XIV конкурс туристской фотографии
"ФотоТур-2023" завершен.
С результатами можно ознакомиться на форуме.
Ветер Перемен

Мастерская ФМК и Prokat.pw предоставляют призы для
победителей соревнования «Осенняя Протва - 2023»
Логин: Пароль: Забыли пароль?Регистрация
Библиотека :: Отчёты и рассказы :: Пешие походы :: Кавказ

р. Шахе, 4-9 ноября 2012. Заметки матрасного пешеходника.

13.11.2012 16:45 slaw120

автор: Михаил Северюхин, г. Москва

В любой истории главной является предыстория. Когда Хрыч кликнул сбор на Шахе, я, честно говоря, решил: приглашу даму, поеду, поживу у моря недельку, покупаюсь, позагораю. Сплавщик из меня никакой, пешком и с грузом я не путешествовал лет тридцать, а просто отдыхать я люблю. Заявился и стал ждать. Думал так: отказаться на месте всегда успею, посмотрю по самочувствию. Многие здесь знают, что я хромой. Это последствия травмы в юности, неудачное приземление, преимущественно на правую ногу.
    Небольшая медицинская подробность: видимо, возникла трещина в хряще тазобедренного сустава, и он стал постепенно разрушаться. Меня давно беспокоили боли, но они были лёгкие, скоро проходили, и я не обращал на них внимание. А года три назад всё стало хуже; я захромал, и даже в машине на газ давить стало неудобно. Нести тяжесть в правой руке было больно. И переложить в левую тоже больно. Более менее проблема решалась рюкзаком. Но больше десяти кило я не носил и не был уверен в своих силах. Потом началось обсуждение, да и погода стояла хорошая, и я сделал несколько тренировочно-проверочных выходов с тяжёлым рюкзаком. Всё оказалось нормально, я окончательно решил, что иду пешку.
    Но имелась одна сложность. В горах Кавказа в ноябре может быть любая погода. Можете мне поверить. Я провёл там в общей сложности несколько лет. Может быть жара, и палит солнце. Может быть жара, и идёт дождь. Может быть холодрыга и солнце, а может холодрыга и дождь. Может снег с дождём и снег с солнцем. Ветер может быть сильный, холодный, тёплый, слабый или никакого. И ещё деталь - в горах ветер может дуть в любую сторону, в том числе сверху вниз или наоборот, чего на равнине не бывает. Это я к тому рассказываю, что мне было совершенно неясно, что брать, и сколько будет весить рюкзак. А это для меня важно: разболится - и выбрасывать барахло для облегчения тоже не хотелось.
    И качество дороги я себе не представлял. И точную дистанцию тоже не знал. А оказаться не в состоянии передвигаться в середине маршрута означало создать себе и другим массу проблем. И всё-таки я рискнул. Собрался по-среднему (14 кг) и решил для себя, что я пойду только горную часть пути. Чего мне, в самом деле, идти по шоссе? Дойду до асфальта. А там к морю на транспорте, подожду ребят, внизу встретимся, да и домой. Таким образом решение было принято.

Билеты организовал адмирал. Поехали в субботу утром. Нескучный поезд. Домашние закуски-выпивки, время пролетело незаметно.
    Влад и Влада догоняли нас на другом поезде и встретились мы уже в Сочи. А ещё в Сочи мы встретили Володю (Туриста). По дороге в Южный Китай, он нас там подкарауливал! И сразу возникли проблемы! Стала нужна четвёртая машина. Пока её ждали, прошло три часа. Но зато в Сочи было уже лето! Рынок там шикарный и совсем рядом. Всё закупили, сидим ждём. Тепло, все разделись. Принесли местное пиво и вино, стали пробовать – вкусно!
    Доехали быстро. До Бабука не добрались неск. км. И правильно сделали, далековато оказалось бы. Встали у развалин какого-то приюта. Несколько развалившихся домиков. С погодой повезло; тепло, тихо, солнце светит. Горы вокруг жёлто-зеленые, на небе ни облачка. И журчит Шахе. Воды маловато, но имеется. Все засиделись, увидели подвесной мостик – кинулись его штурмовать. А там, сами знаете, костёр, поставились, Налим харч сготовил. Как всегда не хватило… . За уши не оттащишь... Неучтёнка пошла в ход… Пиво, вино и чача, умывание в речке и спать! Воскресенье закончилось.
    Наутро сборы без спешки и в путь.
    Пешеходники - это Кеша, Налим, Слав 120 и Володя Ту1рист. Идти оказалось нетрудно и недалеко. Дистанция км 5 или 6. С полки часто видели внизу водников, перекрикивались с ними. Место встречи мы засекли и часа через три вышли к группе. Водники уже были на месте. Описывать его не буду, есть фотки. Речку можно переходить, не везде, правда… Получилась отличная полуднёвка! Солнце светило точно вдоль ущелья, стало жарко. Некоторые искупались в Шахе, вода +11 Ц (был термометр). В этот день на побережье было +28 Ц, а вода 22.
    След. утро тоже было отличным! Однако, идти предстояло существенно дальше. А главное – точно неизвестно, сколько именно. И где будет встреча с группой, мы тоже не знали. И предстояла переправа через Бзыч, а моста, конечно, нет… И как это всё будет – никто не знает. А в небе постоянно летают, причём, иногда прямо над головой, какие-то вертолёты, возят бетон на какую-то стройку. Болтают, на дачу Путина. Хрен с ней, с дачей. Собрались. Вышли.

