Спорт» и «Каньон Соло») её прошли. На записи с экшен-камеры владельца Хатанги прекрасно видно, как лодка садится на камни, потом её сносит потоком, потом она снова садится... И это при очень маленькой осадке. Неприятное место.

С просмотра этой горки можно сразу идти смотреть «заходную» шиверу перед «Табуном», но придётся обойти изрядное болото, находящееся на правом берегу за маловодной горкой. Мы прошли мимо болота и зачалились к правому берегу в протоке между ним и островками. Почему-то это место ни у кого не указывается, как безопасное и удобное для чалки перед «Табуном» — возможно, в высокую воду его заливает, а возможно, авторы описаний ходят в основном на катамаранах и в относительно узкие протоки залезать не любят.

«Заходная» шивера «Табуна» довольно проста и отделена от самого порога быстротоком... который в низкую воду не заслуживает даже этого названия. Здесь (на быстротоке после шиверы) у правого берега находится место для чалки, откуда начинается тропы просмотра (по берегу) и обноса (прямо вверх по холму). Место это маленькое, на одну, от силы две лодки, и выбираться на берег там не очень удобно. Мы поставили там человека со спасконцом, на всякий случай, чтобы никого не унесло в порог.

Сам «Табун» мы не шли. Во всяком случае, у меня даже мысли не возникло, после просмотра и лицезрения двух памятников. (Там почти одинаковым образом, при самосплаве, в 2000 и 2004 годах погибли два каякера.) Днём раньше нас «Табун» вполне успешно прошли на «Каньонах», но это была значительно более опытная команда. За «Табуном», в конце тропы обноса, находится просторная, но несимпатичная стоянка. Сразу за порогом начинается каскад интересных, энергичных «послетабунных» шивер.

В этот день за семь часов мы прошли семь километров: сказалась осторожность около «Табуна». Притом это был, пожалуй, самый утомительный день. (Впрочем, за эти семь, а если вычесть озеро и плёс перед ним, то даже пять километров мы спустились на 26 метров, что для Карелии совсем неплохо.) На стоянку мы встали на правом берегу озера Ораваярви. На этом берегу, начиная от входа в озеро, есть несколько просторных стоянок. К сожалению, к ним идёт вполне накатанная автомобильная колея, и там может быть изрядно замусорено, но нас на всех таких стоянках никто не беспокоил.

Следующий дневной переход пришёлся на длинный скучный участок плёсов и озёр, на котором нет ничего интересного. Место для стоянки пришлось поискать. Замечательная стоянка нашлась на левом берегу озера Ивкожское перед его сужением — точно в том месте, где на схеме Завьялова стоит отметка «45 км». Там тоже есть автомобильный подъезд, хотя на топокарте его и нет.

После озёр с порога «Осиновый каньон» (мне хотелось на него попасть уже только ради названия) начинается последний интересный участок реки. С наплыва начало «Осинового каньона» выглядит довольно зловеще: как узкие ворота, которые после «Табуна» наводят на нехорошие предчувствия. На самом деле порог начинается с довольно широкой и несложной шиверы, которая только на последней паре десятков метров немного ускоряется... и выносит прямиком в скалу, где поток резко поворачивается влево на девяносто градусов. Прижим мощный, но слева перед ним имеется улово, в которое можно успеть попасть, если не зевать. Я, естественно, прозевала и вылетела через это улово в отбойную струю, в которой и натерпелась страху, потому что она довольно хаотична, и каяк там мотает и так, и сяк.

После поворота начинается выходная шивера «Осинового каньона», которая гораздо эффектнее входной и включает сначала несколько бочек (вполне приличных на вид, но надувастики их пролетают, не тормозясь), а потом много небольших валов. При высокой воде берега в этом месте заливает, и по сторонам остаются только деревья: оттого и название. Но при нашей воде берега были вполне видны. Бочки, наверное, тоже есть только по низкой воде.

После порога идёт непродолжительный участок гладкой, но текущей воды, а потом шиверы, самая впечатляющая из которых — последняя. Впрочем, полутораметровых валов, обещанных в отчёте http://www.veslo.ru/2001/baza/ring/Nring.dat/W0817.HTM, мы не увидели. Дерева, под которым за пару лет до нас оставили «Каньон Спорт», кажется, уже тоже нет. Есть похожее дерево чуть ниже по течению, но чтобы попасть туда, нужно заснуть в лодке.

Дальше разлив, мост и стоянка у шоссе. Мы на ней ночевали, и, в общем, всё хорошо, но она действительно прямо у оживлённого шоссе, в нескольких десятках метров. Место, прямо скажем, весьма неромантическое.

Ещё о порогах. Перед «Веером», «Табуном» и «Осиновым каньоном» (про остальные не помню) на деревьях висят листики бумаги с названиями порогов. Если знать, что они есть, их можно увидеть достаточно издалека. Правда, у «Табуна» табличка висит на дереве, которое растёт на островке перед входом в порог, и увидеть её можно не раньше «заходной шиверы», когда место для чалки осталось только одно.

Субъективно сложность порогов мне показалась не такой, какой она указывается в отчётах. «Табун» оценить не могу, но он гораздо сложнее остальных порогов. «Веер» мне показался имеющим тот же уровень сложности, что и «Осиновый каньон» (кстати, это два порога, ради которых я и пошла на эту реку). «Двенадцатую шиверу», «Ядрёну вошь» и «Цис» я бы тоже поставила на один уровень, где-нибудь на 0,5 ниже предыдущих двух. На «Двенадцатой шивере» та группа, к которой я прибилась, словила свой единственный оверкиль, а катамаран «Мумми-троллей», по пересказам, пробил баллон. Плюс деревья над водой, плюс (в более холодные годы) ледяные закраины на выходе — вредности в характере «Двенадцатой» прилично. «Раякоски», мерзкая предтабунная горка и последняя шивера — это где-то около двойки. Остальное можно не считать.