XIV конкурс туристской фотографии
"ФотоТур-2023" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставляют призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2023»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Библиотека :: Отчёты и рассказы :: Водные походы :: Центральная Россия

р. Осуга, Тверца (Горощино - сан. Митино), 10-11 сентября 2011

26.09.2011 11:34 oleg kosmos

автор: Олег Кудымовский, г. Краснознаменск Моск. обл.

Осуго-Тверецкое кольцо

Участники: Кеша (Zahar), Олег (oleg kosmos), Андрей (ЮрийГагарин), Олег (Непушкин), Влад, Влада, Ира, Илья, Михаил.
    Средства: Вуоксы-3 «Бывалая», «Космическая каракатица», «Забияка», Свирь «Космическая репка», Хатанга-2 «Варяг», Викинг-4.7

Собравшись по машинам в пятницу где-то после 22.00, мы, наконец, выехали из городка на встречу долгожданным приключениям. Настроение у всех было бодрое не смотря на окончание изнурительной рабочей недели, а у неводителей и слегка разогретое. Все шутили и юморили, наши машины неслись в уже неплотном потоке на север, доверяясь достижениям технического прогресса: яндекс-пробкам, автонавигаторам, антирадарам. За разговорами дорога пролетела незаметно, так к 2.30 субботы мы добрались до поворота с М-10 на Торжок, где нас поджидал в своей машине Иннокентий ака Zahar. В планах у нас было подкупить по раскладке продуктов которые не взяли самые занятые участники и двигать на стапель. Заехав в Торжок мы сразу поняли что попали в старинный русский город. На улицах никого, даже в центре нет работающего фонарного столба, все палатки закрыты, а круглосуточного магазина видимо не существовало по определению. Раз так получилось, решили не блудить по городу ночью и ехать на стапель, а не выполненную задачу переложить на утро при перегоне машин на финиш. По прежнему доверяя навигации мы шелестели по асфальту уже на запад и я все пытался сверить карту и картинку навигатора с пролетавшей в окне окружающей действительностью. Не получалось ничего. «Не грусти» говорил я сам себе. «Такое бывает, ночь все скрадывает, скоро приедем». Через некоторое время навигатор выдавил из себя женским голосом: «конечная точка маршрута». То есть населенный пункт Горощино Торжокского района Тверской области, который был забит в навигатор, достигнут! А стапель должен быть не доезжая до него у характерного моста через реку! А ничего не было, ни реки, ни моста и теперь посреди асфальтовой дороги мы не знали где мы! Вот те раз!
    Не рискнув поворачивать на когда-то мелькнувший по трассе указатель на Селихово, помчали назад в Торжок. Видимо, навигатор поставил нас не на ту дорогу и в содеянном не раскаялся. Мы доехали до центра и за зданием колокольни у каких-то гаражей на пустыре высыпались из машин. Со стороны наверно картина была занятная. Ночь, старинный русский город, на пустыре стоят наши межгалактические лайнеры, стоит народ и галдит как у себя в Краснознаменске. Видимо все это так и наблюдал экипаж проезжавшей мимо патрульной полицейской машины. А когда Олег ак Непушкин захотел, увидев их, уточнить у них дорогу и выскочил за ними из нашей могучей кучки, эти замечательные слуги закона даванули по газам так, как только могла их старая одноглазая шестёрка и растаяли во тьме… старинного русского города! Поехали сдавать дежурство наверное. Тормознуть – таки получилось таксиста, ехавшего прямо на нас, уже вышедших на дорогу, он и подтвердил наши сомнения, что дорога не та и объяснил куда ехать. Ну чтожж сели, поехали, снова окраина Торжка, погост, с асфальта отворот на лево, на залитую лужами грунтовку, уходящую под ветки-лапы переросших деревьев . Едем.. скорость снизили, дальним светом головной лайнер пытается что-нибудь нащупать. В