XIV конкурс туристской фотографии
"ФотоТур-2023" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставляют призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2023»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Библиотека :: Отчёты и рассказы :: Соревнования

Ночная ПРАгулка 2012

20.07.2012 13:17 Pelageya

автор: Валерия, г. Подольск Московской обл.

На Ночную ПРАгулку мы собрались более, чем случайно. Олег Космос уличил меня в хронической непосещаемости мероприятий нашего сайта, и на вопрос, не хочу ли я пойти на эту гонку, я ответила утвердительно, боясь, что меня снова будут в чем-нибудь обвинять. А через пару дней позвонил Левандовский Олег, и своим неизменно жизнерадостным голосом сообщил, что, в общем-то, это он идет на Ночную ПРАгулку, и мол, ходят слухи, что я тоже собираюсь. Вот так нас стало двое!
     В прошлом году я уже приезжала на это соревнование, но тогда дальше, чем недалеко от старта, не дошла, и, в общем-то, полного представления о том, что из себя представляет это мероприятие, не имела. Как вы, наверное, уже поняли, это ночное ориентирование на байдарках. Передвигаться по дистанции нужно по воде, периодически высаживаясь в лес и собирая там КП. Ориентирование происходит как на суше, так и на воде. В общем-то, и все.
     Олег разработал тактику прохождения дистанции и поделился со мной. Суть в том, чтобы пока один участник бежит в лес и берет КП, другой участник на байдарке переплывает из точки А в точку Б, естественно, по ходу движения дистанции; берущий КП по дуговой траектории перемещается в точку Б, и там встречается с напарником, тем самым экономя время на прохождение дистанции по воде. Подразумевалось, что брать КП будет Олег, а перегонять байдарку буду я. Мне идея нравилась, но Олег считал небезопасным оставлять меня одну в байдарке ночью на воде. Мне было совсем не страшно, но с напарником веселее, и мы подумали, что было бы здорово найти третьего участника.
     Дело уже приближалось к выходным, и до отъезда в Рязанскую область оставалось два дня, а третьего участника у нас все еще не было. И тут мне позвонил Дима, с которым мы познакомились выходными раньше, на сборе морошки в Тверской области. Не долго думая, предлагаю Диме присоединиться к нашей команде, и он с удивительной готовностью соглашается. Только спросил: «А что это за мероприятие?» «Ночное ориентирование на байдарках», - ответила я. На сборе морошки Дима получил от меня же первый урок по гребле и поэтому ему интересно, он хочет продолжить знакомство с водным туризмом!
     И вот нас трое. Все задуманное начинает осуществляться. В пятницу вечером мы стартовали от ст.м. Текстильщики навстречу нашим приключениям. Лодка, спасики, весла, котелки, весь наш нехитрый скарб весело позвякивал в багажнике, а мы уплетали орехи и печенье, запивая кто чаем, кто пивом. Олег без устали рассказывал нам о том, как мир прекрасен, за окном шуршал дождь, и нам было хорошо. По дороге на Егорьевск усомнились в правильности пути, и решили спросить проезжавшего мимо автомобилиста, в правильном ли мы движемся направлении. Тот сообщил, что едет туда же, мы успокоились, а Олег пообещал прикрывать и всячески оберегать соседа. Судя по выражению лица, тот не поверил, а мы до последнего старались держаться рядом, выполняя данное обещание!
     В лес мы въехали уже затемно и, проехав около 1 километра вглубь, остановились, привлеченные необычным зрелищем: прямо посреди дороги, немного выше крыши автомобиля, паук сплел внушительных размеров паутину, удивительно правильной формы. Паутина парила в воздухе, как будто без опоры, на самом же деле две тоненькие нити тянулись от нее  далеко за пределы дороги, к деревьям. И паук внушал трепет и уважение, такой был большой и важный. Долго пытались сфотографировать это чудо природной архитектуры, к сожалению, не вышло, решили вернуться днем, и двинулись дальше. И вот приехали на стартовую поляну. По дороге все гадали, будет ли там еще кто-то, или мы первые и единственные, ведь старт только в 23-00 субботы, но оказалось, что на месте уже было несколько участников и о-о-орги!