Ничего страшного не случилось. Поклажа моя к этому времени полегчала, боль меня сильно не беспокоила, шёл себе потихоньку. Сделали неск. привалов, что-то пожевали, водички из родника попили.
    Бзыч просто перешли вброд. Воды было мало. Сколько точно прошли, не знаю, где-то под 15 км. Пришли в Солох-Аул. Попалась усадьба Кошмана. Сделали остановку. Поели блинов, попили чаю с мёдом. В Солохе Кеша зацепил бутылёк пивасика. Вот было счастье! Дошли до автобуса в Дагомыс. И тут я сообщил своим спутникам, что еду вниз на транспорте. Объяснил, что на днёвке завтра мне делать нечего, буду ждать их в Дагомысе. Ребята ушли, а я остался ждать автобус, где-то через час должен пойти. Посидел минут 20, скучно стало, и тоже пошёл. Асфальт, машины обгоняют, иду, только поднял руку – останавливается жигуль, а в нём мужик, егерь, в камуфляже, а в багажнике рюкзак, как у меня. В этой тачке обогнал ребят. Идут они, солнцем палимые. По разным сторонам дороги. Разговорились с егерем, и, между прочим, он сказал, что будет перемена погоды на дождливую. У меня уже тогда возникла мысль - позвонить водникам и предупредить об этом. Но, решил, ладно, приеду, поселюсь и позвоню. В город я приехал в 17-30. Все гостиницы свободные. Кинул вещи и на пляж!
    Вот это доложу вам, кайф! После потного рюкзака и не менее потных вибрамов, окунуться в море, такое прохладное, такое прозрачное…. Солнце грело…. Уже ради этого стоило ехать! Потом горячий душ в гостинице, и завалился спать. Ни до кого не дозвонился. Кто недоступен, у кого выключен, кому – оставьте сообщение. Квасят все, не до меня! Оставил сообщение Кеше.
    А ночью, под утро, около четырёх, пошёл дождь. Да какой! Это был типичный тропический ливень. Водопад стеной. Не врал егерь! А главное – дождь шёл до полвторого дня! Представляете себе ливень в течение десяти часов? Утром администратор стучит в дверь – у вас вода на полу есть? Я говорю - есть. А что делать? А отвечаю – ничего. Я знал, что такое возможно. На первом этаже можно проснуться, а твои ботинки плавают по комнате. Вещи я все положил либо в кресло, либо на журнальный столик. Ещё повалялся, стало скучно, выключился телек. Случилось наводнение, и отключили свет. Закрыты магазины, кафюшки и всё, что требует электричества. Но, к счастью, не везде, а только в нижнем городе, со стороны моря. Дождь ослабел, но не прекратился, я пошёл побродить. Поснимал наводнение и хочу заметить – речка на видео это НЕ ШАХЕ! Шахе впадает в Головинке, а это какая-то другая река, но похоже.

А главное – то же самое должно твориться и на стоянке водников! И действительно, творилось! Сначала порадовался за водников. Вот это будет сплав! Вот это экстрим так экстрим! Текуха где-то под 25 км час! Хотел поехать снимать финишный выкат. А потом подумал: нет, Хрыч аккуратный, он не даст никому погибнуть, он всё отменит. Но меня там не было и пусть об этом расскажут свидетели. А я погулял, зашёл в ресторашку, перекусил и потом пошёл купаться в море. Подумал, что если оказался на юге у моря – надо купаться! Но в месте впадения реки, вода в море стала страшно грязная. Пришлось отойти в сторону. Там было нормально, море всё-таки большое. После пришёл в гостиницу, там всё убрано, опять душ и спать. Вообще, спалось очень хорошо. Днёвка кончилась.
    Ночью дождь прекратился совсем. Днём вода стала спадать. Причём, так же быстро, как и поднималась. А подъём был на два с половиной метра! Я спрашивал – местные не помнят такого. Даже солнце выглядывало сквозь тучи. Но похолодало до +15Ц. А вода в море, как была +22, так и осталась. Ну, может, +21. Пошёл гулять, выпил пива, закусил, поснимал. Вдруг, звонит Хрыч и говорит: Мы снялись, едем в автобусе в город, все целы, встречай! У меня отлегло; ну, думаю, слава Богу! Пришёл на автовокзал, снял их выгрузку из автобуса, помог найти ночлег (никаких проблем в такое время), а там и вторая партия подоспела. Они там какой-то склон форсировали, растянулись и разделились. Показал вино, нашёл в Дагомысе – называется « Хан матраса». Честное слово!!!
    Ну, поселились они, опять чача, вино и пиво. Словом, снятие стресса. Опять душ, уже для них; и ночёвка в чистых, сухих простынях!!! А не в мокром, глиняном спальнике!!! Да и раскладочный харч, как я понял, уже им поднадоел.
    В последний день пошли погулять я, Налим, и Влад с Владой. Было облачно, но дождя не было. Пришли на море, искупались и славно посидели в ресторане. Кабак прямо на пляже. Вл. и Вл. уезжали завтра. А вся наша компания решила ехать на эльке. Только вот подходящая была за пять часов до отхода нашего поезда. А на следующую мы не успевали. Вся команда уехала, а я после кабака лёг спать. Проснулся часа через три, взял вещи (совсем лёгкий рюкзак) и по путям пешком пришёл в Сочи на вокзал. Там минут сорок ходу неспешным шагом, из Дагомыса вокзал виден.

Потом поезд в Москву. И опять: пиво, вино и чача… Ну и нераскладочная еда. Вот, вроде и всё. На вокзале попрощались, я чмокнул Рыжульку в щёчку…