салоне заиграла песня Петра Налича «Гитар, гитар, кам ту май будуарррр». По ощущениям едем наверное час, все никак не доедем. Начинается черненький юмор. Вот наконец в заросшей обочине позабытый всеми дорожными службами стоит указатель «Добрыня». По факту глухая деревня, с заколоченными домами и заросшими бурьяном дворами, выезжаем в её центр и не верим своим глазам: на дороге брусчатка! Оказывается в эпоху, когда не было железных дорог, здесь проходил так называемый Екатерининский тракт, царская дорога из Москвы в Петербург. В старину такие дороги были лучшими из того что могло быть и по современной аналогии были хайвеями. Может мы это, ..того, перенеслись во времени и попали в прошлое? И на встречу нам с постоялого двора выскочит курьерский экипаж? Да вроде нет, у одного из дворов стоит припаркованная Волга. Погалдев еще немного сели и едем дальше. За Добрыней дорога стала еще глуше, а сходства с картой минимальны. Навигатор стал показывать сначала дорогу пунктиром, а потом просто покатил машинку по черному полю экрана…. Кто мы, где мы и что тут делаем – вот основные вопросы современности на тот момент которые владели нами. В салоне по прежнему продолжал истошно выть Налич «бейби! Кам ту май ягуаррр!». Мы хихикали. Как потом выяснилось диск заело и этот мотив крутило … много раз, а мы и не заметили! Иногда заезжая в глубокие лужи цепляли корпусом за грунт. Когда навигация окончательно сошла с ума, дорога вдруг резко как на карте ушла в лево и появился мост. «Ура, Осуга!» мы орали как матросы Колумба, когда они увидели землю. Спешились и с фонариками, у кого какой был пошли к воде осмотреться. С неба подсыпала какая-то морось, а когда мы стали выбрасывать из машин вещи, начало хорошо поливать. Милостей от погоды мы не ждали, поставили большое бунгало, запихали под него вещи и расползлись немного покемарить до светлого времени суток. Утром водители поехали отгонять машины к месту предполагаемого финиша, а неводители занялись перетрахиванием шмотья и сборкой байдарок. Как с этим бороться – я не знаю… вещей понабрали… даже я сам и то согрешил, взял-таки лишнего, что в походе ни разу не пригодилось и без чего можно было-бы легко обойтись. Пока собирались лодки и готовился завтрак примчали наши автомобилисты, сборы пошли немного быстрее, но все равно, провозились ооочень долго. По времени можно было начинать обед, но имея настроение пройти маршрут встали на воду и погребли. Осуга весьма спокойная равнинная река с небыстрым течением, петляя, подхватывала наши байдарки за брюхо многочисленными мелями. погода проносила над нами облака циклона и даже иногда проглядывало солнце. Эх, было бы его чуть побольше! и наш унылый пейзаж сразу бы стал веселее, и хоть все еще зелёное по-летнему, в воздухе уже чувствуется пряная горчинка осени. Первоначальная раскладка по экипажам показала свою несостоятельность и мы прямо на воде, соединив лодки, расформировали слабый экипаж, более равномерно распределив силы в лодках. По ходу перекусывая, проходили ориентиры, сверяя их с немасштабной картой (да, штурмания у нас хромает) шли до вечера. К 20.00 запланировали встать на стоянку, но начиная с 18 часов нигде ничего подходящего не было. Если один берег высокий с сосняком, то он очень крут и чалиться на нем негде, а пологий с песчаными косами подболочен и зарос высокой травой с тучами комаров. В конце концов понимая, что так можно идти неопределённо долго, решили остановиться в месте где к реке выходит старая лесная дорога с участком от русла до леса идущего по полю, на котором можно разместить лагерь. Да, как потом оказалось Осуга по сравнению с Тверцой существенно беднее оборудованными стоянками. Я бы даже