Выплыли к нам в темноте:
- Доброй ночи, на ПРАгулку?
- Доброй ночи, да, мы участники.
- Приятно познакомиться, Владимир. Остановиться на стоянку можно вон там.

Познакомиться было действительно очень приятно. Организаторы Ночной ПРАгулки – это поистине очень милые, душевные и приветливые люди. Впоследствии на дистанции и уже на финише нас очень вкусно кормили, проявляли внимание, а на этапе «Спасти Люсю» терпеливо и с большим желанием обсуждали вместе с нами дальнейшую траекторию нашего движения, объясняли все возможности и подводные камни. Было приятно.
     Итак, мы расположились на ночлег, согрешили, разведя костер (очень уж хотелось чаю) и завалились спать.
В субботу в нашем распоряжении был целый день – гуляли, ходили посмотреть на заброшенную церковь, купались в Пре, загорали, ну и, конечно же, готовились к предстоящей гонке.
Дима с нетерпением ожидал начала, ведь он впервые был на подобном мероприятии, и ему было очень интересно, как это – плыть в байдарке 15 часов подряд. Впервые о том, что гонка займет 15 часов, он услышал в машине, немного удивился и даже забеспокоился, но это быстро прошло.
     И вот 21-00, начало регистрации. Наша команда под названием «Чуть не опоздали», потому что не успели зарегистрироваться до окончания срока регистрации, и мне пришлось звонить организаторам, просить, чтобы приняли нашу регистрацию в индивидуальном порядке. Расписываемся в Условиях, получаем нагрудные номера и номер на лодку, стартовую карточку. На запястье каждому из нас крепят электронный чип – такая новая система взятия КП, проводят инструктаж, как пользоваться электронными считывателями на КП, и остается только ждать старт. Автоматизированная система взятия КП привлекает – необычно и ново. В центре поляны стоят пробные аппаратики, на которых можно проверить действие системы и очистить чипы перед стартом. Конечно, для подстраховки организаторы на каждом КП к электросчитывателю приложили и традиционные компостеры, но и в нашей команде, и, насколько я знаю, в целом, система работала четко и сбоев не давала.
     И вот 23-00, долгожданный старт. Карты нам не дали, их нужно было еще добыть, пробежавшись пару километров по лесу. Все рванули и мы с Олегом тоже, а Дима растерялся и никуда не побежал, остался рядом с байдаркой. Мы вернулись с картами, сели в лодку и гонка началась.

Дистанция – это закольцованный водный участок, где река Пра перемежается с системой озер, существенная часть которых сильно заболочена. Населенки почти нет, в редко встречающихся деревушках живут от 10 до 70 человек. Леса красивые и временами дремучие. И много болот. Ну, это нам еще предстоит вкусить…
     Ориентироваться ночью, да на воде, это особый вид удовольствия. В попытке добраться до нужного берега или острова, где нас ждали КП, мы не раз забредали в лабиринты болотной поросли, откуда не было дальнейшего хода. Либо возвращались и шли другим путем, который тоже мог быть неверным и приходилось возвращаться снова, либо ломились прямо по болоту, разгребая веслами камыши и густую жижу. Ночью все было непонятно, и мы сомневались, что вообще правильно поступаем, шляясь по болотам, но это только днем мы осознали, что болота будут нам попадаться почти всегда и главная задача в зарослях болот найти узкую протоку, ведущую к следующему озеру.
     А сейчас мы ломили на всех парах к первому КП!