сказал так: практически не оборудована стоянками. К концу этого дня мы порядком устали, а некоторых наименее подготовленных участников вообще немного потрахивало и колотило от переутомления и холода. Поставили палатки. Кешина кнопка по сравнению с нашими ангарами смотрелась как миниатюрная модель. О костре и дровах под проливным дождем не могло быть и речи, поэтому в ход пошли газовые горелки. В меню был сместившийся с обеда гороховый суп с копчеными ребрышками и меню самого ужина: макароны с сосисками, только не гриль, а уж в отсутствии костра просто вареные. Вот когда все поели, выпили и закусили, одетые в сухое и в тепле, ко всем вернулось хорошее настроение и смех и шутки. Так незаметно дошутились до полуночи. Пора спать – завтра будет MEGA-day!
    Утро..кроме того что всю ночь ветер нещадно трепал наши домики и поливал их с разной интенсивностью дождь, и шуршащие по пологу капли не предвещали ничего хорошего, во всех членах ломило, а в башке от выпитого гудело как в трансформаторной будке. Лежать на буграх под палаткой уже не хотелось, а вставать не моглось. Эээх! «подъём в космических войсках» буркнул я сам себе под нос и полез на выход следом за Андреем ака ЮГ, он сегодня дежурный и ему готовить на завтрак молочную кашу и кофе. С наружи палатки было мерзко, но постепенно, сначала бестолково ползая по лагерю, сознание и ощущение возвращалось в норму. Народ начал шевелиться и с момента первых пробуждений в 7 утра к 9.00все проснулись. Аромат сваренного кофе и тепло от горелок возвращали к жизни, в нашем ангаре собралась туса. Под доблестное ржание поглотили и кашу и недоеденный ужин и до последней капли кофе и чай.
    Я даже сейчас поеживаюсь от воспоминания того, как это мокрое и холодное начинает обхватывать сначала ноги, а потом и все тело, обжигая его и выдавливая из него разного рода вокализации.. Ух! С добрым утром неопрен! Девчата одеваться в неопрен не захотели.. их можно понять.
    Временами дождь стихал, мы расходились, по очереди бегая в лес набрали там грибов, вылезших прямо на дороге после обильных дождей. Упаковав багаж по лодкам, решили, что сначала попробуем дойти до Тверецкого, а там если захотим закончим наш поход, соберёмся и домой. Шли нормально, мелей уже не было – вода из Поведи уже влилась в Осугу, и после переката на месте разрушенной плотины, мы вошли в Тверцу. Чистая осужья вода растворилась в мутной тверецкой, глубина большая, чувствуется – река! На берегах несмотря на непогоду были рыбаки, рядом с населёнкой в прибрежных лесах шастили грибоеды. В паре мест мы тоже сделали остановки – на левом берегу, там много хороших основательных с мебелью стоянок. Набрали грибов – их есть. До конечной точки маршрута - моста у санатория Митино первыми дошли оторвавшийся экипаж «Космической репки», а мы посещавшие берега, подтянулись минут через 20. На финише Кеша ака Zahar быстро собрался и решил ехать домой сразу, а мы ставить палатку как тент и готовить обед перед дорогой. Когда всё запихнули в машины к отъезду, то сложилось впечатление, что увозим реально больше чем привезли. Ах этот вещизм! Куда его деть! Дорога домой была не очень утомительной, окончив маршрут на воде в 17.30 и в 20.00 уехав с финиша в полночь мы прикатили в Краснознаменск.
    В итого: не смотря на имевшиеся сомнения по погодным условиям мы выполнили намеченный план и прошли весь маршрут: в первый день 32 км с 14.30до 19.30, во второй день 43 км с 11-30 до 17.30 всего 75 км.
    Надо вести борьбу с вещами, вещей и продуктов берем слишком много.
    Подхрамывает штурмания, толковая навигация и адекватные карты – вот что нам нужно.
    Подумываем пройти другие речки в Тверской области на следующий год.