     К слову, наша теория перемещаться одновременно по воде и по суше потерпела неудачу – условием соревнований было обязательное посещение КП всеми участниками группы, причем, считыватель должен был зафиксировать всех троих в течение 1 минуты, иначе КП считалось не взятым. В прошлом году такого условия не было…

У меня есть особенность – я очень плохо ориентируюсь, может быть поэтому судьба периодически забрасывает меня на ММБ. И когда я оказываюсь один на один с картой и компасом, то начинаю добросовестно разбираться, куда мне идти. Вот и сейчас, когда мы причалили и выскочили на берег к первому КП, я остановилась, чтобы взять азимут. На меня тут же налетел Олег:
- Ты чего стоишь, как вкопанная? Побежали!
- Погоди, я не могу понять, куда бежать, - отвечаю я, сверля глазами карту.
- Как это? – недоумевает Олег, - посмотри, куча народу бежит на КП.
- Ну и что, - упрямо отвечаю – я хочу взять азимут!
- Какой азимут?! Ты с ума сошла! Побежали, тут до КП 30 метров!
- Ну и что, что 30 метров! А я не хочу бежать как тупая овца за стадом!
     Потом, когда мы ехали уже домой и Олег вспомнил эту мою фразу, мы хохотали и не могли остановиться.
А сейчас я оторвала глаза от карты и увидела, что Олег готов схватить меня за шкирку и волоком тащить на этот несчастный первый КП. Глаза его метали молнии, он в нетерпении бегал по кругу и ругался что есть сил. В общем, я решила уступить и пробежать 30 метров до КП без азимута…
     Так мы взяли 22, 41 и 42 КП. Периодически подмерзали на воде, но спасались бегом по лесу. Теперь держим курс на КП 60, что находится на отдельном небольшом острове. Река красиво озаряется ночным маревом, впереди виден красный серп луны, а мы не сразу соображаем, что это луна. Скопления гонщиков постепенно редеют, и вот уже наша лодка одиноко плывет по воде. Тихо, слышен только плеск весла. Приходим на остров, бросаем лодочку и мчимся к КП. Оно находится недалеко, на его взятие у нас ушло не более пятнадцати минут.
     На то, чтобы потом найти лодку ушло минут сорок. Болотистые заросшие берега в темноте настолько однообразны, что понять, где именно ты бросил судно, нереально. Очень жалко время, но ничего не поделаешь, и мы ищем снова и снова свою лодку. К берегу то тут, то там тянутся протоптанные в болоте дорожки, и мы ныряем во все по очереди, но нашей байдарки все нет. Олег предлагает залезть на дерево и даже предпринимает такую попытку, но сразу сообщает, что он убьется, а лодку в ночи все равно не видать. Встречаем кого-то:
- Вы не видели лодку с номером 48?
- А вы 26-ю?
     Понятно…
     Но наконец-то, то ли кто-то все же видел, то ли мы сами наткнулись, но лодку нашли. Было очень радостно! Потерять лодку ночью в болоте очень тоскливо! Плывем дальше. Нас ждут 44 и 62 КП. Светает.
     Мост проходим уже засветло и настроение улучшается. Скоро солнышко выглянет, и станет совсем  хорошо! А пока надо грести, чтобы не мерзнуть, и хорошо, что нет дождя. Олег заряжен, из него адреналин фонтаном хлещет, Диме все еще интересно, я хочу есть. Пошел седьмой час гонки.
     Чтобы подобраться к 44 КП, мы бросаем лодку у выступа деревьев и мчимся вглубь мещерского леса. КП находим быстро и решаем, что незачем возвращаться к лодке и оплывать заболоченный участок, а лучше взять 62 КП по суше. Нашли, взяли, теперь обратно к лодке…
Вот тут и началось. Вроде бы и обратно пришли, и места знакомые, здесь мы начинали, а лодки-то нет! Снова потеряли!
     Искали очень долго. В какой-то момент отчаялись, понимая, что лодки действительно нигде нет. Мы уже влезли по уши в болото, грязная вонючая жижа пыталась отобрать кроссовки, а ее глубина была уже мне выше колена, и я боялась, что в какой-то момент кроссовки так и останутся в топкой бездне под ногами. Но мы все бродили и бродили в камышах, выискивая байдарку. Олег вышел из болота поближе к реке, и мы периодически слышали, как он ругается матом после очередного углубления по пояс. В какой-то момент он ойкнул и затих. Мы испугались, но Олег сообщил, что он всего лишь утонул и мы снова и снова искали.
     Усталость берет свое, и вскоре я уже пошатывалась от недосыпа и постоянной борьбы с топью под ногами. Координация была нарушена, и периодически я спотыкалась и погрязала в болоте еще и руками. Олега мы уже давно не видели, Дима же держался всегда поблизости, боясь потеряться. А я боялась остаться без Олега, ведь ни я, ни Дима, мы не умеем ориентироваться и можем остаться в этом ненавистном болоте навсегда.
     И тут мы услышали, как кто-то из участников, идущих на 62 КП по воде, говорит, что да, видели зеленую Вуоксу-трешку, но она далеко отсюда:
- Мы от того места уже минут пятнадцать по воде идем.
Удивительно, как мы могли отдалиться от своей лодки на такое расстояние... Но делать нечего, надо отсюда как-то выбираться. Олег крикнул, чтобы мы возвращались в лес и шли параллельно берегу вправо, а сам он пойдет по воде. И вот случилось то, чего я и боялась: мы с Димой остались одни. В лесу.
     Идти глубоким лесом было страшно, мы рисковали сильно потеряться, и было решено продолжать передвигаться по узкой полосе болота, идущей параллельно берегу. Болотный лес был таким высоким, что я совершенно не могла сориентироваться, ни где мы находимся, ни где тот пятачок леса, возле которого должна ждать нас байдарка, ни где 44 КП. Мы остались совершенно одни, и нас сопровождало только смутное представление, куда нам идти… Бурелом был настолько дикий, что в какой-то момент я застряла в зарослях, перенеся одну ногу по ту сторону завала, - меня заклинило. Так я несколько минут пыталась продраться сквозь эти джунгли, но преуспела лишь в том, что шлепнулась на пятую точку. И это без рюкзака! Правда, в спасжилете, что тоже не сладко…
     Паника накрывает внезапно и не поддается логике. Вне зависимости от того, что мы не в джунглях и выход есть, я запаниковала. Правда, виду не подала, т.к. чувствовала ответственность за Диму. Но из болота меня паника все же выгнала в лес. Уж лучше потеряться в сухом лесу, чем утонуть в вонючей жиже!
     Где-то впереди забрезжил просвет, и мы решили топать туда, найти хоть какую-то окраину леса, а там, может, удастся разобраться и найти Олега. И тут, о чудо!, человек! Девушка. Я налетаю на нее с вопросом, где находится 44 КП. От напряжения вопрос получается требовательным, и девушка смотрит на меня непонимающими глазами. А я снова и снова спрашиваю ее, где 44 КП!! Ответил нам подошедший молодой человек. Мы двинулись в указанном направлении, и даже, как мне показалось, вышли почти на то место, откуда начали свой путь к 44 КП, оставив лодку. И вот мы снова в болоте и снова ищем лодку. И опять безрезультатно. Коридор за коридором мы прочесываем эту несусветную вонь, все тщетно. Скоро мы снова потеряли ориентацию. Моральные силы покидают нас. И тут снова метрах в ста от нас появляется человек, мы увидели его спасжилет.
- Помогите выйти из леса! – кричит Дима.
- Вуокса, трешка, зеленая! – присоединяюсь я к нему, - не видели?! Должна быть где-то здесь…
- Видели! – отвечает спасжилет и, вынырнув из зарослей, преобразовывается в Олега! Нашего родного, дорогого, самого любимого Олега Левандовского!
     Олег тоже очень нам рад, он возбужденно рассказывает, как нашел лодку, рухнул в нее без сил, но потом вернулся в лес, чтобы найти нас. Как он ходил по лесу и кричал нам, и кричал, а мы не отзывались. Как у него в душе тоже стала зарождаться паника, что мы не найдем друг друга и нам больше никогда не быть вместе на этой дикой дистанции. И как он безумно рад, что мы нашлись!
     Оказалось, что мы все же вышли к лодке, и она находилась в 20 метрах от нас, в зарослях болота. Правда, пока мы радовались воссоединению команды, умудрились снова ее потерять, но на этот раз не так катастрофично.
     Все, валим отсюда подальше, быстро берем 31 КП и рвем когти на цепочку 23-32-45. Эти КП берем без особых приключений и мчимся на всех парах спасать Люсю!

Люся – прелестное создание, оказавшееся в беде. Не спасти Люсю – тяжкое преступление, за которое наказанием является штрафной КП. Для того, чтобы Люсю спасти, нужно метнуть в нее «морковку» и попасть, а если не получится, то придется тащиться в лес за штрафом. Мы не попали, и потащились в лес за штрафом.
     Было уже около 10 часов утра, пошел двенадцатый час гонки. Солнышко пригревало все сильнее, комаров становилось все меньше, в лесу было красиво и хорошо. Мы бойко идем по укатанной дороге и считаем шаги.
     Свернули с дороги в лес, прошли немного и остановились в нерешительности: судя по карте здесь должна быть одна дорога, а на поверку – другая. Но мы не приуныли, а решили продолжить ход и каким-то образом снова вышли на укатанную дорогу. Ну что ж – решаем – значит, это не наша дорога. Идем дальше. Вот еще одна. Сворачиваем на нее и снова углубляемся в лес. Через какое-то время оказываемся точно там же – перед сомнительной дорогой. Когда ориентируешься, так приятно ходить в лесу кругами!
     Мы-то с Олегом увлечены подсчетом шагов, а вот Дима позади притих. Оборачиваюсь к нему:
- Дима, ты там как?
- Еще иду… - отвечает Дима, и в его голосе не улавливаю оптимистичных ноток.
     Но делать нечего, без штрафного КП нам нельзя уходить – за его невзятие команда дисквалифицируется. Поэтому только вперед.
     Долго ли, коротко ли, но мы ищем. Немного огорчает, что больше никого нет – обычно все же нет-нет, да и появится кто-нибудь из гонщиков. А тут совсем одни, даже начинаем сомневаться, там ли мы ищем КП, где надо… И вдруг встречаем молодого человека, который отдыхает в лесочке. Он при виде нас смеется, говорит, что мы уже не первые, и предлагает GPS. От новигатора отказываемся, а весть, что не мы одни здесь бродим, нас ободряет – значит, мы на правильном пути. Поиски и солнечное тепло становятся все энергичнее, лес приветливо шуршит и протягивает к нам свои гостеприимные ветки, а мы купаемся в летних лучах, что пробиваются сквозь листву.
     Снова отсчитываем шаги и сворачиваем на просеку. КП оказалось не совсем там, где указано на карте, но мы его находим без труда – это выразительный корч прямо на тропе.
     Возвращаемся к Люсе и лодке, едим печенье и пьем чай, организаторы еще предложили жареные крылышки, но мы слишком устали, чтобы кушать. Да и дальше надо идти.
     Но тут надо принимать решение. До контрольного времени финиша остается чуть более трех часов, а мы еще не прошли основные заболоченные участки, которые на карте выглядят очень впечатляюще. Многие команды после спасения Люси повернули назад, и пошли против течения к старту. В какой-то степени это разумное решение, если нет уверенности, что за три часа вы можете пройти 15-20 км, половина из которых – дремучие болота. Мы, конечно, рвемся в бой, идти обратно тем же путем так не хочется, но организаторы заботливо предлагают нам не пороть горячку и принять правильное решение. И после недолгих колебаний мы решаем дойти до старта-финиша, повернув назад.
     Становится совсем жарко, и мы наконец-то снимаем с себя ветровки. Жаль, но спасжилеты снимать нельзя, а так хочется избавиться и от них! Теплые ласковые капли торфяной воды освежают наши уставшие измученные тела, а прохладный ветерок бодрит и придает сил. Гребем против течения.
     Обратный путь нам знаком и мы стараемся лишь не опоздать на финиш. Усталость, конечно, уже дает о себе знать, и терпение кончается, не кончается только гребля. И вот мы забредаем опять в болота. Один коридор – выхода нет, второй – снова тупик. Но здесь должна быть протока, я точно помню, и Олег тоже. Ищем, ищем, и нашли. Правда, до нее все равно пришлось бы плыть в обход, но так не хочется снова возвращаться даже на несколько метров назад, что мы ломим к протоке прямо через камыш. Очень жарко. Начинает морить.
В какой-то момент я бросаю весло, чтобы посмотреть карту, а потом слышу, как Дима просит Олега не кричать, а то разбудит.  Оказывается, я уснула, «глядя» в карту.
     Идем, идем, и вот уже Дима начинает беспокойно спрашивать: «А сколько еще грести?» Причем, как-то странно часто спрашивает. Один Олег свеж, как летний ветерок, как будто и не бегает по болотам вот уже тринадцать часов! Его энтузиазм и непоколебимая вера в нас заряжает нас огнем:
- Гребем, гребем! Не расслабляемся! Дима, работаем! Хватай весло!
     Вспомнилось, как на одном из КП, еще ночью, Олег в азарте крикнул: «Лера! Ко мне!», тихонько улыбаюсь. Энерджайзер ты наш!
Диму нужно подбодрить. Он молодчина, но все же я понимаю, что ему сложно, ведь он ни разу не участвовал ни в чем подобном. Мы затянули песенку туристенка «Ох, заманили», потом спели еще несколько, и жизнь стала налаживаться.
     И вот показались сначала деревушка, потом разрушенная церковь, а затем мы причалили к берегу, от которого пятнадцать часов назад началось наше байдарочно-болотное приключение! Выбравшись из байдарки на берег, мы почувствовали, что смертельно устали. Хотелось рухнуть на траву и не шевелиться. Но, несмотря на усталость, было очень хорошо. И радостно на душе. И ощущение счастья! Мы сделали это. Хорошо ли, плохо ли, но мы прошли дистанцию, взяли все возможные КП и успели на финиш за пятнадцать минут до его закрытия.
     Купание в речке было изумительным, суп и компот, приготовленные организаторами, самыми вкусными. Потом я снова отрубилась, уже в палатке, не успев переодеться.
     Потом были сборы и дорога домой. В машине сразу же крепко уснул Дима, а мы с Олегом обсуждали все подробности гонки, ее курьезы и смешные случаи.
В Москве расстались, когда уже стемнело. Еще немного и вот дом. Я знала, что завтра будет все болеть, но мне очень нравится эта приятная ломота в теле после физической нагрузки.
     В понедельник утром позвонил Дима и радостно сообщил, что он проспал на работу, а коллеги после его рассказа считают его мега-крутым чуваком. Похоже, Дима остался доволен, и я порадовалась этому.
     А потом позвонил Олег и сказал, что мы заняли 18 место из 39 финишировавших команд. А стартовала 51 команда. Оказывается, многие не дошли до финиша, или не уложились в контрольное время. Ну что ж, неплохой результат!
     Спасибо тебе, речка Пра, за интригу, спасибо вам, организаторы, за чудесное мероприятие и доброе отношение, и, конечно же, спасибо моей команде – двум бесстрашным воинам-джигитам, готовым бороться и побеждать! Ура, ура, ура!